|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
БИБЛИОТЕКИ НА РУСИ В XIV – XVII вв1. Монастырские библиотеки в XIV – XVII веках Монастырские библиотеки на Руси, появившиеся в XI веке и сильно пострадавшие в период монголо-татарского нашествия, стали постепенно возрождаться с XIV века. Росту монастырских библиотек благоприятствовала общая обстановка в стране, сложившаяся после Куликовской битвы, когда ускорился процесс объединения русских земель вокруг Москвы, окрепло национальное самосознание русского народа и оживилась культурная жизнь. Развитию и процветанию монастырских библиотек способствовали и особые условия, в которых находились монастыри. Им покровительствовали князья и богатые люди; монастыри являлись центрами тогдашней образованности, которая вплоть до конца XVII века имела преимущественно духовный характер. Богатое собрание книг имел Свято-Данилов монастырь, основанный в конце XIII века Даниилом – младшим сыном Александра Невского. В середине XIV века под Москвой, в дремучих лесах возник прославленный на Руси Троице-Сергиев монастырь, основателем и первым игуменом которого стал Сергий Радонежский. В новом монастыре вскоре возникла небольшая библиотека, начало которой положил сам Сергий, который в возрасте 23 лет пришел сюда, в дремучий лес, в «пустынь» с двумя книгами. Это были Пластирь и Евангелие. Монастырь на первых порах был так беден, что книги писали не на пергаменте, а на бересте. Постепенно росло экономическое могущество обители. Она становилась культурным центром, и библиотека монастыря вскоре насчитывала по меньшей мере 50 томов. Сергий одобрял чтение монахов, заботился о приобретении и изготовлении книг. Поощрение любви к книгам и чтению сохранилось и при преемниках Сергия. Культура русского монастыря XV века была не столь примитивной, как это казалось некоторым исследователям. Книги внимательно читались и тщательно комментировались. Наряду с религиозными православными текстами здесь были и труды древнегреческих ученых. В начале XV века при Троице-Сергиевом монастыре действовала специальная мастерская – книгописная палата. В мастерской выработался особый «сергиевский» почерк, характерный только для местных переписчиков. Книги украшались заставками, золотыми и киноварными буквицами, изящными миниатюрами. Подлинными произведениями искусства были книжные переплеты. Книги, созданные в Троице-Сергиевом монастыре, расходились по всей Руси. Среди других известных монастырских библиотек следует назвать Соловецкий монастырь, Чудов монастырь в Москве, Кирилло-Белозерский монастырь. Традиционно основным источником поступления книг в монастырь было их переписывание, к которому привлекались самые грамотные монахи. Центрами по переписке книг были упомянутые выше Троице-Сергиев и Соловецкий монастыри. Кроме того, практиковалась закупка книг в других монастырях, в том числе, и за пределами России – в Константинополе и Афоне. Другим важным источником комплектования монастырских библиотек были вклады от лиц, поступающих в монастырь, или вклады по наследству, на помин души и т.д. При этом следует отметить, что книги в то время ценились чрезвычайно дорого, и подобные вклады считались очень почетными. Например, на одной из книг XIV века есть вкладная приписка, в которой говорится, что вкладчик за 23 книги, переданные монастырю, обязал последний кормить и одевать себя с сыном пожизненно и притом не хуже всех монахов. По составу фонда монастырская библиотека была, в первую очередь, библиотекой религиозных произведений, которые были необходимы для богослужения или для чтения между службами. Также широко были представлены в фонде четьи книги – жития православных святых. Вместе с религиозными произведениями в монастырских библиотеках переписывались и хранились исторические хроники, летописи, сказания, лечебники, травники, судебники, переводы античных – греческих и латинских – авторов, оригинальные произведения древнерусской литературы. Однако в целом даже к концу XV века книг светского содержания имелось в репертуаре монастырских библиотек не более 2%. Вместе с тем, в рамках религиозного сознания и традиций все более явственно проступало стремление мастеров книги – монастырских переписчиков – к расширению репертуара и углублению содержания четьих книг. Многие из них фактически являлись сборниками энциклопедического характера. В небольших монастырских библиотеках книги хранились в алтарях, в более крупных для них отводилось особое помещение, которое называлось «книгохранительницей». Книги расставлялись на полках в шкафах. Количество книг в фонде было различным и колебалось от нескольких десятков до полутора тысяч (например, в Соловецком монастыре). Историю монастырских библиотек помогают восстановить сохранившиеся описи, которые составлялись по различным поводам. Списки книг монастырских библиотек издавна включались вместе с описями другого монастырского имущества в писцовые или переписные книги. Они составлялись также при передаче книг от одного книгохранителя к другому и при смене монастырских властей. Наиболее известна выборочная сводная опись книг сорока степных монастырей. Она была составлена по указу патриарха Никона «того ради, чтобы было ведомо, где которые книги взяты, книг печатного дела исправления ради». Это своего рода сводный каталог, в котором учтены 2672 книги из 40 крупнейших монастырей страны. Опись составлена по тщательно продуманной схеме. Особенно показательна выписка из отписных книг Троице-Сергиева монастыря. Наиболее подробно описаны книги, богато украшенные драгоценными камнями, золотом, серебром и дорогими материями, а также книги с иллюстрациями. Характер описания книг был следующим: вначале название книги, далее указывался ее размер («в десять», «в пол-десять», «в четверть», «в осминку») и материал, на котором написана книга («на харатья», «на бумаге»). Кроме этого, указывалось, печатная это книга или рукописная, кем написана и чем «оболочена» (кожей, бархатом и т.д.). По некоторым книгам указывалось количество строк или глав, чем написаны буквицы и заставки – золотом или красками В монастырских библиотеках, особенно в крупных, делались попытки упорядочить дело ведения библиотеки: постепенно формировались определенные правила описания книг. При этом часто описывались не только книги в целом, но и отдельные их части (говоря современным языком, делалось аналитическое описание). Так, среди специалистов известна опись книг Кирилло-Белозерского монастыря, которая изумляет своей библиографической техникой. В некоторых монастырях составлялись указатели для ориентировки в книгах. Например, в конце XVI века вологодский монах Арсений Высокий составил «Указец из всех четьих книг», по которому легко можно было определить, какие религиозные тексты положено читать в разных случаях монастырской жизни «во весь год». Это дает основание сделать вывод, что идея книжной систематики появилась в русском библиотечном деле уже в XVI–XVII веках. Более того, в средневековой Руси сложилась определенная система взглядов, которую сегодня назвали бы «основами библиотечного права» и которая затрагивала проблемы регламентирования деятельности библиотеки и библиотекаря, правила пользования книгами и условия их сохранности. Так, в XVI веке была составлена памятка библиотекарю «Как со всяким прилежанием книги блюсти книгохранителю и пономарю». Памятка предписывала не оставлять библиотеку надолго без присмотра открытой, подчеркивалась ответственность книгохранителя за утерю и порчу книг. Памятка запрещала брать книги неумытыми и потными руками, капать на них воском и брызгать слюной. Читателями монастырских библиотек были в первую очередь монахи. Студийный устав даже предписывал, в какое время дня им надлежит заниматься чтением. Вместе с тем есть примеры, что монастырскими библиотеками пользовались и лица, проживающие за пределами монастыря. Например, по одной из описей Троице-Сергиева монастыря около 100 книг значились розданными для переписывания и чтения по другим монастырям и окрестным селам, а 19 – отправлено в Москву. К концу XVI века монастырские и церковные библиотеки при продолжающемся росте их собраний, теряют потенцию качественного обновления фондов. Постепенно уходит в прошлое их роль ведущей культурной силы. Из-за плохой сохранности памятников письменности происходит постоянное «вымывание» из библиотек книг XIV–XV веков. Тем не менее, значение монастырских библиотек для истории библиотечного дела не следует преуменьшать, как это делалось совсем недавно. Накопление книг в монастырских библиотеках имело огромное значение. В XIV–XVII веках монастыри на Руси были самыми большими собирателями книг. Общий размер книжного фонда России к концу XVI века составлял по оценкам историков книги 260-350 тысяч книг, при этом на долю монастырей приходилось примерно 37% книжного богатства страны. Сокровища монастырских библиотек давали пищу «мудрым книжникам», они были питательной средой для писателей, проповедников, мыслителей, историков. В составе монастырских библиотек сохранилось много оригинальных произведений древнерусской литературы и других памятников древней русской письменности, являющихся неоценимыми сокровищами для науки.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |