|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос 41. Проблема сущности человека (Маркс, Хайдегер, Сартр, Фрейдизм) – на экзе 1 из 4Термин «Сущность» совпадает с понятием эйдос, чтойность, бытия. К.Маркс еще в 40-х годах 19 века в записных книжках написал «Сущность человека есть не абстракт (абстрактное видение), присущий отдельному индивиду, а совокупность всех общественных отношений», это головная идея, другими словами сущность социальна. Это было в контексте критики абстрактных представлений Феербаха (материалист, которого Маркс-учитель), согласно которым человек отличается от животного способностью мыслить и религиозной способностью, и способностью любить. Маркс считал, что эти качества, способности человека – производны от его социальной сущности. Хайдеггер (20-е годы XX века) в философии экзистенционализма возникли другие сущности человека, в частности, основоположник феноменологии (методология которого была использована экзистенционалистами). Хайдеггер считал что основными бытийными основаниями человеческой сущности являются экзистенциалы человеческого бытия (т.е. человеческие переживания, чувства – забота, страх, вина, совесть,) человека создала забота о других. Хайдеггер считал, что человеческое бытие является «понимающее бытие». Экзистенциализм. В этом направлении понятие бытие означает только человеческое бытие. А человеческое бытие в свою очередь трактуется как поток сознания, переживаний. Хайдеггер (20е гг. 20 века) о человеческом бытии: 1. Создал фундаментальную онтологию, в которой основными составляющими являются человеческие чувства, переживания: «забота», «страх», «вина», «совесть» - все это стало философскими категориями в учении Хайдеггера. Эти составляющие фундаментальной онтологии Хайдеггер называл экзистенциалами человеческого бытия, т.е. элементами фундаментальной онтологии. Категория «забота», например: забота создала человека, потому что человеческое бытие – это существовать с другими, существовать для других, заботиться о них. В категории «страх» Хайдеггер выделяет следующие его виды: событийный (существует конкретная ситуационная причина страха) страх и онтологический страх (он не имеет конкретных ситуационных причин, Хайдеггер объясняет его «несокрытостью бытия», т.е. внезапным постижением одиночества и незащищенности в мире).
В 40-х годах XX века, представители французского сопротивления фашизму, например Жан Поль Сартр создали целостное учение о человеческом бытии. В след за Хайдеггером они считали, что внешнее бытие человека – фиктивно. А подлинным бытием человека является внутренний поток сознания, переживания, идеалы. Сартр расходился с Хайдеггером в понимании сущности человеческого бытия. Хайдеггер считал, что человек рождается уже с пониманием о сущности человеческого бытия, а Сартр считал что сущность человека формируется в процессе жизни. Сартр считал что, сущность человека - это индивидуальный проект, состоится или нет зависит от человека. з. фрейд: понятие бессознательного, структура личности Зигмунд Фрейд – основоположник психоаналитической философии. Фрейд создал не только медико-клиническое учение о лечении неврозов, но и философское направление – психоаналитическую философию, которая оказала существенное влияние на философию, юриспруденцию, вообще на европейское сознание и мировую культуру в целом. Основное понятие – «бессознательное»: это такое содержание психики, которое не осознано, не фиксируется сознанием, но оказывает существенное влияние на состояние и поведение субъекта. Последователи Фрейда стали применять это понятие в дальнейшем для обозначения не только индивидуального подсознательного, но и для обозначения коллективного, социального бессознательного. 1. Сверх-Я (по латыни супер-эго), его содержание: нормы, запреты, авторитеты, здесь располагается ценза, который дифференцирует, что должно остаться в сознании, а что нет. У животных все нормы поведения передаются генетически, а у человека не так. Сверх-Я – это передаваемая через культуру система норм, запретов. Сверх-Я играет роль невидимого цензора, не сознается. В сфере Сверх-Я воспитывается модель авторитета. Сама модель авторитета – это модель подчинения, иерархии. Сверх-Я – это уровень контроля и редактирования поведения. 2. Уровень Я (эго) – это уровень актуальной связи сознания с действительностью. Здесь господствует принцип реальности. Это сфера осознания и достаточно отчетливо сформулированных представлений. (В детстве травмирующие впечатления ребенка: наказания (грубые), вытесняются в сферу бессознательногои человек и «забывает» об этих фактах, но на уровне id это может отразиться) 3. Уровень либидо-сексуалис («id» - оно). Здесь господствует принцип удовольствия. На этом уровне располагаются сексуальные влечения: 1. Особо Фрейд выделял комплексы: Эдипа и Электры – это сексуальное влечение ребенка к родителю противоположного пола, которое с наступлением генитальной сексуальности пропадает, если не было сильных травмирующих детских впечатлений (это неосознанное влечение, которое обусловлено, прежде всего, стремлением ребенка подражать родителю своего пола, а также амбивалентным отношением к нему). Это сегодня превратно толкуется в оправдание педофилии, инцеста). Однако, Фрейд рассматривал становление детской сексуальности по возрастным периодам, он относил эти влечения к числу бессознательных, например, даже у младенца может быть оргазм от удовольствия от пищи, тепла. Дело в том, что Фрей расширительно понимал сексуальность, не сводил ее к половым феноменам, он относил к сексуальном все, что связано с удовольствием и ее продолжением. Например, он считал, что к сексуальному относится и работа внутренних органов. Ребенок во всем пытается во всем копировать родителя своего пола, при этом он моделирует свое отношение к родителю противоположенному полу. Первичным либидозным влечениям Фрейд придавал мифологический характер, присваивая им мифологические названия (первичные либидозные влечения передаются генетически, они прирождены): Эрос – влечение к жизни и наслаждениям от нее. Танатос – это влечение к смерти. Выражается в склонности к рискованной деятельности, склонность к агрессии. З. Фрейд в работе 1913 года «Тотем и табу» и в ряде других работ, Фрейд объясняет происхождение культуры из сублимации. Сублимацией сексуальной энергии он считал виртуальные, технологические, творческие виды деятельности: под влиянием запрета, регламентаций в древнем обществе возник феномен переноса сексуальной энергии на эти виды деятельности (имеются в виду запреты на половые отношения по возрастному цензу, родственному и т.д.). У человека сексуальный ритуал не передается, как у животного.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |