|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Политическая идеология. Политическая идеология — система основополагающих (базовых) идей, понятий, с большей или меньшей точностью отражающих политические явления и процессыПолитическая идеология — система основополагающих (базовых) идей, понятий, с большей или меньшей точностью отражающих политические явления и процессы, в соответствии с которыми формируются политическое сознание (мировоззрение) и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Чтобы облегчить понимание многообразных политических явлений, люди нередко выдвигают (формируют) сравнительно небольшой комплекс "главных" (базовых) идей, призванных служить ключом к пониманию тех или иных политических явлений. Этот комплекс и образует стержень политической идеологии. Без базовых идеологических установок и позиций ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутой. Как раз в подобные периоды становятся модными призывы к деидеологиза-ции общественно-политической жизни. Происходит это потому, что в такое время в политике эксплуатируются идеи, оторванные от практических проблем общественной жизни, действительных интересов различных социальных слоев. Но это никак не устраняет идеологию из политической жизни, ее место не бывает вакантным, а образовавшийся вакуум мгновенно заполняется другими политическими представлениями. Другое дело, что обыденное сознание не сразу впитывает в себя новую идеологию, поэтому у части граждан может создаться иллюзия отсутствия таковой. Идеи и идеология играют важную роль в политической жизни общества. Французские материалисты XIX в., анализируя движущие силы истории, сделали неопровержимый, на их взгляд, вывод: "Идеи правят миром!" Сам термин "идеология" ввел в научный оборот французский философ Дестют де Траси (1754 — 1836). В книге "Элементы идеологии" он назвал идеологию "наукой об идеях, о том, как они возникают, и о закономерностях человеческого мышления • Большую роль и значение идей в жизни человека и человечества подчеркивали многие мыслители. К. А. Гельвеции, например, классифицировал их на три вида — полезные, вредные и нейтральные. По мнению Ж. Ж. Руссо, абсолютнейшим авторитетом является для человека то, что вторгается в его внутренний мир-т. е. идеи. Исключительную роль идеологии и идеям придавал К. Маркс-Он считал, что если идеи овладевают массами, то они становятся Политическая идеология материальной силой. Маркс доказал неразрывную связь идей с интересами. «"Идея" неизменно посрамляла себя, как только она отдалялась от "интереса"»1. Этот вывод, когда речь идет об общественно значимых идеях, вряд ли возможно подвергнуть сомнению. Конечно, будучи методологически значимым, данный вывод не объясняет каждую конкретную ситуацию, хотя любые идеи рождаются в головах конкретных индивидов и с большей или меньшей адекватностью отражают интересы данных индивидов. Однако частные интересы неизбежно восходят к более общим — групповым, классовым и общественным, поскольку у людей есть общие, коренные, по сути своей объективные интересы, которые отнюдь не монолитны по своей структуре, а внутренне противоречивы. Отсюда их подвижность, способность к изменениям. Но противоречивость групповых и общественных интересов ведет не только к их конфликтам, но и к совпадению, вследствие чего становится возможной социальная солидарность. Анализируя соотношение интересов и политических идей, нельзя упускать из виду еще одну проблему: чтобы отразиться в политических идеях, интересы, если они являются объективными, должны быть осознаны. Такое осознание происходит и на уровне психологии (в форме чувств, настроений, эмоций), и на уровне идеологии (в виде теорий, концепций и т. д.). При этом эмоциональные процессы составляют тот необходимый фон, на котором формируется и реализуется всякая политическая идея. Но эмоции действуют как слепая сила, если не сливаются в поведении с рациональным освоением действительности. На уровне политической идеологии осознание объективного интереса выражается обычно в намерениях, мотивах, в виде цели его удовлетворения. Интересы служат источником целей, через которые они из объективных превращаются в субъективные. Ведь чтобы интересы были реализованы, они должны быть осознаны и оценены в форме цели: бесцельными действиями жизненные интересы нельзя реализовать. Если же объективный интерес не осознан, то его наличие не ведет автоматически к формированию цели. "Существенно и то, что интересы в своем воздействии на поведение субъекта конкурируют с Разделяемыми ценностями. Именно под влиянием ценностей те Иди иные интересы переплавляются в цели"2. \ Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2. С. 89. Кимов А. И. Политические интересы и юридическая наука // Государство «право. 1996. № 12. С. 5/ 172 Глава 8. Политическое сознание и политическая идеологи Э. Бернштейн утверждал, что конечная цель — ничто, движение — все. Нет сомнения — без движения, действий цель недостижима. Но не менее верно и другое: движение без цели, как правило, бессмысленно, оно становится блужданием в тумане. Великие политические идеи и идеологии — это сплав коренных интересов, великих политических ценностей и целей. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |