АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Терминологический словарь. Гражданский (государственный) национализм –идеальный типнационализма, стремящийся к национальной, государственной независимости

Читайте также:
  1. VIII. Словарь терминов
  2. АНГЛО-РУССКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-МИНИМУМ
  3. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. – М., 2005.
  4. из книги Блинников Л.В. - Краткий словарь философских персоналий
  5. МЕДИЦИНСКИЙ СЛОВАРЬ
  6. Объяснительный словарь
  7. Приложение 2 ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
  8. Приложение I Словарь основных психологических и физиологических понятий
  9. РАЗДЕЛ 4. Словарь основных терминов (глоссарий)
  10. Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий)
  11. Словарь исторических терминов и понятий
  12. Словарь латинских терминов и выражений

Гражданский (государственный) национализм –идеальный типнационализма, стремящийся к национальной, государственной независимости.

Интегральный национализм. Термин «интегральный национализм» возник во Франции в начале XX ст. Он применялся для идентификации особого направления французского национализма, в котором смешивались элементы тоталитаризма и монархизма. Исследователи в основном используют термин «интегральный национализм» как родовое понятие, в рамках которого объединяются европейские праворадикальные тоталитаристские движения первой трети XX ст. К. Гейз «легитимизировал» этот термин как научный.

Дж Армстронг, опираясь на выводы К. Гейза, дает следующие характеристики «интегрального национализма»:

1. Вера в то, что нация является высшей ценностью, которой должны быть подчинены все остальные, то есть речь идет о тоталитаризме.

2. Апелляция к мистической идее единства всех личностей, составляющих нацию, обычно основанной на том предположении, что в одно органическое целое их объединяют биологические характеристики или необратимые последствия совместного исторического развития.

3. Подчинение рациональной аналитической мысли «интуитивно правильным» эмоциям, иррациональность.

4. Наличие харизматического лидера или элиты националистов-энтузиастов, которые считаются олицетворением "воли нации".

5. Культ действия, войны и насилия, которые считаются выражением "высшей биологической жизнеспособности нации" .

Культурный (этнический) национализм – идеальный тип национализма, направлен на защиту, охрану этнического языка, традиций, истории этноса, нации.

Национализм –1)идеология и реальная политика, которые основаны на противопоставлении наций, признании исключительности и превосходства собственной нации над другими, 2) идеология и практика, основанная на представлении, что основой государственности, хозяйственной и культурной жизни является нация (В.Тишков), 3) идеология, психология и политика отдельных индивидов и групп людей, утверждающая приоритет национальных ценностей перед всеми прочими социальными ценностями, абсолютизирующая национальную историю и признающая развитие нации в качестве единственного пути общественного прогресса 4) крайняя форма проявления национальных интересов, ведущая нацию к изоляции, обособлению и вражде с другими народами.



В конце ХХ в. среди историков, публицистов развернулась дискуссия о будущем национализма. Часть ее участников утверждала, что в следующем веке национализм исчезнет с политической арены, главным источником внутригосударственных и международных кризисов станет религиозный фундаментализм. Однако практика показала, что усиливающиеся тенденции глобализации позиций национализма не поколебали. Более того, глобализация породила явление, получившее название «неонационализм»: по мере роста числа эмигрантов в развитых индустриальных государствах они уже не стараются, как прежде, быстрее ассимилироваться, живут обособленными анклавами, даже не учат язык принявшей страны, пытаются навязать обществу свои правила поведения. Опыт Франции свидетельствует, что национальные и религиозные компоненты в массовом сознании тесно связаны, способны на активное политическое взаимодействие. В связи с всплеском международного терроризма возникает вопрос: способны ли, в принципе, мирно сосуществовать европейский и мусульманский культурно-исторический типы, тем более в рамках одного государственного образования.

После распада СССР, где воспитывали патриотов-интернационалистов, всплеск национал-экстремизма стал неприятной неожиданностью. Развивается русское национальное движение с широким спектром мировоззренческих установок. Наряду с культурными, просветительскими объединениями, ориентированными на национальную самоидентификацию, возрождение традиционных духовных ценностей, активно действуют откровенно националистические структуры. Создаются новые националистические организации (Русское национальное единство), возрождаются досоветские (Союз русского народа). Численность объединений молодых экстремистов, обобщенно называемых «скинхедами», выросла за последнее десятилетие в десятки раз. Националистическая идеология утверждается в массовом сознании. Опросы общественного мнения показывают популярность лозунга «Россия для русских», а также враждебное отношение русских и других народов России к «лицам кавказской национальности».

Определение сущности и понимание природы национализма оказалось сложной теоретической задачей. После того как в середине XIX-начале XX вв. национализм во многом сформировал облик Западной Европы и структуру межгосударственных отношений, его волна «накрыла» в 1950-70-х гг. «третий мир», а в 1990-х гг. привела к дезинтеграции систему социализма и ведущей страны этой системы – Советский Союз. Живучесть, влиятельность и широта распространения национализма в конце XX в. оказалась неожиданной для исследователей. Это привело к выдвижению новых подходов в его анализе.

В работах Э.Геллнера, Э.Смита, Б.Андерсона и других авторов убедительно доказано, что переход к современному обществу, обществу модерна, неизбежно сопровождается развитием национализма.

Как в истории политической мысли, так и в современной политической науке существуют различные подходы к пониманию его природы национализма. Можно выделить следующие.

1 С позиций марксистского учения национализм рассматривается как продукт мелкобуржуазного сознания и мелкобуржуазной ограниченности, предрассудок, который должен преодолеть освободившийся пролетариат - общность социально экономического положения и интересов пролетариев всех стран гораздо сильнее и важнее, чем их национальные различия.

2 С точки зрения ряда представителей школы психоанализа (Э. Фромма, Т. Адорно, М. Хоркхаймера и др.) национализм - это возрождение и возведение в культ элементов первобытного родового мышления, «откат» от цивилизации в сторону варварства и дикости, т.е. безусловно отрицательное явление.

3 По мнению известного французского социолога Алена Турена, национализм - это реакция архаического, отсталого племенного сознания на распространение в масштабах всего мира достижений индустриальной цивилизации имассовой культуры –т.е.глобализации, стирающей национальные особенности и различия.

4 С точки зрения сторонников социологизаторского подхода, национализм - это идеология, созданная лидерами национальных движений и меньшинств с целью добиться власти для себя и привилегий для представляемых ими народов.

5 Положительная трактовка национализма рассматривает его как естественное проявление духа и исторического самосознания народа, а также способ отстаивания его жизненных интересов (так понимали природу национализма лидеры многочисленных национальных освободительных движений стран «Третьего мира», русские мыслители славянофильского направления и др.).

В рассмотрении социокультурных аспектов национализма выделяются три подхода: формалистический, релятивистский, культурно-коммуникативный.

В советской, а затем и в российской науке и общественно-политической практике термин «национализм» использовался в негативном смысле – как политическое клеймо при оценке отступления от интернационализма. В тоже время ещё в СССР начали переводиться работы работы Э.Гелнера, обсуждаться идеи Э.Кендури, Э.Хобсбаума, Э.Смита, Б.Андерсона, Д.Холла.

Суть национализма состоит в том, что это одновременно и политическое движение, стремящиеся к завоеванию или удержанию политической власти, и политика, оправдывающая такие действия с помощью доктрины приоритета интересов и ценностей нации.

Национализм имеет множество источников. Это могут быть и реальные события так и восприятие их, переживания людей.

Попытки классифицировать национализм стали шагом вперёд в его осмыслении.

В мировой науке давно идут споры о совместимости демократии и национализма. Эти поиски в мировой политологии и социологии связаны с именем А. Лейпхарта.

Гражданский и этнический этнонационализм. В науке считается общепризнанным разделение национализма на гражданский и этнический этнонационализм. Первый иногда называют территориальным. Такой национализм, отождествляемый с патриотизмом, признаётся нормой человеческого общежития. Этнический национализм может быть политическим или культурным. Критике обычно подвергается политический национализм. Направлен на защиту интересов отдельного этноса.

Национализм в России. Ученые и политики на Западе сегодня все чаще сходятся во мнении о том, что ХХ век стал веком национализма. И в то время, когда на Западе шла интенсивная работа по исследованию национализма, выходили крупные и фундированные работы, посвященные данной проблематике, в СССР господствовала идеология, в которой раз и навсегда были определены место и роль национализма как формы «иллюзорного сознания» и разновидности буржуазной идеологии, противостоящей идеям и политике интернационализма. На национализме лежало клеймо и проклятие; это был политический приговор тому, кого подозревали в отсутствии чувств и идей интернационализма, в преувеличенной склонности к любви к своему народу.

Сегодня можно говорить о трех направлениях в изучении национализма в российской этнополитологии:

1) инструменталистское направление утверждает положение о том, что национализм искусственно изобретается и насаждается национальными элитами в корыстных корпоративных целях как инструмент борьбы за власть и влияние. Чаще всего утверждается, что нация и национализм - иллюзии и изобретения академиков-схоластов в угоду «этническим предпринимателям». Наиболее последовательные представители такой трактовки нации и национализма – А. Г. Здравомыслов и В. А. Тишков.

2) Это направление, наиболее близкое к западному «конструктивизму», представляет собой серьезное течение научной мысли, стремящееся раскрыть корни и основы этого явления, его формы и образы в России. Л. М. Дробижева, В. В. Коротеева, З. В. Сикевич, Г. В. Старовойтова стремились (и стремятся) показать всю сложность, многогранность и неоднозначность национализма, его свойств и отношений. Отказываются сводить его сущность только к этнократизму, этноцентризму, расизму и др. и рассматривать как однозначно негативное явление;

3) Здесь национализм рассматривается и с позиций интегральной теории нации, которая стремится и способна раскрыть его культурно-психологическую природу, идеологические и политические свойства.

Явление национализма крайне многообразно, и само это явление одновременно выступает сразу во многих ипостасях – одновременно как освободительное движение, национальная идеология, этнопсихологический феномен. Известный российский социолог и этнополитолог Л. М. Дробижева пишет, что «суть национализма состоит в том, что это одновременно и политическое движение, стремящееся к завоеванию или удержанию политической власти, и политика, оправдывающая такие действия с помощью доктрины приоритета интересов и ценностей нации». Исследователь параллельно отмечает, что национализм – это не только идеи и соответствующая им политика, но и система ориентаций, чувств. Поэтому источником, которые его питают, могут быть реальные обстоятельства, события, так восприятие их – то есть переживания людей. Автор предлагает рассматривать национализм как своего рода ситуационную экзистенциальную идеологию, возникающую в определенных условиях в ответ на вызовы интересам определенного этноса или этнонации, и содержащую в себе определенный ответ на эти вызовы. Формы и конкретное идейно-политическое содержание националистических доктрин могут при этом изменяться, однако «экзистенциальное ядро», связанное с жизненными интересами определенной этнообщности, остается в своих основаниях неизвестным.

Право наций на самоопределение –это право, в силу которого все народы имеют право свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивать своё экономическое, национальное и культурное развитие. Право наций, народностей на самоопределение закреплено в Уставе ООН, Международных пактах о правах человека, Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Конституции Российской Федерации. В тоже время Российская Конституция содержание права наций на самоопределение не раскрывает. Право на самоопределение не распространяется в полном объёме на национальные, религиозные, языковые меньшинства. Самоопределенческая активность меньшинств предусмотрена статьёй 27 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Позитивные функции национализма. Здесь можно выделить следующие:

1 Интеграционная – последний способствует интеграции этнических общностей в ситуации угрозы, кризиса и масштабного «исторического вызова»;

2 Стабилизирующая – на время способствует стабилизации политических систем благодаря консолидации вокруг национальной идеи;

3 Идентификационная – позволяет индивиду определить свою национальную идентичность посредством соотнесения с националистической (национальной) идеологией, содержащимися в ней идеями и ценностями;

4 Мобилизационная – осуществляет этнополитическую мобилизацию благодаря выдвижению этнополитических программ;

5 Программирование этнических действий – формулирует программы и повестку дня для национальных движений;

6 Патерналистская (защита национальных интересов) – активно претендует на защиту ущемленных интересов этнических групп, мобилизует для этих целей общественное мнение, людей и ресурсы.

Нация. В современной политологии отсутствует единое понимание нации. Существует множество разнообразных концепций: 1) устойчивая общность людей, исторически сложившаяся на основе единства происхождения, культуры, совместного проживания и коммуникаций. В структуре нации соединены этнические и социально-экономические компоненты, 2) согражданство, народонаселение занимаемой государством территории независимо от этнической принадлежности, объединённое одним правлением, 3) этнополитическая общность как объединение нескольких этносов в национальном государстве.

В общественных науках и публицистике бывшего Советского Союза наиболее употреблялось определение нации, сформулированное Сталиным. Он определял нацию как общность, характеризующуюся следующими объединяющими факторами: экономическая жизнь, территория, психический склад, проявляющийся в общности культуры (Просвещение. - 1923. - №3. - С.54)

Во многих странах Западной Европы и в Америке понятие «нация» («национальность») употребляется в государственном (этатистском) смысле, т.е. им обозначаются население страны, граждане государства независимо от их этнического происхождения. Так, французами являются выходцы из Алжира, евреи и т.д.; американцами, канадцами, мексиканцами называют себя представители разных этносов.

В приведённом определении «этнос» (см. предыдущий семинар) есть общие признаки с традиционной категорией «нация». Разделяющий признак – экономика. Особый акцент при определении понятия «этнос» на общность культуры и этническое самосознание привёл к тому, что в последние годы наметилось сближение в понимании этого феномена в русскоязычной и зарубежной литературе. Это же касается и толкования международных актов, в частности, Всеобщей декларации прав человека, в которой понятия «нация», «национальные законы», «национальные суды» даются в этатистском понимании.

Национальный характер или национальный менталитет - это совокупность установок и предрасположенностей определённого народа действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определённым образом. Национальный характер или национальный менталитет формируется на протяжении длительного времени, охватывающего практически всю историю народа. Национальный менталитет – это определённый способ видения мира и типичных образцов социального действия, регулирующих поведение народа на протяжении длительного времени.

Национальное самоопределение –это процесс самосознания какой-либо группы людей в качестве самобытной общности и конституирование в качестве нации.

Национальное самосознание – это совокупность идей, представлений, убеждений, верований, в которых данная национальная общность осознаёт себя как общность; одна из форм выражения народом своей самобытности и своего отличия от других общностей.

Национал-экстремизм – это идеология и практика использования силы как самого эффективного средства решения национального вопроса. Он характеризуется нетерпимостью к другим нациям и расам, верой в национальную исключительность, догматизмом, нетерпением, максимализмом, отсутствием чувства реальности.

Структура национализма (по А.И.Соловьёву)[1].Национализм как политическое движение представляет собой крайне сложное, внутренне структурированное явление. В его структуру входит ряд компонентов, от содержания каждого из которых существенно зависят возможности реализации национальной общностью своих целей в области государственной власти.

Основополагающее значение здесь имеет национальная идеология, в которой формулируются цели национального движения, а также указываются пути и средства их достижения. Идеология выступает идейной и духовной основой массовой национальной идентификации, т.е. осознания широкими слоями населения своей приобщенности к данной национальной группе, понимания людьми уникальности и непреходящего значения разделяемых ими групповых норм и ценностей для собственной жизнедеятельности.

В свою очередь, степень распространения и характер поддержки идеологических целей национальных движений непосредственно зависит от уровня и характера массового национального самосознания. Существует такое определение данного феномена: национальное самосознание есть совокупность представлений, характеризующих реальное освоение людьми общегрупповых идеалов, культурных норм и традиций той или иной национальной общности, а также обусловленных ими ее интересов.

Национальное самосознание, как правило, формируется с учетом специфического влияния ряда особых коллективных представлений. В частности, на уровень осознания идеалов и интересов нации существенное влияние оказывают этнические приоритеты, обусловливающие коллективную идентичность на базе общности “крови и почвы”, некритического освоения ряда сложившихся традиций, смыслов и ценностей. В силу своего во многом подсознательного характера эти установки могут драматизировать действительность, приобретая разрушительные для рационального отношения к жизни формы. К числу факторов, влияющих на формирование национального самосознания, относятся и религиозные воззрениякак один из важнейших факторов народного менталитета, сплавленный с историей становления и развития данной общности и ее мировосприятием в цивилизационном контексте. Аналогичными факторами являются социальные идеи, формирующиеся под воздействием более широких, чем государственные, современных экономических процессов, коммуникаций и институтов культурной жизни, а также собственно политические чувства и представления, отражающие отношение людей к реальным властно-перераспределительным процессам в их странах и мире в целом. Все перечисленные факторы являются компонентами структуры национального самосознания.

Принципиальное значение в структуре национализма имеют также институты и нормы, упорядочивающие массовую активность представителей определенной нации, организующие и формализующие стихийные акции (практики) граждан, координируя их с сознательно конструируемыми целями и задачами на политической арене. В качестве таких важнейших институтов могут выступать национальные государства, национальные партии, соответствующие группы давления и СМИ. Нередко институциональные формы принимает деятельность вооруженных группировок и партизанских отрядов (а иногда даже террористических организаций), борющихся за специфически понятые национальные интересы.

Особое место в структуре национализма принадлежит национальным элитам, играющим ключевую роль в формировании политического облика движения. В силу исключительного значения субъективных компонентов для концептуализации национализма, как такового, громадную роль играют идеологические (интеллектуальные) слои элитарного слоя. Именно они продуцируют ценности, интегрирующие национальные общности, проясняют современное значение исторических традиций и обычаев, формулируют национальные интересы, лежащие в основе повседневной деятельности этих политических сил.

Шовинизм – это крайне воинствующий национализм, предполагающий подчинение одной нации другой, как правило, меньшей - большей.

Термин «шовинизм» появился во Франции. В 1831 г. братьями И. и Т. Коньяр была поставлена комедия «Трёхцветная кокарда». Одним из героев был Никола Шовен. Считается, что прототипом персонажа была реальная личность Н.Шовен, воспитанный в духе преклонения перед императором – создателем величия Франции.

На практике шовинизм совпадает с расизмом. Разновидностью шовинизма является великодержавный шовинизм – идеология и практика господствующих классов нации, которая занимает господствующее положение в обществе.

Экстремизм (лат. extremus - крайний) -приверженность к крайним взглядам, мерам и действиям (обычно в политике). В дословном понимании, есть ни что иное, как крайнее проявление чего-либо — действий, высказываний, взглядов и т. п. Экстремизм может быть политическим, религиозным, экономическим, социальным и т. п., вплоть до бытового. Следовательно, политический экстремизм - это осуществление политики крайними методами. Порождает самые разные факторы социально-экономических кризисов, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, деформации политических институтов и структур, их неспособность решать назревшие вопросы общественного развития, тоталитарный режим. подавления властями оппозиции, стремление социальных или политических групп ускорить осуществление выдвигаемых ими задач, политические амбиции их лидеров и др.[2]

Этнократия – это доминирующее влияние, главенство коллективных прав и интересов национальности над индивидуальными правами и интересами личности. В многонациональном государстве этнократия – это власть или наибольшее влияние одного этноса (нации), выражающееся в дискриминации других, проживающих в данном государстве или на данной территории этносов (наций).

 

Вопросы по теме

1 Можно ли утверждать, что национализм – это исключительно проявление национального эгоизма?

2 Есть ли причины, мотивы, оправдывающие ли национализм?

3 Согласны ли Вы с мнением В.А.Тишкова: «Никто не накладывает запрет на употребление понятия нации в его этническом значении для лидеров республик и активистов национальных общин, но федеральная власть обязана оставить некоторое доктринальное пространство для процесса гражданского нациестроительства, без чего не может существовать ни одно государство»? Обоснуйте ответ.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |


Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.022 сек.)