|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Религия и политическое сознаниеРелигия как особая форма общественного сознания исторически предшествовала сознанию политическому. Но с возникновением политического сознания религиозное сознание стало активно проникать в него, придавая ему религиозную окраску2. Так, с возникновением государства получило широкое распространение религиозное освещение государственной власти и ее верхов-н°го носителя. На Древнем Востоке это освещение часто доходило До прямого обожествления верховного правителя государства. ___ '' Иванчук Н. В., Целищев Н. Н. Основы политологии. Екатеринбург, - С. 133. Р ОДробнее см.: Стародубский Б. А., Кастелъ Е. Р. Общая политология. Катеринбург, 1996. С. 103-108. Глава 8. Политическое сознание и политическая идеология Тезис о том, что государственная власть исходит от Бога, стал важнейшим положением христианской религии и играл большую роль в политической жизни европейских стран периода средневековья. В то время религия нередко прямо влияла на политику различных государств, о чем свидетельствуют многочисленные религиозные войны. На базе религиозного мировоззрения создавались и ныне создаются различные организации, активно участвующие в политической жизни. В средние века — это военно-религиозные ордена (например, тевтонский орден, орден иезуитов, орден рыцарей Храма), в настоящее время — конфессиональные профсоюзы, клерикальные политические партии и др. Религия — это не только мировоззрение (религиозная философия), но и связанные с ней обряды, первоначальное назначение которых заключалось в том, чтобы каким-то образом воздействовать на поведение сверхъестественных существ и сил. Ни одна религия не обходится без обрядов, которые самым непосредственным образом воздействуют на сознание и поведение людей, да и сама вера в существование сверхъестественных сил практически выглядит как вера, в чудодейственные последствия обрядов. К примеру, наделение правителя верховной государственной властью во многих странах Древнего Востока сопровождалось специальным религиозным обрядом, чтобы подчеркнуть божественное происхождение самой власти. Христианская религия заимствовала из иудаизма обряд помазания правителя елеем, разработав свои детали этого действия, которое прошло через средние века и сохранилось до наших дней, как и представление о правителе в качестве "помазанника Божия". До наших дней торжественное вступление монарха на престол, означающее официальное начало его царствования, связывается с религиозным обрядом коронации, который поэтому обязательно проводится в религиозном храме. В ряде стран члены парламента, прежде чем приступить к своим обязанностям, должны принести клятву верности конституции на Священном писании (на Библии в христианских странах, на Коране — в мусульманских). Религиозная форма общественного сознания проявляется #е только в обрядах, совершаемых в отдельных случаях, но и в повседневной жизни. Поэтому каждая религия создает свои правила (нормы) поведения для верующих. Считается, что религиоз ные нормы установлены Богом и доводятся до сведения веруютих человеком, избранным Богом для этой исключительной миссий-Законы Моисея, с этой точки зрения, не его собственное твор 3. Религия и политическое сознание
ние — они лишь поведаны через него Богом тем, кто обязан соблюдать их; предписания ислама, первым пророком которых был Мухаммед (Магомед), тоже считаются верующими мусульманами исходящими от Аллаха. Религиозные нормы регулируют и взаимоотношения между людьми, но прежде всего взаимоотношения между людьми и Богом. Есть среди них и такие, которые возлагают на людей взаимные обязанности. Эти религиозные нормы одновременно являются нравственными или правовыми. Нарушение религиозных норм признается "грехом", за который виновного карает сам Бог. На деле служители культа, не дожидаясь "кар небесных", сами применяют к нарушителям земные санкции. Православная церковь сыграла важную роль в становлении и укреплении сильного централизованного Российского государства. Она давала русским людям духовную опору в их противостоянии мусульманскому Востоку и католическому Западу, которые на разных исторических этапах представляли угрозу для государственного и религиозного существования России. ч Церковные идеологи пропагандировали грандиозную концепцию, рассматривающую Москву как новый Вечный город, как наследницу Рима и Константинополя. Они постоянно предупреждали царей об их священном долге превратить Московию в "новую христианскую империю". Следовательно, в формировании доктрины о величии России, представлений о ее масштабности, патриотической государственности, особом пути России и т. д., составляющих компоненты политического сознания россиян, православная вера сыграла ведущую роль. До 1917 г. русская православная церковь была по сути дела частью государственного аппарата, т. е. непосредственно религиозно-политическим институтом, во многом определявшим политическое сознание россиян. Термину "православие" можно дать такое толкование: прославление права (славить право) как Богом данного искусства Добра и справедливости. Православная вера традиционно прида-Вала российской государственности божественный ореол, присущими ей средствами и способами поднимала ее престиж, сурово 0сУждала преступность, способствовала утверждению в обществе заимопонимания, мира и разумного порядка. В наше смутное время пРавославия также имеются немалые возможности для оздоров-ения духовной жизни в стране и укрепления Российского госу-Рства и правопорядка. 170 Глава 8. Политическое сознание и политическая идеологи Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |