АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Залаты век” Рымскай імперыі (II ст.)

Читайте также:
  1. Культура эпохі Рымскай рэспублікі.
  2. Схоластика і містика як напрями середньовічної філософії (Х-ХVІ ст.).
  3. ТЕМА 2. Українські землі литовсько-польської доби (ХІV – перша половина ХVІІ ст.).
  4. Утвердження феодальних відносин у Візантії (ІІ половина ІХ ст. – кінець ХІ ст.).
  5. Християнсько-середньовічна апологетика і патристика та їх місце в духовному житті епохи (ІІ-ІХ ст.).

"Золотым веком" империи называют время правления династии Антонинов (96-192 года). "Наступили годы редкого счастья, когда каждый мог думать, что хочет, и говорить, что думает" - так писал историк Тацит.

Согласно установившемуся в Риме порядку наследования высшей власти, предшествующий император усыновлял своего преемника. Когда император-усыновитель умирал, на трон вступал усыновленный. Так, императором Рима в 98 году стал полководец Марк Ульпий Траян. Родившись в Испании в семье знатных римских колонистов, он прошел путь от простого офицера до командующего римскими легионами в Германии.

Траян как-то сказал: "Я хочу быть таким императором, какого сам себе желал, если бы был подданным". Он прославился своей справедливостью и строго следил за исполнением законов. Заботясь о бедных, император создал фонд для оказания помощи неимущим. Из него под небольшие проценты выдавались деньги крестьянам для ведения хозяйства. Каждого сенатора Траян обязал вкладывать треть своих богатств в развитие хозяйства на италийских землях. Италия перестала зависеть от поставок хлеба из Египта и сама обеспечивала пропитание своих жителей.

При Траяне жизнь в Риме и провинциях стала спокойней и зажиточней. Люди вновь обрели чувство собственного достоинства. Римский сенат присвоил Траяну титул "наилучший", с которым ранее обращались только к Юпитеру.

2. Войны Траяна. Траян победил давнего врага Рима Парфию. Его войска, пройдя Месопотамию. вышли к Индийскому океану.

Под началом Траяна римляне в двух войнах одержали победу над даками. Даки - народ, родственный скифам. Их страна располагалась между реками Дунаем и Днестром и Карпатскими горами, занимая территорию современной Румынии. Даки были мужественным народом. Они долго и упорно сопротивлялись римскому завоеванию. Их вождь Децебал был достойным противником Траяна.

Мы знаем подробности о ходе дакийских войн не только из письменных источников. Их описание в деталях запечатлено на колонне Траяна, воздвигнутой в Риме. На ней неизвестный скульптор изобразил всю военную кампанию - от высадки римлян на берегу Дуная до их окончательной победы. Траян представлен среди своих воинов 60 раз в эпизодах марша, форсирования рек, военного совета, жертвоприношения, переговоров с врагами, награждения отличившихся воинов, принятия капитуляции даков.

Наиболее трагический период войны для даков - взятие их столицы. Терпя поражение, вожди даков подожгли свою столицу, а сами приняли яд.

После дакийских войн Рим утвердился на берегах Дуная. Здесь была основана провинция Дакия. Римляне создали укрепленную границу с военными поселениями, сторожевыми башнями, валами и рвами.

Военная слава Траяна сохранилась в памяти потомков - не только римлян, но и других народов. Автор "Слова о полку Игореве", великого произведения древнерусской литературы, вспоминает о Траяне и его военной "тропе".

3. Философ на троне. Великий греческий философ Платон считал, что "государства процветали бы, если бы философы были властителями или властители были философами". В многовековой истории Рима был император-философ. Звали его Марк Аврелий.

Марк Аврелий оставил сочинения философского характера, в которых утверждал, что человеческий разум имеет божественное происхождение, что все люди равны. Каждый человек должен следовать высоким моральным принципам, мужественно переносить все испытания. любить ближних, не делать зла. Марк Аврелий обращался к римлянам не как к подданным, но как к свободным согражданам.

Во время правления Марка Аврелия на придунайские провинции напали варвары. Варварами римляне называли народы, которые не говорили на латинском или греческом языках и находились на более низкой ступени развития, чем сами римляне. Римляне относили к варварам галлов и германцев, расселившихся на территории Северной и Центральной Европы.

Война с варварами - германскими племенами - оказалась затяжной. Римлянам удалось победить варваров, но они вынуждены были разрешить им селиться на придунайских землях.

4. Рим - столица империи. Расширялись границы империи, постепенно в нее включались новые и новые народы. В 212 году всем жителям империи по эдикту императора Каракаллы было даровано римское гражданство. Центром многоязычного государства был Рим. Его называли "Вечный город" или просто "Город".

Рим был огромным городом с просторными площадями, великолепными храмами и общественными зданиями в центре и с узкими, грязными улицами на окраинах. При Антонинах население города приближалось к миллиону.

Были расширены и заново украшены форумы - четырехугольные площади в центре Рима. Здесь кипела общественная и культурная жизнь. В центре Рима был сооружен просторный форум Траяна, с двух сторон окруженный величественными зданиями. В центре его высилась колонна Траяна.

В Риме возводились триумфальные арки, храмы. Великолепный храм Венеры и Ромы, богини Рима, возвышался между Палатином и Капитолием.

Римляне, как правило, строили городские здания из кирпича, облицовывая их для красоты мрамором. Они изобрели бетон - строительный раствор из глины, песка, камней. Бетоном заполняли пространство между двумя тонкими кирпичными стенами. Раствор затвердевал, и стена становилась мощной, почти несокрушимой. Не случайно до нашего времени дошло столько прекрасно сохранившихся остатков римских сооружений.

Дороги, как кровеносные сосуды, связывали сердце империи - Рим - с ее самыми отдаленными уголками. Не случайно почти на каждой присоединенной территории возникал свой "маленький Рим" - город, который в уменьшительной форме принимал имя великого родителя Рима или подражал его облику. Каждый город в империи считал необходимым иметь свой форум, амфитеатр, школу, быть похожим на просвещенный Рим.

Риму подражали, ему подчинялись, его прославляли и видели в нем совершенство. Рим был истинным цезарем городов. Образ Рима вошел в историю как символ мировой власти и цивилизации.

До сих пор в центре Рима возвышается Пантеон. Еще со времени Августа в Риме возникло много архитектурных сооружений, превосходящих размерами и великолепием отделки храмы и театры греков. Но впервые при Антонинах появились постройки, принципиально новые по архитектурному замыслу и исполнению. Одна из них - Пантеон - храм всех богов. Пантеон - это массивное здание, в основании имеющее форму круга, накрытое куполом. До конца XIX века это был самый большой купол в мире. В центре купола расположено круглое световое окно - "око Пантеона". Изнутри он был украшен множеством позолоченных звезд, что делало его похожим на ночное небо. Пантеон был "копией" космоса. Молящиеся находились внутри храма, а не снаружи. Купол Пантеона как бы заключал их в единый мир, объединял их чувством божественной мощи. Мировая империя таила в себе тягу и к мировой религии.

Правление Траяна (98–117). После Флавиев начался период династии Антонинов (96–192), иногда называемый «золотым веком» Римской империи. Одним из первых правителей новой династии был Траян (98–117). При нем государство максимально расширилось: к нему была присоединена последняя римская провинция Дакия (современная Румыния).

Траян построил в Риме огромную площадь, названную по его имени. В центре форума была воздвигнута триумфальная колонна высотой 27 метров, вокруг которой по спирали располагались рельефы, изображавшие покорение Дакии. На вершине колонны красовалась скульптура самого Траяна, позднее замененная изображением апостола Петра. Христианское искусство средневековья восприняло подобную форму триумфальных колонн, на которых изображались новозаветные сюжеты, а сверху водружался крест.

При Траяне произошло сильное гонение на христиан. Возможно, оно не было систематическим и повсеместным. О христианах и об отношении к ним в письме императору упоминал наместник малоазийской провинции Вифинии Плиний Младший. Документально зафиксировано, что при Траяне претерпели мученическую кончину свв. епископы Игнатий Богоносец и Климент Римский.

В связи с массовым основанием новых колоний оформилась система межевания земель, проводившаяся специалистами- агрименсорами, – одна из вершин технической мысли римлян, когда территория колоний делилась по декартовой системе координат. Прокладывалась широкая дорога, проходившая через центр города, и другая, пересекавшая ее под прямым углом. В четырех образовавшихся секторах производилось деление на мелкие наделы, распределявшиеся между ветеранами-колонистами. Координаты же участков вычислялись по двум осям.

Многим императорам впоследствии желали быть счастливее Августа и лучше Траяна, то есть правление последнего в памяти потомков отождествлялось с периодом максимального благоденствия. Этот император был прост и доступен рядовым гражданам, ходил по Риму пешком, а вручая меч начальнику дворцовой стражи, велел обратить оружие против него в том случае, если будет править недостойно.

Правление Адриана (117–137). Следующим правителем династии Антонинов стал Адриан (117–137), усыновленный Траяном. При нем произошел переход к стратегической обороне границ империи, и была воздвигнута пограничная линия по Дунаю. Адриан собирал территории расползавшейся империи и не вел новых завоеваний, стараясь удержать уже имевшиеся области.

В 132–135 гг. вспыхнуло последнее крупное восстание в Иудее, возглавленное Бар-Кохба («Сын звезды»). С этим мятежом связано происхождение рукописей Мертвого моря. Повстанцы, входившие в религиозную общину ессеев, укрывались в горах близ Кумрана, где спрятали религиозные тексты, по большей части комментарии и толкования книг Ветхого Завета. Это одни из самых ранних рукописей, связанные с Библией и дошедшие в подлиннике, а не в средневековых списках. После подавления восстания Иерусалим лишился самостоятельности и превратился в римскую военную колонию Юлия Капитолина. Город утратил прежнее название на политической карте античности.

Адриан упорядочил судопроизводство, распорядившись обобщить правотворчество римских юристов предшествовавшего времени, в первую очередь преторов, имевших право вносить дополнения и исправления в существовавшие законы. Так был издан «Вечный Эдикт» (128), благодаря которому римское судопроизводство стабилизировалось, поскольку император стал первой и последней инстанцией права. Увеличилось число ведомств, возникла государственная почта, то есть монархия приобрела бюрократический характер.

Адриан активно занимался реставрацией древних храмов в Египте, Фракии, Афинах, не забыл и о себе, воздвигнув усыпальницу, которая сохранилась в позднее время как крепость и тюрьма в ведении римских пап под названием «Замок святого ангела».

Правление Септимия Севера (193–211). Антонинов, на которых фактически завершилась эпоха принципата, сменила переходная династия Сев е ров (193–235). «Север» значит «суровый, жесткий». Династию основал Септимий Сев е р (193–211), являвшийся командующим Дунайской армии и не принадлежавший императорской фамилии. Он отстранил соперников и в начале новой гражданской войны захватил власть. При нем оформилась идея полной, хотя еще не абсолютной монархии, когда император являлся единственным источником власти. Возрос бюрократический аппарат, приобретший определенную структуру, соотносимую с военной. Например, префект претория из командующего гвардией превратился в помощника императора, и военная должность теперь стала гражданской. Поэтому правление Севера правильнее обозначить как бюрократизированный принципат.

Север провел реформу армии. До него легионер служил двадцать лет, получал маленькое жалование, но не мог приобретать недвижимое имущество и заводить семью, то есть полностью исключался из общественной жизни. При Севере жалование легионерам было увеличено, они получили возможность вступать в законный брак и приобретать землю. Должность первого центуриона объявлялась всаднической, благодаря чему рядовым воинам открывался путь к военной карьере. В армию допускались провинциалы, не обладавшие правами римского гражданства, что знаменовало поворот к новой военной политике, поскольку ранее в состав легионов входили только граждане и воинская служба являлась почетной. К концу II века престиж воинской профессии упал, и императоры были вынуждены набирать солдат из провинциалов.

При Севере Италия утратила привилегированное положение и стала одним из административных округов. В это же время произошел крупный финансовый кризис – государство не имело средств обеспечить стоимость денег необходимым золотым запасом, и монеты выпускались неполноценными, с добавками недрагоценных металлов.

Север, как и его предшественники, много строил, но не храмы, а банные оздоровительные комплексы, получившие название по имени его сына: термы Каракаллы, вмещавшие до 1,5 тысячи человек. Бани были не только местом для мытья, но и, как палестры в Греции, своего рода клубами, где римляне встречались, беседовали, работали в библиотеке, находившейся тут же, занимались физическими упражнениями. Поэтому проектированию бань архитекторы уделяли особое внимание, тщательно разрабатывая планы строительства с учетом того, что мылись сначала в горячей воде, потом в холодной, не забывали и о сухой парке. Бани являлись символом благосостояния государства, создававшего для граждан комфорт.

Правление Каракаллы (212–217). Каракалла, получивший прозвище по наименованию плащей с капюшоном, которые широко раздавал народу, пришел к власти, убив брата в 212 г.

Поскольку при Септимии начался финансовый кризис, исправить его можно было лишь традиционным способом, увеличив налоги. И Каракалла в том же, 212 г., издал эдикт о присвоении гражданства всем свободным жителям провинций. Римского гражданства ранее домогались многие как особой привилегии. Теперь они его получали вместе с почетным правом платить налоги, являвшимся обязанностью законопослушных граждан.

Солдатские императоры (235–284). После династии Северов с 235 по 284 гг. – начался период солдатских императоров. Тот, кто находился на вершине военной власти, считал себя в праве возглавлять государство. Часто власть захватывали военные командиры, выдвинувшиеся из рядовых легионеров. К числу солдатских императоров принадлежал Деций (249–251), при котором развернулось наиболее жестокое гонение на христиан.

Дворцовая чехарда прекратилась в 284 г. с приходом Диоклетиана, открывшего новую эпоху империи.

50. Рымская культура ў I – II стст.

Наука. Компилятивный характер римской науки не изменился в эпоху империи. Для второй половины I в. типичен Гай Плиний Секунд (Старший) (23 — 79 гг.), знаменитый автор «Естественной истории» в 37 книгах. Это произведение представляет огромную сводку естественнонаучных знаний эпохи, нечто вроде энциклопедии, свидетельствующей о необычайном трудолюбии ее автора. Плиний сам говорит, что он использовал для «Естественной истории» более 2 тыс. сочинений. В ней содержатся сведения по астрономии, физике, географии, антропологии, зоологии, ботанике, сельскому хозяйству, медицине, металлургии, живописи и скульптуре. Среди них разбросано много чисто исторических фактов. Материал мало систематизирован, теоретические обобщения отсутствуют. Будучи скорее дилетантом, чем настоящим ученым, Плиний относился к своим источникам некритически и поэтому часто впадал в ошибки, даже с точки зрения науки своего времени. Кроме «Естественной истории» Плинию принадлежит ряд других произведений, до нас не дошедших: по истории, военному делу и риторике.

В центре его философии — вопросы морали. Называя себя последователем стоической школы, он, однако, многое берет у Эпикура. Время, в которое он жил, и его личное положение определили характер его моральных взглядов. Главная задача философии — дать человеку внутреннюю независимость и душевное спокойствие. Только таким путем можно спасти себя от зла и страданий жизни. Но конечным идеалом мудреца является смерть, и вся жизнь должна быть подготовкой к смерти. В этом учении ярко сказались бессилие и пессимизм гибнущей римской аристократии эпохи террористического режима. В духе стоического учения Сенека признает равенство всех людей, в том числе и рабов. Он нападает на богатство, восхваляя простоту жизни бедняка и те радости, которые она дает.

Литература. Одним из самых популярных авторов во времена Нерона был племянник Сенеки Марк Анней Лукан (39 — 65 гг.). Получив блестящее риторическое и философское (в духе стоицизма) образование, он рано выдвинулся как талантливый поэт. Но, говорят, что его литературные успехи возбудили зависть Нерона, который запретил ему выступать с чтением поэтических произведений. Это будто бы толкнуло Лукана в сторону аристократической оппозиции. Он принял участие в заговоре Пизона и, приговоренный к смерти, вскрыл себе вены. Лукан — представитель аристократической оппозиции. Он идеализирует старый республиканский Рим, погибший в гражданской войне, хотя, как и Тацит, считает империю неизбежным злом. Характерно, что в первых книгах поэмы, написанных еще тогда, когда Лукан был в числе придворных, его оппозиционность почти не заметна. Мы встречаем там похвалы Нерону, а Цезарь и Помпеи одинаково считаются виновниками гибели республики. В дальнейших книгах настроение Лукана меняется. Он выступает против деспотизма, высказывается против обоготворения императоров. Битва при Фарсале изображается им как величайшее несчастье, начало гибели Рима. Уже в конце республики можно было констатировать вырождение римских театральных вкусов и упадок серьезной драмы. Империя, конечно, не могла принести сюда никакого улучшения. Наоборот: помпезный стиль I в., кровавые зрелища, рост деклассированной городской массы убили серьезный театр. Мим, ателлана и пантомим (балет) стали единственно признаваемым римской публикой видом театральных зрелищ. Грубые вкусы толпы, от которых не отличались и вкусы общественных верхов, требовали введения на сцену подлинных убийств и казней (актерами, игравшими роли «смертников», были рабы). Зодчество и изобразительные искусства Римское искусство времен империи продолжает эллинистические традиции республики, но перерабатывает их в новом духе. Таким путем создается официальный стиль ранней империи — «августовский классицизм». Огромная строительная деятельность эпохи Августа плохо представлена в наличных памятниках. Так, ни один из храмов, построенных Августом в самом Риме, не сохранился. Некоторое представление о сооружениях общественного характера дают остатки огромной «базилики Юлия» на форуме, построенной Цезарем, но сгоревшей и восстановленной Августом. Характерным для нее было широкое использование арок — архитектурный прием, в котором, как известно, римляне являлись наиболее оригинальными.

51. Крызіс Рымскай імперыі ў III ст.

Кризис империи в III в. В III в. Римская империя переживала тяжелый политический, социальный и экономический кризис. В политической сфере он выразился в частой смене императоров, правивших по несколько лет, если не месяцев; многие из них не были коренными римлянами. От Рима периодически отпадали провинции, наместники которых считали себя новыми Августами. Власть либо становилась предметом денежного торга, либо достигалась путем физического насилия. Армия практически вышла из-под контроля: осознав себя как социальную силу, солдаты возводили на престол тех, кто обещал выполнить их непомерные требования. Империя фактически распадалась.

С другой стороны, шло угасание городской культуры. Исчезало сословие обеспеченных горожан, жизненно необходимое для городского устройства. В упадок пришло городское производство и торговля, размеры полисов сокращались, о чем свидетельствуют и археологические данные. Денежная система разрушалась. Теперь центр экономической деятельности переместился в сельскую местность, произошла натурализация хозяйства при резком социальном расслоении. На фоне обнищания множества горожан выделилось сословие крупных землевладельцев, магнатов, обладавших огромными земельными наделами, латифундиями, и нанимавших для их обработки экономически зависимых, но лично свободных работников, колонов. Колон получал жилье, участок земли и необходимые орудия производства, за что выплачивал магнату часть урожая. Магнаты обносили свои поместья стенами, строили в них роскошные виллы, устраивали ярмарки, набирали вооруженную охрану, добивались освобождения своих владений от государственных налогов. Такого рода поместья становились новыми центрами социальной жизни, подготавливавшими переход к феодальным отношениям эпохи средневековья.

С другой стороны, к III в., едва успев оформиться, практически выдохлась национальная культура и римский народ как таковой исчез. Космополитизм превратился в неотъемлемую часть мировоззрения граждан, поскольку синкретизм раннеимператорской эпохи не заложил основ гражданского единения жителей империи. Государство пожирало самое себя.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)