АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Истории. Этими двумя великими открытиями — материалистическим по­ниманием истории и разоблачением тайны капиталистического производ­ства посредством прибавочной

Читайте также:
  1. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  2. III. Методологические основы истории
  3. III.4.1. Научные революции в истории естествознания
  4. XVI-XVII вв. в мировой истории. «Новое время» в Европе
  5. XX ВЕК В МИРОВОЙ ИСТОРИИ
  6. Аксиология в истории методологической мысли
  7. Анализ взаимодействия общества и природы, человека и среды его обитания является давней традицией в истории научной и философской мысли.
  8. АНЕКДОТЫ, ИСТОРИИ ОТ ОШО
  9. Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.) в истории Древней Греции
  10. АРХИВНЫЕ ФОНДЫ ПО ИСТОРИИ КНИГИ
  11. Билет 1. Предмет истории как науки: цели и задачи ее изучения
  12. Билет 30. Понятие «Нового времени», Проблемы периодизации истории Нового времени.

...Этими двумя великими открытиями — материалистическим по­ниманием истории и разоблачением тайны капиталистического производ­ства посредством прибавочной стоимости — мы обязаны Марксу. Благо­даря этим открытиям социализм стал наукой, и теперь дело прежде всего в том, чтобы разработать ее дальше во всех частностях и взаимосвязях...

...Материалистическое понимание истории исходит из того положе­ния, что производство, а вслед за производством обмен его продуктов, составляет основу всякого общественного строя; что в каждом выступаю­щем в истории обществе распределение продуктов, а вместе с ним и раз­деление общества на классы или сословия, определяется тем, что и как производится, и как эти продукты производства обмениваются. Таким образом, конечных причин всех общественных изменений и политических переворотов надо искать не в головах людей, не в возрастающем понима­нии ими вечной истины и справедливости, а в изменениях способа произ­водства и обмена; их надо искать не в философии, а в экономике соответ­ствующей эпохи. Пробуждающееся понимание того, что существующие общественные установления неразумны и несправедливы, что "разумное стало бессмысленным, благо стало мучением", — является лишь симпто­мом того, что в методах производства и в формах обмена незаметно про­изошли такие изменения, которым уже не соответствует общественный строй, скроенный по старым экономическим условиям. Отсюда вытекает также и то, что средства для устранения обнаруженных зол должны быть


Хрестоматия 295

тоже налицо — в более или менее развитом виде — в самих изменив­шихся производственных отношениях. Надо не изобретать эти средства из головы, а открывать их при помощи головы в наличных материальных фактах производства.

Итак, как же, в связи с этим, обстоит дело с современным социа­лизмом?

Всеми у же, пожалуй, признано, что существующий общественный строй создан господствующим теперь классом — буржуазией. Свойственный буржуазии способ производства, называемый со времени Маркса капита­листическим способом производства, был несовместим с местными и со­словными привилегиями, равно как и с взаимными личными узами фео­дального строя; буржуазия разрушила феодальный строй и воздвигла на его развалинах буржуазный общественный строй, царство свободной кон­куренции, свободы передвижения, равноправия товаровладельцев, сло­вом, всех буржуазных прелестей. Капиталистический способ производ­ства мог теперь развиваться свободно. С тех пор как пар и новые рабо­чие машины превратили старую мануфактуру в крупную промышлен­ность, созданные под управлением буржуазии производительные силы стали развиваться с неслыханной прежде быстротой и в небывалых раз­мерах. Но точно так же, как в свое время мануфактура и усовершенство­вавшиеся под ее влиянием ремесла пришли в конфликт с феодальными оковами цехов, так и крупная промышленность в своем более полном развитии приходит в конфликт с теми узкими рамками, в которые ее втискивает капиталистический способ производства. Новые производи­тельные силы уже переросли буржуазную форму их использования. И этот конфликт между производительными силами и способом производства вовсе не такой конфликт, который возник только в головах людей — подобно конфликту между человеческим первородным грехом и боже­ственной справедливостью, — а существует в действительности, объек­тивно, вне нас, независимо от воли и поведения даже тех людей, деятель­ностью которых он создан. Современный социализм есть не что иное, как отражение в мышлении этого фактического конфликта, идеальное отра­жение его в головах прежде всего того класса, который страдает от него непосредственно, — рабочего класса.

Энгельс Ф. Развитие социализма от уто­пии к науке. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 19, 20.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)