|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Интегральная теория СорокинаОбщество представляет собой интегральную систему с набором групп, связей и отношений между ними. Группы подразделяются на два вида: реальные и номинальные. Реальные группы определяются наличием общих интересов, которые должны быть осознаны, наличием коллективной воли и организационного потенциала. Номинальные группы – случайно объединенные, выделенные по случайному признаку. Сорокин рассматривал общество как интегральное целое, создаваемое взаимоотношениями людей и социальных групп друг с другом и с обществом, обусловленными их деятельностью, направленной на удовлетворение своих потребностей. Он определял общество с позиций признания многообразия социокультурных систем, находящихся в сложном движении – по горизонтали, вертикали, в виде флуктуации. Подобно тому, как кислород и водород, взаимодействуя друг с другом, образуют воду, резко отличающуюся от простой суммы изолированных кислорода и водорода, так и совокупность взаимодействующих людей резко отлична от простой их суммы. «Всякую группу людей, взаимодействующих друг с другом, мы будем называть коллективным единством или короче коллективом». Сорокин соединил воедино все аспекты изучения общества. 3)Социальные факты Дюркгейма Социальные факты существуют сами по себе, не зависят от действующих индивидов, однако оказывают воздействие. · Структура общества рассматривается как совокупность социальных фактов, которые взаимодействуют и порождают друг друга. · Причина социальных фактов кроется не в сознании, а в предшествующих социальных фактах. · Социальная структура распадается на две группы фактов: во-первых, она включает в себя материальные и духовные ценности и, во-вторых, социальные коллективы. Анализируя последние, Дюркгейм выделяет такие социальные коллективы, как семья, профессиональная группа и т.п., а также возникающие на основе разделения труда социальные институты, выражающие общественное единство (мораль, религия). Дюркгейм отмечал наличие социальной эволюции, которую он связывает с разделением труда. Развитое разделение труда, специализация и кооперация – признак высокоорганизованного общества, отличающегося от архаических обществ, где разделение труда отсутствует. Разделение труда обуславливает различие между индивидами и является предпосылкой формирования личности. Оно придает социальным связям органический характер, объединяя людей системой взаимозависимостей, на основе которых формируется коллективное сознание.
Уделяя большое внимание изучению причин порядка и беспорядка в обществе, Дюркгейм пришел к выводу, что существует некое коллективное, разделяемое всеми членами данной общности. Это некие правила жизни. Эти законы и обычаи, а также право, верования, мораль, потоки мнений, воспитание, феномен толпы, все поведение, «установленное группой», он объединяет одним понятием – социальные факты. Социальные факты – коллективные представления, обладающие двумя признаками: существуют вне индивида, оказывают на него принудительное действие. Социальные факты он называет институтами и определяет их как «фабрики воспроизводства» социальных связей, как определенные типы отношений между людьми, которые постоянно востребованы обществом и поэтому возрождаются вновь и вновь. Позднее он пришел к выводу, что социальные институты воздействуют на людей не напрямую, а посредством ценностных ориентаций самих индивидов, т.е. они не только принудительны, но и «согласуются» с их собственными «ощущениями». Социальные институты (социальные факты), по его мнению, должны быть предметом социологии как науки потому, что именно они организуют людей для общественной жизни. «Социальные факты нужно рассматривать как вещи».
17. Понятие общества. Номинализм, реализм и деятельный подход Всё бесконечное многообразие взглядов на общество, прежде всего на определяющие, системообразующие факторы его развития, можно условно свести к основным теоретическим моделям: натурализм, социальный идеализм и материализм. 1)Натурализм (от лат. naturalis – природный, естественный) считает, что решающую роль в развитии общества играют различного рода природные факторы: географическая среда, климатические условия, ископаемые богатства, биологические и расовые особенности людей. Общество в натурал фил характеризуется как всеобщность, связующая множество индивидов лишь прир узами. 2) Социальный идеализм абсолютизирует роль сознания в жизни общества, превращает его в конечную и определяющую силу исторического процесса. Идеализм выступает в разных формах. Одни исследователи видят источник развития общества в Мировом Духе, Абсолютной Идее (Г. Гегель), другие – в субъективной воле и сознании людей. 3)Материализм в понимании общественной жизни своё наиболее полное выражение получил в историческом материализме (диалектико-материалистической теории общественного развития). Согласно этой теории, определяющим для общественного развития признаётся не идеальный, а материальный фактор, прежде всего способ производства материальной жизни. Наиболее концентрированно сущность диалектико-материалистического понимания общества была выражена К. Марксом в предисловии к работе «К критике политической экономии». «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». С материалистической точки зрения, общественное сознание отражает общественное бытие. В самом широком понимании общество, изучаемое социальной философией, выступает как социальность вообще, как социум, или особый род бытия в мире. Анализируя сущность социального, философия стремится установить систему признаков, отличающих всякое явление общественной жизни от явлений живой и неживой природы. В этом смысле любое социальное образование, включая сюда сельскую общину или клуб филателистов, может рассматриваться как модель общества, содержащая в себе основные характеристики социального бытия, о которых речь пойдет ниже. Существует, однако, и иной смысл понятия «общество», в котором оно не является уже синонимом социального, а характеризует особые, строго определенные формы существования социальных явлений. Мы можем утверждать, что всякое общество социально, но далеко не все, что обладает свойствами социального, может рассматриваться как общество, представляя собой всего лишь часть, свойство или состояние общества в узком его понимании. Ниже нам предстоит дать строгое определение того, что представляет собой общество в узком смысле слова (который отныне станет для нас единственным, ибо, говоря об обществе, мы будем отличать его от социума, социальности вообще). Нам придется выбирать между различными толкованиями общества: субъектным, который рассматривает общество как особый самодеятельный коллектив людей; деятельным, который полагает, что обществом следует считать не столько сам коллектив, сколько процесс коллективного бытия людей; организационным, который рассматривает общество как институциональную систему устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами. Пока же подчеркнем, что в любом своем понимании общественные объединения людей – будь то «древние общества кочевников» или «современные государства», о которых говорилось в приведенной мысли Франка, являются таким же необходимым объектом социально-философского рассмотрения, как и социум вообще. сингуляризм (общество производное от человека) и универсализме (человек производное от общества)= номинализм и реализм Может показаться странным, но в современной социальной философии и общей социологии дискутируется вопрос: "Существует ли вообще общество как самобытная реальность, как особая область бытия?". СИНГУЛЯРИЗМ "общество" есть лишь название для совокупности и взаимодействия множества отдельных людей". Такой подход С.Л. Франк именует "сингуляризмом" или "социальным атомизмом", прослеживая его философские истоки уже у софистов и особенно у Эпикура и его школы. Сингуляристскому взгляду на общество противопоставляется точка зрения социально-философского "УНИВЕРСАЛИЗМА", согласно которой " общество есть некая подлинно объективная реальность, неисчерпывающая совокупность входящих в ее состав индивидов " (от Платона, для которого "общество есть "большой человек", некая самостоятельная реальность, имеющая свою внутреннюю гармонию, особые законы своего равновесия", а также от Аристотеля, для которого "не общество производно от человека, а, напротив, человек произволен от общества; человек вне общества есть абстракция, реально столь же невозможная, как невозможна живая рука, отделенная от тела, к которому она принадлежит"). Мы видим, что полемика "универсализма" и "сингуляризма" упирается в проблему системности общества. Методологический индивидуализм - методологический принцип, согласно которому Это позиции, основанные на том, что адекватные социологические оценкиобязательно предполагают обращение к людям, интерпретации ими своих обстоятельств и причин и поводов для предпринимаемых ими действий. И Вебер, и Поппер предлагают такие спецификации, посредством которых все социальные категории, вроде "капитализма" или "государства", могут объясняться обращением к реальным или абстрактным ("идеализированным") индивидуумам или личностям. В более резких формах методологически индивидуализм предлагает, чтобы все социологические объяснения начинались и заканчивались обращением к индивидуумам. Методологический коллективизм - методологический принцип: Деятельностный подход, в котором приоритет в процессе исследования общества отдается человеческой деятельности и тем факторам, которые влияют на развитие социальных явлений. Деятельностный подход, берущий начало в классической немецкой философии, исходит из того, что как единство, так и специфика социальных явлений объяснимы многообразием форм конкретно-исторической деятельности людей. В социологии деятельностный подход становится доминирующим в концепциях "социального действия" М.Вебера и Ф.Знанецкого, "социальной стратификации" Т.Парсонса, "социальной мобильности" П.Сорокина. Деятельностный подход рассматривает общество как конкретно-историческую совокупность социальных общностей и групп, а история - это их непосредственная деятельность, преследующая определенные цели. Люди ставят перед собой самые разные цели и руководствуются ими в своей жизни. Именно целеполагание - специфическая, родовая черта деятельности человека. Цели - центральное звено этой деятельности. С одной стороны, они детерминированы потребностями, интересами личностей и общностей, которые во многом определяются содержанием объективных условий, культурой, т.е. результатами прошлой деятельности. С другой, сами выступают в качестве детерминанты по отношению к средствам, способам и методам деятельности. Деятельностный подход как раз и ориентирует на изучение всей этой разнообразной палитры социальных слоев и групп, т.е. он изучает социальную структуру общества в ее многообразии и движении.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |