АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Буддизм: нужно стремиться к нирване, а жизнь – это страдание

Читайте также:
  1. III. ПОЯВЛЯЮЩИЙСЯ В НУЖНОМ МЕСТЕ АЛЛЕН ВУДКОРТ
  2. III. Следующая жизнь.
  3. LOVE (любовь). Настоящие герои показывают, что им не безразличны другие люди ( те, кто спасает жизнь других)
  4. V. Проверка жизнью избирательных лозунгов
  5. Алчность не может превратиться в не-алчность; через алчность нужно переступить. Вы не можете изменить ее.
  6. Б.) Жнана - преодоление страха и тревоги перед жизнью
  7. В 90-хх страна – некогда великая держава – зажила в другом измерении. С приходом «демократических реформ» и новой экономической формации, и в мухаметовских краях изменилась жизнь.
  8. В каком порядке нужно расставить буквы, чтобы получилось слово?
  9. В политическую жизнь общества
  10. ВАЖНО: перед сложной фразой или высокой нотой нужно уметь расслабляться, отпускать все напряжение и начинать петь в состоянии физической свободы.
  11. Видоизменять свое тело не нужно

Ислам: нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед пророк его

 

Эта самая молодая мировая религия возникла в седьмом веке нашей эры на Аравийском полуострове, среди арабских племен. Основал ислам Мухаммед – это конкретная историческая личность, человек, родившийся в 570 году в Мекке. В 40 лет он объявил, что Бог (Аллах) выбрал его своим пророком, а потому стал выступать как проповедник. Конечно, местным властям такой подход не понравился, а потому Мухаммеду пришлось перебраться в Ясриб (Медину), где он продолжал рассказывать людям о Боге.

Священная книга мусульман – Коран. Она представляет собой сборник проповедей Мухаммеда, созданный после его смерти. Во время его жизни его слова воспринимались как прямая речь Бога, а потому передавались исключительно устно.

Важное значение играют также Сунна (сборник рассказов о Мухаммеде) и Шариат (свод принципов и правил поведения мусульман). Важны главные обряды мусульманства:

· ежедневная молитва пять раз в день (намаз);

· всеобщее соблюдение строгого поста в месяц (рамадан);

· милостыня;

· совершение хаджа (паломничества) на святую землю в Мекку.

Буддизм: нужно стремиться к нирване, а жизнь – это страдание

Буддизм – это самая старая из мировых религий, которая возникла в шестом веке до нашей эры в Индии. У нее более 800 миллионов последователей.

В основе ее лежит рассказ о царевиче Сиддхартхе Гаутаме, который жил в радости и незнании, пока не встретил старика, человека, больного проказой, а потом – похоронную процессию. Так он узнал все, что раньше от него скрывали: старость, болезни и смерть – словом, все, что ждет каждого человека. В 29 лет он ушел из семьи, стал отшельником и начал искать смысл жизни. В 35 лет от стал Буддой – просветленным, который создал свое учение о жизни.

Согласно буддизму, жизнь – это страдание, а его причина – это страсти и желания. Чтобы избавиться от страданий, нужно отрешиться от желаний и страстей и постараться достичь состояния нирваны – состоянию полного покоя. А после смерти любое существо возрождается, в виде совершенно другого существа. Какого именно – зависит от твоего поведения в этой и прошлой жизнях.

Это самые общие сведения о трех мировых религиях, насколько позволил формат статьи. Но в каждой из них можно найти много интересного и важного для себя.

http://www.womie.ru/licnost-i-obscestvo/religija-i-vera/tri-mirovye-religii-osobennosti-khristianstva-islama-i-buddizma/


Буддизм

 

Тем, кто охвачен враждою и страстью,

 

Нелегко постичь это ученье.

Страсти предавшись, тьмою объятые,

Они не поймут того, что тонко,

Что глубоко и трудно для постиженья,

Что против теченья их мысли.

Винайя-питака

 

Введение

 

Буддизм является в настоящие время одной из основных и самых

распространенных мировых религий. Приверженцы этой религии населяют

преимущественно регионы Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. Однако

сфера влияния Буддизма выходит за пределы указанного района земного шара:

его последователи имеются и на других континентах, хотя и в меньшем

количестве. Велико число буддистов и в нашей стране, в основном в Бурятии,

Калмыкии и Туве.

Буддизм — самый древний из трех мировых религий. Он "старше"

христианства на пять веков, а ислам "моложе" его на целых двенадцать

столетий. В общественной жизни, культуре, искусстве многих азиатских стран

буддизм сыграл роль не меньшую, чем христианство в странах Европы и

Америки.

 

Зарождение Буддизма

 

Буддизм возник на территории Индостана в VI в. до н.э. В дальнейшем он

завоевал миллионы последователей в странах Азии, но на территории Индостана

утратил свои позиции и фактически исчез.

Отправной точкой буддизма является легенда об индийском царевиче

Сиддхартхи Гаутамы. Согласно этой легенде Гаутама на тридцатом году жизни

оставил семью, стал отшельником и предпринял поиски путей избавления

человечества от страданий. После семилетнего отшельничества он достигает

пробуждения и постигает правильный жизненный путь, и он становиться Буддой

("пробужденный", "достигшим прозрения"), проповедуя свой учения на

протяжении сорока лет. Центром учения становиться четыре истины. Согласно

им, существование человека неразрывно связано со страданием. Реальный мир

есть сансара — круговорот рождений, смертей и новых рождений. Сущность

этого круговорота является страдание. Путь спасения от страданий, в выходе

из "колеса" сансары, путем достижения нирваны ("угасание"), состояния

отрешенности от жизни, высшеё состояние духа человека, освобожденного от

желаний и страданий. Постичь нирвану может только праведник, победивший

желания.

 

Легенда о возникновении Буддизма

 

Спросите буддиста о том, как возникла религия, которой он следует, и

вы получите ответ, что болеё двух с половиной тысяч лет назад её возвестил

людям Шакьямуни (отшельник из племени шакьев). В любой посвященной буддизму

книге вы найдете основанный на религиозной традиции рассказ о жизни

странствующего проповедника Сиддхартхи, прозванного Шакьямуни и назвавшего

себя Буддой (санскритское — "buddha"), что означает "просветленный высшим

знанием", "осененный истиной".

После бесконечного множества перерождений, накапливая в каждом из них

добродетели, Будда явился на землю, для того чтобы выполнить спасительную

миссию — указать живым существам избавление от страданий. Он избрал для

своего воплощения образ царевича Сиддхартхи из знатного рода Готама (отсюда

его родовое имя — Гаутама). Род этот входил в племя шакьев, жившеё за 500-

600 лет до н.э. в долине Ганга, в среднем его течении.

Как и боги других религий, Будда не мог появиться на земле, подобно

другим людям. Мать Сиддхархи — жена правителя шакьев Майя — увидела однажды

во сне, что к ней в бок вошел белый слон. Через положенное время она родила

младенца, покинувшего её тело также необычным путем — через подмышку.

Немедленно изданный им клич услышали все боги Вселенной и возрадовались

приходу того, кому удастся пресечь страдания бытия. Мудрец Асита предрек

новорожденному свершение великого религиозного подвига. Младенца назвали

Сиддхартхой, что значит "выполнивший свое назначение". Он родился около 563

г. до Р.Х. близ Гималаев, на границе Непала. Повелитель шакьев Шуддходана

не желал сыну религиозной карьеры. Его рано стал тревожить характер

ребенка. Еще мальчиком Сиддхарта любил предаваться смутным грезам и мечтам;

отдыхая в тени деревьев, он погружался в глубокие созерцания, переживая

моменты необыкновенных просветлений. Он окружил ребенка роскошью, скрывая

от него все теневые стороны жизни, дал ему блестящеё светское воспитание,

женил на прелестной девушке, которая вскоре подарила ему сына.

Шуддходана решил любым способом отвлечь сына от его мыслей и

настроений. Но возможно ли спрятать жизнь от юноши, который с ранних лет

задумывается над её тайнами, можно ли скрыть от него ту печальную истину,

что все вокруг полно страдания?

Но однажды во время прогулки по городу, со своим возницей Чанной,

Гаутама встретил покрытого язвами больного, сгорбленного годами дряхлого

старика, погребальную процессию и погруженного в раздумья аскета. Так он

узнал о неизбежных для живых существ страданиях.

Его охватило отвращение ко всему, ничто не могло возвратить

безмятежности детства. Мир, жизнь оказались неприемлемыми. Это было

восстание против самих основ мироздания, мятеж надисторического значения.

И в ту же ночь он тайком покинул дворец, чтобы в отшельничестве искать

путь, ведущий к избавлению от страданий.

В то время ему шел тридцатый год.

Изучив философские системы и поняв, что они не могут разрешить

мучившие его проблемы, Гаутама захотел обратиться к йогам-практикам.

Затем, покинув своих наставников-йогов, Гаутама уединился в джунглях

для того, чтобы самому бесстрашно ринуться по пути самоистязания. И вот в

один прекрасный день, когда после многочасовой неподвижности он пытался

подняться, ноги, к ужасу наблюдавших эту сцену друзей, отказались его

держать, и Гаутама замертво свалился на землю. Все решили, что это конец,

но подвижник был просто в глубоком обмороке от истощения.

Отныне он решил отказаться от бесплодного самоистязания.

Счастливый случай помог ему. Дочь одного пастуха, сжалившись над

аскетом, принесла ему рисовой похлебки. Гаутама принял её подаяние и

впервые за долгое время утолил свой голод.

Весь день он отдыхал в тени цветущих деревьев на берегу реки, а когда

солнце склонилось к западу, устроил себе ложе среди корней огромного

баньяна и остался там на ночь.

И тут произошло самое значительное событие в жизни Гаутамы. Годы

раздумий и мук, искания и самоотречения, весь его внутренний опыт,

чрезвычайно изощривший и утончивший душу, — все это как бы собралось

воедино и дало плод. Явилось долгожданное "просветление". Внезапно Гаутама

с необыкновенной ясностью увидел всю свою жизнь и почувствовал всеобщую

связь между людьми, между человечеством и незримым миром. Вся Вселенная как

бы предстала перед его взором. И всюду он видел быстротечность, текучесть,

нигде не было покоя, все уносилось в неведомую даль, все в мире было

сцеплено, одно происходило от другого. Таинственный сверхчеловеческий порыв

уничтожал и вновь возрождал существа. Вот он — "строитель дома"! Это

Тришна — жажда жизни, жажда бытия. Это она возмущает мировой покой.

Сиддхарте казалось, что он как бы присутствует при том, как Тришна вновь и

вновь ведет к бытию ушедшеё от него. Теперь он знает с кем надо бороться,

чтобы обрести избавление от этого страшного мира, полного плача, боли,

скорби. Отныне он стал Буддой Просветленным..."

Это случилось на берегу речка Наиранджаны, в местечке Урувилва, в

теперешней БодхГае (штат Бихар). Сидя под священным деревом бодхи он познал

"четыре благородные истины".

Демон зла, бог смерти Мара, пытался заставить "просветленного"

отказаться от возвещения людям пути спасения. Он запугивал его страшными

бурями, своим грозным воинством, посылал своих прекрасных дочерей, чтобы

соблазнить его радостями жизни. Но Будда победил всё, в том числе и свои

сомнения, и вскоре произнес в "Оленьем парке", недалеко от Варанаси первую

проповедь, ставшую основой вероучения буддизма. Её слушали пять его будущих

учеников и два оленя. В ней он кратко сформулировал главнейшие положения

новой религии. После провозглашения "четырех благородных истин", окруженный

все умножающимися учениками — последователями, Будда ходил сорок лет по

городам и деревням долины Ганга, творя чудеса и проповедуя свое учение.

Умер Будда, согласно легенде, в 80 лет в Кушинагаре, который, как

полагают, соответствует нынешней Касие, расположенной в восточной части

штата Уттар Прадеш. Он лег под деревом бодхи в "позу льва" (на правом боку,

правая рука под головой, левая вытянута вдоль выпрямленных ног) и обратился

к собравшимся около него монахам и мирянам со следующими словами: "Теперь,

о монахи, мне нечего больше сказать вам, кроме того, что всё созданное

обречено на разрушение! Стремитесь всеми силами к спасению". Уход Будды их

жизни буддисты называют "mahaparinirvana" — великим переходом в нирвану.

Эта дата почитается так же, как и момент рождения Будды и момент

"прозрения", поэтому её называют "трижды святым днем".

 

Основные положения и постулаты Буддизма

 

Возникновение буддизма было связано с появлением ряда произведений,

вошедших впоследствии в состав канонического свода буддизма — Типитаки; это

слово обозначает на языке пали "три сосуда" (точнеё три корзины). Типитака

была кодифицирована около III в. Тексты Трипитаки разделены на три части —

питаки: Виная-питака, Суттапитака и Абхидхармапитака. Виная-питака

посвящена преимущественно правилам поведения монахов и порядкам в

монашеских общинах. Центральную и наибольшую часть Трипитаки составляет

Сутта-Нипата. Она содержит огромное количество повествований об отдельных

эпизодах жизни Будды и его изречений по различным поводам. В третьей

"корзине" — Абхидхармапитаке — заключаются главным образом проповеди и

поучения на этические и абстрактно-философские темы.

Вселенная в буддийской догматике имеет многослойное строение. Можно

насчитать десятки небес, упоминаемых в различных канонических и

неканонических сочинениях Хинаяны и Махаяны.

Всего существуют 31 сфера бытия, расположенные друг над другом, снизу

вверх по степени своей возвышенности и одухотворенности. Они делятся на три

разряда: кармолока, рупалока и арупалока.

В кармалоку входят 11 ступеней или уровней сознания. Это низшая

область бытия. Здесь полностью действует карма. Это полностью телесная

материальная сфера бытия, лишь на высших своих уровнях начинающая

переходить в болеё возвышенные стадии.

Уровни с 12-го по 27-й относятся к болеё высокой сфере созерцания —

рупалоке. Здесь уже действительно не прямое грубое созерцание, а

воображение, но оно еще связано с телесным миром, с формами вещей. И,

наконец, последний уровень — арупалока — отрешен от формы и от телесного

материального начала.

 

Махаяна и Хинаяна — основные ветви Буддизма

 

В I в. н.э. в Буддизме образовалось две основные ветви: Хинаяна —

"малая колесница" (или тхеравада — "истинное учение") и Махаяна — "большая

колесница", также существует третья ветвь — варджаяна — "алмазная колесница

". Это разделение было вызвано, прежде всего, различиями в социально-

политических условиях жизни в отдельных частях Индии. Хинаяна, теснеё

связанная с ранним Буддизмом, признает Будду человеком, нашедшим путь к

спасению, которое считается достижимым только через уход от мира —

монашество. Махаяна исходит из возможности спасения не только для

отшельников-монахов, но и для мирян, причем упор сделан на активную

проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и

государственную жизнь. Махаяна, в отличие от Хинаяны, легче

приспосабливалась к распространению за пределы Индии, породив множество

толков и течений, Будда постепенно становится высшим божеством, в честь

него сооружаются храмы, совершаются культовые действия.

Важное различие между Хинаяной и Махаяной заключается в том, что

Хинаяна полностью отвергает путь к спасению для не монахов, которые

добровольно отвергли мирскую жизнь. В Махаяне важную роль культ бодистав-

индивидов, уже способных войти в нирвану, но окрадывающих достижение

конечной цели из-за того, чтобы помочь в её достижении и другим,

необязательно монахам, заменив тем самым требование ухода от мир призывом к

воздействию на него.

Ранний Буддизм отличается простотой обрядности. Её главным элементом

является: культ Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных с

рождением, просветлением и смертью Гаутамы, поклонение ступам — культовым

сооружениям, где хранятся реликвии Буддизма. Махаяна к культу Будды

добавила почитание бодистав, тем самым усложнилась обрядность: были введены

молитвы и разного рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения,

возник пышный ритуал.

 

Картина мира

 

То, как выглядит чувственный мир в буддизме, наглядно показывает

картина религиозного содержания, называемая "сансариин-хурде", т.е. "колесо

сансары".

На традиционном рисунке огромный страшный дух-мангус, слуга владыки

смерти, держит в зубах и когтях большой круг, символизирующий сансару.

В центре круга — небольшое круглое поле, в котором сплелись тела змеи,

петуха и свиньи. Это символы тех сил, которые вызывают неизбежные

страдания: злобы, сладострастия и невежества.

Вокруг центрального поля расположено пять секторов, соответствующих

возможным в сансаре формам перерождения. При этом ад помещается всегда

внизу, а миры людей и небожителей — в верхней части круга.

Правый верхний сектор занят миром людей. По нижнему краю этого сектора

расположены фигуры, символизирующие человеческие страдания: рожающая

женщина, старик, мертвец и больной.

Слева вверху такой же величины сектор занимают находящиеся в вечной

вражде друг с другом тенгрии и асуры. Они мечут друг в друга копья и

стрелы.

Справа и слева расположены секторы животных и "биритов". Животные

терзают друг друга, сильные пожирают слабых. Страдания биритов состоят в

непрерывном голоде.

Земной суд, земные пытки и казни нашли отражение в нижнем секторе

круга. Посреди на престоле сидит сам владыка смерти и ада — Эрлик-хан

(санскритское — Яма).

"Сансариин-хурде" разъясняет и самый процесс непреложного закона

перерождения в его буддийском понимании. 12 нидан охватывают 3 следующие

друг за другом жизни, причем этапы, на которые этот процесс бытия

распадается, символически изображены на твердо установленных для каждого из

них рисунках.

Рисунки, символизирующие ниданы, расположены по широкому ободу,

охватывающему снаружи основной круг колеса.

Прошедшая жизнь представлена 2-мя ниданами. Первая изображается в виде

слепой старухи, не знающей, куда она идет. Это — символ "омраченности"

(авидья), констатация факта зависимости от страстей, стремления к жизни,

наличие того заблуждения ума, которое делает неизбежным новое перерождение.

Вторая нидана символизируется изображением горшечника за изготовлением

сосуда. Это — "содеянное" (сансара или карма).

Настоящая (данная) жизнь передана 8-мью ниданами:

. 1-ая нидана — обезьяна, рвущая плоды с дерева, — символ "сознания"

(виджняна), вернеё лишь первого момента новой жизни, которая,

согласно буддийским представлениям, начинается с пробуждения

сознания.

. 2-ая и 3-яя ниданы "настоящей жизни" протекают в период

эмбрионального развития человека. Эмбрион переживаний не имеет.

Постепенно складываются "шесть баз", служащих "органами чувств",

точнеё "актами ощущения" — зрение, слух, обоняние, осязание, вкус и

"манас", под которым понимается " сознание предыдущего момента".

Символы — человек в лодке и дом с заколоченными окнами.

. 4-ая нидана "соприкосновение" (спарша) символизируется

обнимающимися мужчиной и женщиной. Считается, что еще в утробе

матери ребенок начинает видеть и слышать, т.е. элементы чувства

соприкасаются с сознанием. Но приятных или неприятных эмоций не

возникает.

. 5-ая нидана — "чувство" (ведана), т.е. сознательное переживание

приятного, неприятного, безразличного, эмоциональная область

сознания. Ведану символизирует изображение человека, в глаз

которого попала стрела.

. "Чувство" вырастает в "вожделение" (тришна) — 6-ая нидана, которое

появляется в возрасте полового созревания и воплощено на "сансариин-

хурдэ" в виде человека с чашей вина.

. "Стремление" — 7-ая нидана, соответствующая всестороннему

формированию взрослого человека, когда у него складываются

определенные жизненные интересы и привязанности.

. "Бава", т.е. жизнь —8-ая нидана, — последняя нидана данного

существования человека. Это расцвет его жизнедеятельности, упадок

ее, старение и смерть. Символ бавы — курица, высиживающая яйца.

Будующая жизнь охватывается двумя ниданами — "рождением" (джати) и

"старостью и смертью" (джара-марана). Первая символизируется изображением

рожающей женщины, вторая — фигурой слепого старика, еле держащегося на

ногах. Рождение — это появление нового сознания, а старость и смерть — вся

жизнь, так как " старение " начинается с момента рождения, а новая жизнь

опять порождает стремления и желания, вызывающие новое перерождение.

 

Учение о душе

 

Согласно традиции, берущей начало в литературе Абхидхаммы, то, что

принято считать личностью, состоит из:

1. "чистого сознания" (читта или виджняна)

2. психических явлений в абстракции от сознания (чайтта)

3. "чувственного" в абстракции от сознания (рупа)

4. сил, сплетающих, формирующих предыдущие категории в конкретные

сочетания, конфигурации (санскара, чэтана)

В буддийских текстах указывается на то, что Будда не раз говорил,

будто души нет. Она не существует как некая самостоятельная духовная

сущность, временно обитающая в материальном теле человека и покидающая его

после смерти, с тем, чтобы по закону переселения душ снова найти себе

другую материальную темницу.

Однако буддизм не отрицал и не отрицает индивидуального "сознания",

которое "несет в себе" весь духовный мир человека, трансформируется в

процессе личных перерождений и должно стремиться к успокоению в нирване.

В соответствии с учением о драхмах "поток сознательной жизни"

индивидуума, в конечном счете, является порождением "мировой души",

непознаваемого сверхбытия.

По мере своего развития буддизм все дальше отходил от первоначальных

взглядов на душу, как на поток, как "непрерывность постоянно меняющихся

индивидуальностей.

 

Отношение к земной жизни

 

В Буддизме оно из важнейших мест занимает так называемое отрицание

единства личности. Каждая личность представлена, как скопление "изменчивых"

форм. Согласно высказываниям Будды личностью, состоит из пяти элементов:

телесности, ощущения, желания, представления и познания. Так же велико

значение учения о спасение души, обретение ею покоя, в первоначальном

Буддизме. Душа распадается, по учению Буддизма, на отдельные элементы

(сканды), но чтобы в новом рождение оказалась воплотившийся та же личность,

необходимо, чтобы сканды соединились тем образом, как они были соединены в

прежнем воплощении. Прекращение круговорота перевоплощений, выход из

сансары, окончательный и вечный покой — это важный элемент трактовки

спасения в Буддизме. Душа, в буддистском представлении, — индивидуальное

сознание, которое несет в себе весь духовный мир человека, трансформируется

в процессе личных перерождений и стремящиеся к успокоению в нирване. При

этом достижение нирваны невозможно без подавления желаний, что достигается

по средствам контроля над взглядами, речью, поведением, над образом жизни,

над усилие, внимание, и полная сосредоточенность и решимостью.

Сумма всех поступков и помыслов во всех предыдущих перерождениях, что

лишь приблизительно можно охарактеризовать словом "судьба", а буквально

означает закон возмездия — это сила, которая определяет конкретный вид

перерождения и называется кармой. Все поступки в жизни определяются кармой,

но человек имеет определенную свободу выбора в поступках, помыслах,

действиях, что делает возможным путь к спасению, выходу из круга

превращений в просветленное состояние. Социальная роль Буддизма

определяется идеей равенства людей в страдание и в праве на спасение. Еще

при жизни человек мог добровольно встать на праведный путь, вступив в

монашескую общину (сангхая), что означает отказ от касты, семьи,

собственности, приобщение к миру строгих правил и запретов (253 запрета),

пять из которых обязательны для каждого буддиста: отказ от убийства живых

существ, от воровства, лжи, алкоголя, соблюдение супружеской верности.

Буддизм обогатил религиозную практику приемом, относящимся к области

индивидуального культа. Имеется в виду такая форма религиозного поведения,

как бхавана — углубление в самого себя, в свой внутренний мир с целью

сосредоточенного размышления об истинах веры, что получило дальнейшеё

распространение в таких направлениях буддизма, как "чань" и "дзен". Многие

исследователи считают, что этика в Буддизме занимает центральное место и

это делает его в большей степени этическим, философским учением, а не

религией. Большинство понятий в Буддизме носит расплывчатый, многозначный

характер, что делает его болеё гибким и хорошо адаптируемым к местным

культам и верованиям, способным к трансформации. Так последователи Будды

образовали многочисленные монашеские общины, ставшие главными очагами

распространения религии.

Первая из четырех "благородных истин" формулируется так: "В чем

состоит благородная истина о страдании?

. рождение — страдание

. расстройство здоровья — страдание

. смерть — страдание

. скорбь, стенания, горе, несчастье и отчаяние — страдание

. союз с нелюбимым — страдание

. разлука с любимым — страдание

. неполучение страстно желаемого — страдание

Короче говоря, пять категорий существования, в которых проявляется

привязанность (к земному) — страдание". Немало страниц буддийской

литературы посвящено бренности всего земного. Отдельные элементы сознания

сменяют друг друга с огромной быстротой. Можно лишь проследить достаточно

длинные "цепи моментов", которые в своей совокупности и составляют "поток

сознательной жизни" каждого индивидуума.

Буддизм требует ухода от рассмотрения внешнего по отношению к сознанию

человека мира. Рассматривать его, по мнению буддийских теологов, нет

никакой необходимости, потому что сознание не отражает этот мир (он не

существует), а порождает его своей творческой активностью. Сам мир

страданий, по учению буддизма, только иллюзия, порождение "неведения",

"заблудшего" сознания.

 

Путь к спасению

 

"Вторая благородная истина" гласит, что источником страданий являются

"жажда удовольствий, жажда бытия, жажда могущества".

"Что же является благородной истиной о прекращении страдания? Это

полное затухание и прекращение всех желаний и страстей, их отбрасывание и

отказ от них, освобождение и отделение от них".

В своем основном и главном значении палийское слово "ниббана" или

санскритское "нирвана" означает "затухание", "угасание", "успокоение".

Другими словами, это конечная цель религиозного спасения, то состояние

"полного небытия", при котором "перерождения-страдания" кончаются. Весь дух

буддизма заставляет сближать понятие нирваны с достижением состояния

полного небытия.

Некоторые исследователи с этим не согласны: "Что же угасло и потухло в

нирване? Угасла жажда жизни, страстное желание существования и наслаждения;

угасли заблуждения и обольщения и их ощущения и желания; потух мерцающий

свет низменного я, преходящей индивидуальности".

"Четвертая благородная истина" — практический путь, который ведет к

подавлению желаний. Этот путь именуется обычно "срединным путем" или

"благородным восьмеричным путем" спасения. Это:

1. Правильные взгляды, т.е. основанные на "благородных истинах".

2. Правильная решимость, т.е. готовность к подвигу во имя истины.

3. Правильная речь, т.е. доброжелательная, искренняя, правдивая.

4. Правильное поведение, т.е. не причинение зла.

5. Правильный образ жизни, т.е. мирный, честный, чистый.

6. Правильное усилие, т.е. самовоспитание и самообладание.

7. Правильное внимание, т.е. активная бдительность сознания.

8. Правильное сосредоточение, то есть верные методы созерцания и

медитации.

В отличие от монахов, мирянам давался простой этический кодекс Панча

Шила (Пять заповедей), сводившийся к следующему:

1. Воздерживайся от убийства.

2. Воздерживайся от воровства.

3. Воздерживайся от блуда.

4. Воздерживайся от лжи.

5. Воздерживайся от возбуждающих напитков.

Помимо этих заповедей "упасаки" должны были блюсти верность Будде, его

учению и ордену.

 

Ламаизм

 

В VI-VII вв. н.э. начался упадок Буддизма в Индии, обусловленный

упадком рабовладельческого строя и ростом феодальной раздробленности, к XII-

XIII вв. он теряет свои прежние позиции в стране своего возникновения,

переместившись в другие районы Азии, где трансформировался с учетом местных

условий. Одной из таких разновидностей Буддизма, утвердившийся в Тибете и

Монголии, явился Ламаизм, сформировавшийся в XII-XV вв. на базе Махаяны.

Название происходит от тибетского слова лама (высший, небесных) — монах в

ламаизм. Для ламаизма характерен культ хубилганов (перерожденцев) —

воплощений Будды, живых богов, к которым причисляются главным образом

высшие ламы. Ламаизму присуще массовое распространение монашества, при этом

существенно упростился процесс общения с Богом: верующему достаточно было

прикрепить к шесту листок с молитвой, чтобы его колебал ветер, или вложить

его в специальный барабан. Если в классическом Буддизме не было образа

верховного Бога-творца, то здесь он появляется в лице Адибузды,

представляющегося первичны эвеном всех дальнейших воплощений Будды. Ламаизм

не отказался от учения о нирване, но место нирваны в ламаизме занял рай.

Если верующий будет выполнять все требования ламаистской морали, то после

страданий и лишений сансары его ждут успокоение и блаженная жизнь в раю.

Для характеристики ламаистской картины мира имеет известное значение

верование в существование неведомового идеального государства (Шамбалы),

которому предстоит сыграть когда-нибудь решающую роль в истории Вселенной и

Земли.

 

Буддизм в современном мире

 

Во многие годы своего существования Буддизм распространился в

азиатском регионе, где во многих государствах оказывает сильное влияние на

общественную и политическую жизнь. В Лаосе, Камбодже и Таиланде руководство

церковью принадлежит главам государств. В странах, где сильно влияние

Буддизма, сохраняется множество монахов: достаточно сказать, что в Камбодже

монахом является каждый двадцатый мужчина. Буддийский монастыри выступают в

качестве крупных учебных заведений, которые являются центрами просвещения и

искусства.

В нашей стране Буддизм представлен в основном в качестве Ламаизма.

Буддийской религии придерживаются многие народы, населяющие Сибирь.

Деятельность ламаистского духовенства возглавляется Центральным Духовным

Управление Буддистов, учрежденным собором 1946 г. Председатель управления

носит сан бандидо-хамболабы и находиться в Иволгинском дацане (монастыре),

расположенным невдалеке от города Улан-Уде.

 

Используемая литература

 

1. Кочетов А.Н. Буддизм. М., Политиздат, 1968.

2. Крывелев И.А. История религий. Т. 2, М., "Мысль", 1988.

3. Александр Мень. История религии. М., 1994.

4. Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагават-Гита как

она есть. М., Бхактиведанта Бук Траст, 1986


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.063 сек.)