АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Виды политического сознания

Читайте также:
  1. IV. Диалектико-материалистическая концепция сознания
  2. Активность сознания
  3. Билет № 38 Проблема сознания в философии. Структура сознания. Сознание и бессознательное.
  4. Борьба с паразитами сознания.
  5. В чем дело? Является ли само действие скучным или что-то не так в вашем образе жизни, в вашем типе сознания?
  6. Виды правосознания
  7. Влияние на русскую историю природно-климатического, геополитического, религиозного и социального факторов.
  8. Внешнеполитического курса.
  9. Внимание как выразитель взаимоотношения сознания или психической деятельности индивида и обьекта (Руб-н)
  10. Возможности сознания
  11. Возникновение и развитие сознания

Для более детального понимания сущности политического сознания имеет смысл рассмотреть его разновидности. Так, осно­ванием разделения политического сознания на виды может слу­жить уровень, глубина проникновения в суть политики, полити­ческой власти. По данному критерию политическое сознание под­разделяется на три уровня.

Обыденное политическое сознание свойственно основной массе членов общества, формируется в повседневной жизни. Ему присущи ярко выраженные социально-психологические черты: эмо­циональность, импульсивность, гибкость реагирования на измене­ние политических условий. Обыденное политическое сознание ха­рактеризуется размытостью, несистемностью, противоречивостью, стихийностью становления и развития под влиянием бытовых пред ставлений и суждений о политике с точки зрения житейского здра вого смысла.

Выработанные массовым сознанием стереотипы поведени весьма устойчивы. Суть его проста. Ода заключается в желаний


с 2 Виды политического сознания



 


стремлении людей решить проблемы одним махом. Причем техно­логия решения проблем находится как бы вне сознания. Поэтому обыденное сознание подвержено воздействию популизма демаго­гических лидеров, обещающих в своем стремлении к власти воп­лотить в жизнь некую идеальную модель желаемого будущего в очень скорое время. Так, на заре перестройки разрабатывались утопические программы осуществить реформы и вывести страну из кризиса на путь прогресса за 500 дней.

Профессиональное политическое сознание должно быть при­суще служащим (чиновникам) государственного аппарата, поли­тикам. Такое сознание отличается систематизированными знани­ями о политике государства, демократии; умением руководить и управлять политическими процессами на общефедеральном и ре­гиональном уровне. Первоосновой профессионализма государствен­ных служащих выступает их компетентность. В государственном аппарате профессионализму (особенно в последние годы) актив­но противостоит дилетантизм. Подчас он самоуверен, агрессивен и стремится вытеснить профессионализм. В практическом плане дилетантизм выражается в отсутствии необходимых знаний, в орга­низационной беспомощности, в неспособности предвидеть резуль­таты своих действий, последствия принимаемых решений. Именно дилетанты скомпрометировали многие необходимые реформы. Вот почему формированию профессионального политического созна­ния надо уделять особое внимание в современных условиях. От­сутствие профессионализма в политической сфере — одна из бед нашего общества.

Научное (теоретическое) политическое сознание характер­но для исследователей, научных работников, занимающихся изу­чением тех или иных сторон политической жизни общества. В отличие от обыденного оно формируется на базе глубоких иссле­дований политической действительности и широких политичес­ких обобщений.

По субъектам (носителям) политическое сознание можно

подразделить на индивидуальное, групповое, массовое и обществен­ное.

Индивидуальное политическое сознание. Когда речь идет о политическом сознании отдельного человека, то ясно, что имеется 8 виду его интеллектуально-психическая деятельность, склады-ак>щаяся из ощущений, воспринимаемых через органы чувств, НТеллектуальной работы мозга, эмоций и воли, направленных на сознание личностью роли и места в политической жизни. Инди-политическое сознание предполагает усвоение чело-


164 Глава 8. Политическое сознание и политическая идеологи

веком своих политических прав и свобод, умение ими пользо­ваться в конкретной жизненной ситуации. Большую роль в раз­витии индивидуального политического сознания сыграл класси­ческий либерализм, сделавший акцент на личную свободу, на ин­дивидуализм, на автономию личности, отвергающую возможность государства вмешиваться в личную жизнь индивида. В дальней­шем развитие либеральных идей привело к коренному измене­нию соотношения между личностью и государством: не человек стал служить государству, а последнее перешло на службу че­ловеку.

Групповое политическое сознание. Группа (коллектив) -это не биологическое существо, у нее нет, если прибегать к метафо­рам, ни ощущений, ни интеллекта. Что же такое групповое полити­ческое сознание?

На первый взгляд может показаться, что групповое сознание есть не что иное, как простая сумма того, что чувствуют и думают отдельные лица, составляющие группу. Однако более глубокое изучение показывает, что ни о сложении индивидуальных созна­ний, ни даже о выведении у них "общего знаменателя" всерьез говорить не приходится. В коллективе (группе) на человека воз­действует окружающая его среда, формируется конформистское умонастроение. Происходит это потому, что отнюдь не каждый человек стремится выработать собственное мнение по каждому поводу: многие люди предпочитают полагаться на политические соображения других, усваивают мнения окружающих так, как если бы они были их собственными. Если такое мнение разделяют мно­гие, то вступает в силу "стадное чувство". Мысли и особенно на­строения окружающих оказываются настолько заразительными, что человек поступает "как все".

Следовательно, групповое политическое сознание — это по­литические представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ. Политическое сознание одной социальной группы может существен­но отличаться от политического сознания другой. Например, зри­мо различается политическое сознание у классов в обществе с ярко выраженными классовыми противоречиями. Есть различия в политическом сознании возрастных слоев населения, а также различных профессиональных групп.

Групповое политическое сознание надо отличать от массово­го, которое характерно для нестабильных, временных круинь1 объединений людей (митинг, демонстрация, бунтующая толпа/­Массовому политическому сознанию присуще актуальное поли


 

виды политического сознания

^

И цческое содержание. Масса не теоретизирует, она всегда на гра-
того или иного политического действия. ?

Массовое сознание мифологично. Оно опирается на устойчи- ые ценности и мифы. Ученые-политологи считают, что мифы, коренящиеся в глубинных пластах сознания, играют определяю­щую роль в массовом политическом сознании и поведении. Так, в начале 90-х гг. радикал-реформаторы с помощью средств массо­вой информации создали миф о том, что рынок способен решить все экономические проблемы, что невидимая рука Адама Смита все урегулирует, сделает государственное управление ненужным. Чиновники решили, что настало желанное время набивать карма­ны, и коррупция густым туманом окутала государственный аппа­рат. Теперь наступает время расплаты за эти мифы. А что такое политическая харизма, как не вариант мифологии массового по­литического сознания? Харизматический лидер в массовом со­знании теряет свойства живого человека и приобретает символи­ческие, сакральные черты. Например, в свое время лживая совет­ская культовая идеология каждый шаг "отца народов" превраща­ла в "исторический", "судьбоносный", "решающий". Вся страна оказалась вовлеченной в грандиозное восхваление, почти эпичес­кую лесть, пронизанную идеей непогрешимости, всеведения, всеси­лия и всезнания одного человека.

Политический миф в какой-то мере отвечает вековым чаяни­ям человека. Это, как правило, миф о великом вожде, мудром по­литике, о быстрых переменах к лучшему в связи с приходом его к власти. Миф обладает стойкостью предрассудка. Мифы и мифо­логия влияют на внутренний мир человека, помогают ему осмыс­лить действительность. Миф, отмечал А. Д. Лосев, наполнен жи­выми личностями, судьба которых освещена "эмоционально и ин­тимно ощутительно"1. Если в науке личность схематизирована, то в мифе она как бы оживает. Если наука использует логическую аргументацию, то миф апеллирует к чувствам человека.

Нельзя, однако, не признать ограниченность мифологическо­го осмысления мира. Мифологическая мысль не способна изме­рить глубину реальности, проникнуть в сущность политических явлений. Она слабо различает непосредственную реальность и 011°средующее ее знание, образ и вещь.

Политический миф в одном из основных своих значений — Щибочная политическая вера. В нем различные события препод-СЯТся как.истинные, хотя часто не являются таковыми. В реаль-

Сев А. Д. Диалектика мифа // Из ранних произведений. М., 1990.


 


166 Глава 8. Политическое сознание и политическая идеологи

ной жизни одни мифы отмирают, но на смену им приходят новые ибо политические мифы вырастают на почве реальных противоре­чий политической жизни общества. Так, скомпрометированная мифология "светлого будущего" ушла в прошлое. Но на смену ей пришли и миф об американском земном рае, который и нам надле­жит создавать, и рваческая мифология как своего рода компенса­ция за упущенные в прошлом возможности. Но мифология, осно­ванная на абсолютизации настоящего, может быть не менее опас­ной, чем мифология, построенная на абсолютизации прошлого.

Для характеристики политического сознания макроколлек­тивов (населения страны, континента, исторической эпохи) исполь­зуется понятие "общественное политическое сознание". Сюда можно отнести и политические взгляды наций и народностей.

Общественное политическое сознание образуется путем вос­приятия массой людей мыслей (мнений, идей, образов), которые ими не выработаны, но усвоены в качестве своих. Общественное сознание — явление сложное и противоречивое: во-первых, воп­росов, по которым людям приходится составлять свое политичес­кое мнение, в жизни общества всегда великое множество; во-вто­рых, по многим, если не всем, вопросам возникает не одно, а не­сколько мнений.

На российское общественное политическое сознание большое влияние оказывают исторические, социально-культурные и наци­ональные традиции, передаваемые из века в век обычаи, верова­ния, обряды, общественные установления, ценности, идеи и т. д. Они представляют собой социально-культурное и национальное наследие, сохраняющееся в обществе длительное время. С тради­циями неразрывно связан менталитет (ментальность) — истори­чески сложившийся, устойчивый умственный (интеллектуальный) и духовный строй (образ) народа. Традиции и менталитет обеспе­чивают передачу от поколения к поколению проверенных жиз­нью фундаментальных социальных ценностей, идей и взглядов. К ним, например, относится православная духовность.

Политическому сознанию присущи исключительная сложность, устойчивость и динамизм. Выделение и анализ его уровней и ви­дов позволяют предметно показать его реальное функционирова­ние, исключают отождествление этих уровней или противопостав­ление их друг другу. Так, массовое политическое сознание отнюдь не совпадает с научным (теоретическим); каждое из них имее свою логику действия и развития. Недооценка сказанного приво дит к упрощенным представлениям о взаимосвязи научного и мае сового сознания: первое нередко рассматривается как "высшее,


Религия и политическое сознание



Т0рое — как "низшее" и т. д. Между тем уровни политического ознания взаимопроникают друг в друга, и это взаимопроникнове­ние является характерной чертой современного политического сознания, так как его уровни не могут быть изолированы, оторва­ны один от другого1.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)