|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос № 26 Гносеологическая проблематика в античной философииОсновные гносеологические понятия, направления: 1.Дианойя (дианоэтика) – концепция, согласной которой, знание без этических принципов – не добродетельно, не ведет к благу. Знание – это мудрость, если оно соединено с моралью. Сегодня дианойя методологически важна для раскрытия проблемы двойных стандартов и других проблем (нередко – глобальных).
2.Алетейя: истина - это несокрытость бытия. В познании открывается сущность, которая является нам в понятиях (эпистеме), а не в доксе. (Диалектика сущности и явления: сущность является, но не как таковая, а через случайное, поверхностное; а явление – существенно.)
3.Античные философы выделяли 2 вида знания: эпистема(понятийное знание), докса (мнение толпы).
4. Софисты - исследовали субъективные аспекты познания: А) Истина зависит от субъекта (Протагор: «Человек – мера всех вещей»). Б) Знание зависит от познавательных способностей субъекта и от способов получения знания. В) Софисты обучали граждан полиса искусству эристики (т.е. спора). При этом они уделяли особое внимание искусству аргументации с помощью уловок - за счет скрытых нарушений правил формальной логики. Т.е. они учили строить софизмы (внешне истинные суждения, в которых скрыто нарушение правил формальной логики). Софисты оставили существенный след в интеллектуальной истории человечества, в т.ч. их идеи оказали влияние на европейскую юриспруденцию (в исторической перспективе): · Принцип зависимости истины от способов ее получения. · Принцип формальной правоты, т.е. нечто считается истинным, если формально доказано (в данном случае, внутренняя убежденность не имеет значения). · Софисты стоят у истоков риторики, культуры судебного красноречия.
Софисты Калликл и Фраземах на основе своей философии доказывали, что законы создаются людьми в своих интересах (и это в то время, когда в античном мире господствовала уверенность, что законы от богов, уверенность была священной и основана на нерасторжимой связи с богами). Фраземах: «Законы создаются сильными для защиты своих интересов». Калликл: «Законы создаются слабыми, чтобы связать руки сильным, убедив их в том, что быть богатым и сильным зазорно. Хотя если бы могли, то охотно разделили бы с сильными их добычу». Эта мысль была процитирована в работе Ницше «Воля к власти». (Ницше не был автором этой работы, которую скомпилировала его сестра Фестер после его смерти на основании архивов Ницше, а Ницше был специалистом по античной филологии). Карл Поппер в 2хтомнике под названием «Открытое общество и его враги» обвинял Платона в том, что он основоположник тоталитаризма – точно также в работах серьезных современных ученых Ницше называют основоположником фашисткой идеологии. 5. Сократ - разработал способы ведения диалога(достижения истины в диалоге): 1) Майевтика – родовспоможение мысли. Способ ведения диалога - путем постановки наводящих вопросов. 2) Ирония – метод ведения диалога, заключающийся в доведении до абсурда мнения оппонента - при видимом с ним согласии. Сократ – основатель диалектики, искусства диалога. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |