|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философия иррационализма. Иррационалистические учения А.Шопенгауэра, Ф.НицшеИррационализм (лат. irrationalis — бессознательное, неразумное) — философские течения, провозглашающие главенство неразумного начала и делающие его основной характеристикой как самого мира, так и его познания. В противоположность классической философии, выдвинувшей на первое место разум и рациональность и поставившей в качестве основной своей цели выявление внутренней логики развития этой рациональности (поиски гармонии в мире, открытие законов мироздания), постклассическая философия знаменует собой отказ от признания разумных оснований действительности и выдвижение на первый план иррациональных моментов (воли, эмоций, фантазии и др.). Иррационализм не отрицает разума, но ограничивает его место в бытии, выступая против панлогического усечения и упрощения мира. Разуму было отведено чисто утилитарное место в познании, а главный путь познания истины усматривается в интуитивном, до- или внетеоретическом познании. Сама философия из мышления о мире в понятиях превращается в понимание (или интуитивное восприятие) в принципе непознаваемой силами одного только разума действительности. Несмотря на то, что иррационалистические тенденции можно проследить на протяжении длительного развития философии, сам термин "И.", строго говоря, относят все же к тем философским направлениям, которые складываются в конце XIX — начале XX в. В эту эпоху иррационалистические умонастроения приобретают особое распространение в связи с обострением кризисных симптомов развития самого общества. Артур Шопенгауэр (1786-1861) – немецкий философ, основоположник системы, проникнутой волюнтаризмом, пессимизмом и иррационализмом. Ярый противник Гегеля. О бытии. Шопенгауэр выделяет два вида бытия (два "мира"): 1) мир как Воля и 2) мир как представление. Мировая Воля – это безличное, неразумное, потусторонее, творческое первоначало, беспричинная сущность мира, некая "Вещь-в-себе". Мировой Воле присуща "нелепость", она лишена смысла и ведет себя абсурдным образом; она вечно неудовлетворенна и ненасытна ("вечно голодна") и сама не знает чего хочет; это "слепое влечение, темный, глухой позыв". Мировая воля – это абсолютная иррациональная свобода, совпадающая с антиморальным произволом: она способна породить любое зло. Она устремлена на реализацию своей мощи и проявляет себя, порождая мир природы. Мир как представление – это мир природных явлений, как он представлен в сознании человека. В мире явлений (представлений) Мировая воля воплощается, проявляет саму себя в разнообразных формах: в неживой природе – это всемирное тяготение, магнетизм и т.п.; в органической природе – это воля к жизни, борьба за существование, тропизмы растений и инстинкты животных; у людей – это аффекты, страсти, их мстительность и властолюбие. В мире представлений Мировая воля предстает в виде бесконечного разнообразия отдельных "воль" (объектов, собятий и процессов), которые борются друг с другом. Мир как представление – это неполноценное бытие, своего рода иллюзия, мираж, плод деятельности несовершенного человеческого сознания (разума). В этом мире нет свободы, а есть только необходимость: мир подчинен априорному закону достаточного основания (закону причинности). Мировая воля двойственна и находится в диссонансе, разладе сама с собой: она одновременно "мучитель" и "мученник", "преступник" и "судья". В своих проявлениях она все более страдает и ощущает себя мучительно несчастной (особенно в человеке). Вечная неудовлетворенность, тревога и беспокойство пронизывают все сущее. В мире происходят вечные повторения трагических состояний жестокости, и в их повторении виновата именно Мировая воля. Породив мир явлений как "мир скорби", она совершила преступление, грехопадение, пытаясь обмануть саму себя, отдаляясь от своего первоначального состояния "в-себе". Она должна быть наказана, освободится от зла и страданий, т.е. совершить самоубийство. Но сама она привести приговор в исполнение не может, т.к. неразумна. Для этого-то ей и необходим человек. О познании. Мыслящее сознание, интеллект человека – это всего лишь орудие его воли. Рациональное познание (научно-теоретические абстракции, обобщения) – всего лишь функция биологических мотиваций людей, их воли, с целью приспособления к окружающему миру природных явлений. Задача истинного, философского познания – не познание явлений, а проникновение в сущность, в мир "вещей-в-себе", что может быть достигнуто только посредством интуиции (интуитивной догадки, прозрения), на которую обычные люди не способны, но лишь некоторые философы. О человеке. Человек – это высшая форма объективации Мировой Воли, ее проявления в природе. Сущность человека, его истинное "я" – это его воля, волевые импульсы. Мировая воля порождает человека, чтобы его страданиями облегчить свои страдания (т.е. обманывает человека). Поэтому, человек осознавший, что Мировая воля – это источник зла и страданий, должен в ответ обмануть ее (это вполне морально оправданно и необходимо). Для этого он должен самоликвидировать Мировую волю в себе, т.е. уничтожить волю к жизни в самом себе, освободиться от желания жить. Для этого нужно возвыситься над жизнью, над ее горестями и радостями. Две ступени возвышения над жизнью: 1) эстетическое забвение – интуитивное созерцание прекрасного в искусстве освобождает душу от страданий, вызванных эгоистическими страстями; человек как бы забывает свое "я", отрешается от тягот жизни, от всего обыденного и пошлого; 2) этическое действование – следует подавить в себе волю к жизни, следуя следующему правилу нравственности: "Принуждай себя не делать ничего из того, что хочется, а делай то, чего не хочется". Мораль должна состоять из следующих элементов: а) покорность в принятии мучений; б) аскетизм по отношению к себе; в) альтризм по отношению к другим. В результате – освобождение человека от эгоизма. Полинно моральный человек достигает своего рода атеистической "святости": он не верит в Бога, но ведет себя так, как если бы он в него верил и следовал его заветам. Фридрих Ницше (1844-1900) – немецкий мыслитель, философ-поэт в значительной мере определивший основные черты неклассического типа философствования, основатель "философии жизни". Идеи Ницше во многом предвосхитили и тематизировали лучшие философские тексты XX в. О бытии. Философия жизни – это попытка преодолеть односторонность идеализма и материализма. Мир – это не "становление бытия", не дух (разум) и не материя. Мир – это жизнь, это хаос становления ("бытие становления"), чистое и непрерывное движение. Сущность становления мира – это бессмысленное "вечное возращение", повторение и обновление того, что уже неоднократно существовало. Глубинная основа жизни – это воля к власти, к господству – активная жизненная сила, неразумная, стихийная активность становления. Разум не правит миром – миром вообще никто не правит: он есть воля, темная слепая сила, дикая игра сил и стихий. Материальный мир, поскольку в нем действуют различные силы, это лишь более примитивная, недоразвитая форма проявления воли к власти. Мир, рассматриваемый изнутри, есть воля к власти и ничего, кроме этого. О познании. Мышление, разум – это лишь жалкий интеллект, возомнивший себя способным упорядочить мир, управлять мировой стихией. Его господином является слепая сила, воля, глубинные устремления, инстинкты тела. Разум, сам того не зная, только обосновывает, оправдывает бессознательные намерения воли. Интеллект не способен познать мир как волю, как жизнь, и он его и не познает, а лишь схематизирует, в той мере, в которой это нужно для практических потребностей организма. "Вечные истины" разума, которые открывают философы – это лишь маска, за которой скрываются их истинные побуждения – стремление к господству, заставляющее философов создавать идеи и навязывать их миру. Рациональная философия – это "нечестная игра", самообман и обман других. О человеке. По Ницше, человек – это биологический организм, появившийся в процессе эволюции жизни, поэтому в человеке в "снятом виде" присутсвуют все ступени эволюции мира. В процессе развития, борьбы за существование организм вырабатывает все более сложные формы приспособления к миру. Человек, прежде всего, это не его разум, а его тело – хотящее, стремящееся, чувствующее. Разум – это лишь "игрушка" для тела. Человеческое тело – это воля к жизни, которая проявляется как чувство, страсть с разнообразными оттенками, где главное – это стремление к расширению собственного Я, "воля к власти". Изначальные свойства жизни тела – это необузданность, страсть, отвага, мужество, сила. С этих позиций Ницше объявляет о необходимости "переоценки всех ценностей", традиционных для морали Запада. Традиционная мораль, в основе которой – христианская культура, основанная, по мнению Ницше, на отвращении, презрении к жизни, ко всему земному (Будда, Платон, Христос). По Ницше, это "мораль слабого, усталого духа", который стремится к смерти, чтобы после нее обрести счастье в потустороннем мире. Призывы этой морали к состраданию, милосердию и послушанию портят человека, подавляя его важнейшие инстинкты сохранения жизни, страсть к жизни. Поэтому Ницше заявляет: "Бог умер! Мы убили его!" Это значит, что наступила новая эпоха, с новой системой ценностей, родился новый человек – "сверхчеловек", "белокурая бестия". Право на существование имеют только сильные духом: "Пусть гибнут слабые и уродливые – первая заповедь нашего человеколюбия. Надо помогать им гибнуть; слабого – толкни", – заявляет Ницше. Человек – это "мост между обезьяной и сверхчеловеком", который есть смысл и оправдание существования самого человека. "Сверхчеловек" Ницше – это сильная личность, разорвавшая оковы "рабской морали", построенной на послушании, и восставшая против человеческих законов; это аристократ, находящийся вне пределов "стада", вне любых моральных норм, кроме тех, которые сам создает (он "по ту сторону добра и зла"). Ницшеанский сверхчеловек – это одновременно мудрец-философ и аристократ-завоеватель. Его качества – это здоровое тело и сильная воля, благородство и гордость, честность и презрение к своей слабости, жизнерадостность и страстность, себялюбие и инстинкт войны и завоевателя; и в то же время творчество, умение раздавать и дарить, жертвовать собой. В качестве примеров проявления этих качеств Ницше приводит исторические личности – Александр Великий, Цезарь, Наполеон. О культуре. Ницше, анализируя древнегреческую культуру, выделяет в ней два начала: 1) "дионисийское" – это начало темное, иррациональное, воплощающее чувственную страсть, буйство творческой энергии, силу здоровья, способность сказать радостное "да" трагедии жизни; 2) "аполлоновское" – светлое, ясное, рациональное, с ним связаны попытки выразить смысл бытия через меру и гармонию. Именно аполлоновское начало воплотилось в философии начиная с Сократа и Платона, и потому именно отсюда начинается падение человечества. Современная культура переживает эпоху декаданса (упадка), т.к. возрастание роли интеллекта в жизни людей привело к ослаблению основных жизненных инстинктов человека и разрушило ощущение единства человека с жизнью мира.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |