АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие политического сознания и политической идеологии в России

Читайте также:
  1. COBPEMEННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
  2. H.H. Ланге (1858-1921). Один из основоположников экспериментальной психологии в России
  3. I. Развитие аналитических техник
  4. I. Формирование системы военной психологии в России.
  5. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  6. II. Развитие политической рекламы и PR.
  7. II. СВЕТСКИЙ УРОВЕНЬ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРИНЦИПОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ
  8. IV. Диалектико-материалистическая концепция сознания
  9. IV. Коммуникативное развитие
  10. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 1 страница
  11. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 10 страница
  12. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 11 страница

Истоки политических идей следует искать в процессе ста­новления и развития Киевской Руси — первого древнерусского государства, возникшего в результате объединения славянских племен. Идейным стержнем русской государственности стало христианство, а точнее, одна из его ветвей — православие. Ос­новные каноны православия: не убий, не укради, не блуди и дру­гие, предопределили основные черты характера народа: его ду­ховность, трудолюбие, коллективность, терпимость, миролюбие, дер-жавность. Согласно православным представлениям люди на Зем­ле лишь готовятся к вечной жизни на том свете. Соблюдая хри­стианские заповеди, они служат Богу, который все видит и зна-ет- Наместником Бога на Земле является царь-государь. Поэто­му начавшийся добровольно процесс распространения и внедре-НИя православных религиозных идей в народные массы затем тивно поддерживался власть имущими. Отсюда патернализм

°литической власти и толерантность народа по отношению к

ней.

Однако сказанное выше вовсе не означает, что такой путь вития для России был абсолютно однозначным. Следует


184 Глава 8. Политическое сознание и политическая идеология

отметить, что еще на ранних стадиях развития русской госу­дарственности появились политические идеи и реалии демок­ратического толка. Ярким примером был Новгород — вечевая феодальная республика (XII —XV вв.). Вече — собрание сво­бодного мужского населения города решало все наиболее важ­ные вопросы жизни Новгородской земли. Решения принима­лись большинством голосов. Хотя и здесь определенное влия­ние оказывали религиозные политические идеи. Руководитель новгородской церкви принимал участие в государственной де­ятельности, имел свой суд, собственную бюрократию и воинс­кие формирования.

Одной из особенностей процесса развития российской поли­тической идеологии являлся ее интернациональный характер. Огромная территория, многонациональный состав народов тре­бовали от государственной власти бережного отношения к соци­ально-экономическим укладам и нравственно-религиозным усто­ям различных наций и народностей. Разумеется, в истории Рос­сийского государства взаимоотношения власти и отдельных на­родов не всегда были патерналистскими. Политическое сознание и идеология испытывали на себе и воздействие таких факторов, как насильственное присоединение, подавление восстаний, депор­тация.

Важными вехами на пути формирования политических идей в России стали: отмена крепостного права, судебная и земская реформы, которые дали новый импульс развитию самобытной рос­сийской демократии. Самобытность заключалась в сочетании светских и православных идей, возвышении коллективного, об­щественного над личным, индивидуальным, в смешении монар­хических и республиканских идей, народности и державности. Глубокий исторический след оставили конституционные проек-• ты декабристов, учитывавшие труды А. Н. Радищева и М. М. Сперанского, американских и европейских исследовате­лей демократии, революционно-демократические идеи А. И. Гер­цена, В. Г. Белинского. В это же время зародились идеи право­вого ограничения монархии, построения правового государства, которые в дальнейшем развивались в рамках российского кон­ституционализма. Важный вклад в развитие правовой и поли­тической идеологии XIX —XX вв. внесли русские правоведы ли­берального направления Б. Чичерин, П. Новгородцев, Б. Кис-тяковский, В. Гессен и др.


§ 7. Развитие политического сознания и политической идеологии 185

Накануне революции 1905 года в России существовало мно­гоцветье политических течений. Оппозицию самодержавию соста­вили либеральные демократы и революционеры (социал-демокра­ты, эсеры, анархисты). Первая русская революция выявила весь своеобразный смешанный тип политического сознания, в котором стихийный радикализм вполне совмещался с монархизмом. Рабо­чий класс в значительной мере избавился от этой двойственности в ходе революции, крестьянская же масса должна была пройти более длительный путь1. Февральская, Октябрьская революции привели в конечном итоге к становлению моноидеологии — ком­мунистической.

Коммунистическая идея пришла в Россию с Запада и попала, как оказалось, на благоприятную почву православия, коллектив­ности и державности. По существу ее постулаты были сходными с канонами православия, только она их выражала в социально-по­литической и сугубо светской форме. С приходом к власти боль­шевиков религия была заменена идеологией марксизма- лениниз­ма, бог — социалистическим государством, рай — светлым буду­щим. Отчасти поэтому коммунистическая идея просуществовала достаточно длительное время и с массовым эффектом. Однако абсолютно нереальная конечная цель и в особенности формы и средства достижения этой цели, перерождение партийно-идеоло­гической верхушки обрекли ее на неудачу на данном историчес­ком отрезке времени.

Сегодня Россия переживает мировоззренческий кризис, кото­
рый по своим корням и последствиям, может быть, является более
сложным и трудноразрешимым, чем социально-экономические и!

политические неурядицы. На нынешнем этапе общественного раз- 3

вития, с нашей точки зрения, предпочтительнее отдать дань идео- I

логическому плюрализму. Нельзя исключать возникновение но- |

вых, реанимации в откорректированном виде "старых" идей и те- |

чений. Все чаще и аргументированнее звучит тезис о русской на- |

циональной идее, которая могла бы сплотить державнообразую- I

щую нацию и все остальные нации и народности, проживающие на |

территории государства. |

Пророческими считаются слова выдающегося русского мыс- |

лителя И. Ильина: "Будущее скрыто от человеческого взора. Мы |

не знаем, как сложится государственная власть в России после §

большевиков. Но знаем, что если она будет антинациональной и

__ _

1 См.: Очерки истории политических партий и движений России. Ки.1. Вып. 2.

Ростов-на-Дону, М., 1992. С. 69.



Глава 8. Политическое сознание и политическая идеология


противогосударственной, угодливой по отношению к иностранцам расчленяющей страну и патриотически безыдейной, то революция не прекратится, а вступит в фазу новой гибели; и тогда все пред­полагаемое нами будет отсрочено. Но придет час, когда русская национальная власть вступит ради спасения России на указывае­мые нами пути"1.

Нет сомнения в том, что Россия обретет идеологическую уве­ренность на путях реализации общегуманистических и демокра­тических идеалов, сочетающихся с российским патриотизмом, дер-жавностью и народностью, борьбы за подлинные и непосредствен­но действующие права и свободы человека, формирования право­вого гражданского общества.

1 Ильин И. Наши задачи // Собр. соч. Т. 2. М., 1993. С. 14.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)