АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Восток и Запад в Средневековой Японии
От городской суеты делового современного Токио до безмятежностиклассического Киото, от северных границ снежного Хоккайдо до отчетливокрасочного Кюсю и Окинавы Япония – страна разительных контрастов и частыхпротивоположностей: гейши и бейсбол, театр Кабуки и громадные сетисупермаркетов, небоскребы из стекла и стали и ландшафтные сады из песка искал. Сочетание древности и современности уникальна и удивительна. Японцы экстраординарные люди. Их стиль жизни – это потрясающеесоединение древних традиций и самых прогрессивных технологий современнойгородской жизни. Если добавить к небольшой территории, где пейзажиразнообразны и красочны, аккуратные и приятные глазу земельные участкивысокопроизводительного сельского хозяйства, удивительные объекты богатогокультурного наследия и динамическое развитие индустриально-информационногообщества - мы получим современную Японию. Какой бы эта страна ни была –все это достижения ее жителей, которые сделали Японию выдающейся. У нихнеобычная и интересная история изолированных островов на восточных окраинахизвестного тогда людям мира. Земледельческая цивилизация, владеющая бронзойи железом начала проникать на эти острова с близлежащего континента болеедвух тысяч лет назад и к VI в. н.э. создала объединенное государство,занимающее 2/3 западной части страны. Повышенное внимание к Японии мирового сообщества объясняется, помоему мнению, ее экстраординарной контрастностью, основанной на гармоничномсочетании культур Востока и Запада – именно этого не хватает в условияхпротивоборства западного и восточного мира и всемирной глобализации.Возможно, именно в Японии, ее двухтысячелетней историей выработанаконцепция решения важных проблем для мирового содружества на современномэтапе. Именно так я объясняю актуальность этой темы и моюзаинтересованность в ней. Часть I Формирование японской цивилизации. Фундамент японского феодального общества. Япония в V- середине VIII вв. Японская цивилизация не является первичной. Она сформировалась врезультате переселения коренного населения из Китая, Индокитайскогополуострова, островов Малайзии и Индонезии. Самыми древними предкамияпонцев считаются племена эбису, заселившие восток острова Хонсю во II –III веках н.э. В это время центром Востока является Китай, наподобиеевропейскому Риму. Именно китайская цивилизация, которая посредством«великого шелкового пути» имела тесные экономические и культурные контактыс Европой, стала базисом японской государственности, экономического уклада,культуры. Однако уже с начала раннесредневекового развития (IV век) Японияначинает приобретать черты колоритности, самобытности, в которых иотразятся традиции Востока и Запада. 1. Началом японской государственности можно считать образованиеобщеплеменного союза племени ямато в Ш – середине IV в., чтосвидетельствует об этапе военной демократии основывающейся на общинномстрое. Община играла в дальнейшем важную экономическую и политическую роль,т.к. Япония была преимущественно аграрной цивилизацией, а раннеевозникновение земледелия в Японии, о чем свидетельствуют мифы и традиции,является важным подкреплением данного факта. Приоритет земледелиянаблюдается и в Европе, что говорит о западной черте хозяйствования,учитывая большое количество леса и в Японии, и в Европе. Однако в Японии(особенно в IV- VI веках) производительность земледельческого труда былавыше, о чем свидетельствует большое количество бронзовых и железных орудийтруда (тогда как в Европе преобладали деревянные орудия труда с железнымиили бронзовыми наконечниками). Следует отметить благоприятные климатическиеусловия и существование систем орошения в Японии (строительствооросительной системы на реке Иодо, близ Нанива (нынешний Осака)), чтоговорит о восточной черте хозяйствования. IV – VI вв стали важным шагом встановлении феодального уклада: формирование полусвободного населения(«бэ»); развитие технологий, ремесла и создание ремесленных корпораций;оживление торговли, кораблестроения и как следствие внешних контактов;распространение китайской иероглифической письменности. Важно остановитьвнимание на феномене рабства в японском раннефеодальном обществе: на самомначальном этапе мощной производительной силой являлись «бэ» - несвободныеполурабы, труд которых применялся в аграрном и в ремесленном производстве.Они состояли из местного населения и из корейских и китайских переселенцев,их положение было ближе к положению колонов, а не рабов. «Бэ»прикреплялись навечно к земле (владения царя или знати) или к определенномуремеслу, их нельзя было ни продавать, ни убивать. Однако существовалопатриархальное рабство, представители которого («яцуко») трудились вдомашнем хозяйстве. Среди «бэ» были и интеллигентные «грамотеи» (фухито),умевшие читать и писать по-китайски. Позже они составят костякчиновничества японского государства (похожая ситуация наблюдалась в позднейРимской империи). При этом община не оставалась в стороне, которая по-прежнему была консолидирующей силой крестьянства, превратившись изкровнородственной в земледельческую. На вновь колонизуемых землях приобразовании новых поселений и новых хозяйств основное значение приобреталовнеродовое объединение. Нахожу важным отметить, что с начала VII века сраспространением буддизма начинается становление монастырского хозяйства,которому приписывались значительные земельные угодья, зависимые крестьяне,выполнявшие определенные повинности в пользу монастыря (к сведению: к 624году в Японии уже насчитывалось 46 буддийских храмов, 816 монахов и 569монахинь). Все выше сказанное в определенной степени напоминает синтезныйпуть развития раннефеодальной Европы, однако не зеркально отражает.Удивляет сходство и географическая отдаленность экономических укладов. ВЕвропе, как и в Японии существовали свободные производители в контекстесемьи (аллодисты или члены семейной общины), на которых позднеераспространилась феодальная эксплуатация наподобие населения «бэ». 2. На базе общественного разделения труда происходил ростимущественного неравенства, выделялись аристократические роды К IV-VI ввусилилась власть общеплеменного вождя, всё более приобретавшего функциицаря. Его власть основывалась на присвоении значительных пространств земли,обложение общинников податями, захвате рабов и использовании земледельцев иремесленников «бэ». Цари облагали пошлиной торговый обмен с Кореей иКитаем. Вокруг царского дома собирались знатные роды. Представители каждогорода выполняли свои строго определенные функции в государственномуправлении. Эти, ставшие наследственными должности аристократических родовприобретали значения титулов и с развитием феодальных отношенийпревратились в различные ранги и степени феодальной иерархической лестницы.Выше сказанное говорит о формировании сюзеренно-васалитетной системы. Сильные политические изменения в Японии происходят в 592 году, когда врезультате борьбы свободного и закрепощенного населения к власти пришел родСога. С этого времени можно заметить еще одинг политический инструмент –религию, что напоминает всевозможные манипуляции церковью или наоборот всредневековой Западной Европе. В Японии буддизм был призван статьидеологическим орудием в создании сильной верховной власти. Про этосвидетельствует «закон из 17 статей», обнародованный в 604 годусторонниками представителя рода Сого Сётоку-Тайсё. Где сочетались иотразились как буддийское, так и конфуцианское влияние: «Государь — этонебо, — говорится в одной из статей, — подданные— это земля. Когда небопокрывает сверху, а земля простирается.внизу—в порядке следуют друг задругом четыре времени года, развертывается Движение всех сил. Если землязахочет покрыть собою небо, то этим только будет достигнуто разрушение.Поэтому когда государь говорит — подданные слушают; когда наверху действуют— внизу склоняются. В государстве нет двух государей. У народа нет двухгоспод... Весь народ в государстве почитает своим господином государя. Вседолжностные лица только слуги государя». В эпоху правления рода Сога интенсивнее и продуктивнее становятсяотношения с Китаем и Кореей, куда едут японцы, чтобы учиться и знакомитьсяс порядками заморских стран, и откуда приезжают монахи, мастера-скульпторы, строители и просто переселенцы. Однако в 645 году происходит«переворот Тайка», во главе которого стоят представители «царского дома»Наканоэ и член старинного жреческого рода Накатоми – Каматори. На престолбыл возведен Кару из рода Сумэраги. Законодательные мероприятия феодального государства после «переворотаТайка» закрепили власть новых феодальных хозяев Японии — в своемподавляющем большинстве потомков родовых старейшин, превратившихся вфеодальную аристократию и закрепивших за собой все экономические иполитические привилегии. Высшим правительственным органом стал дадзёкан — род государственногосовета при императоре. Центральному правительству подчинялись восемьведомств, руководивших отдельными отраслями управления. Страна былаподелена на крупные административные районы — провинции, подразделявшиесяна более мелкие — уезды. В этих административных единицах 'были созданыорганы управления с губернаторами и уездными начальниками во главе.Провинциальная администрация подчинялась центральной власти. Весь этот порядок складывался в течение 'более полувека. Одновременношла законодательная работа, подробно фиксировавшая все стороны новогогосударственного устройства и социальный порядок. Ее памятником являетсясвод законов «Тайхорё», составление которого, как указывалось, былозакончено в 701 г. В 710 г. была отстроена столица государства — Нарагпервая постоянная столица Японии. Важно отметить, что в привелегии аристократии находятся не толькобольшие земельные владения, но и институт «кормовых пожалований»,заключавшийся в передаче этим лицам львиной доли доходов приписанных имкрестьянских дворов (к сведению: число приписанных крестьянских дворовколебалось соответственно рангам от 100 до 800, соответственно должностямот 300 до 3 тыс). Крестьяне приписанных дворов должны были отдаватьполовину зернового налога в казну, а другую половину феодалу, к которомуони были приписаны. Подать и рабочая повинность с крестьян целиком шлифеодалу. Выше написанное напоминает западноевропейские «иммунные грамоты»крупных феодалов, которые приобретали значительную политическую иэкономическую власть. Однако с учетом восточной консервативности ипатриархальности в Японии роль крупных феодалов выполнила аристократия,бывшая родоплеменная знать. 3. Складывание феодальных аграрных отношений происходило в условияхтак называемой надельной системы. Ее официальное введение в Японииотносится к VII веку. Основные принципы этого раннефеодального аграрногостроя были зафиксированы в составленном в 701 г. кодексе «Тайхорё». Всяземля объявлялась принадлежащей государству,. представителем и главойкоторого являлся император. Каждый крестьянский двор получал во временное пользование пахотнуюземлю соответственно числу членов семьи, считая с шестилетнего возраста.Размер надела мужчины равнялся двум танам 2, женщина получала 2/3 этойплощади. Систематически, раз в шесть лет, должны были происходить переделыземли в соответствии с появлением новых податных в семье или с их смертью.Кроме того, за крестьянской семьей закреплялись на правах собственностисадовый и усадебный участки. Такое наделение землей подрывало древниеобщинно-родовые связи. Надельное крестьянство превращалось в сословиефеодального общества. Типично феодальные — по форме и существу—институтыэксплуатации трудового населения в ту пору воплощались в зерновом налоге,подати продукцией крестьянского промысла или ремесла и трудовой повинности.«Переворот Тайка» способствовал более быстрому развитию феодальныхотношений, установлению системы государственного закрепощения крестьян.Ранее лично свободные общинники и полурабы «бэ» составили сословиезакрепощенного крестьянства, прикрепленного к земле и захваленногофеодалами. Термин «бэ» сохранился лишь в применении к ограниченной групперемесленников, обслуживавших царский двор. Однако рабство отнюдь не былоотменено. Кодекс «Тайхорё» не только признавал рабство, но и обставлялрабовладение рядом юридических гарантий, устанавливая функции некоторыхкатегорий рабов (яцуко). Кроме того, этот закон делал владение рабами однимиз средств дополнительного получения земли: по кодексу на каждогогосударственного раба выдавался такой же надел, как и на свободного, накаждого раба, принадлежавшего частному лицу, — [pic] надела свободного. Такие обстоятельства способствовали увеличению числа рабов и «бэ». Нок концу VIII — середине IX века в связи с начавшимся кризисом надельнойсистемы и недостатком рабочих рук рабский труд стал применяться все реже, аиспользование рабов в земледелии совершенно прекратилось. Крупнаяаристократия, как уже было сказано выше, получала большие земельныеугодья (от 8 до 250 тё, что больше крестьянских наделов в 40 и 1250 раз) иправо «кормовых пожалований». При этом земли, пожалованные императором илиданные за заслуги перед государством напоминают западноевропейскиебенефиции, но правом на крупное землевладение в Японии обладала толькоаристократия. Таким образом, в Японии сложился аграрный строй надельной системы,которая строго регламентировала количество и качество землевладения,налоговой системы, политические права. Определенно, это был первый шаг кформированию четкого института частной собственности и этот процессаналогичен для Западной Европы. Однако в Японии для крестьянства главнымкритерием оставалась семья, тогда как в Европе феодалы отвечали за раздачуземли крестьянам. Такой особый статус семьи, при котором семья являласьглавной ячейкой политической и социальной структуры, экономического уклада,проявления культуры, остался и по сей день. Этот факт является главнымфактором Востока в Японии. 4. О влиянии на культуру раннесредневековой Японии со стороны Западаговорить не имеет смысла, т.к. в это время европейцы даже и не знали осуществовании страны Восходящего Солнца. Не наблюдается также и общихчерт. Факт самобытной культуры, находящейся только под влиянием Востока(Китая), в последствии позволит Японии сохранить свой суверенитет,национальный дух и спокойствие в адаптации к новым условиям развивающегосямира. В это время в Японии особенно активно развивается архитектура, т.е.интенсивно отстаиваются города по блестящему образцу китайской империи.Ярким примером является отстраивание в 710 году столицы Нара, в созданиикоторой активное участие принимали китайские мастера. Про этосвидетельствует структура города по всем восточно-азиатским канонам:центральные ворота («Судзакумои», т.е. ворота красной птицы) и центральныйпроспект («Судзакуодзи», т.е. проспект красной птицы). «Красная птица –одно из божеств четырех стран света китайской мифологии и в то же время -наименование «южного созвездия», господствующего над всей южной сторонойнеба. В столице находилось семь крупных буддийских монастырей. Главнымсреди них был «Храм торжества Закона», первый монастырь в Японии,основанный в 608 году. Друним знаменитым монастырем столицы был Тодайдзи(«Великий храм Востока»). Уже само название монастыря говорит о томзначении, которое ему хотели придать основатели: они мечтали, что он станетоплотом буддизма на всем Востоке. Соответственно этому замыслу главный храммонастыря был посвящен самому Вайрочане, Будде «Всеозаряющий свет» -важнейшему божеству буддийского пантеона. Развивается оригинальный жанр японской поэзии, который по сей деньвыделяет японскую литературу среди других и придает ей колоритность иокраску Востока. Во второй половине VIII века был составлен «Манъёсю» -первый свод японской поэзии. В VIII веке составлен сборник песеннойнародной и литературной поэзии «Собрание мириада лепестков». Враннефеодальную эпоху творили выдающиеся поэты: автор элегий Хитомара,представитель любовной лирики Ямамоти, Окура, отразившие в своихстихотворениях особенности мировосприятия японцев средних веков и ихдушевное состояние. Таким образом период раннего средневековья сталвременем заложения ориентального фундамента японской культуры. В раннее средневековье начались процессы гармоничного взаимодействияВостока и Запада в японском обществе, что взрастило у японцев чувствогармонии, присущее скорее восточному мировоззрению, однако так нехватающего европейцам. Эта картина напоминает полюсный мир, и, вспоминаяслова Джона Леннона в песне “Imagine”, я понял почему ему понравиласьЯпония, ведь нам так необходимо чувство единства и семьи человечества. 5. Подводя итоги общественно-экономического развития Японии раннегосредневековья, можно заметить некоторые параллели с Западной Европой,однако не влияние. Данный факт, возможно, связан с одной общей чертойисторического развития: историческим вызовом, например в Месопотамии - быларека, в Киевской Руси – степь, а в Западной Европе и Японии – леса, однаков Японии это ещё и море, что определило в дальнейшем гармоничное сочетаниетрадиций восточной мудрости и европейского динамизма в общественномразвитии. У японцев и у европейцев, как ни странно, сложилась и общая черта вмировосприятии – «свой-чужой». В Западной Европе это связано с влияниемкатолической церкви, с прикрепленностью людей к земле, а в Японии понимание«свой-чужой» сложилось по причине главенствующего положения семьи в жизничеловека, когда, например, соседское поле, люди из другой семьи илиполитического клана воспринимались чужими. Общим итогом периода V – VIII вв стало заложение феодальногофундамента в дальнейшем продвижении Японии к более прогрессивным формамхозяйствования и организации общества. Часть II Оформление и расцвет японского феодального мира (IX – XV вв) В X –XV вв в Японии окончательно складываются феодальные отношения. Всвоих формах они все больше приобретают черты западноевропейской аграрнойэкономики. Усложнились и приняли все более острую форму социальныеотношения, появляются новые сословия, которые определят развитие Японии нанесколько веков вперед. Роль государства все более ослабевает, и оно скореенапоминает аристократический клуб феодалов разных групп. Такие резкиеперемены заставляют людей думать, работать, жить по-другому, что такжевызвало изменение в культуре и в духовном мире японцев. Высокоесредневековье оставило внушительное наследие для экстраординарного путиразвития Японии в будущем. 1. В IX—X веках широкие размеры принял процесс превращениягосударственных земель, находившихся в частном пользовании, вчастновладельческие феодальные поместья (сёэн), что сопровождалосьзакабалением надельного крестьянства отдельными феодалами. Нахожу важным отметить, что в Японии в это время происходитинтенсификация сельского хозяйства: улучшилась техника обработки полей,расширилась система орошения, сооружались новые каналы и искусственныепруды. В результате расширения экономических связей с Китаем и странами Юго-Восточной Азии в Японии появились новые сельскохозяйственные культуры:хлопок, лаковое дерево, сахарный тростник. Крестьяне занималисьшелководством, сеяли лен, выращивали индиго. В южных районах страны урожайсобирали два раза в год. Как следствие рабы (яцуко) и полурабы (бэ) не играли важной роли. ВIХ—Х веках рабы по своему положению постепенно уравнивались с закабаленнымикрестьянами. После, заселения главных островов (Кюсю, Сикоку и Хонсю)пришельцами приток дешевой рабочей силы - рабов из исконных жителей — былуже невозможен. Кроме того, высокий уровень развития сельского хозяйства иремесла исключал возможность сколько-нибудь эффективного использованиятруда рабов в этих отраслях производства. Бывшие рабы должны быливосполнить недостаток земледельцев как во владениях феодалов, так и нагосударственных землях. Раб получал участок земли и заводил своекрестьянское хозяйство, так что в поместьях (сёэн) скоро исчезло всякоеразличие между рабом и крестьянином. Сами хозяева принуждены былисодействовать процессу перехода рабов на положение крестьян. Предупредитьбегство раба к другому феодалу, переманившему его обещанием отпустить наволю, можно было только «дарованием» рабу свободы. Поэтому уже с XI века вфеодальной Японии выступают два основных класса: земельные собстненники-феодалы и закабаленные крестьяне. В начале X века рабство было официальноотменено, но в небольшом числе рабы встречаются и позже. Присвоение государственных земель феодалами облегчалось тем, чтоофициально разрешалась частная собственность на некоторые виды земли,например на пустоши, на вновь обрабатываемые земли. Японские феодалы широкоиспользовали эти возможности для создания крупных поместий. Начиная с VIIIвека внутри правящего сословия все явственнее складываются три группы.Феодалы, входившие в число столичной служилой и придворной знати,составляли первую группу. Представители первой группы вели своепроисхождение главным образом от победителей в той внутренней борьбе,которая в VII веке завершилась окончательной победой дома Сумэраги и техродов, которые тогда его поддерживали. Столичная аристократия получалакрупные привилегии в землепользовании. Затем в их распоряжении были Доходыс «кормовых пожалований». Кроме того, они получали в форме «сезонных выдач»жалованье из государственной казны. Таким образом, столичная аристократияпыталась сосредоточить в своих руках всю политическую и экономическуювласть, оттеснив императора (что позже и произошло). Вторая группа феодалов была сосредоточена в местном аппарате, т.е.управляла провинциями в качестве губернаторов и их помощников. Управлениепровинциями давало феодалам значительные доходы, а с учетом слабогоконтроля центра и неограниченную политическую власть на данной территории.В распоряжении феодалов были собственные привилегированные наделы, казенныеземли и иногда часть земли государственных крестьян. Они же активноучаствовали в захвате новых земель, которые не облагались налогами. Третья группа феодалов складывалась из потомков тех родовых старейшин,которые в свое время остались в стороне от войн, ведшихся в центре завласть. Они большей частью фактически сохранили свое прежнее положение,хотя и именовались начальниками уездов. Прежние их владения также осталисьза ними либо в качестве привилегированных наделов, либо в качествевозделанной нови. С течением времени третья и вторая группы сформировали слойпровинциальных (или окраинных) феодалов, а первая – группировку столичнойпридворной знати. В дальнейшем борьба развернулась между двумя группамисословия феодалов. Вышеописанное является импульсом инфеодации японского экономического иполитического устройства. Важно отметить, что в каждой стране условияпротекания инфеодации были разные: в Европе за военную и другую службувыдавались феоды, а в Японии это происходило в результате складывания новойсоциальной стратификации, в которой к каждой группе феодалов приписывалисьопределенные права и обязанности. Толчком чему послужило большое количествопустоши и сохранение традиций семейной общины на периферии, чего не было вЕвропе. Императорский дом был фактически отстранен от власти. Перенесениестолицы в Хэйан (современный Киото) в 794 г. можно считать выражениемстремления наиболее близкого ко двору рода Фудзивара захватить в свои рукиверховную власть. Сначала Фудзивара установили такой порядок, при которомимператор должен был брать жен только из их рода. Затем в 858 г. Фудзиварастал фактическим правителем государства, приняв на себя регенство прималолетнем императоре, а с 887 г. заняв пост верховного канцлера присовершеннолетнем императоре. Вскоре представители рода Фудзивара не толькозаполнили весь центральный правительственный аппарат, но и овладелифактически верховной властью. При этом местные административные аппаратыуправления были в руках провинциальных феодалов. В результате мы видим картину начавшегося ослабления центральнойвласти в лице императора (наподобие процессов в Западной Европе в X веке),что предопределило феодальную раздробленность. Однако в Японии этопроисходило с рядом особенностей: 1) центральная власть осуществлялась, но не императором, аопределенными аристократическими столичными кланами; 2) центральная власть имела неноминальный характер, о чем говоритактивность феодалов в борьбе за неё с усилением их экономических позиций. Такие особенности, на мой взгляд, обусловлены важным фактором -государственная структура выполняла роль феодальной иерархии, критериемкоторой являлось занятие определённого поста. Однако после изменений вобщественной организации феодализма государство стало выполнять и другиефункции для укрепления сословия феодалов Все группы феодалов стремились ко всяческому укреплению и расширениюсвоих экономических позиций, причем главное их внимание было направлено назахват новых земель. Освоение новых полей давало возможность создавать себевладения вместо надела, причем эти владения были привилегированными, таккак всякая новь была освобождена от налогов. Новые поля захватывали все (ипридворная знать, и монастыри), но успешнее других на этом поприщедействовала местная аристократия, особенно в отдаленных от центрапровинциях, где населения было меньше, а необработанных земель больше. Мощьфеодалов, захвативших значительные пространства земли, все болеевозрастала. В X — XI веках их владения не только были освобождены отобложения, но и получили иммунитеты: местные власти не имели права входитьна эти земли. К середине X столетия определенно выявилось, что преобладающей формойземлевладения является уже не надел, а частновладельческое поместье (сёэн). В Японии в Высоком Средневековье приобретают окончательные чертыфеодальные отношения. Нахожу интересным, что активные политические иэкономические отношения феодалов, основывающиеся на институте частнойсобственности, протекали в рамках государственных структур с учётомослабления центральной императорской власти и складывания социальнойдифференциации внутри феодального класса. Это напоминает черту семейности ипонимания общности японцев, когда необходим фактор единства, что явилосьпримером восточного влияния. Однако прямого влияния со стороны ЗападнойЕвропы не было, хоя предоставляется возможным провести множество параллели.По моему мнению, такой феномен можно объяснить географическимиособенностями и соседством с Китаем, а также, что не менее важно, особеннымсознанием и духовным миром средневекового японца. 2. Одним из результатов усиления местных феодалов было появление впоместьях собственных вооруженных сил. До этого существовали толькоправительственные войска, которые формировались так: определенный проценткрестьян забирался в войско, размещаемое в провинциях в виде местныхгарнизонов. Каждый воин должен был экипироваться на свой счет; более того,во все время службы его должна была содержать семья. С увеличением случаевкрестьянских восстаний и увеличением числа беглых крестьян повсюдувозникали крестьянские отряды, нападавшие на феодалов и их владения. КIX—XI векам относятся первые крупные крестьянские восстания. Так, во второйполовине IX века восстали крестьяне в одной из провинций на острове Кюсю;повстанцы убили губернатора и разгромили провинциальные учреждения; в Xвеке вспыхнуло восстание в районе Канто (Восточная Япония); в X — начале XIвека крестьянские восстания возникали повсюду, даже в самых северныхрайонах. В центре страны они приобрели такую силу и размах, что угрожалисамой столице. Для борьбы с крестьянами владельцы поместий, не надеясь напомощь правительственных войск, стали формировать свои собственныевооруженные отряды либо из беглых, либо из бывших солдат. Нередко феодалыпереманивали к себе в отряды беглых крестьян, суля им всякие блага. В такомслучае заключался «договор»; дружинник обязывался «верою и правдою» служитьсвоему феодалу и защищать его «не щадя живота». Феодал же обязывалсякормить своих дружинников, одевать их и предоставлять им жилье. Такимобразом, в поместьях помимо владельца земли и крестьян появилисьвоины.Феодал становится настоящим сюзереном, в зависимость к которомупопадают люди, выполнявшие определенную службу (крестьяне, военнослужащие). В Японии в эпоху Высокого Средневековья возникла борьба Севера и Юга.Это особенная борьба, которая и в дальнейшем будет «черной дырой» ресурсови сил, однако импульсом движения вперед (даже сейчас в Японии существуетнеофициальная борьба за экономическое лидерство между Канто и Кансаем). ВXI — XII веках создавалось два типа феодальных поместий: один главнымобразом на востоке и севере Японии, другой - в центральной и юго-западнойчастях ее. В первом случае — в условиях почти полного отрыва от центра инепрерывной борьбы с айну — новые формы феодального поместья созревалигораздо быстрее. Скопление на северо-востоке беглых крестьян, оседание их впоместьях местных властителей, появление в большом количестве дружинников,нужных здесь больше, чем где-нибудь в другом месте, отход мелких владетелейпод патронат крупных — все это шло там и более быстрым темпом и в болееотчетливой форме. К тому же дружинники были не только служилым элементом:становясь в ряды дружины своего господина, они получали от него известныйземельный надел. В результате на северо-востоке выросло мелкое ленноеземлевладение, находившееся в руках представителей нового служилого класса— самураев, группировавшихся вокруг какого-нибудь могущественного рода вкачестве его вассалов. Наиболее богатыми и сильными на северо-востоке кначалу XII века были феодалы Минамото. В противоположность этому в юго-западной части Японии сохраняласьгораздо дольше прежняя форма поместий — крупного владения, нераздробленного на отдельные ленные участки. Владельцы поместий вцентральной и юго-западной Японии формировали лишь небольшие дружины дляохраны своих поместий, главным образом от морских пиратов, действовавших вовнутреннем Японском море или у берегов Кюсю и Сикоку. Предоставлениедружинникам земельного лена было в этом районе распространено меньше, чемна севере. Трещина между двумя вышеназванными регионами углубилась и вылилась вмеждоусобную войну 1156 – 1192 гг между родами Тайра и Минамото, врезультате которой правителем государства стал Миномото Ёримото в 1192 годус титулом сёгун (военный предводитель). Столицей Японии стал город Камакурав регионе Канто. Земли побежденных были разделены между членами коалицииМинамото. В губернские управления и в поместья феодалов, которые непринадлежали к дому Минамото, были направлены в сопровождении воинскихотрядов специальные комиссары, некоторые из них назначались вице-губернаторами. Основной задачей этих лиц было предотвращение и подавлениечьих бы то ни было выступлений против новой власти. Вскоре влияние направленных в поместья представителей центра резко возросло. Они стали контролировать хозяйства местных феодалов и присваивали себе около 1/20 урожая под видом «военного налога». Это вызвало новые серьезные столкновения. В середине XIII века главную массувладений составляли земли дружинников Минамото и фамилии. Ходзё— главныхвассалов сегуна. Их владения были невелики по размерам. Одни были полученыот сегуна в качестве ленов, другие — временно, в управление. Таким путемсложилось мелкопоместное дворянство (самурайство), владевшее своими землямина основании «жалованных грамот» сюзерена. Кроме того, продолжали существовать весьма обширные монастырскиеземли; площади земель императорского двора и придворной знати города Киото(резиденция императора) значительно уменьшились. Господствующий класс феодалов, оформившийся как военно-поместноедворянство (буси, самурай), владел основными земельными фондами игосударственным аппаратом страны. Военно-феодальное сословие самураев установило свою власть надкрестьянами, которые жили на их землях, обрабатывали эти земли и платилисвоим господам натуральную ренту или же возделывали господскую землю наусловиях барщины. Закрепощенное крестьянство помимо уплаты зернового налогаи отбывания трудовой повинности было обязано служить в отрядах своих господи выполнять функции слуг. Размер основной натуральной ренты помимо прочихпоборов колебался от 40 до 60% урожая. В Японии в результате политических, экономических, социальныхизменений окончательно упрочился феодализм в лице военного мелкопоместногодворянства. Земля как основная ценность находилась в основе сюзеренно-васалитетной системы. Внутренние и внешние политические условия развитияновых форм хозяйствования в Японии и в Европе отличаются, однако формысхожи. В чем различие и где же восточный колорит? Ответ на этот вопрос, помоему мнению, надо искать в той смысловой окраске, которую придавали японцыфеодальным отношениям и в чувстве гармонии (включая взаимоисключающиепонятия дисгармонии и гармонии). Эти качества создавали неповторимый, так ине понятый европейцами кодекс самурайской этики (бусидо), вобравший в себядух средневековой Японии, рыцари (т.е. самураи) которой проявляли каквосточную мудрость и сильную волю, так и европейский рационализм инапористость. Кодекс самурайской этики требовал быть первым «всегда и везде» иособенно на поле боя. Эти требования можно было выполнить на начальномэтапе формирования самурайства, когда шла междоусобная война, ими руководилздоровый, полнокровный инстинкт жизни. В более позднее время, когда шлаглавным образом борьба сюзеренов и доминировали их интересы, правящийфеодальный слой старательно воспитывал в своем рыцарстве героику смерти, вчастности — этику и эстетику самоубийства. К XIV веку окончательно былвыработан японский национальный способ самоубийства — сэппуку или харакири.Однако личный героизм, жажда подвига и славы, достигаемой такимиразнообразными путями, не являлись в феодальных условиях самоцелью.Господствующая идеология подчиняла это высшим целям, вернее — одной высшейцели, покрывающей собой, в сущности, все содержание общественной и личнойморали самурая, а именно — верности. Буддизм в формировании сознанияяпонского рыцаря играл далеко не последнюю роль, а именно религиознообосновывал их действия. В свою очередь католическая церковь в Европеиграла в придачу организатора военных походов (крестовых), к чемуобязательно прилагалась идеологическая подоплека. Вообще, бусидо являетсяностальгией современных японцев по славному прошлому, как и у европейцев повременам рыцарства, но в то же время кодекс положил основу особенногочувства японского патриотизма на перекрестке Востока и Запада. Социально-экономические и политические причины в процессе феодальногоразвития обусловили закономерный характер появления самураев, которые сталикостяком сюзеренно-васалитетной системы и государственной структуры.Самурайство как и рыцарство стало символом средневековой эпохи, но эти дваявления отразили контраст и взаимное дополнение Востока и Запада.Вышеназванные сословия были субстратом средневековых идей, неподдающихсяунификации, а только особенностям человеческого мировоззрения, гдесочетались крайний рационализм и высокие чувства преданности и чести. Такоеуникальное сочетание прослеживается в соприкосновении Японии с восточным изападным пониманием человека, общества и жизни человека в обществе.
Поиск по сайту:
|