АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Слово об ораторском искусстве

Читайте также:
  1. A2 Укажите, в каком значении употреблено слово «ХОЛОДНЫМ» (предложение 14).
  2. C) «Слово о полку Игореве»
  3. I. Вступительное слово учителя.
  4. I. Дайте англійські еквіваленти з наступних слів і словосполучень.
  5. I. Следует ли считать артикль отдельным словом? Каково его отношение к существительному?
  6. II. Преобразуйте следующие предложения в вопросительные: а) без вопросительного слова; б) с вопросительным словом.
  7. II. СЛОВО В ЯЗЫКОВОМ/РЕЧЕВОМ МЕХАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА
  8. Lesson 2. Словообразование (Word Building)
  9. V. Кибернетические (или постбиологические) методы достижения бессмертия (искусственная жизнь “в силиконе”)
  10. VII Типы словосочетаний по объему
  11. А БАДах ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО
  12. Александрова Л. Сказки о народном искусстве: про леших, русалок, домовых и русских мастеровых. В 2 ч. – М. : Московские учебники, 2013.

 

Давайте остановимся еще на одной форме словесности. Бывают времена, когда требуется обратиться к аудитории с устной речью. Такое может происходить и в неформальной обстановке, когда мы делимся своими мыслями с друзьями, и в более официальных ситуациях, когда нас приглашают произнести тост на свадьбе или выступить с докладом на собрании. Вполне очевидно, что каждое из этих выступлений должно быть выдержано в своем особом стиле (который по большому счету является некой комбинацией из нашего литературного стиля и стиля речи). Готовясь к выступлению, интроверты и рационалы, например, нередко репетируют свою речь, пытаясь запомнить все слова и жесты, и даже заранее планируют, как расставить паузы. Экстраверты же и иррационалы предпочитают говорить экспромтом, ловя настрой аудитории.

 

Заключительное слово о словесности

 

Понятно, что не каждый из нас может стать Эмили Дикинсон или Хемингуэем, но хорошие навыки общения жизненно необходимы нам всем, каким бы средством коммуникации мы ни пользовались. Посмотрите на предметы, входящие в школьную программу первоклассника, а затем на критерии оценки результатов деятельности топ-менеджеров. Вы увидите, что и тот и другой документ на самом деле ранжирует аттестуемых по тому, насколько хорошо они умеют доносить свои идеи. Каждый день, на работе или в игре, в нашей повседневной или творческой жизни, мы постоянно выбираем, какие именно слова следует произнести или написать в каждой конкретной ситуации. От этого выбора зависит то, как мы взаимодействуем, сотрудничаем и делимся с окружающими своими мыслями и чувствами. Мы сами в ответе за то, насколько хорошо удалось донести до них свое послание. Зная собственный стиль, вы сможете общаться со своей аудиторией более эффективно.

 

 

Музыка

 

Независимо от того, играем мы сами на каком-либо музыкальном инструменте или просто любим слушать радио, музыка является частью каждого из нас. Музыка – универсальный язык, который понимают все, от мала до велика, независимо от их культурной принадлежности. Музыка многолика. Заниматься ею можно в разном качестве: как исполнитель, композитор, дирижер, звукорежиссер, аудиоинженер и даже изготовитель музыкальных инструментов. В самой музыке существуют различные направления и жанры (классика, рок, камерная музыка, оркестровая, соло и т. д.), и все они раскрывают широкие возможности для творчества. Для исполнителей уникальность музыки заключается не столько в том, что написано на нотной бумаге, сколько в том, как артист интерпретирует музыкальный текст и выражает это понимание в своей игре – в самой энергетике, эмоциональности и проникновенности, с которой он играет. То, как именно мы воспринимаем и создаем музыку – как и любую другую форму искусства, – зависит от особенностей нашей личности. Для интровертов частная звукозаписывающая студия может быть предпочтительнее живого концертного выступления, к которому питают пристрастие экстраверты. Иррационалам может быть приятнее импровизировать, а рационалы будут чувствовать себя увереннее, если будут придерживаться партитуры и соблюдать заданный темп.

Людей различных психологических типов также тянет и к разным инструментам, хотя у каждого человека могут быть индивидуальные мотивы для того или иного выбора. Экстраверт-сенсорик (ES) может получать удовольствие от громкой игры на барабанах, от того, как взмах его барабанных палочек задает ритм всему оркестру – ему нравится быть в окружении звуков. Интроверт-интуит (IN), со своей стороны, может выбрать гобой, что позволит ему тихо и спокойно сидеть позади всего оркестра, проигрывая музыку и переживая ее смысл у себя в голове, независимо от того, что именно он слышит в реальности. И не важно, звуки какой именно музыки до нас доносятся – серьезной музыки, сочиненной логиком-рационалом (TJ), таким как Рихард Вагнер, или легкой танцевальной мелодии сенсорика-иррационала (SP), например Иоганна Штрауса. Мы во всех случаях способны расслышать индивидуальность автора. Музыкальный инструмент служит продолжением человеческой личности и голоса, предоставляя богатый выбор возможностей для самых разных типов креативности.

Многие утверждают, что не умеют ни петь, ни играть на инструментах, хотя тренировками можно повысить любой уровень музыкальных способностей. Для таких тренировок у каждого психологического типа есть своя мотивация. NF (интуиты-этики) упражняются, чтобы доставить удовольствие своим учителям, родителям или наставникам. NT (интуиты-логики) делают это, чтобы улучшить свои умения и подготовиться к будущим выступлениям. Музыкантов-SP (сенсориков-иррационалов) мотивирует само возбуждение, которое в них вызывают звуки и вибрации, а SJ (сенсорики-рационалы) практикуются, чтобы исполнять свою партию без ошибок.

Независимо от того, что вы больше любите – играть или слушать музыку, – лучшее понимание психологических типов поможет вам вернее оценивать исполнение других и выработать собственный стиль, который позволит вам всегда играть первую скрипку.

 

Танец

 

Может быть, вы просто любите покачиваться в такт музыке на корпоративе или решили заниматься танцами, чтобы поддерживать свою физическую форму. А может быть, прилагаете огромные усилия, чтобы стать профессиональным танцором. И в том, и в другом, и в третьем случае тип вашей личности оказывает влияние на ваши действия. Танец – это форма невербальной коммуникации, которая происходит здесь и сейчас. Непосредственность в выражении чувств, физическая природа и телесность делают танец особо привлекательным занятием для сенсориков. Для сенсориков-этиков (SF) использование тела в качестве средства коммуникации, как правило, представляется чем-то вполне естественным, так как они лучше других осозна ю т свое физическое «я». Один танцор, с которым мы проводили интервью, сказал нам так: «Танец… делает тебя частью музыки, ты как бы заодно с ней, а это поистине потрясающее ощущение». Но танцевать могут и любят не только SF – это по силам всем типам, каждому – по-своему.

Двигаясь в ритме диско, фолк-музыки или танго, мы экстернализируем то, что у нас на уме. Совсем другой вопрос – сколько всего у нас на уме, сколько из этого мы собираемся перевести на язык тела и какой частью себя мы хотим поделиться с людьми, окружающими нас в физическом пространстве. Ответ на этот вопрос зависит от нашей экстравертности или интровертности. Интровертам может понравиться полное погружение мыслями в сложную танцевальную программу, при этом танцевать они любят «анонимно», одни или с близким партнером. Экстравертам так танцевать тоже нравится, но они все же предпочтут общение, которое обеспечивает групповой танец – хоровод, кордебалет и пр. Сенсорики любят танец за возможность иными средствами воссоздавать свой опыт в реальности. Интуитам больше нравится абстрагированная реальность, они любят наделять свои движения особым смыслом и символическим значением, а потому им ближе такие стили, как современный балет.

Танец – часть нашего общего наследия. Для японских гейш и полинезийских танцовщиц это способ сохранять свою культуру, продолжать традиции или рассказывать истории, что подталкивает SJ (сенсориков-рационалов) активно участвовать в защите этих ритуалов. Логики-рационалы (TJ), со своей стороны, упражняются в движениях и шагах, чтобы отработать до совершенства технику выступления. Аналогичный настрой слышится и в словах Фреда Астера, который говорил: «Я никогда не использовал танец как отдушину или средство самовыражения» 247. У этиков-иррационалов (FP) свои особенности: вот они используют танец именно как средство самовыражения. При этом нередко отдают предпочтение танцам с неровным ритмом, а также импровизациям, черпая вдохновение из возможности приносить людям радость. Иррационалы находят удовольствие в плавных движениях и шутливых танцах, а рационалы отдают предпочтение танцам серьезным, структурированным, требующим синхронности.

Какими бы ни были ваши творческие наклонности, важно помнить: нам всем приходится выступать на этом балу жизни, иногда одиноко покачиваясь в такт музыке, а иногда – кружась в вихре танца с партнером. И если мы будем знать свои сильные стороны и предпочтения, мы всегда будем выдерживать ритм и привлекать к себе свет прожекторов.

 

Кулинария

 

У каждого из нас отношения с кулинарией складываются по-разному: кто-то становится шеф-поваром, на ком-то просто лежит обязанность кашеварить и он готовит еду для семьи на скорую руку, а кто-то даже тосты себе нормально поджарить не может. Но во всех случаях личность «кулинара» сказывается на том, как он готовит пищу. На самом деле, приложив немного усилий, научиться готовить может каждый! «Продукты + Огонь = Пища», а порой даже огня не нужно. Так что же нам мешает?

Сенсорикам, скажем прямо, повезло, так как приготовление пищи предусматривает участие в процессе всех пяти чувств. Если же вы интуит, дадим вам небольшой совет, который станет ключом к вашему успеху на кухне: не забывайте пробовать ингредиенты на вкус и принюхиваться к ним. Одно плохое яйцо способно испортить весь омлет, и не важно, сколько лесных грибов вы в него добавили. Мы часто слышим, как рационалы говорят: «Я не могу готовить, потому что не умею импровизировать», а иррационалы твердят: «Я не могу в точности следовать рецепту, даже если от этого будет зависеть моя жизнь». Но у нас для всех них есть одна хорошая новость: ни того ни другого для успеха не требуется. Так что, рационалы, можете успокоиться: просто следуйте рецепту. А вы, иррационалы, знайте: замещения и отклонения вполне допустимы.

Давайте заглянем в два итальянских ресторана. В первом подают закуску-ассорти и спагетти с фрикадельками на горячее. Во втором ресторане для начала предлагают карпаччо из говядины, а в качестве главного блюда – ризотто с телятиной под винным соусом. Что мы можем сказать о личности шеф-поваров или хозяев этих ресторанов? В принципе, если бы можно было говорить о типе личности итальянских ресторанчиков, то мы бы сказали, что они этики. Метрдотель там, как правило, человек очень милый и доброжелательный, а официанты – радушные и внимательные. А теперь сравните их поведение с холодными и грубыми манерами обслуживающего персонала забегаловок и кулинарий Нью-Йорка, и вы поймете, что это такое – заведение-логик.

Для NF-шефов (интуитов-этиков) еда есть любовь, и она несет свой глубокий смысл. Один NF, занимающийся кейтерингом, сказал нам: «Еда – это концепция, и я готовлю, чтобы приносить удовольствие». Заботясь о здоровье и счастье своих гостей, NF могут одновременно испытывать сострадание к животным, чьи тушки висят в магазине, а потому сами нередко становятся вегетарианцами. Некоторые из них начинают готовить, чтобы угодить близким родственникам – NF считаются с ролевыми моделями в семье и стремятся приносить окружающим радость. На полке с поваренными книгами у них можно встретить книги с такими заголовками, как «Порадуйте своих близких», «Блюда для торжественных случаев», «Чем побаловать гостей», а рецепты нередко написаны известными кулинарами, которыми этики лично восхищаются.

Для NT-шефов (интуитов-логиков) еда – скорее некая идея. Они окружают себя сложными поваренными книгами, из которых черпают вдохновение и содержание которых используют как трамплин к высоким кулинарным достижениям. Заголовки их поваренных книг могут содержать такие слова, как «Все о…», «Тайна… раскрыта», «Профессиональный…» и «…в стиле фьюжн». Для NT кухня – лаборатория, в которой они ставят эксперименты и изобретают новые рецепты, сочетая вместе элементы разных кулинарных культур.

Для SJ-шефов (сенсориков-рационалов) еда – первейшая необходимость. Они любят проверенные временем рецепты и технологии приготовления блюд, передающиеся от поколения к поколению, и стараются воссоздавать их в первозданном виде. В названиях их поваренных книг часто встречаются такие слова, как «классические», «испытанные», «как у бабушки» или «домашние». Готовят они пошагово, внимательно соблюдая и осторожно совершенствуя технологию, адаптируя старые рецепты к современным кухням.

Как правило, для каждого приема пищи – для завтрака, обеда и ужина – SJ готовят соответствующую еду, стараясь подавать «правильные» овощи с «правильными» горячими блюдами. Их кухни опрятны и чисты. Ножи всегда наточены и готовы к работе. Чтобы избежать стрессовых ситуаций и набраться вдохновения, SJ не помешало бы запомнить следующее: если у вас под рукой не окажется каких-нибудь ингредиентов, то не произойдет ничего страшного. Пицца получится замечательной, даже если вы замените почти все продукты, лишь бы у вас было тесто.

Шеф-повара SP-типа (сенсорики-иррационалы), похоже, придерживаются одной из двух крайностей. Из них получаются или мастера экономной кухни, максимально упрощающие все рецепты и процедуры, или же мастера высокой кухни. Тогда они не жалеют ни времени, ни сил, ни средств и объезжают весь мир в поисках экзотических, трудных для использования и даже для произнесения ингредиентов, из которых впоследствии создают сложные и неповторимые кушанья. Иными словами, из SP получаются спецы или по хот-догам, или по приготовлению знаменитого блюда шабу-шабу, для которого прямиком из Японии самолетом привозят свежайшее мясо коров породы вагю. Если у SP вообще бывают поваренные книги, то в их заголовках вы, скорее всего, встретите слова «легко и просто», «в реальном мире», «быстро и со вкусом» или «на ходу».

Если шеф-повар случайно оказался интровертом с NP-предпочтениями (то есть он еще и интуит-иррационал), то он, вероятно, легко отвлекается на посторонние дела, а потому ему необходимо ставить себе таймер. Кулинария – сугубо практическое занятие: еду нужно готовить в реальности, а не только в воображении.

Что бы вы ни готовили, верно одно: чем больше ложек своей индивидуальности вы добавите в блюдо, тем выше вероятность, что другие от него не смогут оторваться.

 

Юмор

 

У вас бывали моменты, когда вы начинали смеяться над чем-то и вдруг понимали: то, что развеселило вас, остальным показалось отнюдь не смешным? Экстраверты любят рассказывать забавные истории и громко смеяться над другими людьми. Интроверты же предпочитают отпускать короткие остроумные реплики и смеяться про себя или над собой. Ситуативный юмор, в котором все буквально и «вещественно», – излюбленная территория сенсориков: «Заходит мужик в бар и – бум! – стукается головой». Интуиты же любят юмор абсурдный, метафорический: «В высотном здании возникает пожар. В поисках спасения пара, живущая на тринадцатом этаже, выбегает на балкон. Жена говорит мужу: “Прыгай!” Он отвечает: “Ты что, это же тринадцатый этаж!” На что она ему: “Прыгай скорее! Сейчас не до суеверий!”» Но нередко интуиты, рассказывая анекдот, опускают детали, необходимые для того, чтобы финальная строчка прозвучала смешно.

И несколько слов о других четырех предпочтениях. Логики обычно деперсонализируют юмор и любят смеяться над суровостью жизни, им нравится рассказывать анекдоты из серии «у меня две новости: хорошая и плохая». Этики смеются над тем, что имеет для них сентиментальную ценность. Чарльз Шульц, например, как типичный этик черпал вдохновение для шуток из собственной жизни и жизни своих знакомых. Рационалы требуют, чтобы у анекдота была ясная «мораль», а иррационалы смеются над сумбурными байками и шутками с открытым концом. Рационал может сказать иррационалу: «Ты на все вопросы отвечаешь вопросом». На что иррационал ответит: «И что в этом плохого?» Порой шутки иррационалов могут затягиваться до бесконечности, пока рассказчик сам не забудет, к чему он все это рассказывал.

У четырех темпераментов также есть свои индивидуальные предпочтения в юморе. Способность NF (интуитов-этиков) смеяться помогает им разряжать напряженные ситуации, успокаивать и залечивать раны. Иногда они смеются просто ради того, чтобы вызволить из неловкого положения человека, рассказавшего плоскую шутку. NT (интуиты-логики), со своей стороны, любят загадки, каламбуры и игру слов. SP (сенсориков-иррационалов) привлекают практические шутки и шутки, проливающие свет на то, что происходит в настоящий момент. SJ (сенсорики-рационалы) особо ценят завуалированный сарказм.

Сам по себе смех универсален, однако то, что именно люди считают смешным, многое говорит об их личности и типе креативности.

 

Садоводство

 

Пришла пора ежегодной весенней уборки участка. Четверо соседей встретились на заднем дворе и разговаривают друг с другом через забор. Предстоит очень многое сделать, а для экстравертов разговор является частью дела.

Соседка-NF (интуит-этик) сообщает, что собирается посадить несколько безвредных для окружающей среды растений, которые во все времена были частью местной экосистемы, препятствуют вымыванию почвы, привлекают мелких животных и насекомых и… «раз уж мы все здесь собрались, пока беседуем, подпишите мою петицию о запрете пестицидов». Эта женщина прониклась своим садом, и веселые цветочки наполняют радостью ее жизнь и жизнь ее семьи.

SJ (сенсорик-рационал) восхищается яблонями, которые были посажены еще ее дедушкой. Она старательно ухаживает за ними. Сегодня, по ее словам, ей нужно прополоть, посеять и удобрить газон – так делало не одно поколение ее семьи, чтобы поддерживать лужайку вокруг дома в идеальном состоянии. К тому же нужно подстричь живую изгородь и немного обрезать туи, чтобы они сохраняли форму. У сенсориков-рационалов есть все, что требуется для успеха в области садоводства и фермерства: они давно обзавелись полным комплектом необходимых инструментов, им нравится предсказуемость процедур, связанных с жизненным циклом растений, а еще у них есть решимость, желание и готовность терпеть самоограничения, необходимые для получения осязаемых результатов. Сад – нечто большее, чем стройные ряды многолетних растений, посаженных для украшения территории. Сад – это и томаты, которые используются в пищу, и изгороди, которые защищают от ветра, и вечнозеленые деревья, дающие тень. SJ также борются за охрану окружающей среды: они заняты спасением от вымирания разнообразных овощей, входящих в их фамильное наследие.

В этот момент с дерева спускается садовод-SP (сенсорик-иррационал) с цепной пилой в руках. Женщина вся перепачкана грязью – ей нравится копаться в земле. Чтобы ее сад цвел пышным цветом, она регулярно покупает в питомнике однолетние растения и обновляет клумбы, но при этом не запоминает, куда что сажает, так как сюрпризы – часть удовольствия. Итак, SP спрашивает: «Кто-нибудь может одолжить мне совок и грабли?»

NT (интуит-логик) отвечает: «А ты загляни к себе в сарай. Я одолжил тебе совок и грабли еще в прошлом году».

Садовод-NT использует почву на своем участке как среду для тестирования своих теорий о цветах и контрастах. Он говорит: «Я посадил корневища разных трав в трех местах. К концу сезона я уже буду знать, в каком месте их лучше всего высаживать. Когда-нибудь я возведу еще подпорную стенку и привезу новые камни для дорожки перед домом. А еще я посадил несколько молодых деревьев, и к тому времени, когда у меня появятся внуки, мы сможем на одном из них построить шалаш. Кто-нибудь знает, где можно найти семена маргаритки многолетней?»

Садик в японском стиле, обнесенный высоким забором, – как раз то тихое, уединенное место, где интроверт может спокойно заниматься культивацией почвы и своих мыслей. Яркие цветы у парадных ворот – излюбленный экстравертами способ привлечь внимание пчел и прохожих. Сады рационалов выглядят опрятно и ухоженно, особенно на фоне несколько запущенных, бессистемно высаженных садов иррационалов.

Эти садоводческие истории – в дополнение к рассказам о других областях творческой самореализации из этой главы – можно рассматривать как простые примеры того, насколько сильное влияние психологический тип оказывает на способы проявления нашей креативности, независимо от выбранного вида деятельности. Чем бы вы ни занимались – выращивали сахарную кукурузу, строили модели самолетов, реставрировали антикварную мебель, ныряли с аквалангом или вели семейную летопись, – в любом занятии есть элементы, которые зависят от типа личности.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)