|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Рынок изобразительного искусства сегодняИскусство – дело сложное. Стивен Сондхейм
Искусство устанавливает основную человеческую истину, которая должна быть критерием наших суждений. Джон Ф. Кеннеди
Рынок изобразительно искусства сложился давно. Однако только в последнее десятилетие именно русское искусство как антикварное, так и современное стало особенно пользоваться популярностью не только в самой России, но и за рубежом. Причин тому несколько, основной из них является то, что такие авторитетные аукционные британские дома как «Сотбис» (Sotheby’s) и «Кристис» (Christie’s), которые уже много лет задают тон на мировом художественном рынке, стали торговать русским искусством, спрос на который обеспечивали российские дилеры и коллекционеры из России. За последние годы, когда цены на русское искусство подскочили до небывалых отметок, «Русские недели» стали одним из главных источников дохода британских аукционных домов. Поэтому теперь русское искусство особенно престижно. Второй, не менее актуальной причинной большой популярности изобразительного искусства в мире является высокая рентабельность картин. В соответствии с мировыми традициями, картина, в отличие от, например, автомобиля, который со временем только теряет в цене, с каждым годом значительно возрастает в цене, а при преодолении пятидесятилетнего возраста сразу становится предметом антикварного искусства. Для примера, 778 долларов — в такую сумму, по статистике аналитического ресурса аrtprice.com, к сентябрю 2004 года превратились 100 долларов, условно вложенные в 1997 году в произведения Давида Давидовича Бурлюка (1882–1867). В России картины становятся предметом особо интенсивного спроса в периоды кризисов или сильной инфляции. Так, например, в 1998 году был арт-бум, дефолт побудил многих состоятельных людей срочно снимать деньги с банковских счетов и начать вкладывать в недвижимость и искусство. Точно такое же поведение наблюдалось в Москве при значительном росте цен на недвижимость в 2006 году, когда аналитики, расценив, что вкладывать финансовые средства в недвижимость становится не выгодным, переключили спрос на земли за рубежом и на искусство внутри страны. Российский рынок произведений искусства, объем которого оценивается в 1,5 млрд. долларов, в ближайшее время продолжит стремительно развиваться. Экономические отношения все больше проникают и на неорганизованный, специфический рынок искусства. Так появились услуги страхования частных коллекций, появилась возможность брать картины на прокат, но больше всего рынок интересен финансистам как сфера значительного и практически беспроигрышного инвестирования, где можно лучить как минимум удвоение суммы инвестиции всего за несколько лет. Вообще арт-рынок в целом по своим потребительским группам весьма неоднороден. Спрос на искусство есть всегда, но он сам бывает разным. Так, например, основная масса потребителей – простые люди, которые предпочитаю посещать выставки, галереи, музеи и т.д. только для получения разового эстетического удовольствия. Понятно, что не каждый может себе позволить приобрести дорогостоящую картину, особенно в России. Вторая, более малочисленная группа – это люди, которые, как правило, мало, что понимают в искусстве, однако рассматривают предметы искусства как хорошее финансовое вложение, которое позже можно перепродать или выставить на аукцион за сумму в разы превышающую первоначальную стоимость. И третья группа, это ценители искусства, для которых покупка картины скорее средство для постоянного эстетического удовольствия и наслаждения, нежели вложение денег. Отдельно стоящая потребительская группа (она же и активный участник, актор на рынке) – это дилеры, которые рассматривают искусство как бизнес, средство для безбедного существования. Они могут влиять на спрос, устраивать ажиотаж вокруг художника, или группы художников, или наоборот вытеснять на периферию рынка. В целом рынок изобразительного искусства пока не имеет границ и приделов, т.к. для каждого художника существует своя ниша, главное ее найти, занять и удержать. Говоря конкретно про российский рынок – его нельзя назвать загруженным или переполненным. Его особая специфика заключается в том, что представленные продукты, будь то живопись, скульптура, графика или фотография и т.д. не могут оцениваться экономическими категориями, которые применимы к обычным товарам. Как, например, вычислить себестоимость картины? Явно, это не затраты на краску, холст и время затраченное на работу. Здесь оперируют такими понятиями, как репутация, имидж и т.д. Когда работа оценивается с точки зрения ее стоимости, принимается во внимание много факторов, процесс оценки произведения искусства требует тщательных исследований, но один из наиболее релевантных показателей – репутация художника, список аукционов и история продаж или список продаж. Западные эксперты по оценке произведений искусства считают список продаж важнейшим компонентом портфолио художника или художественного произведения в дополнение к списку выставок и репутации художника. Так же принято указывать список стран и частных коллекций, в которых находят картины, выставлялись ни картины на аукционах, особенно таких как «Кристис» и «Сотбис» и т.д. В общем, список продаж является решающим пунктом, если вы решили приобрести художественное произведение определенного автора в качестве объекта инвестиций. Кроме этого, часто покупатели собирают всю имеющуюся о художнике информацию. Если художник выставляется и продается хорошо, то есть шансы, что эта тенденция спроса будет продолжаться. Особенно картины подскакивают в цене после смерти художника. Был случай, когда покупатель на выставке пришел за картиной, которая очень понравилась его жене. Он вложил необходимую сумму денег на стол для проверки, но в это время его взгляд упал на буклет, где были собраны картины, представленные на этом же стенде, но уже умершего в 1998 году художника. Покупатель быстро сориентировался и, расценив, что деньги, вложенные в картины именно этого художника, будут более оправданы, поменял условия сделки и выкупил сразу 2 картины, к глубокому разочарованию для его жены. Лучший способ оценки ценности произведения искусства – получить заверенную оценку профессионала с надлежащими полномочиями, но к российской действительности это имеет отдаленное отношение. Во-первых, такие услуги являются дорогостоящими и мало распространены среди покупателей, а во-вторых, даже авторитетные оценщики допускают ошибки при выполнении своей задачи, что зачастую приводит к скандалам.
Итак, рассмотрим основных участников арт-рынка и те PR-технологии, которые они осознанно или же интуитивно используют в своей деятельности.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |