АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МАКС ВЕБЕР (1864—1920) Политика как призвание и профессия

Читайте также:
  1. Аграрная политика
  2. Аграрная политика КПСС в середине 60-х - начале 80-х гг.
  3. Аграрная политика П.А. Столыпина
  4. Аграрная политика царизма в Казахстане в конце XIX-начале ХХ вв. Переселение русских, украинских крестьян. Начало формирования многонационального состава населения Казахстана.
  5. Аграрные отношения. Экономическая и социальная политика Комнинов.
  6. Амортизационная политика предприятия
  7. Амортизационная политика предприятия
  8. Амортизационная политика предприятия, как инструмент управления основным капиталом
  9. Антиинфляционная политика государства
  10. Антиинфляционная политика и политика занятости
  11. Антиинфляционная политика как методы борьбы с инфляцией
  12. Антиинфляционная политика правительства.

...Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельно­му руководству. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной по­литике Имперского байка, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец, даже о полити­ке умной жены, которая стремится управлять своим мужем. Конечно, сей­час мы не берем столь широкое понятие за основу наших рассуждений. Мы намереваемся в данном случае говорить только о руководстве или оказании влияния на руководство политическим союзом, то есть в наши дни — государством.

...Итак, "политика", судя по всему,.означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, кото­рые оно в себе заключает...

...Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношение господства людей над людьми, опираю­щееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство. Таким образом, чтобы оно существовало, люди, находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто теперь господствует. Когда и почему они так поступают? Какие внут­ренние основания для оправдания господства и какие внешние средства служат ему опорой?

В принципе имеется три вида внутренних оправданий, то есть осно­ваний легитимности (начнем с них). Во-первых, это авторитет "вечно вчерашнего": авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение, — "традиционное" господ­ство, как его осуществляли патриарх и патримониальный князь старого типа. Далее, авторитет внеобыдешюго личного дара (харизма), полная


Хрестоматия



личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека: откровений, героизма и других, — харизматичес­кое господство, как его осуществляют пророк, или — в области полити­ческого — избранный князь-военачальник, или плебисцитарный власти­тель, выдающийся демагог и политический партийный вождь. Наконец, господство в силу "легальности", в силу веры в обязательность легально­го установления и деловой "компетентности", обоснованной рационально созданными правилами, то есть ориентации на подчинение при выполне­нии установленных правил господство в том виде, в каком его осуще­ствляют современный "государственный служащий" и все те носители власти, которые похожи на него в этом отношении...

...Можно заниматься "политикой" — то есть стремиться влиять на распределение власти между политическими образованиями и внутри них — как в качестве политика "по случаю", так и в качестве полити­ка, для которого это побочная или основная профессия, точно так же, как и при экономическом ремесле. Политиками "по случаю" являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сход­ное волеизъявление, например рукоплещем или протестуем на "полити­ческом" собрании, произносим "политическую" речь и т. д.; у многих людей подобными действиями и ограничивается их отношение к поли­тике. Политиками "по совместительству" являются в наши дни, напри­мер, все те доверенные лица и правления партийно-политических союзов, которые — по общему правилу — занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости, и она не становится для них первоочередным "делом жизни" ни в материальном, ни в идеальном отношении. Точно так же занимаются политикой члены государственных советов и подоб­ных совещательных органов, начинающих функционировать лишь по требованию. Но равным же образом ею занимаются и довольно широ­кие слои наших парламентариев, которые "работают" на нее лишь во время сессий... Есть два способа сделать из политики свою профессию: либо жить "для" политики, либо жить "за счет" политики и "полити­кой". Данная противоположность отнюдь не исключительная. Напротив, обычно, по меньшей мере идеально, но чаще всего и материально, дела­ют то и другое: тот, кто живет "для" политики, в каком-то внутреннем смысле творит "свою жизнь из этого" — либо он открыто наслаждается обладанием властью, которую осуществляет, либо черпает свое внутреннее равновесие и чувство собственного достоинства из сознания того, что служит "делу", и тем самым придает смысл своей жизни. Пожалуй, именно в таком глубоком внутреннем смысле всякий серьезный человек, живущий для какого-то дела, живет также и этим делом... Руководить политикой можно либо в порядке "почетной деятельности", и тогда ею занимаются, как обычно говорят, "независимые", то есть состоятельные, прежде всего имеющие рейту люди. Или же к политическому руковод­ству допускаются неимущие, и тогда они должны получать вознаграж­дение....Ныне партийными вождями за верную службу раздаются вся-



Приложение


кого рода должности в партиях, газетах, товариществах, больничных кассах, общинах и государствах. Все партийные битвы суть не только битвы ради предметных целей, но прежде всего также и за патронаж над должностями.

Вебер М. Избранные произведения.

М., 1990.

КАРЛ ЯСПЕРС (1883-1969)
v, Власть и политическая свобода

Теоретически размышляя о желаемом и разумном, мы легко забыва­ем о главной реальности, о власти, которая повседневно, хотя и в скрытой форме, присутствует в пашей жизни. Обойти власть нельзя. Однако если нет такого человеческого существования, где бы не присутствовала власть в качестве неизбежной -реальности, независимо от того, осознает ли это каждый отдельный человек или нет, если власть, как таковая есть зло (Бурхардт), то возникает вопрос: как отвести власти действительно необ­ходимую сферу, как превратить ее в момент порядка, действующий до того предела, вне которого ей уже почти незачем проявляться? Другими словами, как устранить присущее власти зло?

Ответ на эти вопросы дает идущая в истории с незапамятных времен борьба между законностью и насилием. Справедливость должна быть осуществлена законом, на основе некоего идеального закона, на основе естественного права. Однако этот идеальный закон обретает свое реаль­ное воплощение лишь в качестве исторического закона общества, которое создает для себя законы и повинуется им. Свобода человека начинается с того момента, когда в государстве, в котором он живет, вступают в дей­ствие принятые законы. Такая свобода называется политической свобо­дой. Государство, в котором действует свобода, основанная на законах, называется правовым государством. Правовым государством является такое государство, в котором законы принимаются и подвергаются изме­нению только законным путем. В демократических государствах это — воля народа, его деятельность или участие, выраженные прямо или кос­венно через его периодически избираемых путем свободных выборов пред­ставителей, облеченных его доверием.

...Макс Вебер различает три типа законной власти: традиционную (вера в святость издавна сложившихся традиций), рациональную (вера в легальность существующих порядков и тех, кто призван в них осуществ­лять власть) и харизматическую (вера в святость, героизм или недосяга­емое совершенство кого-либо). Носителем власти выступают в этих трех случаях: установленный законом правитель, призванный в силу традиций (например, по праву наследства) властелин и обладающий харизмой вождь. Для того чтобы власть не выродилась во всемогущество, необходима леги-


Хрестоматия 309

тимность. Только при наличии легитимности существует свобода, так как легитимность сковывает власть. Там, где исчезает легитимность, уничто­жается свобода.

...Политическая свобода в качестве свободы внутриполитической обладает следующими признаками:

1. Свобода единичного человека — при условии, что все люди будут
свободны — возможна лишь в том случае, если она может существовать
наряду со свободой всех остальных...

2. К нерушимости прав человека как личности присоединяется его
право участвовать в жизни общества. Поэтому свобода возможна только
при демократии, т. е. при возможном для всех участии в изъявлении
воли.

3. Воля формируется в решениях, принятых в ходе собеседования...
Свобода требует открытой, ничем не ограниченной дискуссии. Поэтому
необходима свобода прессы, собраний, свобода слова...

4. Политическая свобода есть демократия, по она выступает в исто­
рически данных формах и градациях. Они исключают господство массы
(охлократию), которое всегда выступает в союзе с тиранией. Поэтому
предпочтение отдается аристократическому слою, который постоянно по­
полняется из всех слоев населения в зависимости от личной деятельности,
заслуг и успехов и в котором народ видит своих представителей...

5. Проведение выборов и формирование политической элиты осуще­
ствляют партии. В свободном обществе обязательно существует несколь- |
ко партий, по крайней мере две... |

6. С техникой демократии связан демократический образ жизни... |

7. Политическая свобода должна создавать возможность для всех |
остальных свобод человека. ' |

8. Признаком политической свободы является отделение политики I
от мировоззрения. По мере роста свободы из политической сферы устра- |
ияются религиозная (конфессиональная) и мировоззренческая борьба... |

9. Сохранение свободы предполагает наличие этоса совместной жиз- |
ни, который становится как бы самим собой разумеющимся свойством |
человеческой натуры... 1

 

10. Свобода гарантируется писаной или неписаной конституцией... |

11. Демократия означает возможность продвижения каждого в за­
висимости от его умения и заслуг. Правовое государство означает, что эти
шансы гарантируются...

12. Все зависит от выборов.

...Нет другого пути к свободе, кроме того, на который указывает
воля всего народа... К народу обращаются оба: и демократ, и тиран. Мир
вступил в век, когда тот, кто хочет править народом, должен произносить
определенные фразы... Однако если это окончательное решение и падле- «

жит вынести народу, то необходимо сделать все возможное, чтобы помочь *•

ему принять правильное решение... Единственное действенное средство для этого — приобщать всех людей к знанию, пробуждать их волю, чтобы они научились, размышляя, постепенно осознавать ее... Второй путь —



Приложение


практическое самовоспитание народа посредством участия большинства в решении конкретных задач...Третьим путем является организация са­мой избирательной кампании...

13. Если, однако, народ действительно не хочет свободы, права, де­
мократии? Это представляется нам невозможным при ясном понимании
народом своих истинных желаний, мыслимым лишь в затуманенном ли­
шениями и страстями сознании...

14. Политическому идеалу свободы, как и любому идеалу вообще,
противостоят важные моменты реальности: свобода якобы оказалась не­
возможной. Между тем сама свобода человека является тем источником,
из которого опыт мог бы почерпнуть реальность того, что на основании
прежнего опыта считалось невозможным... Решающим признаком сво­
бодного состояния является вера в свободу.

Ясперс К. Смысл и назначение истории.

М., 1991.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)