|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Виды общественного производства и основания их выделения. Характер взаимозависимости основных сфер жизни общества1)Общественное производство-производство общества. Монизм, плюрализм. 2) ИЛИ Общественное производство — процесс создания благ, путём преобразования природных ресурсов, для удовлетворения потребностей человека. Чтобы раскрыть это понятие более полно, необходимо рассмотреть факторы производства. В политической экономии существует 2 подхода: неоклассический и марксистский. Любой труд предполагает взаимодействие трех элементов: сам труд, предмет труда и средства труда · Труд - условие жизни человечества, без которого невозможно получение всех необходимых благ. · Предмет труда — это те природные ресурсы, которые человек преобразовывает в ходе своей деятельности. Предметы труда разделяют на два вида: то, что дано самой природой и сырье. Также сырье можно разделить на предметы, которые созданы непосредственно человеком и на вторичные ресурсы, то есть то, что уже было изготовлено, но после утраты им каких-то свойств возобновленное с помощью воспроизводства. · Средства труда — это предметы или вещи, с помощью которых человек воздействует на природные ресурсы для получения блага. Прежде всего это орудия труда — оборудование, станки, двигатели и др.. Во-вторых это предметы с помощью которых осуществляется транспортировка предметов труда. · В совокупности средства и предметы труда составляют средства производства. Процесс производства является основой жизни и развития человеческого общества. Т.к. производственный процесс всегда осуществляется в обществе, производство даже отдельного ремесленника или фермера является ОБЩЕСТВЕННЫМ. Рабочая сила представляет ЛИЧНЫЙ фактор, а средства производства - ВЕЩЕСТВЕННЫЕ факторы производства. Наиболее активным элементом процесса производства является личный, т.к. без него даже самая современная техника окажется грудой мертвых вещей. В совокупности личный и вещественный факторы производства образуют ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ общества. Структура производства. Производство имеет определенную СТРУКТУРУ. Оно состоит из двух сфер (видов производства): МАТЕРИАЛЬНОГО производства, которое изготавливает вещественные блага в различных отраслях и оказывает материальные услуги (транспорт, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и др.) и НЕМАТЕРИАЛЬНОГО производства, которое создает духовные, нравственные и др. ценности и оказывает разнообразные услуги (здравоохранение, образование и др.).
Люди не могут перестать производить, как не могут перестать потреблять. Непрерывное повторение, возобновление производства, т.е. ВОСПРОИЗВОДСТВО, является объективной необходимостью. В процессе воспроизводства продукт проходит следующие фазы: производство, распределение, обмен и потребление. Все эти фазы взаимосвязаны. Исходным является непосредственное ПРОИЗВОДСТВО, т.е. процесс создания полезного продукта для удовлетворения потребностей с использованием ресурсов и сил природы. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ выявляет долю каждого человека в созданном богатстве. Такая доля зависит в первую очередь от количества создаваемых благ, подлежащих распределению. Доставшиеся при распределении произведенные продукты зачастую нельзя израсходовать для личного потребления, т.к. люди нуждаются в совершенно иных благах. Тогда происходит ОБМЕН - процесс, во время которого одни продукты обмениваются на другие. ПОТРЕБЛЕНИЕ означает использование изготовленных благ для удовлетворения человеческих потребностей.
Вообще, в понимании Маркса: Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. Сорокин напротив говорит, что сознание определяет бытие (соц.явление-мир понятий).
26. Проблемы структурной дифференциации социума как системы: варианты подходов. Анализ понятий: “социальная группа”, “страта” и “общественный класс”. 1. Социальная дифференциация предполагает расчленение социального целого на взаимозависимые элементы. 2. В социологии социальная структура трактуется в широком и узком смыслах. 1) всевозможное деление общества на сферы жизни людей (экономическую, социально-политическую, духовную), на производство, обмен, распределение и потребление. 2)связано с понятиями социальная стратификация и социальная дифференциация, под которыми понимаются все значимые различия между людьми в процессе их жизнедеятельности. 2. Социальная группа – своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям. Таковыми являются пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование. Особенности соц. группы: минимум 2 человека, общие ценности, внутренняя организация, общая цель, определённый контроль, обособление от других соц. групп) 3. Социальные группы по Сорокину: · НОМИНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ. Их выделяют только для статистического учета населения, и потому у них есть второе имя – СОЦИАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ. Пример: пассажиры пригородных поездов; состоящие на учете в психдиспансере; покупатели стирального порошка «Ариэль»; ·Социальные категории – искусственно сконструированные для целей статистического анализа группы населения. Они необходимы в хозяйственной практике. К примеру, чтобы правильно организовать пригородное движение электричек, надо знать, какова общая или посезонная численность пассажиров. · РЕАЛЬНЫЕ ГРУППЫ. Они называются так потому, что критерием их выделения служат реально существующие признаки: пол – мужчины и женщины; доход – богатые, бедные и зажиточные; национальность – русские, американцы, эвенки, турки; возраст – дети, подростки, молодежь, взрослые, старики; родство и брак – холостые, женатые, родители, вдовые; профессия (род занятий) – водители, учителя, военнослужащие; место жительства – горожане, сельские жители, земляки. · Социальная стратификация. 1) Причина социальной стратификации –неравенство. Социальный состав превращается в социальную стратификацию – совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев. 2) 4 главных измерения стратификации – доход, власть, образование, престиж. Таким образом, социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда, а социальная стратификация – по поводу общественного распределения результатов труда, т.е. социальных благ. СТРАТА – социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели по 4 шкалам стратификации. 3 типа страт: 1. Кастовая стратификация: возникает в закрытом типе общества, статус приобретается от рождения, мобильность невозможна. Яркий пример касты в Индии1) брахманы - жрецы; 2) кшатрии - военная аристократия; 3) вайшии - земледельцы, ремесленники, торговцы, свободные общинники; 4) шудры - несвободные общинники, слуги, рабы; 5) «неприкасаемые», чьи контакты с другими кастами были исключены. 2. Сословная стратификация возникает в закрытом типе общества, статус от рождения (но не всегда-членство может быть куплено и даровано), мобильность ограничена. Ее образец - средневековая Франция, где общество подразделялось на четыре сословия: 1) духовенство; 2) дворянство; 3) ремесленники, торговцы, слуги (жители городов); 4) крестьяне. 3. Классовая стратификация характерна для открытых обществ. Она существенно отличается от кастовой и сословной стратификации. Эти отличия проявляются в следующем: - классы не создаются на основе правовых и религиозных норм, членство в них не основано на наследственном положении; - классовые системы более подвижны, и границы между классами не бывают жестко очерчены; - классы зависят от экономических различий между группами людей, связанных с неравенством во владении и контроле над материальными ресурсами; - классовые системы осуществляют в основном связи внеличностного характера. Главное основание классовых различий – неравенство между условиями и оплатой труда – действует применительно ко всем профессиональным группам как результат экономических обстоятельств, принадлежащих экономике в целом; - социальная мобильность значительно проще, чем в других стратификационных системах, формальных ограничений для нее не существует, хотя мобильность реально сдерживается стартовыми возможностями человека и уровнем его притязаний. Класс понимают в двух смыслах – 1) большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода (это по Марксу). Всего два класса: эксплуататоров и эксплуатируемых 2) В узком значении класс – любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем. Это идет от Вебера: М.Вебер определил классы как группы людей, имеющих сходную позицию в рыночной экономике, получающих сходное экономическое вознаграждение и располагающих сходными жизненными шансами.
27. “Монизм” и “плюрализм” в методологии социального знания. Экономический, географический, демографический, технологический, социально-культурный и другие варианты социального монизма. Нужно сказать, что характер существующих в обществе зависимостей по-разному понимается учеными. При этом наиболее острые споры специалистов вызывает проблема характера и направленности связей между частями общественного целого, разделяющая теоретиков на конфликтующие друг с другом школы.
1. МОНИЗМ. Решая этот вопрос, часть ученых, примыкающая к так называемому монистическому течению в социальной теории, полагает, что эти связи имеют выраженный субординационный характер. Это означает, что на каждом «этаже» социальной структуры и применительно к обществу. взятому в целом, мы можем выделить главный системообразующий факто р, который оказывает детерминирующее воздействие на все прочие, зависящие от него явления. Характер таких факторов, доминант общественной жизни, определяющих функционирование и развитие общества, разные социально-философские и социологические школы видят по-разному. «Одни выдвигают в качестве такого решающего фактора географические и климатические условия: климат, флору, фауну, ту или иную конфигурацию земной поверхности — горы, моря и т.д. (Л. Мечников, Ратцель, Мужоль, Маттеуци и др.); другие — чисто этнические условия, главным образом борьбу рас (Гумплович, Гобино, Аммон и др.): третьи — чисто биологические факторы: борьбу за существование, рост населения и др. (М. Ковалевский. Коста и др.); иные — экономически е факторы и классовую борьбу (марксизм): многие, едва не большинство, — интеллектуальный фактор: рост и развитие человеческого разума в различных формах — в форме аналитических, чисто научных знаний (Де-Роберти, П. Лавров), в форме мировоззрения и религиозных верований ( О. Конт, Б. Кидд), в форме изобретений (Г. Тард); некоторые выдвигают в качестве такого основного фактора свойственное человеку, как и всякому организму, стремление к наслаждению и избегание страданий (Л. Уорд, Паттэн): иные — разделение общественного труда (Дюркгейм и отчасти Зиммель) и т.д.» Радикальные сторонники монизма полагают, что выделенный ими «главный фактор» действует в качестве такового во всех обществах и на всех этапах их исторического развития. Более умеренные полагают, что каждая историческая эпоха или географический регион человеческой истории обладает своими собственными «главными факторами» детерминации Монизм может быть материалистическим, когда он единой основой (первопричиной) видит материю, или идеалистическим, когда такой единой основой провозглашает дух (идею, чувства). Материалистическим монизмом является философия Ван Чуна, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара, французских материалистов 18-го столетия, Фейербаха, марксизм, позитивизм. Идеалистический монизм наиболее последовательно выражен в философии Платона, Юма, Гегеля, Владимира Соловьев, современного неотомизма, теизма. 2. ПЛЮРАЛИЗМ. Сторонники убеждены в том, что части любой общественной системы находятся между собой в координационной, а не субординационной зависимости, т.е. взаимно влияют друг на друга, не разделяясь на главные, определяющие, и вторичные, определяемые. 3. СОРОКИН: В действительности мы имеем дело не с факторами, а с фактами, из которых каждый так или иначе связан с массой остальных, ими обусловливается и их обусловливает».Интегрализм.
28. Общие принципы типологии групп в социальной теории: основные варианты. 1. Социальная группа – своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Это любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям. Это объединение людей, основанное на их участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. 2. Признаки социальной группы: 1) наличие внутренней организации; 2) общая (групповая) цель деятельности; 3) групповые формы социального контроля; 4) образцы (модели) групповой деятельности; 5) интенсивные групповые взаимодействия. 3. П.Сорокин предложил классификацию соц. групп: реальные, номинальные и как бы организованные группы. Реальные группы – они основаны на системном взаимодействии образующих их субъектов, вне и помимо которого невозможно (или затруднено) достижение их личных целей, задач индивидуального самосохранения и развития. Такое взаимодействие создает особые интегральные реалии совместной деятельности, которые выходят за рамки отдельных человеческих действий и влияют на их содержание, во многом определяя его. Системный характер реальных групп проявляется в наличии выраженной взаимосвязи между частями и целым, при которой существенное изменение каждой выделенной части сказывается на свойствах и состояниях других частей и целого и, наоборот, изменение интегральных свойств и состояний целого сказывается на его частях.
Номинальные группы – группы, которые не обладают свойствами внутренней системной самоорганизации. В действительности они представляют собой некие статистические совокупности людей, не связанных формами и институтами совместной деятельности, выделяемые внешним наблюдателем на основе признаков, которые или не могут быть, или еще не стали причиной реальной консолидации человеческих коллективов. Возьмем, к примеру, такие номинальные группы, как "сладкоежки", "близорукие", "люди среднего роста" или "носящие желтую кожаную обувь". Совершенно очевидно, что сам по себе рост людей или фасон их обуви не создает у них ни общих интересов, ни коллективных целей, ни вытекающей из этого совместной скоординированной активности. Соответственно, у групп, "подобранных" по этим признакам, отсутствует как реальная социальная общность, так и ее самосознание, то своеобразное чувство "мы", которое присутствует у футболистов "Спартака", членов бригады плотников или функционеров либерально-демократической партии.
Переходы. Реальные социальные группы могут со временем превращаться в номинальные совокупности, как это происходит, к примеру, с бывшими членами Государственной Думы, связанными лишь общей строкой в биографии. Напротив, вполне номинальная совокупность людей может в принципе стать реальной социальной группой. В самом деле, если предположить, что некое правительство начнет преследовать такую статистическую группу людей, как "рыжие", велика вероятность того, что "нонконформистские", т.е. не-перекрасившиеся, члены этого сообщества создадут для защиты своих интересов реальную централизованную организацию, своего рода "Союз рыжих". Как бы организованные группы – Сорокин использовал этот термин для обозначения социальных общностей, у которых имеются такие признаки реальных групп, как объективное сходство интересов и целей, однако нет важнейшего признака самоорганизации и самодеятельности. (про такие же общности говорил Маркс, говоря о «классе в себе») Другой вариант (его также предложил Сорокин): выделяются односторонние и многосторонние группы.
3. Односторонние и многосторонние группы Односторонние группы – построены по какому-то одному признаку А) Биосоциальные группы: расовые, половые, возрастные. Б)Социокультурные группы: 1)род, 2)территориальная общность, 3)этническая общность, 4)профессиональный союз, 5)экономическая группа, 6)религиозная, 7)политическая, 8)элиты и др.
Многосторонние группы: объединены вокруг комбинации 2-х и более рядов ценностей 1)семья, 2)община, 3)племя, 4)нация, 5)каста, 6)сословие, 7) класс и др.
4. Можно выделить также большие, средние и малые социальные группы. В большие социальные группы (помимо классов) входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).
К средним социальным группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).
К малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом. У марксистов. 1) «класс в себе» – состояние, когда объективная принадлежность к группе противоречит субъективному осознанию; 2) «класс для себя» – состояние, при котором не существует разрыва между объективной принадлежностью к группе и субъективным осознанием. 5. Соц. отношения – отношения между устойчивыми общностями людей, выделяемыми по каким-либо критериям (классами, соц. группами, стратами и т.д.). Существует несколько вариантов структурной дифференциации социума. П.Сорокин: выделение соц. групп и страт. Соц. группа – определенное число людей (больше 2), связанных отношениями, регулирующимися институтами, обладающих общими ценностями и отделенных от других принципом обособления. Для группы характерна внутренняя организация, формы соц. контроля и образцы деятельности. Группа имеет собственные ценности. Принцип обособления – то, что отделяет группу от др. групп: 1) чувство солидарности, которое позволяет участникам группы говорить «мы»; 2) возможность говорить об остальных как «они». Соц. стратификация – дифференциация некой совокупности людей на иерархически расположенные группы, выражается в существовании высших и низ. слоев, неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии и отсутствии власти и влияния среди членов О. П.Сорокин выделил 3 основных формы стратификации: 1) эк.; 2) полит.; 3) проф. Все они взаимосвязаны: обычно люди, принадлежащие к высшему слою в каком-то отношении, принадлежат к тому же слою и по др. параметрам, однако бывают и исключения. 1) Эк. стратификация. 2 основных типа изменений в эк. статусе группы: 1) эк. падение или подъем группы; 2) рост или сокращение эк. стратификации внутри самой группы. 1-ое явление выражается в обогащении или обеднении соц. группы в целом, 2-ое – в изменении эк. профиля группы или в увеличении – уменьшении эк. пирамиды. 2) Политическая стратификация: в разных странах высота пирамиды политической стратификации отличается (т.е. различается % людей, допущенных к власти). Нет постоянной тенденции к выравниванию или возвышению пирамиды. В любом О., когда колебание пирамиды в одном из направлений становится слишком резким, противоположные силы увеличивают свое давление и приводят пирамиду к точке равновесия. 3) Проф. стратификация. Определенные классы профессий всегда являются престижными, находятся на вершине соц. иерархии, в то время как др. – всегда в низах соц. стратификации. Феномен проф. стратификации обнаруживается внутри каждой профессиональной сферы. Иногда также выделяется 4-ая стратификация – по уровню образования. Класс. структура О. – наиболее известна класс. структура, разработанная Марксом. «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в И. определенной системе О. производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в О. организации труда, по способам получения и размерам той доли О. богатства, которой они располагают» (Ленин). Для каждой И. формации выделяется 2 важнейших класса, отношения между которыми и определяли ее О.-эк. облик. Для рабовладельческого строя это рабовладельцы и рабы, для феод. – феодалы и зависимые крестьяне, для капитал. – буржуазия и пролетариат. Борьба этих антагонистических классов определяет И. всех О.
29.Идеология в современном мире-окончание или возрождение Монография С. Жижека "Возвышенный объект идеологии" 1. Жижек все время отсылает к идеям и терминам Жака Лакана. 2. главная мысль книги может быть высказана так: идеология это некое диалектическое новообразование (причем не очевидно, что злокачественное) на теле языка, его симптом. 3. Три категории в мире: воображаемое, символическое (символы, которыми мы окружены, определенная социальная символика, язык — тоже набор символов, мы видим мир так, как мы его привыкли воспринимать на основании яхыковых символов), реальное (это для нас нереально вообще понять. Это нечто целое, неделимое и абсолютное). Соотносится с фрейдовскими Я, Сверх-я и Оно. 4. Есть еще симптом и синтом! Симптом — это понятие из символической сферы. Это какое-то обозначение реальности плюс пропущенное через наш символический бэкграунд. Это восприятие для каждого человека хоть чуть-чуть, но разное. Синтом — это то, что есть на самом деле. Симптом — замена истины, синтом — истина. Первый раздел книги раскрывает понятие симптома. Слово ‘симптом’ понимается во фрейдовском смысле (как сверх я), но приоритет его изобретения отдается Марксу. Симптом — это то же самое, что прибавочная стоимость, которая составляет неотъемлемую, но в определенном смысле иррациональную, неизвестно откуда берущуюся часть товарного обмена. Идеологический симптом существует в некоем специфическом негативном измерении: идеология — это мистификация действительности, но такая мистификация, которая уже вписана “с самого начала” в структуру действительности. 5. Для того чтобы идеология продолжала действовать, достаточно того факта, что мы следуем за ней. Мы можем и не верить в нее, то в своих действиях ее подтверждать. Идеология- не ширма от действительности, а и есть действительность. Идея идеологии по Лакану — сознание такой реальности, в которой мы будем осознавать существование симптомов. 6. Примеры того как работает идеология: Молитвенный барабанчик (это в Тибете, ты можешь думать о чем угодно, но барабанчик крутишь, и ты формально молишься плюс свечки ставишь, но не молишься), смех за кадром (за тебя даже уже посмеются, тоже). 7. Капитализм изменяется, непрестанно развивается — это единственный способ разрушить его дисбаланс. Он должен все больше революционизироваться. Отсюда — избыточность наслаждения. Табуретка — в нее входит цена материала, цена времени и прибавочная стоимость — то, что отдается владельцу, который ничего не делает, но деньги получает, ведь он самый высокий человек в вертикали производства. 8. Форма. Чистая, сама по себе, без предмета — это нечто абстрактное. Чистая форма — это нечто революционное в философии. Жижек утверждает, что это началось с Маркса. Он заметил, что деньги — это некий универсальный объект. Мы, расплачиваясь, понимаем, что передаем некую абстракцию. Эта чистая форма, ведь они не обладают чистой материальностью. Раньше было проще, казалось, что золото — это деньги, а сеачс есть и банкноты, и электронные деньги. Деньги — первый пример объективной чистой абстракциии. 9. Идеологические термины и понятия внутри идеологии. Идея борьбы и прихода к идеальному обществу ущербна с самого начала. Марксизм говорит, что капиталистическая система ущербна. Нет идеальной системы, которая бы привела к миру во всем мире и полному отсутствию противоречий. 10. Пример с отцом и горящим ребенком (на самом деле сокрытое желание) Точно так же устроена и идеология. Это не призрачная иллюзия, возводимая нами для укрытия от невыносимой действительности, это по самой своей сути фантазматическая конструкция, служащая опорой для нашей «действительности»: «иллюзия», структурирующая наши конкретные, реальные общественные отношения и, кроме того, маскирующая невыносимую, реальную, непостижимую сущность. Функция идеологии состоит не в том, чтобы предложить нам способ ускользнуть от действительности, а в том, чтобы представить саму социальную действительность как укрытие от некой травматической, реальной сущности 11. запросто можем взять компанию людей, которые понимают, что происходит ужас. И вот люди сидят в комнате, в глубине души не согласные со Сталиным. Но говорить они будут все так, как будто они согласны со Сталиным. Как будто есть некоторый другой, для которого они говорят. Вот кого они обманывают? Какого-то абстрактного другого. Тоталитаризм — это такой строй, где все время с нами есть кто-то другой. Образ другого — то, что заставляет идеологию работать. 12. Демократии не существует в реальности и не может существовать. Нам нужно представление об идеальной демократии. Люди предпочитают думать, что повинуются закон, ибо это справедливо. Но на самом деле это просто государство заставляет. 13. Идеология — некая совокупность идей, устремлений, которые исповедует социальная группа. Многие путали понятие идеологии и идеологии тоталитарной. Жижек стали разрывать связь между идеологией и тоталитаризмом, показыть, чо идеология себя не изжили. Жижек показывает, что в капиталистич обществе идеология существует, даже если люди утверждают, что с ней сражаются. (и на примере Жижека разбираем) Направленность социальных изменений. Гипотеза общественного прогресса. Формы социальной динамики: революционные и эволюционные изменения. Проблема “смысла истории”. Критика “философии оракулов” К. Поппером. 1. Социальные изменения - переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественно-экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образцов поведения, обновление и рост многообразия институциональных форм и др. 2. Источником социального развития является борьба противоположностей: социального прогресса и социального регресса. 3. Социальный прогресс - это последовательное восхождение к более сложным формам общественной жизни, которое осуществляется в результате разрешения противоречий, развертывающихся на предыдущих этапах и фазах общественного развития. 4. Социальный"регресс " - изменения в общественной жизни, идущие в противоположном прогрессу направлении, то есть идущие по нисходящей. 5. В социологии выделяют 2 типа социальных изменений - эволюционные и революционные. Эволюционные – это изменения частичные и постепенные, осуществляющиеся как устойчивые и постоянные тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо качеств, элементов в различных социальных системах. Эволюционные изменения могут иметь как восходящую, так и нисходящую направленность (могут происходить сознательно и стихийно). Эволюционный подход берет свое начало и методологические опоры в исследованиях Ч. Дарвина Революционные - э то в высшей степени радикальные изменения, предполагающие коренную ломку социальных систем, это не частные, а общие и даже всеобщие изменения. Такие изменения часто опираются на насилие. 6. Основной проблемой эволюционизма в социологии стало выявление определяющего фактора социальных изменений. · О. Конт в качестве такого решающего звена видел прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к форме позитивной обусловливает переход человека от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, что осуществляется благодаря человеческому разуму. · Э. Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведет к интеграции людей в единый социум и является высшим моральным принципом общества. · К. Маркс определяющим фактором социальных изменений считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства, что, являясь основой развития всего общества, обеспечивает и смену общественно-экономической формации. С одной стороны, согласно "материалистическому пониманию истории" у К. Маркса, производительные силы объективно и эволюционно развиваются, увеличивая власть человека над природой. С другой стороны, в ходе их развития формируются новые классы, интересы которых приходят в противоречие с интересами господствующих классов, определяющих характер действующих производственных отношений. Тем самым возникает конфликт внутри способа производства, образуемого единством производительных сил и производственных отношений. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции, осуществляемой новыми классами против прежних, господствующих. Поэтому социальные революции, по К. Марксу - это локомотивы истории, обеспечивающие обновление и ускорение развития общества. В подходе Маркса, т.о., представлены как эволюционный, так и революционный подходы к анализу социальных изменений. · М. Вебер, движущую силу видел в том, что человек, опираясь на различные религиозные, политические, нравственные ценности, создает определенные социальные структуры, облегчающие общественное развитие, как это всегда происходило на Западе, или затрудняющие это развитие, что Вебер считал характерным для стран Востока. Эволюционные концепции социальных изменений сыграли положительную роль в понимании разнообразных причин, определяющих развитие общества. В то же время данные концепции (за исключением, пожалуй, марксизма) не могли в достаточной мере объяснить кризисов, попятных движений и распада общественных структур. Эволюционизм не смог также объяснить социальные процессы и явления, возникающие на сжатом историческом отрезке времени (смена правительств, рост преступности, отклонения в поведении индивидов и т.п.), так как он исходил из рассмотрения общества в большой исторической перспективе. 7. Что же думает об этом Поппер? Поппер отвергает мысль о закономерности, направленности исторического процесса. “ История смысла не имеет”. “ · Поппер иронизирует над историцизмом, называя его “ философией оракулов — зловредным интеллектуальным заболеванием нашего времени” Философия оракулов — термин, введенный Карлом Поппером для обозначения стиля философствования, сходного с манерой предсказания будущего, используемой оракулами при отправлении религиозных культов, или медиумами в сеансах магии. · Поппер иронизирует над “многими социологами, даже такими, как Э. Дюркгейм”, которые так и не избавились от догматической веры в то, что общество следует анализировать в терминах реальных социальных групп. · Мысль о том, что в истории всё возможно, распространяется Поппером не только на реальные события, но и на историческую науку, т. е. описание и интерпретацию истории. Он призывает отказаться от “бесплодной идеи” научной объективности” и решиться “представить исторические проблемы со своей точки зрения”. · Основное, что надо понять: Поппер выступал с критийкой историзма (а следовательно и вообще возможности предсказать какие-то ни было социальные изменения). При этом сами изменения он не отрицал и говорил просто, что они на наших плечах, а не на плечах истории.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.016 сек.) |