|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Политологическая ось Восток — Россия — ЗападПри сравнении и обобщении фактического материала, накопленного в сфере политического знания, становится возможным уяснить общие закономерности и тенденции развития политической сферы общественной жизни, условия стабильности функционирования политических систем в различных условиях, факторы, повышающие эффективность функционирования механизмов власти и управления, методы, обеспечивающие наибольшую вероятность мирного разрешения конфликтов, успешность электоральной деятельности. Сравнительные исследования позволяют творчески использовать зарубежный опыт решения общих и частных проблем политического развития российского общества. Особый интерес для россиян, живущих и в Европе, и в Азии, представляет рассмотрение общих и отличительных черт восточной и западной политических культур, сопоставление их с российскими политическими традициями и ценностями. Для этого используется ключевое слово "политологическая ось". Этот термин избран неслучайно: во-первых, он указывает на сложный, взаимозависимый характер современного политического мира, наличие в нем геополитических магистральных направлений, определяющих мировое развитие; во-вторых, он напоминает об исторической судьбе России быть причастной к обоим типам политической культуры, испытывать их воздействие на себе и оказывать влияние в том и другом направлении; в~третьих, данный термин свидетельствует о том, что прошлое, настоящее и будущее политическое взаимодействие Востока и Запада невозможно без непосредственного участия в нем России. К числу общих черт, присущих политическим культурам раз-стран и континентов, следует отнести: 1) факторы, лежа- в основе их формирования (общественно-политическая сущ-°сть человека, религия как таковая, государственно-властное офор-' ление общества, общечеловеческие ценности); 2) основные зако-^ерности развития политических явлений (взаимообусловлен- 242 Глава 12. Анализ политологических проблем современно- ность политики и экономики, политики и права, схожеспГпух^Р последовательность этапов развития); 3) сущностные момент*1 (одинаковое в принципе значение политической власти, полити ческой идеологии, основных политических институтов); 4) общи планетарные проблемы обусловливают необходимость политичес кого взаимодействия, выработки общих политических позиций и норм, создания постоянных политических институтов и механизмов для их разрешения. Особенности политических культур Востока, Запада и России предопределены природно-климатическими и географическими условиями, религиозными и национальными факторами, исторически сложившимися социально-экономическими укладами и духовно-нравственными устоями, обычаями и традициями своих народов. В качестве критериев, выявляющих эти особенности: 1) отношение человека к социальной и политической действительности; 2) отношение человека к государству, праву, закону; 3) отношение человека к самому себе, своим нравам и обязанностям; 4) отношение государственной политической власти к окружающей среде, человеку, праву, к другим государствам. 1. Окружающий реальный мир все люди на Земле восприни 2. На Востоке человек уверен в божественном цроисхожде Политологическая ось Восток — Россия — Запад
„пинимательской деятельности. Рассматривая государство в качестве партнера на потребительском рынке политических услуг, субъекты политики предпочитают состязательный тип участия во власти, многообразие форм политической жизни, соблюдение правил игры, примат общегосударственных установлений перед местными и групповыми. Российский политический менталитет содер-жит весьма противоречивые ощущения и представления о государстве и праве, которые, как ни странно, могут иногда уживаться в одном человеке. С одной стороны, государство политически воспринимается как могущественная держава, объединяющая и стоящая на страже всех. Для него уместны такие духовно-нравственные характеристики, как отечество, родина-мать, и все это освящается российским патриотизмом и верой в правое дело. В критические моменты истории каждый готов подняться на защиту своей Родины. С другой стороны, отношение к государству и праву носит негативный характер, люди видят в них учреждения силового, принудительного порядка, а в чиновниках мздоимцев, устраивающих лишь свои дела. В то же время неверие в политические институты сочетается с всепрощением государству как явлению трансцендентному. В настоящее время все более крепнет тенденция, характеризующая поворот мыслящих и порядочных россиян к обустройству государства собственными руками через цивилизованные формы политического участия с использованием своих прав, свобод и обязанностей. 4. Отношение государства к отдельному человеку на Востоке отражается в убежденности харизматических лидеров в том, что все, что бы они ни делали, идет от Всевышнего и поэтому никакого контроля и никакой ответственности на земле они не несут перед индивидом. Этому способствуют авторитарные типы правления, корпоративистская структура общества, сильное влияние религиозных канонов. На Западе государственная власть чувствует себя ответственной перед личностью, сознает подчиненность и свою временность перед хорошо организованным, структурированным гражданским обществом. Государство поощряет создание различных механиз-mob реализации прав граждан, строго проводит политику уваже-Ния к законам и судебным решениям. Современное Российское государство провозгласило себя демократическим правовым государством, а человека, его права и в°боды — высшей ценностью. Признание, соблюдение и защиту Рав и свобод человека и гражданина — обязанностью государ-Ва- От декларации до реальности значительное расстояние, но 244 Глава 12. Анализ политологических проблем современно если каждый из нас приложит к этому свой ум и руку, то так он Разумеется, приведенное сопоставление имеет относительно значение, так как невозможно охватить все варианты и ситуаци постоянно меняющейся картины политического мира. Для нас важно видеть то общее, что можно использовать во имя мира и блага всех, а также то особенное, что требует уважения терпимости. Нельзя западный индивидуализм насильно внедрить на Востоке и в России, точно так же нельзя немедленно отказываться от коллективистских форм политического общения в угоду якобы уже состоявшемуся "частному" человеку. Следует учитывать, что каждая национальная культура вырабатывает свои наборы ценностей, которые влияют на другие политические культуры, причем вопрос состоит только в степени восприимчивости. Здесь можно говорить о мощном выходе американской культуры за пределы США, о традиционных политических культурах европейских стран, консолидировавшихся в значительной степени и противостоящих ныне излишнему влиянию извне, о религиозных политических доктринах Востока (конфуцианство, буддизм, ислам), переживающих новый этап развития. В конечном счете важно, чтобы во всех политических культурах отражалось осознание необходимости сохранения мира на Земле, обеспечения дальнейшего цивилизационного развития, предполагающего многовариантность будущего. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |