АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие типа права на основе формационного подхода. Характеристика отдельных типов

Читайте также:
  1. I. Договоры товарищества. Понятие, типы и виды
  2. I. Значение владения движимыми вещами (бумагами на предъявителя и правами требования как вещами)
  3. I. ЛИЗИНГОВЫЙ КРЕДИТ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ОСОБЕННОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ
  4. I. Общее понятие о вещных правах на чужую вещь
  5. I. Общее понятие о залоговом праве
  6. I. Общее понятие о лице в праве
  7. I. Общее понятие о юридическом лице и виды юридического лица
  8. I. Общее понятие об опеке
  9. I. Понятие и анализ оборотного капитала
  10. I. Понятие о договоре
  11. I. Понятие о завещании и его составление (форма)
  12. I. Понятие о семейном праве

Каждому типу государства соответствует определенный тип права – рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.

Рабовладельческое право.

В неразрывной связи и взаимодействии с раб.государством находилось право. Оно представляло собой совокупность общеобязательных норм или правил поведения, направленных на регулирование системы общественных отношений в интересах господствующего класса. Основными задачами РП являлись: закрепление част.собственности рабовладельцев на средства производства и рабов, закрепление рабовладельческого общественного и государственного строя, различных форм господства класса рабовладельцев, узаконение существовавшего социального неравенства между различными группами и слоями свободных людей.

Классовый характер рабовлад.права наиболее ярко проявлялся в таких важнейших для того времени нормативно-правовых актах, как законы Солона в Афинах и Сервия Тулия в Риме, выделявшие имущественное неравенство и делившие все население страны в зависимости от их положения в социальной структуре общества на касты (варны) и др.

Полное бесправие рабов и открытое социальное неравенство среди свободных закреплялись также в ряде таких правовых памятников эпохи рабовладения, какими были законы Хамурапи – в Др.Вавилоне, законы 12 таблиц – в Др.Риме и др.

В соответствии с законами Ману в Индии, например, существовало «семь разрядов рабов» - раб, захваченный под знаменем, раб за содержание, рожденный в доме: купленный, подаренный, доставшийся по наследству и раб в силу наказания. Однако все они являлись собственностью рабовладельцев и были в равной мере бесправными. В имущественном отношении бесправными в Др.Индии были также члены семьи собственника.

Наибольшее развитие РП вообще и отдельные его институты, такие, например, как институт частной собственности, наследования, займа, залога, купли-продажи, хранения и др., в особенности, получили в Др.Риме. Основными формами или источниками римского права были обычаи, зародившиеся еще в недрах первобытнообщинного строя и получившие общеобязательный характер в условиях рабовладельческого общества. На первоначальных стадиях развития римского государства и права (вплоть до 5 века до н.э.) обычаи выступали как единственные источники права и практически мало чем отличались от многих религиозных и нравственных предписаний. Н а более поздних стадиях развития государства и права в Др.Риме широкое распространение получили законы, которые представляли собой, согласно толкованию римских юристов, то что народ римский одобрил и постановил. Законы коренным образом отличались от плебейских решений, принимаемых и одобряемых плебсом. Плебс не входил в понятие «римский народ» и в силу этого не участвовал в принятии законов.

Среди других правовых актов Др.Рима выделялись эдикты магистратов, то есть публичные объявления правил, которые подготавливались и обнародовались магистратами при вступлении в должность. Согласно институциям римского юриста 2 века Гая эдикты представляли собой постановления и предписания тех лиц, которые имеют право их издавать. Право же издавать эдикты предоставляется магистратам римского народа. Самое важное значение в этом отношении имеют эдикты двух преторов – городского и перегринского, юрисдикция которых в провинциях принадлежит их наместникам.

Важное значение в системе источников РП имели ответы правоведов, то есть мнения и суждения юристов, которым позволено было устанавливать и творить право; императорские конституции в виде декретов – решений императора по судебным делам, поступившим к нему на рассмотрение; мандатов – инструкций императора должностным лицам; эдиктов, издаваемых и широко обнародуемых наподобие эдиктов магистратов; решений императора, рескриптов – ответов императора на юридические вопросы частных и должностных лиц – магистратов. Эдикты и мандаты действовали лишь в период пребывания у власти императора, издавшего их. Декреты и рескрипты сохраняли свою юридическую силу независимо от смены того или иного императора.

Римское право, достигшее своего наибольшего развития в период процветания рабовладельческой частной собственности, торговли и ростовщичества, оказало в последующем значительное влияние на процесс формирования и развития буржуазного гражданского права.

Феодальное право.

ФП выражало волю и интересы феодалов, обусловленные в конечном счете материальными условиями жизнедеятельности этого класса. Его основные задачи заключались в юридическом оформлении и закреплении феодальной собственности на землю и другие средства производства, в закреплении сложившейся системы эксплуатации и поддержании порядка, выгодного господствующему классу, в регулировании системы иерархических отношений, существовавших внутри господствующего класса, в обеспечении экономического, политического и духовного господства феодалов, в охране феодальной собственности и власти.

Опираясь на действующее право, господ.класс жестоко подавлял всякие попытки сопротивления своему господству, восстания, бунты, стихийные или организованные выступления против угнетения и насилия со стороны феодалов.

Характерные черты и особенности ФП заключались прежде всего в том, что оно носило ярко выраженный сословный характер, открыто закрепляло экономическое и социально-политическое неравенство в обществе, выступало как право-привилегия класса феодалов. Члены общества наделялись правами и свободами в зависимости от того, какое место в феодальной иерархии они занимали.

Привилегированным сословием являлись духовенство и дворяне. Сильно ограничивались в правах горожане. Лишены были самих элементарных прав, за исключением права иметь в своем владении домашний скот и инвентарь, необходимый для работы на феодалов, крестьяне. Они полностью выпадали из феод.иерархии и фактически являлись бесправным сословием.

Феодальное право неизменно выступало как право более сильного над менее сильным, как «кулачное право». Оно составляло широкий простор для произвола со стороны класса феодалов над крепостными крестьянами, практически не предусматривало никаких преград на пути угнетения и эксплуатации трудящихся масс. ФП в открытой форме признавало в качестве источника права прямое насилие, поощряло захват чужих территорий, закрепляло и оправдывало внеэкономическое принуждение крепостного крестьянства.

Существование кулачного права не ограничивается историческими рамками феодализма. Оно в значительной мере сохраняет свою силу и в условиях капитализма.

Характерной особенностью ФП был партикуляризм, то есть отсутствие единой системы права в масштабе всей страны и преобладание в нем местных обычаев и актов отдельных феодалов, раздробленный характер права. ФП не знало деления на отрасли и институты права. Составными его частями были крепостное право, обеспечивавшее полное подчинение крепостных крестьян феодалам; городское право, закреплявшее правовой статус купечества, ремесленников и других слоев городского населения; каноническое, церковное право, занимавшее значительное место в системе ФП и регулировавшее отношения не только между служителями церкви, но и между остальными членами феодального общества и др.

Роль канонического права была велика особенно в тех странах, где господствующая религия возводилась в ранг государственной. Творцами канонического права были служители религиозных культур.

Основными источниками КП были постановления церковных соборов, касавшиеся как самой веры, так и обычных религиозных дел, Ветхий и Новый Заветы, отдельные институты римского права, религиозные догмы и учения (учения 12 апостолов и др.).

Роль канонического права была велика особенно в тех странах, где господствующая религия возводилась в ранг государственной. Творцами КП были служители религиозных культур. Римская-католическая церковь, например, наделяла полномочиями творить право «на земле» римского папу.

Основными источниками КП были постановления церковных соборов, касавшиеся как самой веры, так и обычных религиозных дел, Ветхий и Новый Заветы, отдельные институты РП, религиозные догмы и учения (учения 12 апостолов). Широко используя КП, церковь стремилась решать не только «небесные», но и мирские дела. Наиболее распространенными рычагами ее воздействия были ильдунгельции – отпущения мирских грехов, интердикты – запреты на проведение богослужений в непокорных областях, а иногда и государствах, отлучения от церкви, ставившие преступивших религиозные каноны лиц вне церковного лона и обрекавшие их души «на вечные мучения» и др.

Наряду с КП, большую роль в жизни различных слоев феод.общества играло также городское и крепостное право.

По мере развития феод.общества, сопровождавшегося ростом товарно-денежных отношений, ФП все больше воспринимало основные положения Рим.права (рецепция). Римское право содержало в себе ряд готовых, проверенных на практике институтов и норм, регулировавших товарно-денежные отношения. Наибольшее распространение рецепция римского права получила в правовых системах Германии, Франции, Италии и др.стран.

ФП отличалось большим разнообразием форм. В силу застойного характера общества преобладающей формой ФП вплоть до периода абсолютизма, был обычай. В условиях раздробленности стран на отдельные княжества, герцогства и т.п. ФП состояло большей частью из местных обычаев и велений отдельных феодалов.

Большое значение для развития ФП имели частные сборники обычаев и описания судебной практики (например, сборник обычаев Бовуази – во Франции, Саксонское и Швабское зерцало – в Германии), договоры между отдельными феодалами, между королями и феодалами, между городами и феодалами. В качестве одного из наиболее ярких примеров установления и поддержания договорных отношений внутри господствующего класса феодалов может служить Великая хартия вольностей 1215 г.

На более поздних стадиях развития феод.общества и в особенности в период абсолютизма широкое распространение получили писаные законы (царские указы, королевские ордонансы и т.п.), сборники уголовного и уголовно-процес.зак-ва (например, Соборное уложение 1649 года – в России), кодекс законов (например, кодекс законов в Германии, названный именем императора Карла V «Каролиной»), др.виды нормативно-правовых актов.

Несмотря на разнообразие форм выражения и проявления, ФП неизменно оставалось на всех этапах своего развития одним из важнейших средств проведения в жизнь воли и развития одним из важнейших средств проведения в жизнь воли и интересов господ.класса феодалов. В этом заключается его социально-классовая сущность и назначение.

Буржуазное право.

Выступая в качестве важнейшего рычага или средства воздействия государства на общественные отношения и институты, право служит укреплению базиса капитал.общества, закреплению системы использования наемного труда, освящению и утверждению капиталист.общественного и гос.строя.

БП ставит превыше всего и охраняет капиталист.собственность на землю, недра, водные ресурсы, основные орудия труда и средства производства. Об этом свид-ет многочислен.нормативно-правовые акты, принятые в разных странах на разных этапах развития капитализма.

БП в отличие от ФП отвергает деление на сословия и все связанные с ним привилегии. На место ленного, церковного и иного подразделения ФП в условиях капитализма появляется частное и публичное право. Частное право, вбирающее в себя такие отрасли права, как гражданское, семейное, торговое и другие, направлено на регил-ние общест.отношений, отражающих и обеспечивающих частные интересы индив.собственников или отдельных объединений. Публичное право, складывающееся из конст., адм., уголов., бюджетно-налог.и др.отраслей права, регулирует отношения, обеспечивающие общеклассовые (публичные) интересы буржуазии, трактуемые нередко как общегосударственные, общенациональные и им подобные интересы.

Основными формами или источниками БП являются законы, нормат.акты (правит.декреты, ведомствен.приказы, решения, постановления, инструкции), издаваемые исполнит.гос.органами, правовые договоры, правовые обычаи и прецеденты.

Законы представляют собой нормативно-пр.акты, принятые высшими органами гос.власти (конгрессом – в США, парламентом – в Великобритани, Нац.собранием – во Франции, Бундестагом – в Германии и т.п.) или путем проведения референдумов, и напрвленные на регулирование наиболее важных общ.отношений. Среди законов, подразделяющихся на конст.и обыкновен., особо выделяются первые.

Значит.место в системе источников БП занимают в наст.время норм.акты, издаваемые или санкционируемые органами испол.власти.

Наряду с названными формами или источниками БП важное значение имеет прецедент. Будучи известен еще РП, прецедент представляет собой определенное действие или решение вопроса, которое в последующем, при аналогич.обстоятельствах рассматривается как некий эталон, образец. Прецеденты подразделяются на адм.и судебные.

Социалистическое право.

Право является средством решения стоящих перед государством ближайших и стратегических задач. Согласно марксистской концепции сущность права заключается в том, что оно выражает волю и интересы господ.класса. Если государство по мнению основоположников научного коммунизма есть та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господ.классу, осуществляют свои общие интересы, то право есть то средство, с помощью которого эти интересы, трансформируясь в госуд.волю, проводятся в жизнь.

На первых этапах становления и развития социалист. Общества Г.и П., в соответствие с марксистской доктриной, выражает интересы рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции. На этапе развитого социалист.общества – интересы всего народа. По мере развития коалл.общества и постепенного отмирания классов, П. Как клас.институт и явление отмирает.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)