АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Фрейд о религии

Читайте также:
  1. А. Механизмы творчества с точки зрения З. Фрейда и его последователей
  2. Антропология религии
  3. АНТРОПОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
  4. Бессознательное и его роль в жизни человека.( Фрейд)
  5. БИЛЕТ 20 ПСИХОАНАЛИЗ И ФИЛОСОФИЯ НЕОФРЕЙДЕНИЗМА
  6. Билет № 25 Фрейдизм и неофрейдизм.
  7. Введение в Древней Руси в конце Х в. христианства как государственной религии содействовало: укреплению государств/ развитию культуры
  8. Взаимосвязь религии, политики, государства и права
  9. Взгляды Фрейда на природу женщины.
  10. Визначте особливості концепції З. Фрейда – 15 б.
  11. Влияние религии на возникновение права и государства
  12. Вопрос 41. Проблема сущности человека (Маркс, Хайдегер, Сартр, Фрейдизм) – на экзе 1 из 4

1. 1927 будущее одной иллюзии

2. Смысл религиозности заключается в том, что она компенсирует ощущение беспомощности перед грозными силами природы.

3. Появление религии:

Первый шагочеловечение природы. С безличными силами не вступишь в контакт, но если в стихиях бушуют страсти, как в твоей собственной душе ты облегченно вздыхаешь и вводишь в действие против сверхчеловеческих насильников те же средства, к которым мы прибегаем в своем обществе: пытаешься заклясть их, умилостивить, подкупить, придать им характер отца, превратить их в богов, следуя при этом не только инфантильному, но и филогенетическому прообразу.

Второй шаг – первые наблюдения относительно упорядоченности и закономерности природных явлений, силы природы утрачивают поэтому свои человеческие черты. Но остается тоска по отцу и боги. Троякая задача богов: нейтрализовать ужас перед природой, примирить с грозным роком (смерть), вознаградить за страдания и лишения

Третий шаг – люди замечают, что природные явления, следуя внутренней необходимости, происходят сами собой. Бог все равно остается. Задача бога:1) компенсировать дефекты культуры и наносимый ею вред2)вести счет страданиям, которые люди причиняют друг другу,3) с ледить за исполнением предписаний культуры

Нравственные законы, которые установлены нашими культурами, царят над всеми событиями в мире и всевышняя инстанция, вершащая суд, следит за их исполнением – всякое добро по заслугам вознаграждается, всякое зло карается.

4. Психоаналитическая мотивировка формирования религии дополняет его очевидную мотивировку разбором детской психики. Либидо идет путями нарциссической потребности и привязывается к объектам, обеспечивающим ее удовлетворение (мать, утоляющая голод ребенка, становится первым объектом его любви, первым страхоубежищем). Мать вытесняется отцом, за которым закрепляется функция на весь период детства, но отношениям к отцу присуща амбивалентность: он угроза ввиду характера своих отношений с матерью, так что отца не в меньшей мере боятся, чем восхищаются им.

Когда взрослеющий человек замечает, что он не перестанет нуждаться в защите от мощных чуждых сил, он наделяет эти последние чертами отцовского образа, создает себе богов, которых боится, которых пытается склонить на свою сторону и которым тем не менее вручает себя как защитникам.

5. Религиозные представлений, выдавая себя за знание, не являются подытоживанием опыта или конечным результатом мысли, это иллюзии, реализации самых древних, самых сильных, самых настойчивых желаний человечества.

Иллюзия – не то же самое, что заблуждение. Характерная черта иллюзии – её происхождение из человеческого желания, она близка к бредовым идеям в психиатрии, хотя отличается и от них. В бредовой идее, существенная черта – противоречие реальности, иллюзия необязательно должна быть ложной, нереализуемой или противоречащей реальности. Иллюзия алхимиков, что все металлы можно превратить в золото, относится, по-видимому, к этому роду. Мы называем веру иллюзией, когда к ее мотивировке примешано исполнение желания.

Все религиозные верования — иллюзии, доказательств им нет, никого нельзя заставить считать их истинными, верить в них. Насколько они недоказуемы, настолько же и неопровержимы.

6. Религия-невроз, подобный детскому, коренящемуся в эдиповом комплексе, т.е. в амбивалентном отношении к отцу

7. Конечно, религия несомненно оказала человеческой культуре великую услугу, сделала для усмирения асоциальных влечений много. Помогло избежать индивидуального невроза.

8. Религия несмотря на обещания не сделала человека более счастливым или более нравственным (безнравственность была всегда, просто покрывалась)

9. Не переоцениваем ли мы роль религии? Может как при лечении невротиков заменим иллюзию разумной деятельностью?

10. Человек должен преодолеть эту иллюзию, опираясь на разум!

Отход от религии неизбежно совершится с фатальной неумолимостью процесса роста.

с одной стороны, религия несет с собой навязчивые ограничения,

с другой стороны, содержит целую систему иллюзий, продиктованных желанием и сопровождающихся отрицанием действительности,

11. НО ни один верующий не позволит этим или им подобным аргументам поколебать себя в своей вере, он хранит определенную привязанность к содержанию религии. Существует несчетное множество других, которые повинуются предписаниям культуры, потому что робеют перед угрозами религии, боятся ее. Они перестают бояться религии, когда замечают, что и другие ее не боятся.

Намерение насильственно и одним ударом опрокинуть религию — абсурдное предприятие, оно бесперспективно: верующий не позволит отнять у себя свою веру ни доводами разума, ни запретами.

Только человек, в которого с детства вливали сладкий яд, не может обойтись без иллюзорного религиозного утешения, не вынесет тягот жизни и жестокой действительности. (т.е. с помощью воспитания)

12. Отказавшись от религии, человек:

· должен будет признаться себе в своей беспомощности

· в своей ничтожной малости внутри мирового целого, раз он уже не центр творения, не объект заботы благого провидения

· попадет в ситуацию ребенка, покинувшего родительский дом

Что будет после отказа от религии: знание того, что ты предоставлен своим собственным силам, само по себе уже чего-то стоит – выучиваешься тогда их правильному использованию. Человек все-таки не совершенно беспомощен, наука много чему научила его. Перестав ожидать чего-то от загробного существования и сосредоточив все высвободившиеся силы на земной жизни, он, пожалуй, добьется того, чтобы жизнь стала сносной для всех и культура никого уже больше не угнетала.

13. Наука поможет преодолеть человеку это и воспитать чувство реальности.

J


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)