|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА И ДУХ КАПИТАЛИЗМА» (1905)Одной из основных его работ считается «Протестантская этика и дух капитализма», в продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимых религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений. Впервые данное произведение было опубликовано в 1905 г. в Германии и с тех пор является одной из лучших работ по анализу причин возникновения современного капитализма. 1. «Протестантская этика» начинается с резкого заявления: «Стремление к предпринимательству», «стремление к наживе», к денежной выгоде, к наибольшей денежной выгоде само по себе ничего общего не имеет с капитализмом… (необходимо избавиться от этого представления) 2. Какие могут быть источники возникновения капитализма?развитие техники, своеобразие наук,рациональная структура права и управления, протестанские религиозые идеи. 3. Основную часть работы М. Вебер начинает с детального анализа статистических данных, отражающих распределение протестантов и католиков в различных социальных слоях. На основании данных, собранных в Германии, Австрии и Голландии он приходит к выводу, что протестанты преобладают среди владельцев капитала, предпринимателей и высших квалифицированных слоев рабочих. Какие причины?финансовые,культурные? 4. Скорее можно считать установленным, что протестанты как в качестве господствующего, так и в качестве подчиненного слоя населения, как в качестве большинства, так и в качестве меньшинства проявляли специфическую склонность к экономическому рационализму, которую католики не обнаруживали и не обнаруживают ни в том, ни в другом положении. Причину различного поведения представителей названных вероисповеданий следует поэтому искать прежде всего в устойчивом внутреннем своеобразии каждого вероисповедания, а не только в его внешнем историко-политическом положении”. 5. Протестанты выигрывают в капиталистической гонке благодаря тому, что ими выработан особый «дух капитализма». (Под духом капитализма Вебер понимает следующие: «комплекс связей, существующих в исторической действительности, которые мы в понятии объединяем в одно целое под углом зрения их культурного значения).Дух капитализма-строй,когда труд-самоцель, представление о проф. Долге. 6. Первый противник-традиционный уклад. "Традиционалистский" строй мышления: человек "по своей природе" не склонен зарабатывать деньги, все больше и больше денег, он хочет просто жить, жить так, как он привык, и зарабатывать столько, сколько необходимо для такой жизни. Повсюду, где современный капитализм пытался повысить "производительность" труда путем увеличения его интенсивности, он наталкивался на этот лейтмотив докапиталистического отношения к труду. 7. Лучший документ протестантизма- Руководства для молодых купцов" Вениамина Франклина (1748г.): время-деньги, кредит-деньги, будь честным, честность полезна ибо она приносит кредит. На первый взгляд речь идет о чисто эгоистичной, утилитарной модели мира, когда «честность полезна только потому, что дает кредит». Но высшее благо этой этики в наживе, при полном отказе от наслаждения. И, таким образом, нажива мыслится как самоцель. Т.е. это своеобразная этика. 8. Обратился к анализу протестантизма. Изучал Лютера, взял у него понятие призвания. Это слово «beruf», которое Лютер не раз использовал при переводе Библии. Оно означает «призвание», причем призвание именно в своей мирской профессии. Но во всем остальном не согласен с лютером Призвание-выполнение долга в рамках мирской профессии наивысшая задача человека 9. Обращается к кальвинизму. 1)учение о предопределении 2)индивидуализм 3)расколдовывание мира (устранение веры в спасение души с помощью церкви) 10. Как удостовериться в своей избранности? Никак. 1)будь уверен и 2)работай-неутомимая деятельность в рамках профессии вот залог успеха. Бог помогает тому, кто сам себе помогает 11. Систематический самоконтроль (в отличие от католицизма) 12. Понятие мирской аскезы-каждый сам себе монах в течение жизни. 13. Обоснование идее проф.призвания в английском пуританизме (также рассматривает пиетизм, методизм, баптизм, квакеров и прочую нечисть) Именно в пуританизме, как считал Вебер, присутствует настойчивая и страстная проповедь упорного, систематического физического или умственного труда, и именно в пуританизме до апофеоза доводится не только пропаганда труда как такового, но и его специализация. Вебер идет еще дальше и отмечает, что в пуританизме происходит своего рода «освящение» не только профессионального труда, но и богатства. Богатство порицается лишь постольку, поскольку оно таит в себе искушение предаться лени и грешным мирским наслаждениям. Те. В протестантизме человек интересуется профессией,ценит доходную деятельность, не использует выручку в целях личного обогащения (против роскоши), и развивается профессионально. Другая особенность реформатской профессиональной этики, по Веберу, состояла в положительном отношении к «доходности» профессии. Вебер объясняет, что, по мнению кальвинистов, если Бог дает возможность кому-то получить большую прибыль, то тем самым Он использует этого человека для выполнения Его воли: " Богу угодно рациональное утилитарное использование богатства на благо каждого отдельного человека и общества в целом" По мнению Вебера, кальвинизм выковал людей, которые очень интересующая профессиональной деятельностью, ценят деятельность «доходную» и наконец настолько аскетичны, что не собираются использовать выручку на личное обогащение. И Вебер делает вывод: " Если же ограничение потребления соединяется с высвобождением стремления к наживе, то объективным результатом этого будет накопление капитала посредством принуждения к аскетической бережливости. Препятствия на пути к потреблению нажитого богатства неминуемо должны были служить его производительному использованию в качестве инвестируемого капитала " /2:198-199/. Как говорится, что и требовалось доказать: использование богатства не для прожигания жизни, а в качестве КАПИТАЛА, который инвестируется в бизнес – это уже самый настоящий КАПИТАЛИЗМ. Протестантская этика породила «дух капитализма». «Пуританизм стоял у колыбели современного «экономического человека» /2:198/ - завершает социолог свой анализ. Немецкий социолог указывает на особые культурно-исторические обстоятельства, при которых сформировалась хозяйственная этика капитализма, названная Вебером «духом капитализма». Формирование названного «духа» М. Вебер связывает с Реформацией, с той этической установкой, которую принес протестантизм. Тогда оказывается, что не промышленность и частная собственность сами по себе порождают капитализм, как это было у Маркса. Наоборот, они скорее есть производное от новой этической установки, новых культурно-смысловых ценностей, привнесенных историей Европы прежде всего Реформацией. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |