АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Политические доктрины раннего и зрелого буржуазного общества

Читайте также:
  1. I. Понятие общества.
  2. I. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
  3. I. Состояние общества и состояние общественного мнения
  4. I. Формирование глобального инновационного общества
  5. III. ЧЛЕНЫ ВСЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ИНВАЛИДОВ
  6. VIII. Социально-политические течения Ренессанса.
  7. XVIII век: противоречивость модернизации российского государства-общества.
  8. Y.4.2. Концепция «индустриального общества»
  9. Административно-политические реформы 60 – 70-х гг. XIX в.
  10. Акционерные общества (АО).
  11. Анализ взаимодействия общества и природы, человека и среды его обитания является давней традицией в истории научной и философской мысли.
  12. Анатомо-физиологические особенности ребенка раннего возраста.

Существенное развитие политические идеи получили в тру­дах мыслителей французского Просвещения. Его наиболее вид­ными представителями являются Монтескье, Вольтер, Руссо.

Социально-политическим вопросам Шарль Луи Монтес­кье (1689—1755) посвятил работы "Размышления о причинах величия и падения римлян" (1734) и "О духе законов" (1748). Возникновение политически организованного общества он рас­сматривал как исторический процесс, утверждая, что государ­ство — это общество, в котором есть законы1, и его главная задача — силой заставить членов общества выполнять эти за­коны. Закономерность общественной жизни Монтескье раскры­вает через понятие "общий дух нации"2. Согласно Монтескье существует три формы правления: республика, монархия и дес­потия.

Значительной новизной обладает учение Монтескье о разде^ лении властей, где он: 1) соединил либеральное понимание свобо­ды с идеей конституционного закрепления механизма разделения властей; 2) включил в состав властей, подлежащих разграниче­нию, судебные органы, (чего не было в концепции Дж. Локка) и ввел принцип независимости судей; 3) развил положение о соеди­нении республиканского правления с федерализмом, фактически выдвинув идею разделения центральной (федеральной) и мест­ной (муниципальной) власти.

Жан Жак Руссо (1712—1778) положил начало новому на­правлению политической мысли — буржуазному радикализму ("Об общественном договоре, или принципы политического пра­ва"3). Стремясь проследить возникновение и развитие общества,

' Монтескье Ш. Л. Избр.произв. М., 1995. С. 289.

2 Там же. С. 412.

3 Руссо Ж. Ж. Трактаты. М., 1969.


§ 3. Политические доктрины раннего и зрелого буржуазного общества 29

объяснить его внутреннюю динамику, Руссо приходит к выводу, что созданное для охраны частной собственности государство усу­губило имущественное неравенство. Он утверждал, что частная собственность — общественное право, никто не должен обладать неограниченным правом накапливать собственность.

Ядром политической программы Ж. Ж. Руссо является идея народного суверенитета как основополагающего принципа респуб­ликанского строя. Суверенитет народа проявляется в осуществ­лении им законодательной власти. Любая политическая власть имеет законную силу лишь благодаря воле народа как суверена, который в любой момент может отказаться от любого законода­тельного акта и принять новый. Народный суверенитет неотчуж­даем и неделим.

Руссо выступал против концепции разделения властей, пред­лагая четкое разграничение функций органов государства. Он был противником представительной системы, партий ("частных объе­динений"); по его концепции предпочтительнее теория неболь­ших государств.

Вольтер (1694—1778) считал своим политическим идеалом "просвещенную монархию", где просвещен не только монарх, но и его подданные.

Значительные заслуги в развитии политических идей при­надлежат немецким мыслителям И. Канту, И. Фихте, Г. Геге­лю.

Краеугольным принципом политической теории Иммануила Канта (1724—1804) является положение о том, что каждый чело­век обладает абсолютной ценностью и не может быть орудием осуществления каких бы то ни было целей. В гуманистическом трактате "К вечному миру" Кант разработал проект установле­ния "вечного мира" путем создания всеохватывающей федерации самостоятельных равноценных государств.

Социально-политическим вопросам И. Кант посвятил рабо­ты "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане" (1784), "К вечному миру" (1795), а также большой трактат "Мета-Физика нравов" (1797).

Кант характеризует правовые законы как своего рода пер­вую ступень (или минимум) нравственности. Для учения Канта характерно определение государства через право: "Государство vcivitas) — это объединение множества людей, подчиненных пра­вовым законам". Кант рассматривает форму государства в зави­симости от двух признаков: количества лиц, осуществляющих


30 Глава 2. Исторические аспекты развития политических учений

верховную власть, и формы правления. По этим признакам он выделяет автократию, аристократию, демократию: "власть госу­даря, дворянства, народа"1. Кант считал, что в будущем произой­дет полное прекращение межнациональных и межгосударствен­ных распрей, будут ликвидированы войны и установлен всеобщий мир. Путь к прочному миру Кант видит в создании таких "ле­гальных" условий, которые объективно привели бы к созданию "федерации" всех народов нашей планеты, сохраняющих внутри нее свободу и политическую самостоятельность. Это был бы союз народов, который, однако, не должен быть государством наро­дов2.

Убежденность в острой необходимости либерализации поли­тического режима, отмены сословных привилегий, установления твердой законности, горячее сочувствие народным массам никогда не оставляли Иоганна Фихте (1762—1814). До последних дней жизни он был предан гуманистической идеологии Просвещения, оставался сторонником буржуазно-демократических преобразова­ний. Фихте стремился пресечь произвол абсолютистско-нолицей-ской власти государства над своими подданными и, опираясь на естественно-правовую доктрину, утвердить политические права и свободы личности. Чтобы гарантировать свободу отдельного чело­века и совместить с ней свободу всех, нужна правовая общность людей. Стержнем такой правовой общности должен стать юриди­ческий закон, вытекающий из взаимоотношений разумно свобод­ных существ, а не из нравственного закона. Право функциониру­ет независимо от морали, регулируя исключительно область дей­ствий и поступков человека.

Георгу Гегелю (1770—1831) принадлежит заслуга в разра­ботке и разграничении категорий "гражданское общество" и "го­сударство"3. Он различал политическое государство и гражданс­кое общество, определяя последнее как сферу реализации особен­ных, частных целей и интересов отдельной личности. Гражданс­кое общество занимает как бы промежуточное положение между семьей и государством. Гегель изображал гражданское общество как раздираемое противоречивыми интересами антагонистическое общество, как войну всех против всех. Он отвергал народный су­веренитет как основание государства и вытекающую из него идею

1 Кант И. К вечному миру. Соч. В 6 т. Т. 6. М., 1966. С. 369.

2 Там же. С. 269.

3 Гегель Г. В. Философия права. М., 1990.


S 3. Политические доктрины раннего и зрелого буржуазного общества 31

демократии. Верховная власть, по мнению Гегеля, не может выра­жать интересы народа, так как народ не только не знает, чего хочет "разумная воля", но и не знает даже того, чего он хочет сам.

Основными чертами гражданского общества, по Гегелю, явля­ются система потребностей, отправление правосудия, полиция и корпорация. Политическое же государство подразделяется на за­конодательную власть, правительственную власть и власть госу­даря. Тремя основными ступенями развития понятия права явля­ются: абстрактное право, мораль и нравственность.

Наряду с политическими идеями, обосновывающими возник­новение и утверждение капиталистических общественных отно­шений (либерализм) или отстаивающими старые общественные порядки (консерватизм), в XVI — первой половине XIX в. в За­падной Европе развивалось направление общественно-политичес­кой мысли, представители которого целиком отрицали и старый, феодальный, и новый, буржуазный, социально-политический строй, выступая защитниками интересов угнетенных народных низов. Это направление получило название утопического социализма. Его наиболее известными представителями являются англичане Т. Мор, Дж. Уинстенли, Р. Оуэн, итальянец Т. Кампанелла, фран­цузы Ж. Мелье, А. Сен-Симон, Ш. Фурье.

Утопический социализм прошел в своем развитии несколько этапов.

Первый этап — XVI —XVIII вв. (Мор, Кампанелла, Мабли, Морелли, Бабеф). Мелье, Мабли, Морелли строят свои коммунис­тические утопии на основе требований разума и естественного права.

Габриэль Мабли (1709—1785) рисует общую картину уто­пической республики равенства, частично излечившейся от порож­денных неравенством имущества зол. Он уповает преимущественно на мирные политические акции и на законы как на средства, кото­рые могут обеспечить такое равенство. Чтобы приблизиться к за­ветному общественному состоянию, необходимо, считал Мабли, принять целый ряд законов, уравнительных по своей направлен­ности. Первый — закон против роскоши во всех ее видах. Госу­дарству следует культивировать простые потребности и нравы. Второй — закон об отказе государства от какого-либо покрови­тельства торговле и купечеству, ибо присущий коммерции дух ал­чности противоречит духу всякого хорошего правления. Третий — закон, регулирующий порядок наследования. Имущество завеща­теля надлежит равномерно распределять между членами его се­мьи или даже передавать в руки неимущих данной округи. Чет-



Глава 2. Исторические аспекты развития политических учений


вертый — закон об ограничении самих владений отдельных граж­дан, об установлении их пределов. Г. Мабли считал демократичес­кую республику наиболее подходящей политической оболочкой для общества, сумевшего "доработаться" до коммунистического строя.

Программно-политическая установка Гракха Бабефа (1760 — 1797) — яростного противника частной собственности и всего с нею связанного — заключается в требовании построить на месте существовавшей прежде антинародной государственности "народ­ное государство".

Представители раннего утопического социализма считали: чтобы избавиться от пороков деспотизма и рабства, надо уничто­жить частную собственность и просветить народ. Это был ранний, уравнительный социализм, который предполагал равенство в об­ласти политических прав, равенство общественного и имуществен­ного положения всех и каждого, уничтожение не только классо­вых привилегий, но и самих классовых различий. Это был аскети­чески суровый, спартанский социализм, запрещавший всякое на­слаждение жизнью.

Томиазо Каипанелла (1568—1639) в книге "Город Солн­ца" развивал свои оригинальные трактовки жизненного уклада людей в идеальной теократической общине. Он по-новому подо­шел к решению проблемы власти и управления, выдвинув три главных принципа: 1) основными задачами нового государства должна быть организация производства и распределения, управ­ления воспитанием граждан; 2) эти задачи должны решаться при активном участии ученых; 3) новый общественный строй требу­ет широкого участия народа в управлении государством. Такой организации власти и управления история еще не знала. Одна­ко идеи Кампанеллы носили в значительной мере абстрактный характер, представления о будущем у него были достаточно при­митивны.

Второй этап развития утопического социализма связан с име­нами Сен-Симона, Фурье и Оуэна, которые изображали будущее общество как общество изобилия, способное удовлетворить все человеческие потребности и обеспечить расцвет личности. Резко критикуя существующий общественный строй и считая, что бур­жуазные революции обычно связаны с кровавым террором, фран­цузские утописты хотели освободить сразу все человечество по­средством разума. Они считали, что социализм есть выражение абсолютной истины, разума и справедливости и стоит только от­крыть эту истину, как социализм покорит весь мир.


§ 3. Политические доктрины раннего и зрелого буржуазного общества 33

Так, Анри Сен-Симон (1760—1825) полагал, что цель обще­ства может быть достигнута созданием одной централизованной системы планового хозяйства, что на смену системы управления людьми при новом строе придет система управления вещами и процессами производства.

Блестящим критиком результатов буржуазной революции, политической и правовой системы капитализма был Шарль Фу­рье (1772 — 1837). В отличие от Сен-Симона, придававшего реша­ющую роль разуму, Фурье на первый план выдвигал идею вечной и неизменной природы человека, в основе социального развития которого лежат различные страсти. Самой возвышенной страстью является энтузиазм, который порождает творческие порывы в тру­де, соревнование, что ведет к повышению производительности тру­да, всестороннему удовлетворению потребностей членов ассоциа­ции. Жизнедеятельность же последней регулируется самими ее членами, правила выполняются добровольно. Общее руководство осуществляет избираемый всенародно ареопаг.

В своих политических воззрениях Роберт Оуэн (1771 —1858) большие надежды возлагал на государство, которое призвано обес­печить становление нового строя — сети коммун с единым по­рядком управления на основе общего свода законов. Это должно быть коллективное общество, основанное на общественной соб­ственности и общем труде членов коммуны, равенстве их прав и обязанностей, гуманной системе воспитания, высокой нравственно­сти. Управляют коммуной ее члены в соответствии со своими спо­собностями и общими интересами. Государственная власть необ­ходима лишь на период образования коммун, способствуя их со­зданию. Для Оуэна идеал — самоуправляющаяся федерация сво­бодных и автономных коммун, действующих на основе конститу­ций. Законодательная власть в коммуне принадлежит (по кон­ституции) общему собранию ее членов в возрасте старше 21 года, исполнительная власть — совету, который избирается общим со­бранием и подотчетен ему.

Утопические социалисты сформулировали ряд перспектив­ных идей: об отмирании политических функций власти; о преодо­лении политического отчуждения; об отмирании государства в связи

с прогрессом промышленности, развитием цивилизации и культу­ры.

Все представители критического утопического социализма единодушны в том, что новый общественный строй положит конец воинам и военным столкновениям между народами. Защита Оте­чества для ранних утопистов — общенародное дело. Они резко



Глава 2. Исторические аспекты развития политических учений


критиковали наемные армии и выступали за всеобщее вооруже­ние народа, понимали необходимость вооруженной защиты нового строя. Как отмечал Ф. Энгельс, в то время общественные конф­ликты еще только зарождались, а средства их разрешения были развиты еще меньше. Такому "незрелому состоянию капиталисти­ческого производства, незрелым классовым отношениям соответ­ствовали и незрелые теории"1. Утопический социализм не сумел "ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту собственную силу, кото­рая способна стать творцом нового общества"2.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)