|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Терминологический словарь. Антисемитизм –одна из крайних форм национальной нетерпимости, резко отрицательного отношения к евреямАнтисемитизм – одна из крайних форм национальной нетерпимости, резко отрицательного отношения к евреям, их национальным ценностям, истории, обычаям. В антисемитизме объектом презрения является только семитский народ – евреи. Беженцы – вынужденные мигранты. Беженцы наделены определёнными психологическими особенностями, находящими выражение в специфическом мировосприятии, угнетённости психики, повышенной чувствительности к несправедливости и др. Беженцы неоднородны: это и вынужденные переселенцы и «репатрианты». В этом явлении объединены несколько различных процессов, имеющих свои аналоги и прецеденты, предполагающие качественно различные средства урегулирования. Это и эмиграция евреев из Эстонии в Россию, немцев в Аргентину; фактическая миграция в российские города наиболее трезвомыслящей части населения из «горячих» точек (Таджикистан, Северный Кавказ и др.) Самый большой поток беженцев – это исход русских из бывших республик СССР. Из Армении ушло практически всё русское население. То же самое имело место в Чечне. Процессы медленной репатриации характерны для русского населения Средней Азии и Казахстана. Процессы эти неоднозначны. С одной стороны Россия не готова принять миллионы сограждан и это ведёт к вынужденной эмиграции в дальнее зарубежье, к «утечке мозгов», с другой стороны, к ускорению инновационной активности в российской провинции за счёт большей социальной мобильности мигрантов; а также будет способствовать консолидации русского этноса. Общая цифра русских, помимо своей воли оказавшихся за границей, составляет 25 млн. человек. Дискриминация – намеренное ограничение или лишение прав, преимуществ каких-либо людей, групп, организаций или государств по признакам расы, национальности, пола, государственной принадлежности и т.д. Интеграционные концепции (ассимиляционные) – играли длительное время важную роль в западной политологии и политической практике. В их основу были положены представления западных учёных, политиков, идеологов о слиянии различных этносов в одну этническую общность (нацию), а точнее, о возможности врастания выходцев из различных стран мира в этническое большинство американского, канадского и обществ других полиэтнических государств (теория «плавильного котла»). Конфликт – конкурентное взаимодействие, противостояние; борьба с целью реализации своих интересов. Конфликтующие стороны – социальные субъекты, находящиеся в состоянии конфликтного взаимодействия. Участниками конфликта могут быть самые разные социальные субъекты, в том числе этнические, национальные, конфессиональные общности, народы, государства. «Плавильный котёл» -концепция, согласно которой США представляет собой своеобразный «плавильный котел» (тигель), превращающий представителей различных этнических групп в просто американцев. По Израэлю Зангвиллу (1908): «Америка… это огромный плавильный котёл, в котором переплавляются и преобразуются все европейские нации». Эта метафора получила известность после того, как в Нью-Йорке в 1908 г. с большим успехом дебютировала одноименная пьеса английского драматурга и писателя Израэла Зангвилла, повествующая о жизни еврейской семьи, которая, спасаясь от погромов, покинула Россию и обрела прибежище в Америке. Концепция плюрализма (концепция многокультурности) – данная концепция пришла на смену господствовавшим в политике до 1970-80-х гг. интеграционным, ассимиляционным концепциям. Основателем плюралистической традиции стал американский деятель Г.Каллен. Ему Америка виделась не «плавильным котлом», а «обществом - оркестром», в котором естественными инструментами являются этнические группы с их своеобразным «духом и культурой». Концепция плюрализма была взята на вооружение пришедшими к власти в ряде капиталистических стран партиями неоконсервативного направления. Мультикультурали́зм — политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология. Важным отличием от политического либерализма является признание мультикультурализмом прав за коллективными субъектами: этническими и культурными группами. Такие права могут выражаться в предоставлении возможности этническим и культурным общинам управлять обучением своих членов, выражать политическую оценку и так далее. Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла» (англ. melting pot), где предполагается слияние всех культур в одну. В качестве примеров можно привести Канаду, где культивируется мультикультурализм, и США, где традиционно провозглашается концепция «плавильного котла». Мультикультурализм — один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. Идея мультикультурализма выдвигается главным образом в высокоразвитых обществах Европы, где издавна существует высокий уровень культурного развития. В современной Европе мультикультурализм предполагает прежде всего включение в её культурное поле элементов культур иммигрантов из стран «третьего мира» (в том числе из бывших колоний европейских стран). Национальный лидер – авторитетная личность, исполняющая главную и ведущую роль в организации и консолидации наций для решения каких-либо задач, оформленных в виде программных задач национального движения. Этнический конфликт – 1) конкурентное взаимодействие, противостояние двух или нескольких сторон в этнической сфере. 2) вид социального конфликта, особенностью которого является переплетение социально-этнических и этносоциальных противоречий. Этнический конфликт есть превращённая форма столкновений из-за экономических, материальных, территориальных, духовных или иных интересов. Одна из самых тяжёлых и трудно разрешимых разновидностей конфликтов. В основе обострения межэтнических отношений на территории бывшего СССР лежат как объективные, так и субъективные причины. В качестве объективных причин можно выделить факторы исторического характера, влияние которых на межэтнические отношения сказываются и сейчас. Во-первых, это пёстрая мозаика этнического состава России с сильной разницей в географическом, культурном, религиозном, языковом, социально-экономическом отношениях. Во-вторых, жёсткий характер национальной политики царизма по принципу «Разделяй и властвуй», сохранение национального неравенства в годы СССР. В-третьих, отсутствие демократических традиций устранения, разрешения межэтнических проблем. В четвёртых, сложная социально-экономическая ситуация в России на современном этапе. Наиболее мощная мина замедленного действия была заложена субъективной волевой политикой руководства СССР, особенно Сталиным, его окружением и последователями. Толерантность – (от лат. терпение) – терпимость по отношению к иному мнению, поступку, позиции; одна из ключевых ценностей демократии. Миграция населения -это любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учебы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит - притягивающих или выталкивающих. Этнические миграции -миграции населения, в которых участвуют люди определённой этнической (национальной), принадлежности, то есть на первый план выступает роль этнического фактора. В международных масштабах такая избирательность состава мигрантов проявляется, например, при переселениях из однонациональной страны (миграция португальцев в Бразилию); кроме того, в международных, а также внутренних миграциях избирательность может быть обусловлена неравномерным социально-экономическим и культурным развитием народов, живущих в различных частях страны (переселение русских в Сибирь), национальным гнетом или неравноправием, военными столкновениями между отдельными народами, религиозными преследованиями (если религия совпадает с этнической принадлежностью) и др. Э. м. на дальние расстояния приводят к отрыву людей от основного этнического ядра, способствуют смешению с другими народами, усилению контактов между ними и развитию этнических процессов. Э.м. в основном определяются, во-первых, как миграции населения, в которых участвуют люди этнической (национальной) принадлежности, во-вторых, как миграции, где на первый выступает роль этнического фактора. Ксенофо́бия (от греч. ξένος, «чужой» и φόβος, «страх»).Происходит от греческих слов «ксенос» (незнакомый, иностранный или иностранец) и «фобия» (боязнь). Ксенофобия - это любая постоянная, иррациональная или чрезмерная боязнь (или ненависть) к иностранцам или незнакомцам, не обязательно оформленная, поощряемая, терпимая или стимулируемая властями. Согласно материалам Википедии, ксенофобия – это ненависть, нетерпимость или неприязнь к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. Восприятие чужого как непонятного, непостижимого, а поэтому опасного и враждебного. Воздвигнутое в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления. Этноцентризм (от греч. ethnos — группа, племя и лат. centrum — центр, средоточие) — взгляд на мир через призму этнической идентификации. Жизненные и культурные процессы при этом оцениваются через традиции этнического самосознания, которое выступает в качестве идеального образца. Термин «Э.» впервые появился в работе Л. Гумпловича «Расовая борьба» (1883). Более основательно этот термин был проработан американским социологом У. Самнером. Сейчас данное понятие используется в философии, социологии, социальной психологии и этнофафии. В работе «Народные обычаи» Самнер ввел ряд понятий («мы-группа», «они-группа», «этноцентризм»), которые выражают склонность человека воспринимать и оценивать различные феномены на основе культурных стереотипов своей этнической группы. Миросозерцание этнической группы вырабатывается с помощью символов общего прошлого — мифов, легенд, святынь, эмблем. Эта культурно-историческая преемственность в жизни этноса — величина динамическая и переменная. Так, амер. ирландцы представляют собой более поздний своеобразный вариант ирландского этноса, сформировавшегося в особых экономических и политических обстоятельствах. Этот этнос обладает некоторыми собственными воспоминаниями, что отнюдь не колеблет этнического единства ирландцев по обе стороны океана. Сознание этнической группы характеризуется в таких терминах, как «сплоченность», «солидарность», «единство». Что касается отношений между группами («они-группа»), то здесь подчеркивается «инаковость», «чужеродность», «враждебность». В этнологии и культурологии происхождение и функции Э. рассматривают обычно в связи с природой межгрупповых отношений. Психоаналитики (З. Фрейд, Э. Фромм) рассматривают Э. в терминах индивидуального и группового нарциссизма. (Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.)
Вопросы по теме: 1 Назовите объективные и субъективные предпосылки межэтнических конфликтов. 2 Назовите причины обострения национально - этнических отношений на территории бывшего СССР. 3 Укажите различия в интеграционной концепции и концепции плюрализма. 4 Могут ли этноцентризм, ксенофобия стать причинами этнического конфликта? 5 Как вы понимаете слова немецкого социолога Г.Зиммеля: «Конфликт очищает воздух»? Можно ли их отнести к этническому конфликту? 6 Какими вы видите условия гармонизации национальных отношений? 7 Существует мнение, что межнациональные или межэтнические конфликты к началу XXI века стали играть определяющую роль в развитии человеческого сообщества, которую до недавнего времени играли межклассовые противоречия. Согласны ли вы с данным мнением? Если да, то почему? Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |