АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эліністычная культура

Читайте также:
  1. Вопрос 9. Речевая культура. Стилистические и лексические приемы ораторской речи. Логика речи.
  2. Коммуникации и корпоративная культура.
  3. Народна селянська культура. Міська культура.
  4. Население и культура.
  5. Религия и культура.
  6. СССР в годы правления Л.И.Брежнева: внутренняя политика, экономика, культура.
  7. СССР в годы правления Н.С.Хрущева: внутренняя политика, экономика, культура.
  8. Тема 21. Цивилизация и культура. Философия образования
  9. Тема №12. Правосознание и правовая культура.
  10. Трипільська культура.
  11. Трипільська культура.

Особенности эллинистической культуры. Процесс культурного развития в период эллинизма проходил в новых условиях и имел значительные особенности по сравнению с предшествующим временем. Эти новые условия создавались в расширившейся ойкумене, том круге земель, в которых жил человек эллинистической эпохи. Эллинистическая религия. Для эллинистической эпохи характерно повышение роли религии во всем укладе общественной и культурной жизни по сравнению с V—TV вв. до н. э. Расселившиеся по всему Ближнему Востоку греки и македоняне принесли на новую родину свои исконные культы олимпийских божеств, которым они поклонялись. Однако на новых местах традиционные греческие боги подверглись серьезной трансформации как под влиянием новых условий жизни среди коренного восточного населения, так и под воздействием более разработанных и древних восточных религиозных систем. Культы греческих богов Зевса, Аполлона, Гермеса, Афродиты, Артемиды и других приобретают новые черты, заимствованные у исконных древневосточных божеств Ормузда, Митры, Аттиса, Кибелы, Исиды и др. Среди греческого населения получают признание и пок лонение восточные культы Великой Матери Богов, но особую популярность приобрела египетская богиня Исида. Ей присущи многие черты греческих богинь — Геры, Афродиты, Деметры, Селены, она становится своего рода универсальным культом единого женского божества. Характерным для религиозного синкретизма является не только совмещение функций греческих и восточных черт в системе традиционных греческих или древневосточных богов, но и появление синкретических новых божеств. Философия. Все эти поиски отражали усложнение социальной и политической жизни, нестабильность обстановки в эллинистических странах и вызванные этими процессами изменения в общем мировоззрении людей. Основным центром эллинистической философии стали Афины, где соперничали несколько влиятельных философских школ. Прежде всего продолжали существовать фило софские школы учеников великих философов IV в. до н. э. Платона и Аристотеля. Школа учеников Платона получила название Академии. Его ближайшие ученики Ксенократ, Полемон, Кратет (40—30-е годы IV в.— 70-е годы III в. до н. э.) составили так называемую Древнюю Академию, последователи Платона III—II вв. до н. э. (наиболее крупные из них — Аркесилай и Карнеад) составили Среднюю, или Новую, Академию. Как Древняя, так и Новая Академия разрабатывали лишь отдельные положения философской теории Платона, уделяя особое внимание мистическим сторонам его учения, вместе с тем эклектически сочетая идеализм Платона с элементами других философских систем. Последователи Аристотеля (так называемые перипатетики) уделяли больше внимания разработке научных вопросов, и некоторые из них стали выдающимися естествоиспытателями своего времени. Так, Феофраст стал основателем научной ботаники, Стратон прославился выдающимися открытиями в области физики. Наиболее популярной философской системой эллинизма стала стоическая философия. Ее основателем был Зенон из города Китая на Кипре (336—264 гг. до н. э.), который переехал в Афины и здесь начал разработку своей системы, проповедуя ее в так называемом цветном портике (стоя пойкиле — отсюда название стоики) на центральной площади Афин — агоре. Последователями Зенона были Клеант из Ассоса и Хрисипп из Сол в Киликии, которые развили идеи своего учителя, привели их в систему и разработали законченное философское направление. Философская система стоиков включала физику, или учение об устройстве мира; логику, или учение правильно мыслить и ясно выражаться; этику, или учение о человеке, его поведении, месте в мире, цели его существования и др. Однако главную роль в философской системе стоиков играла этика — учение о человеке, его положении и роли в окружающем мире, определении цели человеческого существования. Человек рассматривается стоиками в качестве активного начала в мире. Он неразрывная часть космоса. Другой популярной философской системой эллинистического времени была философия Эпикура (341—270 гг. до н. э.) и его последователей эпикурейцев. Учение Эпикура также делится на три части: физику, логику и этику, но в отличие от стоиков наиболее разработанной и структурообразующей частью его системы стало учение об устройстве и движении мира (физика). Эпикур был материалистом и в своем учении о мире развил и обобщил мысли Левкиппа — Демокрита об атомном строении мира. Основателем кинической философии был Антисфен (440—366 гг. до н. э.), живший в классическую эпоху, но именно в эпоху эллинизма его философия стала популярной среди городского населения. Одним из самых известных киников был Диоген из Синопы (404—323 гг. до н. э.). Киники были равнодушны к анализу устройства мира, изучению законов мышления. Они сосредоточили усилия на разработке этических проблем и сделали попытку провести в жизнь правила поведения, которые они выработали. Литература. Литературный процесс эпохи эллинизма, с одной стороны, отражал существенные изменения в общей социальной и духовной атмосфере эллинистической эпохи, с другой — продолжал те традиции, которые уже оформились в литературе классического времени. Если Афины были центром новой комедии и бытовой драмы, то Александрия стала центром эллинистической поэзии. Поэтическому творчеству ученые Александрийского музея уделяли столь же большое внимание, как философским и научным занятиям. В Александрии был создан особый поэтический стиль, который получил название александризма: он предполагал обширную эрудицию авторов, особенно при описании мифологических сюжетов, разработку внешней формы произведения, тщательность отделки каждой строчки, отказ от простонародных слов и т. п. Эта поэзия, лишенная волнующих общественных проблем, предназначалась для узкого круга придворной и интеллектуальной элиты, свидетельствовала об упадке подлинного поэтического чувства, о подмене настоящей поэзии учеными изысканиями в стихотворной форме. Основателем александрийского стиля был глава музея и воспитатель наследника престола Каллимах (310—240 гг. до н. э.). Блестяще подготовленный филолог, Каллимах был плодовитым поэтом. Ему принадлежат самые различные произведения на мифологические, литературные и исторические темы. Наиболее известны его поэмы «Гекала» и «Причины», в которых поэтически обрабатываются мифологические сказания, раскрывающие происхождение того или иного религиозного обряда, общественного празднества или загадочного обычая. Так, в поэме «Гекала» объясняется малопонятный в III в. до н. э. миф о праздновании Гекалий н связанного с ним заклания быка. Жанр эпиграммы, начатый Каллимахом, был продолжен в творчестве Асклепиада, Посидиппа и Леонида, живших в III в. до н. э. В их коротких эпиграммах давались небольшие, но очень тонкие зарисовки различных явлений повседневной жизни, отношений, разных характеров, которые в целом создавали довольно полную картину эллинистического общества. В эллинистическое время известную популярность приобрел жанр искусственного эпоса, наиболее видным представителем которого стал Аполлоний Родосский, автор обширной поэмы «Аргонавтика» (III в. до н. э.). В этой поэме Аполлоний, сопоставляя многочисленные мифологические версии, подробно описывает плавание аргонавтов к берегам далекой Колхиды. В целом поэма Аполлония — произведение, свидетельствующее скорее о трудолюбии, нежели о поэтическом таланте автора, но описание любви Медеи и Ясона написано с большим вдохновением и считается одним из поэтических шедевров эллинизма. ряду прозаических жанров ведущее место занимали исторические произведеняи. В период эллинизма была создана богатая историография (история Тимея, Дуриса, Арата, Филарха и др.). Однако наиболее значительным историческим произведением стала «История» Иеронима из Кардии, содержащая ценное описание эллинистической истории от смерти Александра, в походе которого Иероним принимал участие, до смерти Пирра в 272 г. до н. э. Сведениями Иеронима впоследствии пользовались Диодор Сицилийский, Помпеи Трог, Плутарх и Арриан. Вершиной эллинистической историографии стала «Всеобщая история» Полибия, который составил обширный труд в 40 книгах об истории всего Средиземноморья с 220 по 146 г. до н. э. Труд Полибия был продолжен стоиком Посидонием, который дал описание исторических событий со 146 по 86 г. до н. э. в 52 книгах. Одним из самых грандиозных сооружений не только эллинистической эпохи, но и всей древности является Александрийский маяк, построенный на острове Фарос архитектором Состратом из Книда в 280 г. до н. э. Он вознесся на 120 м и состоял из трех ярусов. Первый ярус — это квадратное в плане здание, стены которого были ориентированы по сторонам света. Второй ярус выполнен в виде восьмигранной башни — по направлению 8 главных ветров. Третий ярус увенчивал купол, на котором стояла 7-метровая статуя бога морей Посейдона. Огонь маяка (горели специально просмоленные поленья) с помощью зеркал был виден на расстоянии до 60 км. В дневное время, когда огонь был невидим, применяли дымовую завесу. Топливо подавалось на вьючных животных, поднимающихся на самый верх по винтовой дорожке внутри здания. Для эллинистической архитектуры характерно стремление к грандиозности построек, роскоши внутренней и внешней отделки, нарочитой помпезности и масштабности, которые подавляли маленького человека, подчеркивали его слабость и ничтожество перед лицом могущественного монарха или божественных сил. Самыми знаменитыми скульптурными школами эпохи эллинизма были пергамская и родосская. В Александрии — центре эллинистической науки и литературы — собственная школа скульпторов практически не сложилась, во всяком случае, ее влияние было весьма незначительным, хотя сам город был заполнен разнообразной скульптурой, в основном привозной или подражательной. Родосская школа развивала традиции знаменитого Лисиппа. Здесь разрабатывался образ сильных, атлетически сложенных обнаженных мужчин. Но это не спокойный и доблестный атлет — гражданин классического времени, а, как правило, правитель или его сатрап с властным, надменным взглядом, выдающим огромную силу воли (статуя «Эллинистический правитель»). Другими шедеврами родосской школы были знаменитые скульптурные группы «Лаокоон и его сыновья» (I в. до н. э.), изображающая мучительную смерть троянского жреца и его сыновей от змей (эпизод из Троянской войны), и многофигурная группа, изображающая казнь злой царицы Дирки сыновьями Антиопы — так называемый «Фарнезский бык» (II в. до н. э.). Одной из самых грандиозных скульптур этой школы стал Родосский колосс — 30-метровая бронзовая статуя бога Гелиоса, сработанная учеником Лисиппа, мастером Харесом из Линда в 276 г. до н. э., которая украшала порт и одновременно служила маяком. В 220 г. до н. э. во время сильного землетрясения Родосский колосс был разрушен и уже не восстанавливался. Эллинистическая наука. Бурное развитие как гуманитарных, так и естественных наук является характерной особенностью эллинистической эпохи. Правящие монархи для управления державами, для ведения продолжительных и многочисленных войн нуждались в применении новых эффективных методов и средств и могли их получить лишь используя результаты научного знания. Больших успехов достигли математика и астрономия. Эти науки развивались на основе, заложенной в классический период Пифагором и его школой, Анаксагором и Евдоксом. Вместе с тем богатый опыт математических исследований и астрономических наблюдений, проведенных представителями древневосточной науки, в частности вавилонскими и египетскими учеными, способствовал разработке эллинистической математики, астрономии и других научных дисциплин. Выдающимися математиками (и вместе с тем представителями ряда отраслей физики) были три гиганта эллинистической науки: Эвклид из Александрии (конец IV— начало III вв. до н. э.), Архимед из Сиракуз (287—212 гг. до н. э.) и Аполлоний из Перги в Памфилии (вторая половина III в. до н. э.). Наиболее известным произведением Эвклида стали его знаменитые «Начала», подлинная математическая энциклопедия своего времени, в которой автор систематизировал и придал формальную законченность многим идеям своих предшественников. Изложенные Эвклидом математические знания легли в основу элементарной математики Нового времени и, как таковые, используются в средней школе до сих пор. Замечательны достижения эллинистических ученых в области астрономии. Самыми крупными из них были Аристарх Самосский (310—230 гг. до н. э.), Эратосфен Киренский (275—200 гг. до н. э.) и Гиппарх Никейский (ок. 190—ок. 126 гг. до н. э.). Величайшим достижением эллинистической астрономии была разработка Аристархом гелиоцентрической системы мира, поиск научных доказательств такого устройства Вселенной, которое предполагало огромные размеры Солнца. Вокруг него вращаются все планеты, в том числе и Земля, а звезды — это аналогичные Солнцу тела, находящиеся на громадных расстояниях от Земли и потому кажущиеся неподвижными.

32. Крыніцы па гісторыі старажытнага Рыма. Важнейшими историческими источниками являются письменные источники, распадающиеся на первоисточники, или документы, и литературные произведения в широком смысле (имеются в виду главным образом исторические произведения).. Если говорить о ранней римской истории, обнимающей два первых периода (VIII — IV вв.), то письменных первоисточников от этой эпохи сохранилось очень мало. Надписи Документальный материал в римской истории представлен преимущественно надписями. Если эпоха империи сохранила нам большое количество эпиграфического материала, то республика оставила его очень немного, а в раннем периоде надписей почти нет. Правда, это утверждение нуждается в одной оговорке: латинских надписей почти нет. Что же касается нелатинских надписей, то они имеются в достаточном количестве, но, как увидим ниже, их почти нельзя использовать. Самые ранние латинские надписи датируются концом VI или началом V в. Это прежде всего надпись на так называемом cippus (столб, колонна). Столб этот нашел на форуме Бони в 1898 г., на том самом месте, которое древними считалось могилой Ромула и было отмечено «черным камнем» (fapis niger). Надпись весьма архаична по языку и шрифту. К Древнейшим памятникам латинской письменности принадлежит также надпись на золотой пряжке, найденной в одной из могил г. Пренесте. Официальные документы Таков основной эпиграфический материал, сохранившийся от раннего периода римской истории. Как видим, он почти ничего не дает историку. Однако кое-какие документы дошли до нас в передаче римских и греческих писателей. На первом месте здесь нужно поставить «Законы XII таблиц» («Leges XII tabularum»), чрезвычайно важный памятник середины V в. Отдельные статьи этого законодательного сборника дошли из более поздних эпох частью в цитатах, частью в пересказе различных римских авторов. Менее достоверны так называемые «Царские законы» («Leges regiae»), собрание законов и постановлений, приписанных римским царям и относящихся главным образом к сакральному праву. Они сохранились у одного римского юриста императорской эпохи. Монеты Обратимся к другим категориям первоисточников. Монеты, являющиеся очень важным источником для императорской эпохи, почти не имеют значения для раннереспубликанского периода. Римские монеты появляются не раньше V в. (а вернее, с середины IV в.), и их очень немного. Во всяком случае, для общей истории они ничего не дают. Греческие монеты юга Италии и Сицилии древнее, и их гораздо больше, но, как и надписи, они почти не могут быть использованы для ранних эпох средней Италии. Вещественные памятники Археологический материал для раннего периода истории Италии представлен довольно богато, хотя и неравномерно по различным районам. Если памятники палеолита встречаются только спорадически, то, начиная с неолита и кончая эпохой железа, вещественный материал быстро растет: неолитические погребения, остатки свайных построек на севере Италии, так называемые «террамары» к югу от По, раннее железо «культуры Виллановы», богатейшие этрусские гробницы, ранние римские погребения и более поздние саркофаги, остатки городских сооружений (этрусских и римских), большое количество посуды и утвари из разных частей Италии и проч. Археологические памятники как таковые без параллельных источников (письменных, этнографических, языковых) для общей истории дают немного. У них, как правило, отсутствует точная датировка, они «многосмысленны», т. е. допускают различные истолкования, они односторонни, т. е. характеризуют главным образом материальное производство и некоторые стороны идеологии (искусство, религию). Подтверждением этого служит спорность весьма многих вопросов, которые приходится решать на основании одних вещественных памятников. Такова проблема крито-микенской эпохи в истории Греции, такова, как увидим ниже, этрусская проблема. Язык Язык как исторический.источник имеет большое значение для истории культуры, но для общей истории и он дает мало. По вопросам, например, италийского этногенеза проделана большая работа и индоевропейской лингвистикой и яфетидологией. Однако выводы здесь очень спорны, что видна на той же этрусской проблеме. Этнографический материал Этнографические данные для истории ранних ступеней общественного развития играют, как известно, большую роль. Блестящим примером использования этих данных для истории Греции и Рима являются «Древнее общество» Моргана и «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Энгельса. Но и этнографический материал имеет значение только в качестве дополнительного к другим видам источников. Фольклор Остается последняя категория первоисточников: так называемый «фольклор» — памятники устного народного творчества (былины, песни, сказки, заговоры, пословицы и т. п.). Что касается римского эпоса, то в науке кет на этот счет единодушного мнения: одни ученые его отрицают, другие признают. Как бы там ни было, несомненно одно: римляне не имели ничего, подобного великим эпическим произведениям греков — «Илиаде» и «Одиссее». Весьма возможно, что у них существовали отдельные эпические сказания, но они не были обработаны и объединены в крупные поэмы; до нас не дошли и, самое большее, сохранились только в виде отдельных легенд в нашей наличной историко-литературной традиции (у Ливия, Плутарха и др.). Точно так же не дошел до нас (за ничтожным исключением) и более мелкий фольклорный материал. Чтобы решить вопрос о степени достоверности литературных источников, необходимо выяснить, как возникла в Риме историография. Возникновение историографии в Риме По мнению, общепринятому в науке, первой формой исторического творчества у римлян была летопись (annales). Это были краткие погодные заметки о важнейших событиях, присоединяемые к спискам консулов или других должностных лиц, именами которых в Риме обозначался год (эпонимные магистраты). Такая летопись составлялась жрецами понтификами для календарных целей. Когда она возникла, мы точно не знаем: полагают, что в середине V в. С начала III в. летопись понтификов стала составляться более подробно. В III же веке, по-видимому, понтификами были восполнены пробелы в старом тексте летописи, а также составлена начальная история Рима (до середины V в.). Невий Первым римским историком был Гней Невий из Кампании (около 270 — 200 гг.). Это очень яркая фигура. Простой гражданин, он не побоялся выступить против знатных семей Метеллов и Сципионов. В те времена это было большой смелостью. Невий попал в тюрьму, откуда его освободили только благодаря вмешательству народных трибунов. Невий был плодовитым сочинителем трагедий и комедий, в которых он не только подражал греческим образцам, но и обнаружил некоторую самостоятельность. Энний Поколением позже жил Квинт Энний, родом из Калабрии, участник II пунийской войны (239 — 169 гг.). Среди его многочисленных произведений особенное значение имеют «Анналы», огромное произведение в 18 книгах, написанное латинским гекзаметром.

33. Гістарыяграфія старажытнага Рыма. Возникновение историографии в Риме По мнению, общепринятому в науке, первой формой исторического творчества у римлян была летопись (annales). Это были краткие погодные заметки о важнейших событиях, присоединяемые к спискам консулов или других должностных лиц, именами которых в Риме обозначался год (эпонимные магистраты). Такая летопись составлялась жрецами понтификами для календарных целей. Когда она возникла, мы точно не знаем: полагают, что в середине V в. С начала III в. летопись понтификов стала составляться более подробно. В III же веке, по-видимому, понтификами были восполнены пробелы в старом тексте летописи, а также составлена начальная история Рима (до середины V в.). Наряду с.официальным историографическим материалом существовали и частные исторические записи. Возможно, что в знатных римских домах велись семейные хроники. Обычай произносить на похоронах похвальные речи в честь покойного (laudationes funebres) также был одной из форм историографического творчества. Впрочем, здесь же нужно искать и один из источников фальсификации исторического материала. Невий Первым римским историком был Гней Невий из Кампании (около 270 — 200 гг.). Это очень яркая фигура. Простой гражданин, он не побоялся выступить против знатных семей Метеллов и Сципионов. В те времена это было большой смелостью. Невий попал в тюрьму, откуда его освободили только благодаря вмешательству народных трибунов. Невий был плодовитым сочинителем трагедий и комедий, в которых он не только подражал греческим образцам, но и обнаружил некоторую самостоятельность. Невий принимал участие в I пунийской войне и написал о ней эпическую поэму на латинском языке неуклюжим «сатурнийским» стихом (versus saturnius).* Впоследствии поэма была разделена на семь книг, из которых первые две содержали предшествующую историю Рима, начиная с легендарного Энея. От произведения Невия сохранились только ничтожные фрагменты. Энний Поколением позже жил Квинт Энний, родом из Калабрии, участник II пунийской войны (239 — 169 гг.). Среди его многочисленных произведений особенное значение имеют «Анналы», огромное произведение в 18 книгах, написанное латинским гекзаметром. Введением гекзаметра Энний произвел важную реформу латинского стихосложения. Содержание поэмы обнимало всю римскую историю с Энея до последних лет перед смертью автора. «Анналы» оказали сильное влияние на выработку традиционных образов римской историографии. От них также дошли только фрагменты (600 стихов из 30 тыс.). Плутарх Третьим крупным представителем наличной традиции является Плутарх, грек из Херонеи, родившийся в середине I в. н. э. Он занимал видное положение в имперской администрации при Траяне и Адриане и был чрезвычайно образованным и плодовитым писателем. Для историка особенно важ- ны его «Параллельные биографии:» — жизнеописания выдающихся греческих и римских деятелей, соединенные попарно. До нас дошло 50 биографий — 46 парных и 4 отдельных. Для ранней римской истории имеют значение биографии Ромула, Нумы, Попликолы, Кориолана, Камилла и Пирра. Кое-какие факты можно найти в мелких работах Плутарха: «Римских вопросах» и др. Компиляторы позднеимператорской эпохи Некоторое значение имеют также компилятивные произведения писателей позднеимператорской эпохи: «Аттические ночи» Авла Геллия (II в.), «О римских магистратурах» и «О месяцах» грека Иоанна Лидийца (VI в.), комментарии Сервия на Вергилия (IV или V в.), «Сатурналии» Макробия, римского грамматика первой половины V в., тощая компиляция из Ливия в двух книгах о римских войнах Флора (II в.), «Краткий очерк римской истории» Евтропия (IV в.) и др. Notitia Dignitatum (сокращенно ND, русск. Список должностей) — документ эпохи Поздней Римской империи (конец IV или начало V веков), содержащий список должностей. В документе приведено несколько тысяч должностей Западной и Восточной Римских империй, начиная от дворцовых и заканчивая провинциальными. Аноним Валезия (Anonymus Valesianus), также Excerpta Valesiana I и II — условное название латинского текста, который был впервые опубликован французским учёным Генриком Валезием (Анри де Валуа, 1603—1676) в его издании Аммиана Марцеллина (1636). Название не вполне точно отражает содержание текста, так как фактически речь идёт о двух разных сочинениях, которые не имеют между собой ничего общего, кроме того, что оба связаны с историей поздней античности. Тексты происходят из средневековой рукописи VIII или IX века, созданной в Вероне, которая теперь хранится в Государственной библиотеке в Берлине (MS Philipps 1885, f. 30v — 36 v). «Ри́мская исто́рия» (нем. Römische Geschichte) — фундаментальный труд Теодора Моммзена по истории Древнего Рима, получивший Нобелевскую премию по литературе. Основан на корпусе исторических источников, найденных автором во время путешествий по Италии. Первые три тома, охватывающие период от основания Рима до падения Республики, вышли в 1854 — 1857 гг., 5-й том, посвящённый римским провинциям, появился в 1885, но 4-й, в котором предполагалось изложить правление императоров до Диоклетиана, написан не был — он был восстановлен по записям и черновикам Моммзена. В Германии при жизни Моммзена труд выдержал 9 изданий. Первый перевод на русский был сделан С. А. Шестаковым в 1858 г., в 1885 — 1887 гг. вышло издание К. Т. Солдатенкова в переводе В. Н. Неведонского и А. Н. Веселовского. Компендиум первых 3-х томов был заказан князем А. К. Горчаковым историку Н. Д. Чечулину и вышел в 1909 г. Английский перевод был сделан Вильямом Парди Диксоном из Университета Глазго и опубликован в 1861 и 1894 гг. Позже работа была переведена на все европейские языки.

34. Геаграфічныя і прыродныя ўмовы ў старажытнай Італіі. ГЕОГРАФИЯ ИТАЛИИ Хотя уже с III в. до н. э. Рим вышел далеко за рамки Апеннинского полуострова, но Италия всегда оставалась основой римской экономики, базой римской экспансии, центром политической жизни и управления римской державы, главным очагом римской культуры. Поэтому нельзя понять особенностей римской истории, не имея ясного представления о том, чем была Италия в географическом отношении. Апеннинский полуостров — средний из трех больших полуостровов (Балканского, Апеннинского и Пиренейского), глубоко вдающихся с севера в Средиземное море и разрезающих его на три части. Узкой полосой, простирающейся приблизительно на 1 тыс. км, тянется Италия на юг, в средней части достигая ширины около 150 км. Большой остров Сицилия, являющийся непосредственным продолжением Италии, близко (на 150 км) подходит к побережью Африки. С севера Альпы подковой замыкают полуостров. Хотя они, как показывает римская история, и не являлись непреодолимой преградой для вторжения (в особенности в их восточной части — Юлийские Альпы), однако до известной степени создавали изолированность Италии с севера. С востока полуостров омывается Адриатическим (или Верхним) морем, с юга — Ионийским, с запада — Тирренским (или Нижним) и Лигурийским. Моря эти бедны островами. Около восточного побережья Италии их почти нет. На юге — одна Сицилия, да и она является островом только формально, на деле будучи частью Италии. С запада — крупные острова Сардиния и Корсика, но они отстоят слишком далеко от италийского побережья, а вдоль берега разбросано только несколько мелких островов: Ильва (теперь Эльба), Капреи (Капри) и др. Таким образом, островная система Италии чрезвычайно бедна и резко отличается от островного окружения Греции. В то время как эта последняя окружена множеством островов, которые тесно связывают ее с Малой Азией, Италия изолирована. Поэтому у нее отсутствовала одна из важнейших предпосылок развития торговли и мореплавания, какую Греция имела в своем огромном островном мире. Северную часть Италии (теперь Ломбардия) в древности называли Цизальпинской Галлией, т. е. Галлией по эту сторону Альп. Она делилась на Галлию Транспаданскую (Галлию по ту сторону Пада) (теперь По) и Галлию Циспаданскую (Галлию по эту сторону По). Галлия, согласно географическим представлениям древних, не входила в состав Италии. К югу от нее, в западной части полуострова, лежала Этрурия (теперь Тоскана). К востоку от Этрурии — гористая Умбрия и Пицен; к югу — холмистая равнина Лация. Еще дальше к югу находилась цветущая приморская область Кампания. К востоку от Лация и Кампании лежал покрытый лесами Самний. Южную часть полуострова составляли Апулия, Калабрия, Лукания и Бруттий. Речная система Италии довольно богата. Цизальпинскую Галлию орошает большая река По (лат. Padus) с многочисленными притоками. В северной части Этрурии течет Арно (лат. Arnus). Границей между Этрурией, Умбрией и Лацием служит Тибр. Кроме этих рек, нужно отметить Лирис в Лации и Ауфид в Апулии. В древности все эти реки были гораздо полноводнее, чем теперь. В речных долинах сохранились следы древних ирригационных сооружений. Почва Апеннинского полуострова создавала прекрасные условия для земледелия и скотоводства. Плодородная равнина По была одной из самых древних областей земледельческой культуры. Вулканическая почва Лация, Кампании и Сицилии щедро вознаграждала труд земледельца. Юг Италии славился своими прекрасными пастбищами. Недра Италии были богаты металлом. Медь, свинец, олово и цинк Этрурии, железо на о. Ильве являлись одной из важнейших предпосылок высокого развития этрусской культуры. В целом условия географической среды Италии были менее благоприятны для развития, чем аналогичные условия Греции. Италия была страной по преимуществу земледельческой. Характер почвы и климата давал возможность разводить не только оливки и виноград, но и зерновые культуры: просо, ячмень, полбу, пшеницу. Кроме этого, Италия была богата металлом и лесом. Поэтому она не была в такой степени, как Греция, связана с внешним миром необходимостью ввозить хлеб, строе вой лес, кожу и другие виды сырья. Ее хозяйство долго могло оставаться натурально-замкнутым и в силу этого отсталым.

35. Этнічная гісторыя старажытнай Італіі. Население Италии в раннеримские времена было чрезвычайно пестрым. В долине По и несколько южнее жили племена кельтов (галлов): инсубры, ценоманы, бойи, сеноны. К югу от верхнего По, в Приморских Альпах и на генуэзском (лигурийском), побережье находились отсталые племена лигуров. К северу от нижнего течения По и далее к востоку обитали венеты. В Этрурии жили этруски (туски), которых греки называли «тирренами». К востоку и югу от них, занимая всю среднюю Италию и часть южной, находились многочисленные племена италиков: к востоку от Тибра — умбры; еще дальше на восток до самого моря — пицены (возможно, впрочем, что последние не принадлежали к италикам). По нижнему течению Тибра, к северо-западу от него, жило маленькое племя фалисков, а к югу от него, занимая северную часть Лация, — родственные им латины. Соседями последних являлись эквы, герники и вольски. К югу от умбров и пиценов, в восточной части средней Италии, находилась большая группа родственных им италийских племен, которая в ученой латинской литературе называлась сабеллами. К ней принадлежали мелкие племена сабинов, марсов, френтанов, занимавшее центральное положение большое племя самнитов и жившие в Кампании оски. Южная ветвь этой группы (луканы и бруттии) занимала западную часть южной Италии — Луканию и Бруттию. В Апулии и Калабрии жили мелкие племена давнов, япигов, мессапиев и др., по-видимому, не принадлежавшие к италикам. От них дошло некоторое количество надписей, содержащих главным образом собственные имена. Такие местные диалектологические надписи имеют большое значение для решения проблемы о племенном составе древнейшей Италии. Берега южной Италии вплоть до Кампании были заняты греческими колониями. Здесь находились города Кумы, Неаполь, Посидония, Элея, Регий, Кротон, Тарент и др. Плодородная Сицилия служила ареной ожесточенной борьбы между греками, колонизовавшими восточную половину острова (города Сиракузы, Леонтины, Катана, Тавромений, Мессана), и карфагенянами, занявшими западную половину (Дрепан, Лилибей, Агригент и др.). Внутри острова жили туземные племена сикулов и сиканов. Сардиния и Корсика с их местным населением сардов и корсов также были объектом карфагенской и греческой колонизации. Италики Появление италиков господствующая точка зрения объясняет следующим образом. Они мигрировали в Италию с северо-востока двумя волнами. Первая волна появилась в долине По в начале II тысячелетия. Это были строители свайных поселений (палафитов) на реках и озерах северо-восточной Италии. Около середины II тысячелетия жители свайных построек переходят на сушу в областях к югу от По. Остатки их поселений называются «террамарами» (terra marna — «земля для удобрения»). В их плане археологи находят черты позднейшей римской строительной техники: ров и вал, перпендикулярное расположение улиц по странам света. Жители террамар уже владеют бронзовой техникой, знают земледелие, скотоводство, ремесла и сжигают своих покойников. Их считают отдаленными предками фалисков и латинов. Вторая волна италиков появляется на полуострове позднее — около конца II тысячелетия. Их главное отличие от первой группы видят в том, что они не сжигали, а погребали своих покойников. Их считают предками умбро-осков. Около 1000 г. в Италии возникает железная техника. Это — «культура Виллановы», названная так по имени местечка около г. Болоньи, где впервые развивается техника железа. Отсюда культура Виллановы распространяется по Этрурии, Лацию, Кампании и северной Апулии. Носителями ее были те же италики, продвигавшиеся все дальше к югу. Наконец, в конце VIII или в начале VII в. в рамках культуры Виллановы в Этрурии археологически можно установить появление новой своеобразной культуры, которую называют «этрусской». Этруски Этрусская проблема очень стара. Она появляется еще у греков и римлян. В античной традиции сохранились три точки зрения на происхождение этого загадочного народа. Первая представлена Геродотом, который рассказывает (I, 94), что часть лидян из-за голода отправилась морем на запад под начальством царского сына Тиррена. Они прибыли в Италию, в страну умбров, основали города и живут там до настоящего времени. Мнение Геродота стало почти каноническим в античной литературе. Римские писатели, например, называют Тибр «Лидийской рекой» (Lydius amnis). Сами этруски стояли на той же точке зрения, признавая свое родство с лидянами. На это ссылалась, например, депутация г. Сард в римском сенате при императоре Тиберии.* Вторую точку зрения защищал Гелланик Лесбосский (по-видимому, несколько раньше Геродота). Он утверждал, что пеласги, древнейшее население Греции, будучи прогнаны эллинами, приплыли в Адриатическое море к устью По, оттуда двинулись в глубь страны и населили область, называемую теперь Тирренией.

36. Калоніі “Вялікай Грэцыі”. Вели́кая Гре́ция (греч. Μεγάλη Ελλάς, лат. Magna Graecia) — историческая область с древнегреческими колониями, основанными в античный период (начиная с VIII века до н. э.), включавшая часть территории современной Южной Италии, Аппенинского полуострова и Сицилии: (Кумы, Капуя, Элея (родина философов-элеатов), Тарент, Неаполь, Сибарис, Сиракузы (родина Архимеда), Кротон (резиденция Пифагора) и др.)ПитекуссыПервое поселение греков в Италии возникло в Питекуссах (другие названия -Инарима, Энария, ныне — Искья) на острове, удаленном на 11 км от побережья Кампании. Археологические раскопки обнаружили здесь греческую керамику приблизительно 1400 г. до н. э. Не позднее 775—770 гг. до н. э. здесь же возник греческий эмпорий (торговый пост), основателями которого были выходцы с Эвбеи из Халкиды и Эретрии, а также Ким, небольшого городка на Эвбее. Эвбея была одним из основных металлургических районов Греции. А целью торговли в этом районе были богатые руды Этрурии. В Питекуссах найден кубок, датируемый 750 г. до н. э., с самым ранним текстом записанных стихов, написанных на халкидской разновидности греческого алфавита. Этот торговый пост был создан для налаживания торговых связей с Этрурией, в чьих запасах железа и меди нуждались греки. Этим торговым связям способствовали и этрусские города в Кампании, среди которых выделялась Капуя. С другой стороны, связи халкидских торговцев достигали Сирии и Финикии, откуда в обмен на металлические изделия поступало золото. Питекуссы были разрушены около 500 г. до н. э. извержением вулкана Монтаньоне, но уже до этого они потеряли свое значение уступив его Кумам. Кумы. Кумы располагались к северу от Неаполитанского залива. Поселение на месте Кум, созданное местным племенами осков существовало уже около 1000 г. до н. э. Около 575 г. до н. э. сюда перебрались греки из Питекусс, каким-то образом вытеснив осков. Возглавляли колонизацию Мегасфен из Халкиды и Гиппоклеид из Ким на Эвбее, которые и дали название этому городу. Около 730—725 гг. эмпорий получил статус города, став самостоятельным. Этот город играл важную роль в торговле с Этрурией. Вокруг него были плодородные земли и он стал поставщиком зерна. Возможно, что отсюда распространилось по Италии виноградорство и культура оливы. Кумы были известны Сивиллой — одной из наиболее почитаемых в древности прорицательниц. Кумы пытались контролировать Мессинский пролив. Сначала в Занкле обосновались пираты из Кум, позднее к ним присоединились переселенцы с Эвбеи и там была создана полноценная колония. Из политических деятелей города известен диктатор Аристодем Изнеженный, который вел успешные войны против этрусков. Кумы и этрусские города были уничтожены самнитами нагрянувшими сюда из центральной Италии. Регий. Регий (сейчас Реджо-ди-Калабрия) основан около 730—720 гг. до н. э. халкидянами на южной оконечности полуострова. Сибарис Основан ахейцами около 720 г. до н. э. в Тарентском заливе. Ойкистом (основатель поселения) был Ис из Гелики. Ахейцы очень нуждались в земле и имели ограниченные возможности в торговле на родине. По Аристотелю в поселении приняли участие и жители Трезена в Арголиде. Переселенцы установили мирные отношения с местными племенами сердеев, что обеспечило нормальное ведение сельского хозяйства. На побережье велась добыча улиток-багрянок. Город во многом благодаря плодородным землям разбогател, поставил под контроль местные племена. В городе чеканилась своя монета. Богатство и роскошь жителей этого города стала нарицательной, породив слово «сибарит». По Страбону, он контролировал 25 городов. В заливе была основана еще одна колония Метапонт. На западном берегу Калабрии были основаны города Лауда и Скидр, а также Посейдонию (Пестум). Посейдония была основана около 625—600 гг. до н. э. Она известна дошедшими до нас руинами дорических храмов. Кротон (ныне Кротоне) был расположен южнее Сибариса, южнее устья реки Эсар (Эсаро) на мысе, с обоих сторон которого были защищенные гавани. Колония была основана около 710 г. до н. э. ахейцами под руководством Мискела из Рип. Благополучное развитие колонии определялось как её выгодным положением, так и добычей серебра. Город также вывел новые колонии: между 675 и 600 гг. до н. э. была основана Кавлония, позднее Терина — с западного края полуострова. Около 540 г. до н. э. Кротон потерпел поражение в битве на реке Сагре с Локрами Эпизефирийскими и Регием. Вскоре город стал центром деятельности философа Пифагора и его последователей. Около 531 г. до н. э. он покинул свою родину, остров Самос, и обосновался в южной Италии. Его последователи составили подобие секты или ордена, захватив власть в городе. Позднее вождь аристократической партии Килон вынудил Пифагора покинуть город и он переселился в Метапонт (колония основанная Сибарисом). Однако пифагорейцы видимо играли значительную роль и в других городах, которые таким образом становились зависимыми от Кротона. В союзе с Сибарисом и Метапонтом Кротон уничтожил Сирис, колофонскую колонию, расположенную между Сибарисом и Метапонтом. А около 510 г. до н. э., привлекши в качестве полководца спартанца Дориея, Кротон разрушил Сибарис. В этой войне отличился знаменитый атлет Милон, одержавший в Олимпиадах максимальное количество побед в борьбе: 6 раз подряд, из которых первая победа — в соревнованиях для мальчиков. Кротон славился и как город где закладывались основы научной медицины. Врач Алкмеон около 500 г. до н. э. написал медицинский трактат (не сохранился). Позднее в городе разгорелись сословные распри, значительно ослабившие его. Наксос (ныне Джардини-Наксос) — первая греческая колония на восточном побережье Сицилии, основанная в 734 г. до н. э. у подножья вулкана Этна. Поселенцы происходили из Халкиды на Эвбея и с Наксоса, острова в Эгейского моря. СиракузыКолония, которой было суждено стать наиболее значительным городом Великой Греции, была основана в 733 г. до н. э. южнее Наксоса коринфянами под руководством Архия. Одновременно другая группа коринфян колонизовала Керкиру, остров на пути из Греции в Италию, изгнав оттуда эретрийцев и иллирийцев. С учетом ключевого положения самого Коринфа на Истминском перешейке, через который лежал кратчайший путь из Эгейского моря на Запад, Коринф обеспечил себе ведущую роль в греческой торговле. Коринф, в отличие от распространенной практики, стремился сохранить административный контроль над своими колониями, но Сиракузы получили независимость, не испортив дружеских отношений с метрополией. Первоначально город был построен на острове Ортигия, расположенном недалеко от побережья, где ранее была деревня сикулов. На этом острове был мощный источник, посвященный нимфе Аретусе. В Греции существовало странное мнение, что река Алфей с Пелопоннеса протекает под землей и выходит здесь на поверхность. Колония быстро росла, и вскоре возникли районы города на материке: Ахрадина, Неаполис, Тихе, Эпиполы. В устье реки Анапа были плодородные земли, которыми распоряжалась городская знать гоморы, которые и составляли народное собрание. Сикулы частично покинули свои земли, частично превратились в зависимых илотов или данников. Сиракузы вывели несколько собственных колоний Гелор, южнее по побережью, Акры и Касмены — в глубине суши, которые играли роль форпостов в борьбе с сикулами. Камарина, прибрежное поселение к западу от Касмен, смогло установить более добрые отношения с сикулами и около 550 г. до н. э., подняв восстание, отстояло свою независимость. Остальные же города в окрестностях Сиракуз оставались в зависимости от них, что делало город сильным государством. Около 575 г. до н. э. на Ортигии был воздвигнут храм Аполлона, наиболее крупный в греческом мире на данный момент. Примерно в это же время здесь начинается чеканка монеты, причем за основу была взята аттико-эвбейская, а не коринфская весовая система. В начале V века до н. э. Сиракузы временно уступили лидерство на острове другой колонии Гела, которой в этот момент руководил энергичный диктатор Гиппократ, пришедший к власти около 498 г. до н. э. Около 492 г. до н. э. он разбил Сиракузы в битве у реки Гелор. От захвата города его удержали дипломатические усилия Коринфа и Керкиры. Юных наследников Гиппократа отстранил от власти в Геле Гелон, сын Динамена. Около 485 г. до н. э. Гелон при помощи изгнанных из города аристократов захватил Сиракузы, куда переместил свой двор, а Гела перешла под власть его брата Гиерона. Гелон превратил Сиракузы в крупнейший город, переселив туда половину жителей Гелы, половину камаринцев и всю верхушку Мегары Гиблейской и Сицилийской Эвбеи. Город был сильно укреплен. Гелон располагал сильной армией. В 480 г. до н. э. Карфаген направил на Сицилию сильную армию под командованием Гамилькара, они осадили в Гимере тирана Терона. Гелон пришел ему на помощь и разбил карфагенцев. После этой победы авторитет Гелона в греческом мире стал особенно велик. Умер в 478 г. до н. э., передав власть брату Гиерону. Гиерон вышел победителем из войн с Карфагеном. Был женат на дочери тирана Регия Анаксила. Основал город Этну. В 474 г. по призыву Кум и Локр выступил против этрусков и одержал крупную победу над ними в Неаполитанском заливе. При его дворе проживали известные поэты, например, Симонид Кеосский, Пиндар, Эсхил. Рысак Гиерона по кличке Ференик (Победитель) принес Гиерону победу в Олимпийских играх 476 г. до н. э., чему посвящена I олимпийская ода Пиндара. Гиерон умер в 467 г. до н. э. Около 315 г. до н. э. к власти в Сиракузах пришел Агафокл, удачливый полководец незнатного происхождения. Он заигрывал с народными массами, применяя репрессии и конфискации к знати. Опираясь на наемное войско, он захватил богатейшие города Сицилии: Гела, Мессаны, Акрагант. Затем он захватил и карфагенские города на острове, после чего неизбежна стала война с Карфагеном. В 310 г. до н. э. он высадился в Африке и принудил Карфаген признать его верховенство над Сицилией. В 305 г. до н. э. он захватил города на юге Италии и принял титул «царь Сицилии». Таким образом, Агафокл сумел объединить города «Великой Греции» в единую державу, которая просуществовала недолго. После его смерти (289 г.до н. э.) началось наступление Рима на города юга Италии. При диктаторе Гиероне Втором, пришедшем к власти в 275 г. до н. э., начался новый подъем Сиракуз. Он отстоял города Сицилии от нападения правителя Эпира Пирра. Во время Пунических войн он становится союзником Рима. После смерти Гиерона в 215 г. власти Сиракуз вновь пошли на сближение с Карфагеном, что привело к столкновению с Римом. В 212 г. до н. э. Сиракузы были взяты и разрушены римским полководцем Марком Клавдием Марцеллом. Гела (сейчас Джела) расположена на южном берегу Сицилии в устье одноименной реки Джела, на песчаной возвышенности. До прихода греков здесь обитали сиканы. Колония была основана в 690/688 г. до н. э. переселенцами с Родоса и Крита под руководством Анитифема и Энтима, соответственно. Сохранился полученный ими благоприятный оракул из Дельф. Переселенцы вели длительную борьбу с сиканами за обладание плодородной долиной, после чего покорили находящиеся в глубине острова туземные поселения Макторий (ныне Монте-Буббона) и Омфаку (ныне Бутера). В западном направлении около 580 г. до н. э. они основали Акрагант (ныне Агриджементо), который потом стал независимым полисом. Сначала в городе было аристократическое правление. В 505 г. до н. э. власть захватил диктатор Клеандр, который правил около 7 лет и был убит врагами. После этого власть перешла к его брату Гиппократу, который превратил Гелу в сильную державу. Гиппократ установил контроль над халкидскими колониями на Сицилии: Наксосом, Занклой, Леонтинами. Затем он напал на Сиракузы и разбил их войско в сражении у реки Гелор, но брать город не стал, а заключил мир, по которому ему стал принадлежать контроль над местными племенами. Последовали сражения с сикулами, и в битве при Гибле около 491/490 г. до н. э. Гиппократ погиб. Гелон, предводитель конницы, захватил власть после Гиппократа. Через некоторое время он захватил власть в Сиракузах, после чего стал усиленно развивать Сиракузы, как более удобный центр для большого государства, для этого половина населения Гел была переселена в Сиракузы. Селинунт Селинунт (ныне Селинунте) находился на юго-западе Сицилии, на мысе между двумя реками, в устьях которых были удобные гавани. Город был основан около 650 или в 628 г. до н. э. выходцами из Мегары Гиблейской, расположенной к северу от Сиракуз. Ойкистом был Памилл (Паммил) происходивший из Мегар. Этот город был самым западным греческим городом на Сицилии, он граничил с элимийцами и финикийцами, сохраняя с обоими народами мирные отношения. С востока он граничил по реке Галика (Платани) с Акрогантом. Причем на восточном берегу реки был построен пост Миноя, но около 500 г.до н. э. Миноя была захвачена спартанским колонистом Эврилеонтом. Богатство Селинунта основывалось на успешной торговле с Карфагеном. Следами этого благополучия служат многочисленные развалины храмов. Город был разрушен карфагенянами в 409 г. до н. э. Занкла (ныне Мессина) основана халкидцами между 730—720 г. до н. э. на месте более древнего поселения бронзовой эпохи. Расположенный непосредственно в Мессинском проливе город мог контролировать основной путь с Востока в запажную Италию. Сначала здесь обосновались пираты эвбейского происхождения из Кум, но вскоре появились и настоящие переселенцы. Ойкистами выступали Периклемен из Кум и Кратемен из Халкиды. Развалины первичного поселения удивляют непривычно большим размахом. Занкла не имела достаточно больших сельскохозяйственных угодий, поэтому она около 717—710 до н. э. основала на северном берегу Сицилии Милы и далее на запад по северному берегу около 648 г. до н. э. Гимеру, крайний пункт греческих колоний на северном берегу.

37. Цывілізацыя этрускаў. Этруски Этрусская проблема очень стара. Она появляется еще у греков и римлян. В античной традиции сохранились три точки зрения на происхождение этого загадочного народа. Первая представлена Геродотом, который рассказывает (I, 94), что часть лидян из-за голода отправилась морем на запад под начальством царского сына Тиррена. Они прибыли в Италию, в страну умбров, основали города и живут там до настоящего времени. Мнение Геродота стало почти каноническим в античной литературе. Римские писатели, например, называют Тибр «Лидийской рекой» (Lydius amnis). Сами этруски стояли на той же точке зрения, признавая свое родство с лидянами. На это ссылалась, например, депутация г. Сард в римском сенате при императоре Тиберии.* Вторую точку зрения защищал Гелланик Лесбосский (по-видимому, несколько раньше Геродота). Он утверждал, что пеласги, древнейшее население Греции, будучи прогнаны эллинами, приплыли в Адриатическое море к устью По, оттуда двинулись в глубь страны и населили область, называемую теперь Тирренией. Наконец, третью гипотезу мы находим у Дионисия Галикарнасского (I, 29 — 30). Он доказывает, что пеласги и этруски — совершенно различные народы и что они не имеют также ничего, общего и с лидянами: язык, боги, законы и обычаи у них различные. «Ближе к истине, — говорит он, — те, которые считают, что этруски ниоткуда не приходили, но что они народ туземный в Италии, так как это народ очень древний и не похож ни на какой другой ни по языку, ни по обычаям». Дальнейшая история этрусков после прибытия в Италию рисуется античной историографией следующим образом. Они подчинили умбров, старый и могущественный.народ, занимавший Этрурию, и распространились по долине р. По, основывая свои города. Затем этруски движутся на юг, в Лаций и Кампанию. В конце VII.в. в Риме появляется этрусская династия Тарквиниев. В начале VI в. этруски основывают г. Капую в Кампании. Во второй половине VI в. в морской битве около о. Корсики они в союзе с карфагенянами разбили греков. Это была высшая точка этрусского могущества. Затем начинается постепенный упадок. В 524 г. этруски были разбиты под Кумами греческим полководцем Аристодемом. 510 годом традиция датирует изгнание Тарквиниев из Рима. Посмотрим, что дают нам первоисточники. Этрусских надписей известно около 10 тыс. Больше всего их находится в собственно Этрурии. Отдельные надписи встречаются в Лации (в Пренесте и Тускуле), в Кампании, кое-где в Умбрии, около Равенны. Большая группа их находится около Болоньи, Пьяченцы и в районе оз. Комо. Есть они даже в Альпах около прохода Бреннер. Правда, хотя последние являются этрусскими по алфавиту, в них много индоевропейских форм. Таким образом, широкое распространение этрусских надписей как будто подтверждает античную традицию об этрусской «экспансии» в VII — VI вв. Алфавит этрусских надписей очень близок к греческому алфавиту Кампании (Кум) и, вероятно, заимствован оттуда. Раннее этрусское общество было основано на земледелии и скотоводстве. Известны этрусские изображения плуга, запряженного быками. Этруски были знакомы с лошадью. Овечья шерсть из Этрурии пользовалась большой славой. Этруски широко применяли дренажные работы. Разделение труда достигло довольно высокой степени. Этрусские лампы, канделябры, вазы, золотые изделия наполняют европейские музеи. По свидетельству римского писателя Плиния, корабельный водорез был изобретен этрусками. На ремесленных изделиях и на изображениях видно греческое влияние. Высокого мастерства достигли этруски в своих надгробных памятниках и в строительной технике. Политической организацией этрусков были союзы автономных городов. В III в. таких самостоятельных городов в Этрурии было 12. Возможно, что в раннюю эпоху существовало несколько этрусских конфедераций. Ежегодно на весеннем празднике в храме Вольтумны, верховного этрусского божества,* представители союзных городов решали некоторые общие вопросы и выбирали главу союза. Он, по-видимому, являлся одновременно и верховным жрецом, и носителем светской власти. Он окружен 12 слугами (ликторами) и имеет рядом с собой какого-то низшего магистрата. Необходимо отметить, что у этрусков и их соседей (латинов, сабинов и др.) было много общих элементов в политической жизни, в быту и религии. Так, например, римский обычай окружать высших магистратов ликторами с пучками розог и топорами (fasces) — по-видимому, этрусского происхождения. Из Этрурии же были заимствованы кресло из слоновой кости рим- ских высших магистратов (sella curulis), одежда, окаймленная пурпуровой полосой (toga praetexta), обычай триумфа. Многие имена этрусских божеств близко напоминают римские и греческие. Так, этрусская троица богов tinia, uni и menrva соответствует «капитолийской» троице: Юпитер, Юнона и Минерва. Этрусский maris очень напоминает римского бога войны Марса, vesuna — богиню очага Весту, nethuns — бога морей Нептуна и т. д. Некоторые этрусские божества, вероятно, заимствованы у греков: charu (Харон), aita (Аид), hercle (Геракл) и др.

38. Царскі перыяд ў Рыме (VIII – VI стст. да н.э.)

Легенды об основании Рима. Согласно одной версии, Рим был назван в память о женщине, прибывшей в Италию вместе с Энеем, некоей троянки Ромы, которая не пожелала больше плавать и предложила сжечь корабли. В результате италики остались и основали город.

Согласно второй более известной легенде, Рим основал Ромул, потомок Энея в пятнадцатом поколении. Некогда мифический царь Нумитор, правивший в италийском городе Альбе Лонге, был свергнут коварным братом Амулием, который, не желая, чтобы у Нумитора было мужское потомство, насильно посвятил его дочь Рею Сильвию в весталки, включив в число жриц, обязанных хранить безбрачие. Но весталку посетил Марс, и у нее родились два сына Ромул и Рем, которых злобный брат Нумитора велел бросить в Тибр. Братья не погибли и были найдены волчицей, вскормившей их своим молоком. Затем мальчиков подобрал пастух. Став взрослыми и узнав тайну своего рождения, они отомстили Амулию и вернули царство деду. Сами же решили основать свой город и отправились в Лаций, на Палатинский холм, где Ромул воздвиг стену, а брат ее шутя перепрыгнул, и Ромул убил Рема, став первым царем нового города, основание которого обычно относят к 754–753 гг. до Р. Х. Эта дата была определена в древности римскими учеными, с нее велось римское летоисчисление.

Рим возник на семи холмах, их окружали болота и нездоровый воздух, поэтому жители селились на возвышенности. Усиление Рима как крупного торгового центра было связано с выгодным географическим положением, поскольку он занимал удобный выход к морю и господствовал над двумя берегами Тибра вплоть до устья, где добывалась соль. Через Рим пролегала важная «соляная дорога», и он был удален от берега, что обеспечивало безопасность от пиратов. Отсюда открывались пути в Этрурию, наиболее развитую область Италии того времени.

С Ромула начинался царский период, длившийся с VIII по VI вв. до Р. Х. Династии сменялись представителями разных племен – сначала латино-сабинских, потом, со второй половины VII в., – этрусских. В этот период сформировались основы общественно-государственной организации Рима.

Родовая структура. Элементарной ячейкой римского общества царского периода являлась семья государство в миниатюре. В широком смысле слова внутреннее строение семьи повторяло структуру государства. Основная власть сосредоточивалась в руках отца, и все члены семьи: жена, взрослые сыновья, дочери не имели никаких прав, пока жил отец. Ее границы были означены лишь религиозными обычаями и традицией, но юридических ограничений не было. Полноправными сыновья становились лишь после смерти главы семьи.

Следующая ячейка – род. Это исходная единица в делении римского общества, связанного с общинной структурой. В род включались, в первую очередь, мужчины, способные носить оружие, составлявшие костяк общества, народное собрание. Род был экзогамным, то есть не замкнутым, и его члены могли жениться на женщинах других родов. Представители одного рода носили общее имя (одним из наиболее древних считался, например, род Юлиев), которое в то же время являлось личным именем женщин.

Основной общественной единицей у римлян являлась курия (буквально: «союз мужчин-воинов»), представлявшая собой союз родов. По преданию, в курию их входило десять, однако с уверенностью можно говорить только о трех: этрусков, латинян и сабинян, среди которых латинский элемент со временем взял верх. То есть римляне, как и греки, не являлись чистой в этническом плане народностью. Деление на курии производилось в политических целях, так как курия была основой воинской организации. По территориальному признаку курии составляло население конкретных поселков, выставлявших определенное число пеших воинов.

Следующей, более крупной единицей была триба, в нее входило десять курий. Фактически триба являлась племенем. Из трех триб составлялся римский народ. То есть римский народ – это три трибы и тридцать курий.

Государственное устройство. В государственном управлении играли роль три ключевых звена: царь, сенат и народное собрание. Государственное устройство являлось повторением устройства семейного. Царь избирался из среды свободных граждан, и в его руках сосредоточивались функции военного вождя, жреческие (верховный жрец) и судебные (верховный судья). Он имел право безапелляционной власти над своими согражданами, заключал мир, начинал войну, на период военных действий назначал градоначальников и военачальников, которые были не должностными лицами, а его уполномоченными. Существовало легальное ограничение царской власти: правитель мог применять лишь существовавшие законы, но не изменять их или составлять новые.

В сенат («совет старейшин») сначала входило сто человек: влиятельные и богатые люди из латинских городов, а также представители местных общин, то есть римляне и сабиняне. Их избрал Ромул, даровав земельные владения и назначив своими советниками.

Потомки отцов-сенаторов стали называться патрициями (от слова pater – «отец»). В случае смерти царя, не назначившего себе преемника, сенат имел право по жребию назначить временного царя из своей среды. Сенат не мог рекомендовать к обсуждению на народном собрании постановление, противоречившее римским традициям, нарушавшее обязанности по отношению к богам, другим государствам или законы самой общины. Сенат не обладал законодательными функциями и влиятельным государственным органом стал лишь с конца IV в. до Р. Х.

Народное собрание иначе называлось комициями и представляло собой собрание мужчин-воинов по куриям, поэтому первые сходки назывались куриатными комициями. Граждане собирались не реже двух раз в год. Происходило приблизительно то же, что и при процедуре голосования в древней Спарте: народ либо утверждал, либо не соглашался с постановлением, выдвигавшимся царем и не дебатировавшимся. Однако без согласия народа невозможно было начать войну или провести изменения в законодательстве. В случае необходимости на комициях по рекомендации сената избирался царь.

Социальная организация. Первый слой, наиболее привилегированный, составляли патриции, дети и потомки сенаторов. Они обладали всей полнотой прав, голосовали в куриатных комициях, имели право входить в сенат. Патриции стали ядром будущей аристократии.

Следующий слой – клиенты, выделившиеся в результате обеднения граждан. Клиенты были политически бесправными, ими становились иноземцы, прибывшие в Рим после его основания и оформления патрицианских родов, и вольноотпущенники, то есть бывшие рабы. Клиенты как бы вступали в родовую организацию патрициев, но на правах зависимых членов, и обычно, хотя не всегда, получали родовое имя своих покровителей (патронов).

Плебеи составляли простой народ, обладавший, как и патриции, гражданскими правами, но незнатный. Плебеи объединялись в роды со своими традициями и были едины в политической борьбе против патрициев.

Реформы Сервия Туллия. Для формирования полнокровной государственной системы был необходим иной критерий организации общества, наподобие имущественного ценза, введенного Солоном в Афинах. Такую реформу провел царь Сервий Туллий, правивший примерно с 578 по 555 г. Традиция приписывала ему три заслуги: проведение территориального деления Рима, осуществление цензовой дифференциации общества и создание общего войска из патрициев и плебеев.

Отныне Рим делился на двадцать одну трибу (4 городских и 17 сельских), каждая из которых была организована не по родовому, а по административному принципу.

Сервий Туллий ввел шесть цензов. Имущество граждан оценивалось в медных монетах – ассах. Первый слой должен был обладать имуществом не менее 100 тыс., второй – 75 тыс., третий – 50 тыс., четвертый – 25 тыс., пятый – 11,5 тыс., шестой составляли пролетарии, люди, не имевшие ничего, кроме своего потомства (proles). Для определения ценза проводилась перепись. Каждый имущественный разряд выставлял определенное число воинов: богатые – тяжеловооруженных и конницу, остальные – вспомогательные отряды. Новые боевые единицы назывались центуриями (центурия – 100 человек).

Теперь народ собирался по центуриям, и каждая центурия была голосующей единицей. Но фактически «вся сила находилась у виднейших людей государства», потому что все зависело от результатов голосования в центуриях всадников и первого разряда. Мнение остальных центурий не имело практического значения.

Реформы Сервия Туллия создали новое, действительно государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях. Публичная власть сосредоточилась здесь в руках военнообязанных граждан и была направлена не только против рабов, но и против пролетариев.

Царский период завершился на царе Тарквинии Гордом, который, согласно античной традиции, был седьмым царем, честолюбивым тираном, высокомерно обращавшимся с римской аристократией. Он выселил безземельных плебеев в завоеванные города, где они получили участки. В конце концов против Тарквиния был составлен заговор во главе с Юнием Брутом, имя которого в дальнейшем станет символом борьбы с тиранами. В 509 г. Тарквиний был изгнан, и начался период римской республики. 47 Принципат Октавиана Августа.

Образ правления, установленный Августом и в основных чертах сохранившийся до реформ Диоклетиана, а по другому мнению, до воцарения первого «солдатского императора» Септимия Севера (193 год н. э.), принято называть «принципатом» (лат. principatus, от princeps — первый, председатель сената).

Суть принципата заключается в том, что самодержавная власть императоров, фактически основанная на контроле над армией и преторианской гвардией, которые набирались императором, оплачивались им и присягали его дому, юридически была оформлена, как сочетание республиканских магистратур и почестей, причём Август и его разумные преемники старательно избегали одиозных должностей царя, диктатора и не прибегали слишком часто к цензорской власти.

После 27 года до н. э. Августу и последующим императорам принадлежали следующие магистратуры и почести:

· трибунская власть, potestas tribunnica (но не само звание народного трибуна, недоступное патрицию), важнейшая из прерогатив принцепса, по обладанию которой и считали годы правления, дававшая право интерцесии и делавшие особу императора неприкосновенной,

· проконсульская власть, imperium proconsulare (с 19 года до н. э.), над императорскими провинциями, бывшая одновременно и гражданской и военной, то есть дававшая командование над большинством римских легионов,

· верховная власть, imperium maius, следовавшая из факта многократного провозглашения принцепса войсками императором,

· должность верховного понтифика, pontifex maximus (пос


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.017 сек.)