|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Политическая модернизация и развитиеИсторически модернизацию можно обозначить как процесс изменений в сторону того типа экономической, социальной и политической системы, который сложился в Западной Европе и Северной Америке в период XVII —XIX вв., а затем распространился на Другие европейские страны и в XIX —XX вв. на такие континенты, как Азия, Африка и Латинская Америка. Модернизация — это особый вид надежд, пронизывающий Все революции прошлого и все высокие.человеческие устремления. Динамический аспект модернизации при изучении политики Может быть выражен общим утверждением, согласно которому Модернизация есть процесс растущей сложности человеческих проблем, с которыми сталкивается система политического устройства. Теории модернизации, связанные с движением общества от РаДиционных общественных укладов к индустриальной и постин- 248 Глава 12. Анализ политологических проблем современно дустриальной фазам развития (их приверженцами являютс Дж. Гэлбрейт, У. Ростоу, Д. Белл, С. Хантингтон, 3. Бжезинский) носят детерминистский характер. Они предполагают, что все чр' ловечество придет к единой, универсальной для всех модели постиндустриализма, которой будет соответствовать одинаковая 'для всех либерально-демократическая схема организации политической жизни общества, по достижении которой в мировом масштабе исчезнут все противоречия и наступит "конец истории" (термин Ф. Фукоямы). К. Дейч определяет политическую модернизацию категориями участия и мобилизации. Он полагает, что модернизация зависит от массового участия, принимающего форму растущей политической децентрализации. Расширение политического участия рассматривается как ключ к политическому развитию. Примерами политической модернизации могут служить Турция и Япония, где соответствующие процессы привели к включению многих традиционных форм в новую систему наряду с расширением сферы действия новых структур, таких, как школы и ассоциации. В обеих странах правящие элиты достигли значительных успехов в преобразовании традиционных обществ в современные. Главные проблемы при модернизации состоят в определении характера политических институтов, которые, с одной стороны, обеспечивают наибольшую эффективность социально-экономических преобразований, а с другой — содействуют стабильности при резко возрастающей вследствие модернизации динамичности социальных процессов. Опыт сравнения: — пути развития индустриальных стран, которые в силу раз — опыт развивающихся государств, стремящихся ускоренным — опыт социалистических стран (СССР, Восточная Европа, Теоретически оптимальным выступает проведение модерн зации в форме эволюции, на основе консенсуса ведущих полит ческих сил. Речь идет о выборе такой ее модели, которая не оы бы построена на слепом заимствовании зарубежного опыта, а с 5 3 Политическая модернизация и развитие
тезировала лучшие его стороны с историческими традициями и особенностями модернизирующегося общества. Для успеха важ-0bi также благоприятные международные условия, возможность привлечь зарубежные источники субсидирования и передовых технологий на льготных условиях, добиться расширения внешних рынков сбыта для продукции модернизирующихся отраслей. Несмотря на широкое осознание мировым сообществом того, что успешное решение проблемы модернизации сняло бы конфликтность развития многих регионов мира, облегчило бы экологическую ситуацию в глобальном масштабе за счет распространения энерго- и ресурсосберегающих технологий, большая часть программ содействия развитию, разработанных ООН и ЮНЕСКО, осталась на уровне рекомендаций. Помехой их осуществлению выступают как национальный эгоизм многих развитых государств, так и внутренняя конфликтность, противоречивость самого модернизацион-ного процесса. Политической философией знаменитого испанского "Пакта Монклоа", положившего начало поступательного перехода страны от авторитаризма к демократии, была идея самоограничения. В России, по мнению А. Рябова, не созрели до такой философии1. Во-первых, модернизация в России осуществлялась исключительно "сверху" путем административного регулирования, нацеленного на решение внешних, а не внутренних проблем. Во-вторых, для политического и социального развития российского общества характерны такие явления, как раскол, разлом, ценностное разъединение. В-третьих, последовательная смена реформ и контрреформ. В-четвертых, современная российская политическая система, не обладающая внутренними источниками для саморазвития, может в принципе достаточно долго сохранять устойчивость и относительное равновесие в обществе при условии его стабильного существования. Но столкновение подобной системы с новыми вызовами чревато серьезными потрясениями не только для элиты, но и для Всего общества в целом. Споры по поводу создания новой "национальной идеологии" Ведутся давно. Спектр высказываемых в них мнений чрезвычай- н° Широк. Думается, что позитивная модель в данном случае вполне сУЩествима, но исключительно как идеология развития, модер- I
р----- •----- _______________________ 19ор;" P^oe А. Ведущая сила российской политики 9°- 31 июля. Независимая газета. 250 Глава 12. Диализ политологических проблем современное? низации. Она должна ориентироваться на стремление людей личному благополучию и одновременно мобилизовывать коллективный производственный, творческий, интеллектуальный потенциал нации на мирное соревнование с иными государствами и народами. С одной стороны, интегративная идеология модернизации призвана апеллировать к позитивным мотивам поведения людей, содействовать их консолидации. С другой стороны, новая национальная идеология лишь тогда имеет шанс стать эффективным инструментом политической мобилизации, когда она будет тесно сопряжена с политическим курсом модернизации. Порядок и систему понятий, категорий и определений, относящихся к проблемам устойчивого развития, внесли документы конференции ООН в Рио-де-Жанейро, а в России — Указ Президента РФ "О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" от 1 апреля 1996 г. № 440, утвердивший правительственную "концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" и Указ Президента РФ "О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)" от 29 апреля 1994 г. № 608. Только на пути модернизации общественной мысли и практики Россия сохранит себя как один из основных геополитических центров XXI в. Цивилизованное рассмотрение происходящих в мире процессов приобретает большую актуальность. Согласно глобалистско-му анализу современных тенденций в мире уже ближайшее будущее будет во многом определяться "цивилизованными разломами" и столкновением цивилизаций. Человеческая цивилизация вступает в "пятую войну" научно-технического прогресса, фундаментом которой являются достижения в области информатики, биотехнологий, микроэлектроники, в сфере освоения новых видов энергий и создания новых видов энергий, новых сверхпроводниковых материалов и т. д. и т. п. Цивилизация — это формирующиеся во времени и пространстве различные культурно-исторические типы обществ, самостоятельные геополитические социальные и духовные структуры. Они отличаются образом жизни, обрядами, обычаями, религиозным сознани ем. Цивилизация — это определенный тип духовности общества, его миросозерцания, который формируется под влиянием геогр фических, природно-климатических условий, особенностей истори ческого развития, религиозных факторов, в основе которых тысячелетние традиции и историческая инерция. Политическая модернизация и развитие Само определение цивилизаций неоднозначно. Так, С. Хэнтингтон1 определяет цивилизации по принадлежности людей к той иди иной религии. Н. Моисеев — по отношению к модернизации общества. Классик же цивилизационного "постижения истории" д. Тойнби использовал многофакторный подход2. Граммотологи-ческую модель цивилизации предлагает А. Кузнецов3. Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби выдвинули положение о цивилизационной структуре общественной жизни. Согласно их представлениям основу развития общества составляют более или менее изолированные друг от друга "культурно-исторические тины" (Данилевский), цивилизации (Шпенглер и Тойнби), которые проходят в своем развитии четыре основные последовательные стадии: зарождение; расцвет, старение и угасание. Тойнби считает, что в мире была 21 такая цивилизация, 17 из которых уже являются мертвыми. Согласно его представлению непрерывность истории имеет значение только как некий символический умозрительный образ, на котором мы вычерчиваем восприятие непрерывности во всем реальном многообразии и сложности. Американский политолог Ф. Фукояма объявил о конце истории с ее войнами, с ее непримиримыми идеологическими, политическими и экономическими противоречиями: противостояние либеральных демократий с агрессивными тоталитарными системами завершилось окончательным поражением последних, и отныне настает вечный мир. Оптимистический вывод делает С. Хэнтингтон в утверждении о малой вероятности военных конфликтов между ведущими странами каждой этнокультурной цивилизации: России с США, Китая с США или с Россией. В конце XX в. забрезжил выход из тупиков прогресса, оказалось, что перспективы исторического развития можно и нужно искать не вне, а внутри человека — во всей полноте его личности, развивающей свои потребности и стремления. Дело заключается не в отказе от технического прогресса, ведущего в пропасть термоядерной и технологической катастрофы, а в том, что происходит коренной переворот во всей системе отношений человека — производств. 2 рМ-; Хэнтингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. 1994. № 1. 3 ^м.: Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991. V* •• Кузнецов А. О новой модели традиционных цивилизаций /, Международная жизнь. 1995. № 4-5. С. 107. 252 Глава 12. Анализ политологических проблем современное В отмеченных тенденциях проявляются черты такого развития цивилизации, высшим смыслом которого является унивеп сальный творческий гуманизм. Универсальный — поскольку он ориентирован и на свободное развитие каждого человека и его связей с другими людьми, творческий — потому что это развитие отражает максимальную мобилизацию потенциала личности. Наряду с крупными изменениями политических, экономических и военных паритетов на планете продолжают усложняться обостряясь с каждым годом, глобальные проблемы цивилизации в целом: сырьевой и энергетический кризисы, радиационное и электромагнитное загрязнение Земли, разрушение озонового слоя атмосферы, ухудшение экологического состояния, возникновение и разрастание эпидемий новых болезней, опасных тенденций роста региональных и межнациональных конфликтов, усиление безнравственности, пропаганда культа насилия и др. Вся планета Земля оказалась перед выбором общей философии выживания. Всемирная история подошла к самой критической точке — или цивилизация сохранит себя, или она себя уничтожит. Надо решить три проблемы: — справедливое распределение ограниченных ресурсов пла — совместные усилия всех государств по преодолению эко — не допустить ядерного, химического, бактериологического Бурная и трагическая история России XX в. постоянно заставляет задумываться об общей концепции ее истории, размышлять о ее тенденциях и особенностях. С. М. Соловьев пытался искать объяснение в борьбе родового начала и государственности. В. О. Ключевский придавал важное значение колонизации громадных территорий, что позволяло населению ускользать от государственной власти. Влияние марксизма стимулировало развитие точки зрения, что в основе истории лежит классовая борьба, закономерная смена социально-экономических формаций. Работы Л. Гумилева вводят в самые основы понимания человеческой истории значительный биологический элемент, что открывает путь идеологическим спекуляциям. Особое значение при анализе отечественной теории цивили заций имеют исследования Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, Л. Н. Гумилева, послужившие мощным толчком к рассмотрен!! нетрадиционных методов и подходов к анализу объективных те £ 3. Политическая модернизация и развитие 253 дендий и реальных механизмов социально-политических измене-ний в России1. Российская цивилизация — живое межэтническое единство, территорию с ее географическими и климатическими условиями в • соответствии с обычаями, традициями, народным характером и | культурой. Географические пределы цивилизации могут не совпа- ' дать с государственно-политическими границами, наличие, отсут- \ ствие и конфигурация которых не в силах отменить сложившейся! целостности, реализуемой через совокупность человеческих, поли- | тических, экономических, культурных взаимосвязей и взаимозави- | симостей2. I Не подлежит сомнению сам факт наличия целостной и все- | сторонне развитой русской культурной традиции, на протяжении 8 многих веков являвшейся основой российской цивилизации. Фун- | даментальными ценностями такой традиции являются соборность (коллективизм), державность (государственная самодостаточность) и стремление к воплощению высших "небесных" идеалов справедливости и братства в земной действительности. Уникальность России одним из первых (1802) понял Наполеон, заявив, что в мире он видит только две нации: Россию и Запад. Если оценивать переживаемый период с точки зрения теории естественно-исторических циклов Чижевского3 ("историометричес-кий цикл"), то мы находимся ныне в самом начале выхода из фазы минимальной общественной возбудимости. Эта фаза характеризовалась: — значительным падением уровня общественной активности — политической апатией масс; — покорностью судьбе и власть предержащим; — уходом людей в частную жизнь; См.: Данилевский Н. Я. Россия и Европа. СПб., 1988; Леонтьев К. Н. Собр. соч. Т. 1-9. М., 1912 -1913; Гумилев Л. Н. Древняя Русь и великая степь. М., 1992; Из истории Евразии. М., 1993; От Руси до России. Очерк этнической истории. СПб., 1992; Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. М., 1993; Этпосфера. История людей и история. М., 1993. См.: Шаповалов В. Россиеведение как учебная дисциплина // Высшее образование в России. 1997. № 3. С. 59. А. Л. Чижевский провел огромную работу по статистической обработке •Хронологических таблиц около 50 цивилизаций и государств на протяжении ДвУх-трех последних тысячелетий. При этом обнаружилось, что крупные олитические и военные события распределены по шкале времени весьма "еравномерно. 254 Глава 12. Анализ политологических проблем современности — распадом политических группировок; — кризисом парламентаризма; — верхушечными государственными переворотами и насиль Русская цивилизация предполагает гармоничное сочетание двух элементов: духовного (культурного) и земного (территориального, пространственного). Первый предполагает прежде всего русский язык, русскую культуру, второй — русскую землю, ту территорию, которую в течение столетий осваивали и защищали русские люди, ту государственную общность, что сложилась на этой территории. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.) |