АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В политическую жизнь общества

Читайте также:
  1. I. Понятие общества.
  2. I. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
  3. I. Состояние общества и состояние общественного мнения
  4. I. Формирование глобального инновационного общества
  5. III. Следующая жизнь.
  6. III. ЧЛЕНЫ ВСЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ИНВАЛИДОВ
  7. LOVE (любовь). Настоящие герои показывают, что им не безразличны другие люди ( те, кто спасает жизнь других)
  8. V. Проверка жизнью избирательных лозунгов
  9. XVIII век: противоречивость модернизации российского государства-общества.
  10. Y.4.2. Концепция «индустриального общества»
  11. Акционерные общества (АО).
  12. Анализ взаимодействия общества и природы, человека и среды его обитания является давней традицией в истории научной и философской мысли.

В политологии вряд ли есть какой-либо другой термин, кото­рый использовался и используется столь часто, как термин "де­мократия". Многие ученые даже считают, что в XIX и XX столе­тиях слово "демократия", став господствующим, утратило четко очерченное, твердое содержание, а понятие "демократия" относит­ся к числу наиболее неясных в современной политической теории.

Термин "демократия" (гр. demos — народ и kratos — власть, сила) дословно означает власть народа, народовластие.

Возникнув в Древней Греции, демократия прошла длинный и сложный путь развития. Она много раз гибла в огне политичес­кой реакции, но возрождалась вновь и, как правило, в более зре­лом виде. На стороне демократии всегда были широкие народные массы, которые длительное время стихийно тянулись к ней, а с началом буржуазной эпохи неизменно выдвигали лозунги демок­ратии и свободы, актуализируя их в периоды революционных пре­образований. Если бы поэты писали оды в честь демократии, то, наверное, сравнили бы ее с легендарной птицей Феникс, которую сто раз сжигали, но она вновь и вновь возрождалась из пепла. И хотя сегодня у демократии немало хулителей, она была и остается одним из величайших изобретений человеческого гения.

Политическая демократия — сложное, многогранное явление. Ее можно рассматривать как форму правления государства (рес­публика), как одну из возможных форм организации и осуществ­ления государственной власти, как способ массового привлечения людей в политическую жизнь общества и т. д.

Социальная ценность демократии проявляется в том, что она воплощает в жизнь, в реальную практику многовековую мечту человечества об установлении в обществе подлинной свободы и равенства, гуманизма и справедливости, о возвышении человечес­кого достоинства. Ведь именно человек во всех своих социальных и личных качествах, общественных ролях (как работник, гражда­нин, член семьи либо той или иной социальной группы), обладаю­щий своей неповторимой индивидуальностью, есть главное дей­ствующее лицо всех общественных преобразований. Поэтому цен­ность демократии надо определять прежде всего через призму интересов человека.

Демократия и свобода — наиважнейшие для человека цен-°сти. Существовала ли в веках более высокая цель? Мечта чело-



Глава 5. Политическая жизнь и ее основные характеристики


века о демократии и свободе так же неизбывна и неугасима, как мечта о счастье. За демократию и свободу человечество платило дорогой ценой, ибо достигались они через революции, восстания, жестокую борьбу с тиранией, фашизмом, тоталитаризмом.

Только в условиях демократии и свободы человек становится личностью, может максимально выразить и проявить себя в обще­стве, развить индивидуальную неповторимость своих задатков и талантов, обогатить свои сущностные, интеллектуальные силы и способности. Личность тем духовно, нравственно богаче, чем шире и многообразнее ее общественные связи, чем активнее она уча­ствует в политической жизни социума.

Демократия — это возвышение человеческого достоинства, уважение прав и свобод, чести и неприкосновенности человека. Она представляет собой своеобразный политико-психологический фундамент, на котором формируется гражданин, свободный чело­век, не способный унижать других и не допускающий собственно­го унижения никем и ни перед кем. В условиях дефицита демок­ратии человек низводится до положения "винтика", безропотного исполнителя чужой воли, а его жизнь, неприкосновенность, свобо­да оказываются незащищенными. Демократия — это благород­ство, порядочность, справедливость, умение остро ставить и взве­шенно решать принципиальные вопросы, поставленные жизнью. Она требует ответственности за слова и дела, за судьбы общества и государства. Во все времена одной из главных опор демократии было развитое чувство гражданственности, неотделимое от уме­ния и готовности человека контролировать собственные действия, отвечать за свои поступки перед самим собой и обществом.

В нашей недавней литературе демократия обычно рассматри­валась как представительство интересов классов, крупных соци­альных групп. Сегодня акцент делается на личностном аспекте демократии — на неотъемлемых правах и свободах человека и гражданина, на создании максимального простора для реализации свободной, творческой и созидательной энергии человека.

Демократию и свободу, поскольку это явления социальные, человек не воспринимает никакими органами чувств, и если они есть, пользуется ими, как бы не замечая их наличия. Напротив, человек начинает остро чувствовать отсутствие демократии и сво­боды, когда лишается их. Не случайно одна из самых суровых мер наказания за тяжкие преступления — лишение свободы. Правда, это вынужденная мера наказания, применяемая в отноше­нии лиц, опасных для общества. Если правонарушитель не пред­ставляет опасности для общества, то лишать его свободы во всех


S 2 Демократия как форма организации государственной власти 95

лучаях нецелесообразно, так как перевоспитать человека вообще тОудно, а в условиях несвободы почти невозможно. Именно в та-К0м направлении развиваются новейшее законодательство и су­дебная практика в нашей стране. Именно на это ориентирует но­вый Уголовный кодекс Российской Федерации, введенный в дей­ствие с 1 января 1997 г.

Демократия и самоуправление — школа массового воспита­ния и обучения людей. Через демократию, участие в делах госу­дарства воспитывается гражданственность, формируются полити­ческое сознание и политическая культура масс, обогащается ду­ховная жизнь человека и общества.

История нашей страны убедительно доказала, что самые зна­чительные успехи были достигнуты, когда открывался простор для социального творчества личности, народа. Наоборот, самые большие неудачи подстерегали общество, если насущные интересы людей игнорировались, а личная инициатива человека загонялась в прокрустово ложе административных команд, обставлялась час­токолом запретительных инструкций.

Демократия и самоуправление служат социально-политичес­кой основой развития гражданского общества, его самоуправляю­щихся структур и институтов, становления правового государства. Они обеспечивают непрерывную прямую и обратную связь насе­ления и государственных органов и органов местного самоуправ­ления.

Велика роль демократии в осуществлении кадровой полити­ки. Известны два основных принципа (способа) решения кадро­вых вопросов, выдвижения людей на руководящую работу, в пред­ставительные органы — назначение и выборность.

Главные достоинства принципа назначения — оперативность, организационная простота. В ряде сфер государственного управ­ления (прокуратура, военизированное организации) этот прин­цип сегодня сохраняется, и наблюдается тенденция к росту назна­чаемости в других сферах.

Вместе с тем у принципа назначения имеются большие недо­статки и в первую очередь недемократичность. Нередко людей назначают на должности по протекции, признаку личной предан­ности и т. д. Назначенные на должность получают властные пол­номочия не от народа, а от вышестоящего руководителя, что по-Р°ждает несбалансированность общественных связей и зависимо­стей: в подчинение к назначенному лицу попадают сотни и тыся-и Л1°дей, а назначенный от этих сотен и тысяч оказывается неза-Висим. Отсюда у него развиваются, так сказать, социальные зре-



Глава 5. Политическая жизнь и ее основные характеристики


ние и слух, адресованные вверх по служебной лестнице, и извест­ные глухота и слепота по отношению к низам, простым людям. Именно здесь лежат корни консерватизма, бюрократизма, безот­ветственности, подхалимства и др.

Выборность — единственно возможный путь формирования представительных органов и лучший способ решения кадровых вопросов. Выборный руководитель испытывает не только эмоци­ональный подъем в связи с тем, что ему оказаны уважение и дове­рие, но и большую политическую и моральную ответственность перед избравшими его. Возрастает требовательность к себе и дру­гим. Появляются и властные полномочия, и моральное право тре­бовать от каждого работника качественного выполнения своих обязанностей.

Идея и практика выборности руководителей содержит мощ­ный потенциал для изменения психологических установок и сте­реотипов рядовых работников по отношению к категории "на­чальство" и к своему собственному статусу. В прошлые, особенно застойные, времена сформировались психологические установки на самоотчуждение от власти и управления. В обыденном созна­нии они выражаются формулами "Начальству видней", "Мы люди маленькие, нас не спрашивают". На смену названным формулам должны прийти принципиально новые установки "Народу вид­ней", "Глас народа — Божий глас", "Нам принадлежит власть, мы должны решать". Наличие этих двух типов установок как раз и отражает противоречивый, переломный характер нашего време­ни. Хотя психологические установки инертны и трудно ожидать, что они быстро изменятся, от того, насколько значительным будет сдвиг в сторону демократически активной установки, зависит мно­гое в судьбах страны.

Анализируя альтернативу "выбрать — назначить", следует помнить, что выборы — более сложный способ решения кадро­вых проблем, плюсы и минусы которого во многом зависят от рациональных процедур их проведения. К несомненным досто­инствам выборов относится то, что с их помощью создается де­мократический механизм выдвижения на основе инициативы сни­зу талантливых людей на все уровни государственного управ­ления, в том числе политических лидеров. Однако при плохих организации и проведении все достоинства выборов сводятся на 'нет.

Наконец, демократия — единственно возможный способ вы­явления, аккумуляции воли народа и возведения ее в закон, важ­ная гарантия проведения законов в жизнь.


§ 9 Демократия как форма организации государственной власти 97

Основные принципы демократии — это исходные положе­ния, руководящие идеи, вытекающие из природы общества и государства, на основе которых строится демократия. Если те или иные принципы длительное время соблюдаются, то они пере­растают в демократические традиции страны. Демократические принципы часто закрепляются в конституциях и действующем за­конодательстве.

Основными принципами демократии являются:

1) признание народа первоисточником и первоносителем вла­
сти;

2) равенство всех перед законом и судом;

3) наличие у граждан официально признанных, закреплен­
ных в законах и гарантированных широких прав и свобод;

4) решение вопросов большинством путем голосования и право
меньшинства на оппозицию;

5) равные возможности участия в политической жизни для
всех граждан;

6) разделение властей на законодательную, исполнительную
и судебную;

7) выборность, подотчетность, сменяемость органов государ­
ственной власти, местного самоуправления;

8) право беспрепятственного контроля за деятельностью ор­
ганов государства со стороны народа через формы прямой демок­
ратии;

9) политический плюрализм и многообразие мнений.
Разновидности демократии. В зависимости от того, какому

субъекту политики (народу, группам, личности) отдается предпоч­тение при осуществлении политической власти, различают (с не­малой долей условности) коллективную (народную), групповую (плюралистическую) и индивидуалистическую (либеральную) разновидности демократии.

Народная демократия исходит из того, что первоисточником власти является народ в целом. Представление о народной демок­ратии восходит к глубокой древности. Научные основы ее зало­жил Ж.Ж. Руссо в концепции народного суверенитета. Разверну­тую характеристику народной демократии дал американский пре­зидент А. Линкольн, по мысли которого демократия исходит от народа, осуществляется народом и в интересах народа.

Большую роль в развитии учения народной демократии сыг-

рал марксизм. К. Маркс и Ф. Энгельс открыли и сформулирова-

ли закон о возрастающей роли и активности народных масс в

стории. Они считали, что подлинный демократизм вытекает из


98 Глава 5. Политическая жизнь и ее основные характеристики

общественных форм собственности и коллективизма, что народ — творец истории и своей судьбы. Марксизм определяет самоуправ­ление как управление народом посредством самого народа.

Однако реализовать на практике народную демократию ока­залось очень сложно. Реальная демократия выступает в лучшем случае как власть большинства, в худшем — как господство мень­шинства (элиты) при формальном согласии большинства.

Плюралистическая (лат. pluralis — множественный) демок­ратия характерна для большинства западноевропейских госу­дарств. Французский политолог М. Дюверже утверждает, что в современном обществе происходит "диффузия", или распыление, власти. Властные полномочия осуществляют и государство, и мно­жество негосударственных объединений граждан — заинтересо­ванных групп, партий, объединений и движений, способных влиять на государство. Отсюда основным субъектом политики признает­ся не народ, а группа, считается, что только через группу личность может реально участвовать в политической жизни и защитить свои интересы. Здесь важное значение придается обеспечению баланса интересов различных социальных групп, созданию противовесов узурпации власти наиболее могущественными общественными груп­пами или большинством граждан.

Гигантским шагом вперед в развитии теории и практики де­мократии стал либерализм. История становления и развития де­мократических ценностей насчитывает не одно столетие и связана с именами многих выдающихся мыслителей — Дж. Локка, И. Кан­та, Ш. Монтескье, Т. Джефферсона и др.

Каковы основные демократические идеи и ценности либера­лизма? Во-первых, либерализм сделал акцент на личностный (ин­дивидуалистический) аспект демократии. Для него и индивиду­альный разум — высший политический приоритет, что выражает­ся в признании неотчуждаемых прав, свобод человека и граждани­на, его автономии по отношению к государству, обществу, группе.

Во-вторых, либеральное мировоззрение с самого начала тяго­тело к признанию идеала индивидуальной свободы в качестве уни­версальной цели. Основная предпосылка либерализма — вычле­нение человеческой индивидуальности, убеждение человека в сво­ем врожденном, естественном праве на самореализацию.

В-третьих, в лоне либерализма родилась концепция разделе­ния единой государственной власти на три ветви — законодатель­ную, исполнительную и судебную, действующие на принципе сдер-жек и противовесов. Здесь сфера действия государства ограничи­вается охраной правопорядка.


S 2 Демократия как форма организации государственной власти 99

В-четвертых, либерализм наряду с индивидуальной свободой признает равенство возможностей, равенство всех перед законом и судом. Но речь идет о равенстве, а не об уравниловке. У людей разные способности, но в той или иной мере они есть у каждого. Поэтому человек должен постоянно развивать свои способности и благодаря этому вызывать заинтересованность у других индиви­дов.

, В современных условиях либеральная демократия использу­ется лишь частично, потому что ее использование постоянно "на­талкивается" на необходимость преодоления противоречий меж­ду индивидуальными, групповыми и общественными интересами. Государство обязано не только гарантировать индивидуальные права и свободы, но и с помощью права регулировать экономичес­кие и социальные процессы с целью гармонизации интересов раз­личных слоев общества. Этого-то и не учитывали наши отече­ственные либералы.

Формы демократии. Демократия может существовать и дей­ствовать в определенных организационных и правовых формах. Поэтому проблемы ее организационного и правового оформления всегда были актуальными. В зависимости от способа осуществле­ния государственной власти, от ее носителей и организационно-правового оформления демократия выражается в двух основных формах — представительной и непосредственной (прямой).

Представительную демократию олицетворяют выборные коллегиальные и единоличные органы и избираемые должностные лица, которые действуют от имени избравших их граждан, офици­ально представляют их. Во всем мире представительная демокра­тия остается главной формой осуществления государственной вла­сти. При таком подходе демократия понимается как непрерывно действующее и ответственное перед народом представительное управление. В Российской Федерации единоличными представи­тельными органами являются Президент РФ, президенты респуб­лик, коллегиальным законодательным и представительным орга­ном — Федеральное Собрание (парламент). Представительные коллегиальные органы и выборные должностные лица действуют в субъектах Федерации, а также в местном самоуправлении.

Непосредственная (прямая) демократия имеет место, когда граждане сами, непосредственно (лично) осуществляют государ­ственную власть: избирают депутатов в представительные органы, принимают наиболее важные решения путем прямого волеизъяв-НИя- В ст. 3 Конституции Российской Федерации говорится: непосредственным выражением власти народа является


100 Глава 5. Политическая жизнь и ее основные характеристики

референдум и свободные выборы". Непосредственная демокра­тия позволяет включать в политическую жизнь все взрослое насе­ление страны, осуществлять эффективный контроль за деятельно­стью государственных органов и должностных лиц, но она не спо­собна обеспечить непрерывное и профессиональное государствен­ное управление.

Представительная и непосредственная формы демократии не исключают, а взаимодополняют и взаимоусиливают друг друга.

Демократия и дисциплина. Между демократией и дисцип­линой существуют глубокое единство и взаимодействие, повыша­ющие их социальную ценность, роль и значение в обществе, хотя в реальной жизни их нередко противопоставляют друг другу.

Истинная демократия строится на дисциплине и невозможна без нее. Демократия и дисциплина одинаково опираются на осно­вополагающий принцип любого социального управления — един­ство решения и исполнения. Даже самые правильные демократи­чески подготовленные и принятые решения без надлежащей дис­циплины неизбежно "повисают в воздухе", превращаются в нере­ализованные возможности. Сегодня никто, видимо, точно не знает, сколько неплохих законов, указов Президента, постановлений Правительства не исполняется по причине крайне низкой испол­нительской дисциплины. Следовательно, демократия без дисцип­лины неизбежно начинает работать на холостом ходу: демократи­ческие решения принимаются, но не выполняются. Дисциплина же без демократии оборачивается голым командованием, админи­стрированием, окриком. Демократия придает дисциплине созна­тельный и добровольный характер.

Безоглядное и безмерное увлечение ранним буржуазным ли­берализмом, индивидуализмом в нашей стране привело к невидан­ным ранее перекосам демократии и дисциплины, свободы и поряд­ка, до крайности обесценило и ослабило их. Народ же стал все настойчивее требовать сильной, диктаторской руки для наведения в стране порядка.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)