|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Истина как процесс. Ленинская концепция истинностиЛенинская теория объективной истины, в которой истина представлена как процесс, до сих пор обладает значимостью для процессуальных юридический дисциплин, особенно для уголовного процесса. · Ленину принадлежит формулировка: «Объективная истина – это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта (ни от человека, ни от человечества)». Это значит, что объективная истина содержит в себе моменты неполноты и заблуждения, которые не зависят от субъекта, и субъект даже не знает, в чем они конкретно состоят, и которые будут преодолены в дальнейшем ходе познания. Любая истина – относительна, и не может быть абсолютной (т.е. единственно возможной). Потому что она зависит от субъекта, времени, объекта. Любая истина относительна. Например: Софисты Колликл и Фраземах считали, что законы полисного права относительны. И это в то время, когда граждане полиса были уверены в том, что законы создаются Богами, и являются абсолютно истинными. (Фраземах: «Законы создаются сильными для защиты своих интересов». Колликл: «Законы создаются слабыми, чтобы связать руки сильным, чтобы доказать им, что быть сильным зазорно. Но сами они охотно разделили бы долю сильных, если бы могли»). Истина всегда конкретна. Энгельс: «Нет истин, верных для всех времен и для всех народов». 4. Истина - это процесс в котором по мере развития знаний увеличивается ядро абсолютных, т.е. в дальнейшем неизменяемых знаний. Снимаются неполнота, заблуждения, а затем появляются новые неполнота и заблуждения. Абсолютная истина – недостижима. 31 № Концепция происхождения человека и общества (проблемы антропосоциогенеза) Концепция происхождения (проблемы антропосоциогенеза). Антропосоциогенез – это происхождение человека и общества. Сегодня существуют разные концепции происхождения человека. (ДЗ – изучить сам-но, какие есть еще) Классическая АСГ принадлежит Моргану и Энгельсу. Логика эволюции АСГ такова: 1. Считается, что человек сформировался как вид homo sapiens в ходе не только биологической, но и социальной эволюции. К истокам этой эволюции относят некоторые виды обезьян (Энгельс имел в виду дриопитеков, которые жили на деревьях). 2. В эпоху великого оледенения эти обезьяны попали в ситуацию смены экологической ниши. Они сошли с деревьев и начали жить на почве. В результате эти обезьяны стали использовать и изготовлять орудия труда. (В связи с этим у них изменилась морфология организма: прежде всего у них сформировалась «рука» и «прямохождение», а также изменилась и морфология головного мозга, т.е. появилась кора головного мозга, отвечающая за понятийное мышление. Изготовление орудий труда сопряжено необходимым образом хотя бы с зачатками абстрактного мышления, потому что, обтачивая камень, человек держит в уме в виде цели своей работы некоторые абстрактные свойства (острота, объем, форма). 3. В результате коллективной деятельности (охота и др.) формируется язык, но в его основе лежат абстракции. 4. Сущность сознания социальна.
32 Эволюция диалектики как метода мышления и как философского учения о развитии. Основатель: Гераклит Эфесский, Демокрит, Сократ (см в гносеологической проблематике античной философии) В античной диалектике выделяют 2 основные школы раннего периода: 1. Милетская школа: исследовали диалектику природных и социальных сил, перенося на них отношение диалога (природные: живое и мертвое; социальные: вражда и любовь) – это период наивной диалектики 2. Элейская школа: исследовали диалектику мышления, противоречия в нем. Представители: Зенон Элейский. Например, парадоксы: «Стрелы» (с рациональной точки зрения, передвижение стрелы невозможно, т.к. с точки зрения логики, движение – это сумма состояний покоя); «Ахиллес и Черепаха» (с точки зрения дихотомичной логики, Ахиллес никогда не догонит Черепаху). 3. Школа Мегарцев – сохранили свою эвристическую ценность (парадокс «Лжец»: если я лгу – я говорю правде, но если я говорю правду – содержание ложь; парадокс «Каталонов»). (примеры с «недоразвитым» избирательным правом;
К числу наиболее известных представителей античной диалектики относится и Гераклит Эфесский (на самоподготовку). Диалектичность – это всеобщее свойство мышления, люди мыслили диалектично еще до первых школ диалектики. Сократ стоит у истоков диалектики как метода ведения диалога. Диалектика как метод исследования использовалась и в последующие эпохи. Например, в Средневековую эпоху она использовалась христианскими теологами, для анализа священного писания, проблем веры, и т.д. Философы Нового Времени (конец XV – начало XVI) – Спиноза, Декарт также активно использовали диалектический метод в разработке своих философских концепций. Учение о диалектике в систематизированной форме создал Георг Гегель (1770-1831г.г.). Маркс и Энгельс считали своим учителем – Гегеля: основывали свои исследования на диалектическом методе. Во второй половине XIX и XX веке возникла субъективная диалектика: Сёрен Кьеркегор создал диалектику человеческих переживаний, чувств (книга «Наслаждение и долг»). Хайдегер в своей «фундаментальной онтологии» исследовал экзистенциалы человеческого бытия (страх, вина, забота, совесть и др.); считал, что человека создала забота. Основные понятия диалектики: 1. Диалектический метод, основан на выделении противоположенных сторон в исследуемом процессе, объекте. 2. Противоположности – это такие стороны процессов (природных, социальных, мыслительных), которые отрицают друг друга, но при этом взаимно дополняют, обусловливают друг друга, и составляют единое целое (добро и зло). 3. Противоречия – это отношения противоположностей.
33 № Основные законы диалектики 1. Закон об источнике развития – «Закон единства и борьбы противоположностей». С точки зрения этого закона, источник развития находится в самом развивающемся процессе. 2. Закон о механизме развития – «Закон перехода количественных изменений в качественные изменения». «Качество – это определенность предмета, тождественна с его бытием, а количество - это определенность предмета, безразличная к его бытию» (Гегель). Количественные изменения – это несущественные, случайные, обратимые. Скачок – это переход из одного качественного состояния, в другое за счет накопления количественных изменений. Форма скачка может быть разной: экстремум, отрезок с размазанными или четко ограниченными краями. Мера – это тот предел, до которого количественные изменения не вызывают качественных. 3. Закон о траектории развития «Отрицание отрицания». Согласно ему, развитие происходит по спирали. Его принципы: 1.) Поступательность развития от старого к новому; 2) Преемственность – сохранение в новом положительного старого; 3) Повторяемость
34 КАТЕГОРИИ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ («Форма и содержание», «Сущность и явление») Категории материалистической диалектики носят парный характер. В этих диалектических категориальных парах выражаются противоположности.
Единичное существует только в той связи, которая ведет к общему (единичное определяется в понятии о нем, а понятие – это всегда абстракция, то есть результат обобщения). Единичное понятийно определяется через общее, а индивидуализируется через особенное. Особенное существует в единичном, но само по себе, как признак, определяется через общее.
Существует две традиции в определении понятия «форма»: 1) Аристотелевская: форма – это сущность; 2) Диалектико-материалистическая: форма – это внешнее выражение содержания. Содержание определяет форму, оно активно, но форма тоже влияет на содержание, будучи относительно пассивной. Современное понятие: форма – это внешняя граница содержания, а также способ выделения видов в рамках рода.
Это диалектические категории гносеологии. В материалистической диалектике сущность и явление рассматриваются с двух позиций: 1) Как процесс познания: познание развивается от явления к сущности (В.И. Ленин считал, что сущность раскрывается в познании многослойно – от явления к сущности 1-го порядка, а от нее – к сущности 2-го порядка и т.д.). С точки зрения диалектики, познание – это процесс. Истина открывается в этом процессе поэтапно, согласно законам диалектики, причем никогда полностью и окончательно (то есть абсолютной истины нет); 2) Сущность определяет явление, но никогда не существует вне явления (В.И. Ленин: «Сущностью является явление – существенно»). Явление и сущность диалектически взаимосвязаны. Сущность обладает достоинством всеобщности, а явление – единично (принцип стоицизма: «в частной воле есть момент всеобщего, принцип римского права – частная воля защищается правом постольку, поскольку в ней есть право всеобщее»).
35 Основные категории диалектики (причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность) Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |