|
|||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные идеологические течения в современном миреНесомненно, что самыми великими идеологическими течениями были и являются мировые религии — христианство, ислам и буддизм. Ни но жизнестойкости, ни но влиянию на людей они не знают себе равных среди идеологий. В чем великая сила религии? Вряд ли можно дать сколько-нибудь исчерпывающий ответ на этот вопрос. Пожалуй, глубинная, корневая суть религии видится в том, что она служит важным фактором развития духовной культуры (христианская духовность), нравственности общества, человечности. Под таким углом зрения можно выделить функции религии, в которых и проявляется ее социальная ценность. Иллюзорно-компенсаторная функция позволяет отделить религию от других форм общественного сознания. Ее суть заключается в "восполнении" пробелов в достоверном знании предметов и явлений объективной действительности легендами, мифами, иллюзиями. Религия часто подает как нечто реальное мистические, сверхъестественные существа и силы. Правда, в религиозных идеологиях (особенно современных) могут содержаться достоверные и даже научные знания, но они обычно толкуются не как достижения человеческого познания, а как следствие божественного откровения. Рассматриваемая функция выражается также в том, что религия позволяет "снимать" социальную напряженность, "разрешать" противоречия в обществе. Она служит утешением для многих, особенно для немощных телом, слабых духом, бедных, обиженных судьбой, вселяет в них надежду на лучшее будущее: на райскую загробную жизнь, на лучшее в этом мире, чем в тот или иной момент, если так будет угодно Богу. Регулятивная функция — одно из важных направлений воздействия религии на личность и общество. Осуществляя данну!° функцию, религия организует, направляет и упорядочивает поведение людей, активно воздействует на сознание и волю, чувства и Основные идеологические течения в современном мире
духовный настрой и отдельной личности, и широких масс. В процессе многовекового развития сложился достаточно сложный механизм религиозного регулирования общественных отношений. Основными его элементами (частями) являются религиозные установки, догмы и религиозные нормы (нравственные и правовые). Коммуникативная функция — это способность религии слу-дать формой и средством общения людей, объединять их. Она осуществляется через соответствующие учреждения: церковь — в христианстве; умма (мечеть) — в исламе. Важную роль в реализации этой функции играют семья, культы святых, посещение святых мест, религиозные праздники и т. п. Христианская мораль, к примеру, гласит: церковь не имеет границ, она не разделяет, а собирает. Гуманистическая функция. Религия всем своим идейно-духовным потенциалом стремится воспитывать в человеке нравственные черты, развивает его гуманистические начала. Она формирует в людях чувство любви ко всему живому, к окружающей природе, учит относиться терпимо, доброжелательно друг к другу, проявлять милосердие в межличностных отношениях. Словом, религию можно рассматривать как одну из важнейших общечеловеческих ценностей. Социал-демократическая политическая идеология, несомненно, относится к основным социально-политическим течениям XX столетия. Под социал-демократией обычно понимают теорию и практику всех партий, входящих в социалистический интернационал. Социал-демократию можно охарактеризовать и как социально-демократическое движение, и как международное идейно-политическое течение. Причем это движение плюралистично, охватывает собой многие региональные и национальные варианты. Идейными истоками социал-демократии служат воззрения социалистов-утопистов и идеи Великой французской революции. Несомненно, социал-демократия получила сильный импульс от марксизма. Главной причиной и условием возникновения и развития социал-демократических партий стали формирование и возрастание в XIX — начале XX в. роли и влияния рабочего движения в индустриально развитых странах Запада. Социал-демократия поначалу разделяла основные революционные установки марксизма, но реальные жизненные процессы °Риентировали ее на эволюционный путь общественных преобра-°ваний. Партии социал-демократической ориентации становились рламентскими, и всю их дальнейшую историю можно рассмат- ! 174 Глава 8. Политическое сознание и политическая идеологи ривать и как историю постепенного отхода от марксизма. На собственном опыте они убеждались, что многие требования рабочего класса можно реализовать мирными средствами, в процессе постепенных реформ и преобразований. Вообще-то социал-демократические партии приоритет отдавали не доктрине, а реалиям жизни Отсюда их прагматизм, приверженность к компромиссам и др. В первые десятилетия XX в. в рабочем движении обозначился раскол. С образованием III Коммунистического интернационала он приобрел организационное и институционализированное выражение. Социал-демократия и коммунизм, выросшие из одной и той же социальной основы, важнейшие социально-экономические и политические вопросы решали в корне противоположными методами. Социал-демократическое движение отмежевалось от революционного пути, взяв курс на постепенное врастание социализма в капитализм, на переход к "демократическому социализму". Основополагающие установки реформирования общества на началах солидарности, равенства и свободы были предложены Э. Берн-штейном. Социал-демократы взяли на вооружение идеи правового государства, плюрализма мнений и многопартийности. Это привело к тому, что во второй половине XX в. они добились внушительных успехов. Оказавшись в ряде стран у руля государственной власти, социал-демократы стали инициаторами многих реформ (национализация ряда отраслей экономики, беспрецедентное расширение социальных программ государства, сокращение рабочего времени и т. д.). При этом они активно использовали позитивный опыт Советского государства. Значительную роль в мировом развитии играет Социалистический интернационал, объединяющий более 40 социалистических и социал-демократических партий европейских и других стран. Велики заслуги в этом таких выдающихся деятелей социал-демократии XX в., как В. Брант, У. Пальме, Б. Крайски, Ф. Миттеран и др. Пожалуй, самые впечатляющие успехи демонстрирует "скандинавская модель" демократического социализма: а) создание за сравнительно короткий срок высокоэффективной экономики; о; обеспечение занятости практически всего трудоспособного населения; в) ликвидация бедности; г) создание самой развитой в мире системы социального обеспечения; д) достижение высокого уров" ня грамотности и культуры. В скандинавских странах демократическое социальное госу дарство осуществляет функции перераспределения национальн 5 Основные идеологические течения в современном мире
дохода в целях обеспечения большей справедливости. Тем самым достигается органическое сочетание смешанной, многоукладной экономики с социально ориентированным рынком, сокращаются социальное неравенство, диспаритет между богатыми и бедными. На подходе XXI столетия идейно-политические ориентации (принципы, установки, ценности, нормы политической демократии), которые раньше были поводом ожесточенной борьбы между социал-демократами и либералами и консерваторами, сблизились. Дискуссионным остается лишь вопрос о пределах демократии. Консерваторы и либералы считают, что демократия может распространяться только на политическую сферу. Социал-демократы придерживаются позиции, что демократия, свобода, равенство должны распространяться на все сферы общества.
Уровни исследуемых объектов политики Политико-идеологическая направленность Предмет и объект исследований
Концепции глобального или международного порядка Концепции общественного уровня Либеральные Консервативные Социал-реформаторские Политико-правовые -| Социологические)
сихологические
Концепции политической сферы общества и политического развития Марксистские Анархистские Эмпирические Концепции важнейших подсистем Концепции отдельных или частных политических явле- нии Схема 15. Современные политические концепции 176 Глава 8. Политическое сознание и политическая идеологи Сила и жизненность социал-демократической идеологии состоит в том, что она отвечает интересам широких масс, черпает энергию в социальной жизни, опирается на благородные идеалы социализма. Марксистско-ленинская (коммунистическая) идеология возникла в середине XIX столетия на базе критической переработки достижений немецкой классической философии (Гегель, Фейербах), политической экономии (Смит, Рикардо), утопического социализма (Сен-Симон, Фурье, Оуэн). Марксизм появился как пролетарская идеология. Главное в нем — обоснование роли рабочего класса как "могильщика капитализма" и создателя бесклассового коммунистического общества. Основная цель марксистской идеологии — не только правильно объяснить мир, но и революционно преобразовать его. По сути своей марксизм-ленинизм является революционной теорией. По мнению Маркса, революция — это локомотив истории. По утверждению Ленина, марксизм — всесильное учение, потому что оно верно. В XX столетии марксизм-ленинизм превратился в одно из самых влиятельных политико-идеологических течений в мире. После второй мировой войны на третьей части мира развернулось строительство социалистических государств на основе марксистско-ленинской теории. Невозможно подвергнуть сомнению тот факт, что марксистско-ленинская идеология имела великое множество убежденных сторонников и последователей, да и сейчас их немало. Ее основополагающими идеями были коллективизм, социальная справедливость, народовластие и др., пронизанные подлинным гуманизмом. И тем не менее в последней четверти XX в. начались глубинный кризис и крушение марксистско-ленинской идеологии, в первую очередь в бывших социалистических странах. Причины, вызвавшие этот кризис, долго будут предметом научного осмысления и переосмысления. Ведь с крушением рассматриваемой идеологии происходило крушение надежд миллионов людей на возможность построения общества добра и справедливости. Есть основания полагать, что кризис этот развивался постепенно, так как коммунистическая идеология усилиями многочисленных идеологов догматизировалась, слабо приспосабливалась изменяющимся условиям жизни, которую, напротив, усиленно стре мились подогнать под идеологию. Поэтому между развивают6 ся, изменяющейся социальной жизнью и догматизирующейся ологией возникла и стала углубляться пропасть. Основные идеологические течения в современном мире
В бывших социалистических странах марксизм-ленинизм, вляясь государственной идеологией, был превращен в своего рода сударственную религию, единственно возможное мировоззрение. Коммунистическая идеология была выведена из-под критики, а ее положения стали критериями оценки всех остальных идеологических систем мира. Все это создавало условия для ее внутренней стагнации. На ее основе буйно процветали и лживая культовая идеология, и тоталитарный тип мышления. В таком извращенном виде идеология отторгалась большинством народов, ибо отражала интересы лишь начавшей разлагаться партократической верхушки. С утверждением гласности, плюрализма мнений, многопартийности старая идеология, лишенная жизненной силы, начала саморазрушаться. С ее развалом в нашем обществе образовался идеологический вакуум, началось смутное время. Правда, в последние годы коммунистическая идеология стала возрождаться, что вызвано, пожалуй, двумя основными причинами. Во-первых, крупные неудачи потерпели многие реформы, вызвавшие в обществе негативные последствия. Во-вторых, радикал-реформаторы противопоставили коммунистической идеологии грубый и примитивный антикоммунизм, тем самым только озлобляя и активизируя сторонников коммунистических идей. Ведь давно сказано и доказано, что идеи можно победить только идеями. Очернительство тут бессмысленно и бесполезно, оно может вызвать противоположный желаемому результат. Возрождение коммунистической идеологии в новых условиях — дело архисложное. Простая реанимация ее невозможна, даже если кто-то этого и хотел бы. Обновленная идеология развивается, видимо, сближаясь с современной социал-демократией. Это сближение в новых исторических условиях может стать крупным и поворотным событием на рубеже двух столетий. К левому флангу современных политических течений примыкают анархизм, троцкизм, "новые левые" и другие движения. Анархизм зародился в Западной Европе в середине XIX в. лавные его положения были сформулированы П. Прудоном, ^- Бакуниным и П. Кропоткиным. Основой мировоззрения анархизма служит индивидуализм, тРицающий все, что стесняет свободу человека. По мысли идео-°гов анархизма, безгосударственный общественный строй будет РеДставлять собой федерацию производственных ассоциаций, Ммун, провинций и социальных общностей. Отсутствие всякого РИнуждения и подчинения должно породить подлинный обще- 178 Глава 8. Политическое сознание и политическая идеологи ственный порядок, основанный на свободном самоуправлении Отсюда известный девиз "Анархия — мать порядка". Исходный тезис анархизма "Государство — абсолютное зло" не имеет ни теоретического, ни практического обоснования. Но идея о свободном самоуправлении общин, провинций, наций роднит анархизм с социалистическими течениями. Сегодня это течение существует в разных странах в виде отдельных (анархистских, анархо-синди-калистских) групп. Основателем и идейным вдохновителем троцкизма был один из организаторов Октябрьской революции Л. Д. Троцкий. Основу концепции данного политического движения составляет доктрина "перманентной" (непрерывной) революции. Причем перманентность революционного процесса Троцкий связывал не с внутренними противоречиями, а с внешними факторами, с победой мировой революции. Отсюда установки на "экспорт" революции, на искусственное проталкивание ее во все новые страны из единого мирового революционного центра. Троцкий и его последователи не один раз пытались экспортировать революцию, но все их усилия подтолкнуть ее оказались безуспешными. И сегодня троцкисты считают, что происходящие в мире хозяйственные процессы интернационализации и образования транснациональных корпораций якобы свидетельствуют о создании "интернационального базиса мировой революции". В нашей стране идеи и методы троцкизма частично разделяет крайне левая часть оппозиции. Движение "новых левых" возникло во время студенческих выступлений в западных странах в 60-е гг. Основная его направленность — отрицание ценностей капиталистического общества, борьба с бюрократизмом и органами власти, что и позволяет отнести движение к левой части политического спектра. Идейными вдохновителями буржуазной молодежи были Г. Маркузе (1898 — 1979), Э.Фромм (1900-1980) и др. По мнению Маркузе, рабочий класс индустриально развитых стран включается в потребительскую гонку, интегрирует в капиталистическую систему и тем самым утрачивает свою революционную роль. Поэтому в современных условиях революционная mhhj циатива переходит к радикальному студенчеству, гуманитарной интеллигенции, к обездоленной массе бедных. Цель революционной борьбы "новых левых" — отрицание, "великий отказ" от недостатков и пороков буржуазного обш^ ства, превращение его, по выражению Маркузе, в "одномерные^ феномены ("одномерное общество", "одномерный человек")- ^ 5 Основные идеологические течения в современном мире
воМ, представления о новом обществе у Маркузе и его сторонников довольно смутные. Они полностью обходят проблемы социально-экономической структуры будущего общества, характера управления им, особенностей политических институтов и др. Акцент делается на внутреннее самоусовершенствование личности, осуществление "революций в себе", "сексуальную революцию" и т. Д- В наше время число сторонников "новых левых" идет на убыль. Оно существует в виде небольших разрозненных групп главным образом среди интеллигенции и студенчества. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |