|
||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основания классификации. Христианство
Политические Либеральные Консервативные Социал-демократические Марксистские Анархистские Схема 16. Основные идеологические течения современности Во второй половине XX в. на Западе появилась и приобрела большое значение теория, претендующая на системный анализ со-Чиально-экономических и политических процессов в странах с Ысокоразвитой экономикой. До 70-х гг. данная теория называть концепцией индустриального общества. Своего наивысше-Развития она достигла в трудах французского философа Р. Аро-а и американского политолога У. Ростоу. Дальнейшим развити-'' иДей этих авторов стали концепция постиндустриального об-ства и ее новейшая модификация — теория информационно- Глава 8. Политическое сознание и политическая идеологи го общества, авторами которых являются Дж. Белл, 3. Бжезинс-кий, Дж. Гелбрейт и др. В основе всех разновидностей данной концепции лежит принцип технологического детерминизма, согласно которому решающее значение в развитии общества принадлежит изменениям в технической и технологической сторонах производства. Следовательно, крупные изменения в технике и технологии закономерно влекут за собой соответствующие изменения в социально-экономической сфере. Отсюда доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное и информационное общества — это последовательные стадии технологических изменений в производственных процессах. В постиндустриальном обществе наряду с развитием технологических процессов материального производства на первый план выдвигается сфера услуг, которая начинает доминировать над сферой производства. Такое общество иногда называют обществом растущего потребления. В социальной структуре классовое деление уступает профессиональному, на первые роли выдвигаются ученые и профессиональные специалисты. В политической области происходит деление общества на правящую, технократическую элиту (технократическая теория власти) и управляемые массы населения. Социальные противоречия приобретают характер конфликтов между знанием и некомпетентностью. В международном плане сторонники постиндустриальной концепции выступают за широкую интеграцию между странами, государствами и народами. Информационное общество — это такая стадия общественного развития, при которой действует информационная технология, качественно преобразующая все сферы социума. В производственных отношениях капитал и труд как основа общества уступают место информации и знанию. Здесь на первый план выдвигается интеллектуализация труда, усиливается нематериальная мотивация трудовой деятельности — возможности самореализации, перспективы профессионального роста. Сторонники теории информационного общества выступаю за такие правовые формы социального взаимодействия и согласи > как солидаризм и коммунитаризм (формирование органически общностей людей). В рамках концепции разрабатывается проек "глобальной электронной цивилизации", создаваемой на осно Основные идеологические течения в современном мире ,- 9 __ синтеза телевидения, компьютерной службы и энергетики, т. е. проект "компьютерной революции". Социальное государство первоначально называли на Западе государством всеобщего благоденствия. Определение "социальное" подчеркивает, что для государства постиндустриальной стадии главным в его деятельности становятся обеспечение достойной жизни для своих граждан, поддержка социально слабых групп населения, утверждение в обществе начал социальной справедливости. Автором концепции социального государства считается американский ученый Дж. Гелбрейт. Однако у ее истоков стоял крупнейший английский экономист Д. Кейнс, который обосновал необходимость активного государственного вмешательства в экономику с целью обеспечения занятости граждан, предотвращения экономических кризисов, повышения жизненного уровня населения путем справедливого перераспределения доходов между различными социальными слоями. Согласно современным представлениям социальное государство призвано осуществлять следующие функции: гарантировать политические, гражданские, экономические и социальные права личности; обеспечивать многоукладность экономики, охранять частную, коллективную и государственную формы собственности; сочетать плановые и рыночные механизмы регулирования экономических отношений; создавать доступные всем системы образования, здравоохранения и социального обеспечения; обеспечивать условия полной занятости населения, поддержку малоимущих категорий граждан; вести эффективную борьбу с преступностью и другими антиобщественными проявлениями; разрабатывать и осуществлять государственные программы, направленные на решение других насущных социальных проблем. Названные функции свидетельствуют, что это действительно Необычное государство, рожденное реалиями современной жизни. К какому тину его можно отнести? К традиционно капиталистическому? Похоже, для этого нет оснований. Социалистическим его также нельзя признать. Ответ на данный вопрос видится в Другом. Развитие государственности в странах мира идет слож-ыми путями. Общая тенденция заключается в том, что медленно, поворотами и зигзагами, воспринимаются формы и институты 0сУДарственности, выработанные общим опытом человечества, ответствующие общедемократическим ценностям, но учитываю-е при этом конкретные условия каждой страны. 182 Глава 8. Политическое сознание и политическая идеология Социальное государство вобрало в себя многое, что создано теорией и практикой человечества, и вместе с тем оно отражает особенности современного постиндустриального (информационного) общества. Скорее всего, оно относится к переходному типу государств, идущему к какому-то новому, более высокому типу. Концепция социального государства на Западе имеет немало оппонентов, особенно в стане либералов. Наиболее жестко критикует эту концепцию сторонник стихийной рыночной экономики Ф. фон Хаек. Однако другие видные ученые Запада считают, что возврат к свободным рыночным отношениям в постиндустриальном обществе уже невозможен и политически нецелесообразен. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |