АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Политика и право. Древнеримские мыслители считали, что право — Богом дан­ное искусство добра и справедливости

Читайте также:
  1. B. обучение образам правого полушария
  2. I Таможенное право Российской Федерации
  3. I. Нормативно-правовые акты
  4. I. Нормативно-правовые акты
  5. I.1. Римское право в современной правовой культуре
  6. II ОБЩИЕ НАЧАЛА ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО ПОРЯДКА
  7. IV. Особенности правового регулирования труда беременных женщин
  8. IV. ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА
  9. IV.1. Общие начала частной правозащиты и судебного порядка
  10. V. Экономико-правовая концепция Трудового кодекса о регулировании труда женщин
  11. V.1. Общие начала правового положения лиц в частном праве
  12. V.2. Правовые категории лиц в зависимости от status libertatis

Древнеримские мыслители считали, что право — Богом дан­ное искусство добра и справедливости. По сути, в приведенной формуле дается нравственная характеристика права. В идеале взаимодействие политики и права должно приводить к их взаимо­усилению, а политику подпитывать, облагораживать началами добра и справедливости.

В нашей стране на протяжении десятилетий право рассмат­ривалось как инструмент политики, как способ юридического оформления политических решений, а не как самостоятельная социальная и культурная ценность. Незыблемым был тезис о примате политики над правом, политической власти над зако­ном.

В общественном сознании насаждалась мысль о второсте­пенной и малозначимой социальной роли права. Главными при­знавались экономика, политика, идеология, а не какие-то там правовые ценности, юридические начала. Бытовало упрощен­ное восприятие права как команды, идущей сверху, как указа­ний политических вождей. Предназначение права как норм, спо­собных оградить гражданина от произвола, защитить его честь, достоинство и неприкосновенность, замалчивалось. Тем более право не мыслилось в виде реальной силы, способной ввести политику в определенные границы, "обуздать" ее. Отсюда по­всеместный правовой нигилизм, скепсис. Право скорее терпели как неизбежный и недолговечный пережиток прошлого. Куль­тивировались идеи отмирания права, скорой замены юридичес­кого регулирования неправовыми нормами "коммунистического" общежития.

В Западной Европе к решению проблемы соотношения поли­тики и права подходили по-другому. Так, еще французские фило­софы-материалисты XVIII в. Гольбах и Гельвеции утверждали, что право, законодательство играет в жизни решающую роль. Основоположник нормативистской теории права Г. Кельзен рас­сматривал право как самодостаточное и более высокое, чем эко­номика или политическая власть, явление. Согласно раннебуржу-азной естественно-правовой теории право важнее и выше госу­дарства и политики. Именно положения этой теории стали актив­но утверждаться в нашем общественном сознании в последние годы.

Думается, оба направления в определенной степени противо­поставляют эти явления друг другу. На практике же противопо-


с 6. Политика и право



 


ставление, столкновение права и государства, политики и права неизбежно приводит к их взаимному ослаблению.

В действительности взаимосвязь политики и права достаточ­но сложна, многопланова. Их оптимальное взаимовлияние и бла­готворно, и социально полезно.

Позитивное право не существует там, где нет политики и са­мого главного политического института — государства. Как уже отмечалось, стратегический политический курс страны, поддержан-' ный на выборах народом, становится концептуальной основой за­конотворческой деятельности. Государство юридически оформля­ет его, возводит в закон.

Еще более значительна роль государства в деле реализации права, проведения его в жизнь. Ведь неработающее, нереализую­щееся право мертво. И тут во многом справедливо утверждение, что "право есть ничто без аппарата, способного принудить к со­блюдению норм права"1. Правда, действие правовых норм нельзя сводить к государственному принуждению: на практике их реа­лизация происходит, как правило, без обращения к государству. Активно развивающееся, к примеру, договорное право, основанное на согласии сторон, не сможет играть сколько-нибудь важной роли в обществе, если для исполнения каждого договора придется идти в суд. Государственное принуждение приводится в действие, ког­да субъекты права действуют противоправно. Словом, действен­ность, жизненность права состоит не столько в государственном принуждении, сколько в совпадении воль, интересов общества и государства и конкретных индивидов, вступающих в правовые отношения.

Право, несомненно, имеет политическое содержание. Поэтому положение "Закон есть мера политическая, есть политика" в пер­вой своей части соответствует действительности. Однако для отож­дествления закона и политики нет оснований. Политика может быть неправовой, авантюристической и т. д.

Право воздействует на политику по различным направле­ниям. Прежде всего, посредством права конституционно зак­репляется общественно-политический строй общества, определя­ется правовой статус (законодательные границы) всех струк­турных элементов политической системы. В результате воздей­ствия права на политику все виды политической деятельности

' Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 33. С. 99.



Глава 3. Политика как общественное явление


осуществляются как права и обязанности соответствующих субъектов, а не как проявление их силы, авторитета или иных качеств.

Право придает легитимность политической власти и полити­ческим решениям, обеспечивает органам власти поддержку насе­ления даже в случаях принятия ими непопулярных решений. В правовую форму облекаются отношения по поводу государствен­ной власти, взаимоотношения между государственными органами, политическими партиями, общественными объединениями и граж­данами, взаимосвязи с другими государствами.

Основные направления государственной политики также опос­редованы правом. Право делает политику более эффективной, гу­манной и социально ориентированной.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)