АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Библиотеки Древнего Востока

Читайте также:
  1. Архитектура Древнего Рима.
  2. Библиотеки Арабского халифата
  3. Библиотеки в эпоху Возрождения
  4. Библиотеки Византии
  5. Библиотеки Древнего Рима
  6. Библиотеки Древней Греции и эллинистических государств
  7. БИБЛИОТЕКИ НА РУСИ В XIV – XVII вв.
  8. Библиотеки общественного пользования
  9. Библиотеки приказов
  10. Библиотеки средневековых университетов
  11. Благовещенска, Владивостока и Хабаровска в начале XX века

Министерство культуры РФ

Челябинская государственная академия культуры и искусств

Факультет документальных коммуникаций

Т.Д. Рубанова

ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА

Древний мир

Средние века

Эпоха Просвещения

 

Допущено УМО высших учебных заведений РФ по образованию

в области народного художественного творчества,

социально-культурной деятельности и информационных ресурсов

в качестве учебного пособия

по специальности 052700

«Библиотечно-информационная деятельность»

Челябинск


 

ББК 78.3

 

Р 82

 

 

Рубанова Т.Д. История библиотечного дела: Древний мир – Средние века – Эпоха Просвещения: Учеб. пособие/ ЧГАКИ. – Челябинск, 2003. – 112 с.

ISBN 5-94839-047-0

 

Учебное пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений факультета документальных коммуникаций, изучающих курс «История библиотечного дела». Учебное пособие освещает развитие библиотечного дела в зарубежных странах и в России в следующие исторические периоды: древний мир, средние века, эпоха Просвещения.

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета ЧГАКИ

 

ISBN 5-94839-047-0 © Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2003 © Рубанова Т.Д., 2003


Введение

Предметом истории библиотечного дела является развитие библиотечного социального института во времени и в пространстве. Согласно данной трактовке предметом изучения данной научной дисциплины является история отдельных библиотечных учреждений, историческая динамика библиотечного социального института, развитие библиотечных идей.

История библиотечного дела тесно связана с циклом исторических наук (отечественная история, история зарубежных стран), с общепрофессиональными дисциплинами – книговедением и библиотековедением.

История библиотечного дела как учебная дисциплина занимает традиционно важное место в подготовке будущих библиотечных работников. Известно, что лекции по истории библиотечного дела читались слушателям библиотечной школы при Колумбийском университете в Олбени – первого в мире специального учебного заведения, организованного М. Дьюи в 1887 г. С основами историко-библиотечных знаний знакомили и слушателей Народного университета им. А.Л. Шанявского, организованного в Москве в 1913 г.

Курс «История библиотечного дела» занимает особое место в подготовке будущих библиотечных работников с точки зрения образовательных возможностей, так как содержит в себе консолидирующее начало между общественными и специальными дисциплинами, формирует способности к углублённому историческому анализу явлений библиотечной теории и практики, профессиональное мировоззрение.

Задачи учебной дисциплины – дать будущим специалистам представление об основных этапах и особенностях развития библиотечного дела в разных странах, раскрыть закономерности и динамику этого развития, выявить преемственность профессиональных традиций, показать значение исторического опыта для совершенствования современной теории и практики отечественного библиотечного дела.

Согласно Государственного образовательного стандарта по специальности 052700 «Библиотечно-информационная деятельность» курс включен в общепрофессиональный блок дисциплин (федеральный компонент).

Изучение курса «История библиотечного дела» имеет свои сложности: большой объем фактографического материала, высокая рассеянность публикаций по курсу, неравномерность освещения в литературе отдельных аспектов курса, наличие во многих источниках искажений и устаревших в настоящее время идеологических оценок.

До недавнего времени в распоряжении студентов были два основных учебника по курсу: Абрамов К.И. «История библиотечного дела в СССР» (М., 1980) и Талалакина О.И. «История библиотечного дела за рубежом» (М., 1982). Сыгравшие значительную роль в освоении студентами учебной дисциплины, в настоящее время они существенно устарели. В последние годы появились новые издания по истории библиотечного дела. Это учебно-методическое пособие для студентов, преподавателей и библиотекарей-практиков К.И. Абрамова «История библиотечного дела в России» в 2-х чч. (М., 2000-2001) и монография Б.Ф. Володина «Всемирная история библиотек» (СПб., 2002). К сожалению, эти издания из-за невысокого тиража чаще всего не доступны для студентов, поэтому большинство изучающих курс «История библиотечного дела» по-прежнему используют учебники, изданные в начале 1980-х годов.

Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие охватывает следующие разделы истории библиотечного дела: Древний мир, средние века, эпоха Просвещения. В рамках каждой исторической эпохи представлен материал о развитии отечественных и зарубежных библиотек. Содержание каждой темы может быть расширено студентами за счет изучения дополнительной литературы, приведенных в списках по каждому историческому периоду. Завершается учебное пособие списком тем для самостоятельной работы студентов и примерной проблематикой курсовых работ по курсу «История библиотечного дела».



БИБЛИОТЕКИ ДРЕВНЕГО МИРА

Библиотеки Древнего Востока

 

Возникновение библиотек как хранилищ памятников письменности отно­сится к III тысячелетию до нашей эры. При раскопках старых городов госу­дарств Древнего Востока – Ассирии, Вавилонии, Урарту – археологи находят специальные помещения для хранения книг, а иногда и сами книги. Впрочем, тогдашние памятники письменности могут быть названы “книгами” весьма условно: это были глиняные черепки, свитки папируса или пергамента.

Древнейшие из известных нам сегодня библиотек существовали в районе Южного Двуречья – Шумере. Считается, что Шумер был колыбелью евразийской цивилизации и оттуда, видимо, происходит “все на свете”. Шумерийцы представляли собой высокоразвитую цивилизацию: они создали сеть оросительных каналов, изобрели гончарный круг, колесо, плуг, парусную лодку, умели изготовлять литье из меди и бронзы. Главным природным богатством этого района была глина: из нее строили жилища, изготовляли посуду, светильники и гробы. Даже человек, согласно древнему шумерийскому мифу, был сотворен из глины. Поэтому естественно, что материальными носителями знаков письменности здесь стали глиняные таблички. В большинстве своем они были небольшого размера – примерно 5 х 5 см. Знаки нанесенного на них текста оказываются иногда такими мелкими, что их приходится читать с помощью лупы. На сырой глиняной табличке тонким тростниковым стержнем, имевшим на срезе форму маленького треугольника, наносили знаки, состоящие из вертикальных, горизонтальных и косых клиньев (отсюда и название системы письма – клинопись). Затем таблички обжигались для прочности.

Во второй половине III тысячелетия до нашей эры шумерийская литература была представлена разнообразными жанрами. Это были и эпические сказания в стихах, гимны богам, поучения, басни, пословицы, поговорки. Развивалась у шумерийцев и наука: среди расшифрованных табличек есть труды по сельскому хозяйству (найден календарь землевладельца и классификация растений), математике, истории, географии (до нас дошли древнешумерийские карты). Иногда таблички использовались для записей хозяйственного характера.

Глиняных табличек было великое множество. Так, при раскопках культового центра Шумера – Ура – было найдено более 20 тысяч табличек. В другом религиозном центре – Ниппуре – тоже найдено несколько тысяч табличек, размещавшихся в шестидесяти двух комнатах.

Все это свидетельствует не только о наличии и распространении письменности, но и о попытках собрать и сохранить памятники письма. Естественно, что исходный материал (глина) и обилие табличек требовали решить вопросы их хранения и организации. Хранились клинописные таблички в ивовых корзинах, каждая из которых завязывалась и снабжалась этикеткой с надписью (например: “Документы, касающиеся сада”, “Тростниковая корзинка с документами, касающимися мастерской ткачей”).

Что касается организации табличек, то здесь явно существовала какая-то система. Ученый С. Крамер предполагает, что для облегчения размещения и поиска нужных материалов составлялись списки литературных произведений, сгруппированных по определенным признакам. Это предположение подтверждают найденные при раскопках и расшифрованные впоследствии древние каталоги (один из них в настоящее время хранится в Музее Пенсильванского университета, другой – в Лувре).

Табличка размером 6,5 х 3,5 см вся покрыта клинописными значками с обеих сторон. Каждая сторона поделена на два столбца. Кроме того, каждые 10 строк текста отделены горизонтальной чертой. При расшифровке установили, что это не связный текст, а названия 62-х литературных произведений, из которых 24 дошли до нас.

И все-таки назначение этой описи точно не известно, как неизвестен принцип расположения названий произведений в списке.

Пока о библиотеках Шумера мы знаем весьма мало, но возможно, дальнейшие археологические раскопки и расшифровка табличек помогут нам со временем рассеять туман доисторического прошлого.

Шумерская клинопись широко распространилась по странам Ближнего Востока и Малой Азии. В эпоху расцвета древневавилонской культуры клинопись шумеров становится международной системой письменности.

Из всех известных библиотек Древнего Востока особого внимания заслуживает Ниневийская библиотека царя Ассирии Ашшурбанипала (YII в. до н. э.). Этот царь был, видимо, большим любителем книг и знаний. Он писал о себе: “ Я, Ашшурбанипал, постиг мудрость Набу, все искусство писцов, усвоил знания всех мастеров, сколько их есть, научился стрелять из лука, ездить на лошади и колеснице, держать вожжи..., постиг скрытые тайны искусства письма. Я читал о небесных и земных постройках и размышлял над ними... Я присутствовал на собраниях переписчиков... Я решал сложные задачи с умножением и делением, которые не сразу понятны...”

Ашшурбанипал собрал в столице своего государства – Ниневии – большую библиотеку, которая являлась подлинной жемчужиной древней эпохи. Царь посылал в разные города Месопотамии своих представителей, опытных писцов, которые разыскивали древние книги и снимали с них копии. Многие из них поэтому в конце текста имеют приписку: “Согласно древнему подлиннику списано и сверено”. Всего было собрано свыше 100 тысяч глиняных табличек. Среди них были тексты по самым разным отраслям знаний на нескольких языках (не только шумерском): медицинские трактаты и грамматические справочники, книги религиозного содержания и мифы, летописи ассирийских царей и записи астрономических наблюдений.

Библиотека занимала специальные, роскошно отделанные помещения двух дворцов Ашшурбанипала, один из которых назывался “Дом наставлений и советов”.

Ниневийская библиотека содержалась в образцовом порядке. Каждая книга имела свой “библиотечный штамп”: “Дворец Ашшурбанипала, царя царей, царя страны Ашшур, которому бог Набу и богиня Гаслиста даровали чуткие уши и зоркие очи, чтобы разыскивать творения писателей моего царства”.

Таблички размещались в систематическом порядке. Были выделены книги по астрономии, грамматике и религии, обычаям и законам и т.д. Каждое произведение хранилось в отдельном ящике или глиняном ларе. В каталогах указывалось название произведения (по первой строке), а также комната и полка, на которой оно хранилось. К полке прикреплялась фаянсовая этикетка (величиной с мизинец) с названием отрасли знания.

Судьба библиотеки Ашшурбанипала печальна: она была разрушена после падения Ниневии под натиском войск Вавилона и Мидии.

Нам многое известно о Ниневийской библиотеке благодаря раскопкам английского археолога О. Лэйярда в середине XIX века. Тогда же, несмотря на грозное предостережение, начертанное на одной из табличек: “Того, кто посмеет унести эти таблицы... пускай покарает своим гневом Ашшур и Белит, а имя его и его наследников навсегда будет предано забвению в этой стране ”, – остатки Ниневийской библиотеки (около 20 тысяч табличек) были переправлены в Лондон и с тех пор хранятся в Британском музее. А их первооткрыватель – археолог Лэйярд, кстати, скоропостижно скончался вскоре после своей находки.

Каталог Ниневийской библиотеки был издан в Лондоне в конце ХIХ века.

Другой самой большой археологической находкой после библиотеки Ашшурбанипала была библиотека хеттов. Мало кто из нас может сказать, что это был за народ, а ведь в свое время могущественное Хеттское царство по праву соперничало с Египтом, хетты покорили Вавилон и сравняли его с землей для устрашения других народов. Но так уж случилось, что история сохранила очень мало сведений об этой державе. Недаром оксфордский профессор А. Сэйс, заново открывший миру Хеттское царство, назвал свою книгу “Хетты, или История забытого народа” (1903).

Хеттское государство располагалось на территории современной Турции и северной Сирии и существовало около 700 лет. Расцвет хеттов приходится на ХIX-XIII века до нашей эры.

Обнаруженные немецким ученым Г. Винклером (1907) более 10 тысяч глиняных табличек позволили получить некоторое представление о Хеттском царстве, его культуре и библиотеках. Основная масса табличек – это религиозные тексты (ритуалы, молитвы, гимны), но найдены были и труды по математике, истории, многочисленные комментарии к кодексу законов, различные поэтические произведения, короткие своеобразные рассказы, названные “записями недосмотров и глупостей”.

Особенностью хеттских табличек является авторство литературных и научных произведений.

Хеттские библиотекари и архивариусы создали науку о хранении книг. Сохранились клинописные тексты каталогов хеттской библиотеки, в которых были пометки об утраченных документах. Использовались этикетки к отдельным произведениям. Все это свидетельствует о порядке, который поддерживался в хранилище глиняных книг.

Хотя шумерская клинопись имела международный характер, не все народы Древнего Востока приняли ее. В то время, когда глиняная клинописная книга стала широко распространяться, на Востоке уже существовала другая глубоко разработанная система письма – египетская. До нашего времени сохранился любопытный памятник египетской письменности – “Поучение...” – своеобразная “сатира на ремесла”. Среди прочих профессий, вызывающих насмешку автора, мы находим профессию курьера. Когда он отправляется за границу, – говорит “Поучение...”, – у него “кирпич за поясом”. Исследователи интерпретируют это выражение как намек на тяжелый груз глиняных табличек, содержащих дипломатические документы, то есть египтяне презрительно относились к письменности на глиняных табличках. Именно в Египте впервые в истории человечества был изобретен максимально удобный во многих отношениях материал для письма – папирус*. Слово “папирус” стало обозначать бумагу на многих языках Европы (сравни: нем. – papier, фр. – papier, англ. – paper). Папирус стал главным писчим материалом древности.

Центром всей официальной египетской жизни был храм. Церковь и государство в Египте были объединены, в стране существовала теократическая форма правления. Не случайно поэтому древнеегипетская литература была в значительной ее части религиозной литературой. Это были собрания гимнов, молитв, описания религиозных обрядов, сборники магических формул и т. д. Но даже если книги были чисто научного содержания – как, например, сочинения по геометрии, астрономии, медицине – они все равно находились в ведении жрецов, и наиболее распространены были именно храмовые библиотеки.

Письмо, книга высоко почитались в Египте, библиотеки считались средоточием мудрости. У египтян был бог луны и мудрости – Тот, он же покровительствовал писцам; богиня Сешат – покровительница библиотек; бог познания Сиа.

Профессия писца была очень почетной, недаром знатные вельможи и чиновники любили, чтобы их изображали в позе пишущего, со свитком в руках. Есть данные, косвенным образом свидетельствующие, что люди, выполняющие обязанности библиотекарей (хотя это и не были библиотекари-профессионалы в современном понимании), тоже были окружены почетом: на берегу Нила обнаружены гробницы двух библиотекарей – отца и сына, служивших при фараоне Рамзесе (около 1200 г. до н. э.). Это говорит о том, что в Древнем Египте должность библиотекаря подобно многим другим государственным должностям была наследственной.

До нашего времени дошли сведения лишь о немногих древнеегипетских библиотеках. Известно книгохранилище фараона Рамзеса II, основанное в 1300 г. до н. э. вблизи столицы Египта – Фив. На портале библиотеки было написано “Аптека для души”. На двери и стенах библиотеки изображались боги, покровительствующие письму, познанию, библиотекам. В книгохранилище были религиозные произведения, пророчества, повести, сказки, медицинские трактаты, дидактические поучения, труды по математике.

Лишь руины сохранились от другой древнеегипетской библиотеки в Карнаке, которая была известна как “Дом книги”. Все еще стоит библиотечное здание в Эдфу, которое известно как “Дом папируса”, но ни одна из рукописей, хранившихся в нем, не уцелела. Тем не менее, благодаря каталогу, высеченному на одной из стен этого здания, известно, что фонды библиотеки в “Доме папируса” содержали работы по управлению государством, магии и тому, что в то время считалось медициной и наукой: например, как противостоять богу тьмы и раздоров, как уберечься от крокодилов и змей и т.д.

Свитки папирусов в египетских библиотеках хранились в ящиках, в глиняных кувшинах или специальных футлярах, которые размещались в нишах стен.

Многие библиотеки Древнего Египта являлись местом обучения, при этом учебным материалом служили лучшие произведения. Кстати, ученические свитки сохранили для нас некоторые сочинения, тексты которых были позже утрачены.

Кроме дворцовых и храмовых библиотек в Древнем Египте были и частные библиотеки. При раскопках (1895) одной из гробниц, относящейся ко времени ХIII династии, были найдены остатки одной из самых древних в мире частных библиотек. Здесь было обнаружено 20 папирусов, среди которых оказались как религиозные, так и светские тексты.

Сведения о древнеегипетских библиотеках скудны, так как папирус – хрупкий материал даже при самых благоприятных условиях его хранения; и потому мы больше знаем о библиотеках Вавилона и Ассирии, где писали на глине.

Высокоразвитая цивилизация Древнего Египта оказала сильнейшее влияние на культуру окружавших его народов. Поэтому естественно, что вместе с другими достижениями и культурными завоеваниями Египта, они заимствовали у него и форму папирусной книги-свитка. Одними из первых сделали это древние греки, от которых культуру книги переняли древние римляне, а затем и остальные народы Европы.

История библиотечного дела хранит немало тайн, некоторые из которых постепенно становятся предметом изучения ученых. В апреле 1948 года журналы, газеты и радио известили о находке древних рукописей. Из сообщений стало известно, что весной 1947 года бедуины полукочевого племени таамире обнаружили в одной из пещер северо-западного побережья Мертвого моря клад рукописей. Это были исписанные древнееврейским письмом кожаные свитки, возраст которых, как было впоследствии установлено, превышает две тысячи лет. Последовавшие затем поиски и археологические раскопки привели к открытию в окрестностях Мертвого моря новых тайников с рукописями. В настоящее время найдено около 40000 фрагментов различной величины, в том числе, мелких и мельчайших обрывков и клочков, представляющих остатки около шестисот книг. Почва Палестины впервые открыла для науки свои хранилища древних рукописей. Это открытие вошло в историю науки под названием “Кумранские рукописи”.

Кумранские рукописи представляют собой остатки некогда обширной библиотеки. Как выяснилось, они принадлежали неизвестной ранее иудейской секте, проживавшей в Иудейской пустыне со II века до н. э. до 68 года н. э. и именуемой сейчас кумранской общиной. Книги кумранской общины, дошедшие до нас, разнообразны: это были рукописные произведения на коже, пергаменте, папирусе и надписи на медных таблицах, составленные на восьми языках и диалектах: древнееврейском, греческом, латинском, арабском и других. По содержанию рукописи можно условно разделить на следующие группы: библейские (канонические) тексты, апокрифические тексты, комментарии на ветхозаветные книги и документы, относящиеся непосредственно к кумранской общине (Устав общины, гимны и благодарственные молитвы, деловые и хозяйственные документы). Об устройстве самой кумранской библиотеки и организации ее работы ничего не известно, но изучение рукописей Мертвого моря еще продолжается.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)