АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Суть учения Конфуция и его влияние на формирование японского менталитета

Читайте также:
  1. I семестр обучения
  2. I. Колебания цен сырья, непосредственное влияние их на норму прибыли
  3. II. Ведение чужих дел без поручения
  4. III. Формирование тоталитарного режима
  5. V. Влияние изменения цен
  6. WO2007049485 (A1) « Способ производства раствора целлюлозы, и способ получения регенерированной целлюлозы.»
  7. Адаптация иностранных студентов первого года обучения
  8. АДЕКВАТНЫХ ПРЕДМЕТНОМУ СОДЕРЖАНИЮ И ЦЕЛЯМ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ
  9. Аквадистиллятор для получения воды для инъекций, в котором используется
  10. Активные и интенсивные методы обучения
  11. АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  12. Анализ факторов оказывающих влияние на выбор методов управления

Основное содержание учения Конфуция - это учение о правилах поведения, о правильной жизни.

Это система чисто практических норм поведения. Это учение о хорошем управлении государством, о добросовестном отправлении государственной службы, так же как и о правильном порядке в семейном быту.

По содержанию своему конфуцианство представляет собой простое узаконение традиционных, сложившихся в Китае с древности, семейнородовых обрядов. Конфуций не учил ничему новому; он сам настойчиво повторял, что не излагает никакого нового учения, а требует только строгого соблюдения древних законов и установлений. Важнейшим из них был культ предков, который и стал основным содержанием конфуцианского культа. По религиозным верованиям китайцев, главнейшая обязанность человека - это сыновняя почтительность и почитание предков. Итак, главным объектом конфуцианского культа были духи предков. Но замечательно, что Конфуций требовал, чтобы совершались обряды и приносились жертвы в честь предков не ради самих духов, не ради того, чтобы удовлетворить их потребности или снискать их милость, а исключительно потому, что обряды эти были установлены с давних времен. Сами по себе духи не интересовали Конфуция. Отношение к ним в конфуцианской религии чисто формальное. Конфуцианство привнесло в сознание народов Дальнего Востока незыблемые нравственные нормы, существует пять добродетелей: человеколюбие, чувство долга, благопристойность, разумность и правдивость. К ним следует добавить так называемые "пять связей":

 

1. Государя и подданного, господина и слуги. Эти отношения считались важнейшими в обществе и доминировали над всеми остальными. Безусловная преданностьи верность господину была основой характера "благородного мужа" в конфуцианском понимании;

2. Родителей и детей. В этих отношениях подчеркивались непререкаемые права родителей, в первую очередь отца, и священная обязанность детей проявлять сыновнюю почтительность;

3. Мужа и жены. Здесь права мужа были безграничны, а обязанности жены сводились к беспрекословной покорности, образцовому поведению и ведению хозяйства;

4. Старшего и младшего. Обязательным считалось не только уважение к старшему по возрасту, но и к старшему по положению, чину, званию, мастерству;

5. Между друзьями. Отношения между друзьями должны были носить характер искренней и бескорыстной взаимопомощи.

Государственной идеологией Японии оно стало в 17 веке. Сегуны рассчитывали, что идеология конфуцианства предоставит им возможность укрепить свою власть. Разумеется, правительство привлекали такие идеи в конфуцианстве как преданность властям, почитание старших, уважение существующих традиций. Но некоторые догматы конфуцианства все же не смогли прижиться на японской почве. Это касается в первую очередь постулата о возможности для народа свергнуть недобродетельного государя – так называемый тезис о перемене мандата отрицался. Наивысшей добродетелью в Японии оставался принцип преданности господину. Восстание против императора с целью его свержения с трона для японцев было немыслимо. Чжу Си полагал, что наше общество создано совершенным Небом. Бедствия людей связаны с ошибочным пониманием порядка вещей в мире. Правители могут понять порядок вещей, а следовательно и способствовать процветанию государства. Для китайского философа монарх являлся обладателем сверхъестественных качеств, особой, возвышавшейся над массой подданных, которым следовало подчиняться мудрым приказам правителя. И в повседневной жизни влияние конфуцианства заметно невооруженным глазом. Система семпай-кохай (старший-младший) очень сильна в спорте, бизнесе и даже развлекательной индустрии. Принцип «общественное выше личного» соблюдается очень строго, особенно в сельской местности. Эгоистичное и иногда агрессивное поведение молодежи расценивается как отступление от конфуцианских идеалов покорности и послушания старшим. Даже слепая преданность императору все еще жива среди представителей радикального правого меньшинства. Конфуцианский принцип мерократии («власти достойных») нашел свое применение в японском деловом мире, хотя тому виной скорее причины экономические, чем философские.

Кагура

Первыми и наиболее древними японскими театральными постановками принято считать представления традиционного театра Кагура(в переводе с японского кагура означает «музыка для богов»). Впоследствии, именно японский народный театр Кагура явился предшественником других театральных жанров в Японии, в том числе Ноо и Кабуки.

Театральные постановки Кагура возникли примерно в седьмом веке нашей эры и представляли собой ритуальные мистерии в виде священных танцев и пантомимы, исполняемых под звуки кото, барабанов и флейты и сопровождаемые пением двух хоров ками-ута «божественные песни», которые строятся в форме вопрос-ответ. Содержание этих театральных постановок было построено на синтоистских мифах, главным из которых был миф о богине Аматэрасу. При помощи Кагура японцы поклонялись богам Синто, поэтому все зрелища происходили на территории храмов и продолжались в течение нескольких часов, как правило, от заката и до рассвета.

Вначале исполнителями были синтоистские жрецы, позднее, к девятому веку появились профессиональные актеры «кагура- си», а также иногда в действиях принимали и принимают участие и активные прихожане храма «удзико».

Сами действия происходили прямо на земле, потом появилась специальная сцена – «кагура –дэн». Таким образом, с появлением профессиональных актеров и подмостков сцены представления Кагура постепенно из ритуальных превращались в театральные, так собственно и возникает, японский национальный театр.

Следует отметить, что актеры Кагура в момент театрального действия всегда лицом обращены не к зрителям, а к храму. Это связано с тем, что по синтоистским верованиям кагура есть не что иное как форма приношения богов, направленное для умилостивления Богини Солнца Аматэрасу, которая рассердилась на своего брата и укрылась в пещере, в результате чего весь мир погрузился в холод и тьму. Тогда другие боги решили развеселить Аматэрасу и устроили священный веселый танец у входа в её пещеру. В конце концов, Аматэрасу не удержалась и выглянула из пещеры, а вместе с ней взошло и солнце. Жрецы, а впоследствии и актеры Кагура по сути повторяют действия богов, описанные в древнем мифе, с тем, чтобы умилостивить Аматэрасу и других богов, как правило в целях получения хорошего урожая и т. п.

Возделывание риса и поклонение солнцу – здесь основные мотивы. Поэтому, время проведения представлений Кагура определялось сельскохозяйственным народным календарем. Кроме сельскохозяйственного улучшения ситуации, Кагури использовался и для заклинания духов умерших.

Особенно это было распространено в эпоху Хэйан. Во время действия исполнители обязательно должны держать в руках «торимоно» (необходимый ритуальный атрибут), это или «сакаки» – веточка священного дерева (наиболее распространенный атрибут) или погремушка «судзу» или «гохэй» (бумага, сложенная в виде зигзагов) или веер «доги«. Всего известно 22 вида «торимоно». Однако перечисленные выше 4 атрибута используются чаще всего, другие 18 «торимоно» встречаются гораздо реже, среди них есть предметы оружия («тати» – меч, «хоко» – копьё и «юми» – лук). Кагура обычно устраивали в честь божества того храма, неподалеку от которого, устраивалось представление. Поскольку представления Кагура были направлены, прежде всего, на «небесного зрителя», то большое значение придавалось мастерству и эстетике исполнителей, а также пышности и великолепию этих постановок. Поэтому театральные костюмы были чрезвычайно дорогими и красивыми, они шились из шелка и дорогой парчи.

Также в Кагура широко использовались маски и парики. Маски изготовлялись из камфорного дерева и представляли собой образы героев, демонов и зверей. Интересно, что до наших дней дошли и маски, и даже древние нотные записи. Также на сегодняшний момент, известны, не менее 35 средневековых пьес для театра Кагура. Любопытно, что написанные в средние века мифологические драмы Кагура пользуются успехом и у современного японского зрителя. Зародившись вместе с японской государственностью театр Кагура жив и сегодня, хотя, конечно, его представления несколько видоизменились, объединившись с некоторыми другими народными традициями.

Наиболее популярным театральным действием в современном Кагура считается танец «мико» (жрица синтоистского культа). Этот танец исполняется с соблюдением традиций, в том числе с использованием священной погремушки «судзу» или с «гохэй», смысловая нагрузка танца мико базируется на изложенном выше мифе о богине Аматэрасу. Следует отметить, что Кагура является довольно значимым ритуальным действием и при императорском дворе, поскольку императоры Японии, как известно, прямые потомки Богини солнца Аматэрасу, культ которой воспевается в Кагури. До сих пор, в Японии при императорском дворе ежегодно исполняются ритуальные действия Кагури, в день зимнего солнцестояния и в праздник Урожая.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)