АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обновления общества

Читайте также:
  1. I. Понятие общества.
  2. I. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
  3. I. Состояние общества и состояние общественного мнения
  4. I. Формирование глобального инновационного общества
  5. III. ЧЛЕНЫ ВСЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ИНВАЛИДОВ
  6. XVIII век: противоречивость модернизации российского государства-общества.
  7. Y.4.2. Концепция «индустриального общества»
  8. Акционерные общества (АО).
  9. Анализ взаимодействия общества и природы, человека и среды его обитания является давней традицией в истории научной и философской мысли.
  10. БАЗОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕСТВА
  11. Безработица является неотъемлемой чертой общества с рыночной экономикой, что наглядно видно по данным таблицы 3.1.
  12. Билет № 41 Развитие общества.

Национальная проблематика для современной Российской федерации является одним из главных направлений ее деятель­ности. В многонациональной России проживает более ста наро­дов. Распад СССР, социально-экономические и политические труд­ности переходного периода, ухудшение криминогенной ситуации обострили многие сдерживаемые ранее или даже уже изжитые национальные противоречия и конфликты.

К основным проблемам в сфере национальных отношений относятся: развитие федеративных отношений при обеспечении самостоятельности субъектов Российской Федерации, муниципаль­ных образований и укреплении целостности Российского госу­дарства; развитие национальных структур и языков народов Рос­сийской Федерации, духовной общности многонационального на­рода России, сложившейся благодаря объединяющей роли рус­ского народа; политическая и правовая защита малочисленных народов и национальных групп, прежде всего северных народ­ностей, находящихся в наиболее неблагоприятных условиях дав­ления на их самобытные культуры техногенной цивилизации; до­стижение и поддержка стабильности, прочного мира на Север­ном Кавказе; поддержка соотечественников, проживающих в стра­нах СНГ и Балтии, содействие развитию их связей с Россией; укрепление межгосударственных связей со странами СНГ, дру­гими государствами, входившими в состав СССР; выработка ос­мысленной системной политики в сфере национальных отноше­ний.

Благоприятный климат в сфере национальных отношений на­прямую связан с выбором оптимальной модели государственного устройства страны, поскольку именно в государственном устрой­стве коренятся фундаментальные национальные интересы, прежде всего те, что связаны с политико-правовым статусом территорий про­бивания национальных общностей. Своеобразие России заключа­йся не только в факте многочисленности самобытных российских аРодов, но и в том, что целый ряд из них компактно проживают в местах своего традиционного расселения, считая их собственной ЦИональной территорией. Названное обстоятельство предопре-ляет стремление данных народов к обретению форм собственной Утрироссийской государственности или национально-админист-


216 Глава 10. Национальные отношения и национальная полити

ративного самоуправления1 и находит выражение в выборе Росси ей федеративной модели государственного устройства.

Оптимизация государственного устройства России на основе принципов федерализма находится в числе приоритетных задач внутренней политики страны. Этот процесс преследует цели ук­репления Российского государства через укрепление субъектов Федерации при учете особенностей разных групп последних. По­этому Российская Федерация строится на сочетании территори­ального и национально-территориального принципов. В качестве субъектов Российской Федерации выделяются территориально-государственные (края, области, города федерального значения) и национально-государственные (республики в составе Российс­кой Федерации, автономная область, автономные округа) образо­вания. Достижение равенства всех субъектов Федерации в отно­шениях с федеральным центром не отменяет закрепления за на­циональными субъектами Федерации особых прав, проистекаю­щих из необходимости выражения этими субъектами интересов отдельных российских народов2. Следовательно, еще одним прин­ципом национально-государственной политики остается развитие Российской Федерации как федерации асимметричной, включаю­щей в себя субъектов разного типа и с разным политико-право­вым статусом.

Федеративная политика государства направлена на четкое разграничение предметов ведения и полномочий между Российс­кой „Федерацией и ее субъектами. Для решения названной задачи Федерация и ее субъекты в лице своих органов заключают между собой договоры и соглашения о разграничении полномочий, пред­метов ведения и о взаимном делегировании полномочий.

Пока не получили широкого распространения формы нацио­нально-административного самоуправления. Требует совершенство­вания законодательство о национальных районах, селах, посел­ках. Эти политико-территориальные институты особенно перспек­тивны в деле реализации интересов малочисленных северных на­родностей. Северные народности сочетают в себе черты самостоя­тельных национальных общностей и национальных меньшинств-С одной стороны, как народности они укоренены в местах своего территориального расселения и хозяйствования. С другой — в

1 К формам национально-административного самоуправления отно
национальные районы, села, поселки и другие подобные образования. ^Q

2 Предполагается, что государственной формой выражения националь
суверенитета русского народа является сама Российская Федерация.


I


5 $ Современная национальная политика в РФ • 217

силу малочисленности они являются отдельными небольшими общинами среди остального населения, составляя меньшинство на собственной территории. Поэтому для самоорганизации террито­риальных общин малочисленных народностей более удобны фор-ль! национально-административного самоуправления, объединяю­щие отдельные признаки государственности и национально-куль­турной автономии.

Концепция государственной национальной политики Рос­сийской Федерации1 провозглашает, что в отношении северных народностей на первый план выступают социальные проблемы и проблемы сохранения их языков и культур, которые должны решаться на основе специальных программ. Необходимо зако­нодательное отражение особенностей бюджетной системы, при­ватизации, налогообложения, предпринимательской деятельнос­ти, участия иностранных инвесторов в освоении природных ре­сурсов, традиционного использования промысловых угодий и пастбищ. Конечно, для реализации всех этих задач требуется политическая воля общероссийской и региональной элит, по­скольку возможности эффективного отстаивания собственных интересов у малочисленных народностей крайне незначитель­ны.

В настоящее время государство предпринимает определен­ные шаги по развитию институтов национально-культурной авто­номии. Национально-культурная автономия позволяет гражданам, принадлежащим к различным национальным общностям, в част­ности к малочисленным дисперсно расселенным народам, нацио­нальным меньшинствам, решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, традиций, языка, культуры, образования. Фор­мами национально-культурной автономии выступают национальные общественные объединения, землячества, национальные средства массовой информации, образовательные учреждения разного типа, Учреждения культуры.

Особой формой национально-культурной автономии являют­ся объединения, надстраивающиеся над низовыми национальны-ми общественными формированиями конкретных национальных °°Щностей, действующие на территориях муниципальных образо-_ аний, субъектов Федерации, страны в целом. Эти национальные Надорганизации" представляют собой форму национальных об-

Гр—---------------

м-: Российская газета. 1996. 4 июля.


218 Глава 10. Национальные отношения и национальная политик

щин1. Однако они не наделены какими-то властными полномочи­ями и действуют как сугубо общественные объединения, не ущем­ляя прав государственных органов и органов местного самоуп­равления. Институты национально-культурной автономии могут использоваться представителями любых российских народов, в том числе тех, что имеют собственные формы государственности или • национально-административного самоуправления.

Одной из составляющих современной национальной полити­ки является государственная поддержка соотечественников за рубежом. Такая поддержка необходима прежде всего этническим россиянам, проживающим в странах СНГ и Балтии. На этом на­правлении государство ставит перед собой задачу создания с по­мощью межгосударственных договоренностей условий для свобо­ды передвижения людей, гуманитарных контактов, гарантирова­ния прав собственности этнических россиян, их прав в сфере пен­сионного обеспечения и социальной защиты. Надо иметь в виду, что такая цивилизованная помощь соотечественникам, проживаю­щим за рубежом, в деле их самоорганизации, повышения нацио­нального самочувствия и социального статута расширяет возмож­ности государства для политического маневра на международной арене.

Еще одним разделом национальной политики Российского государства является национально-языковая политика, что не слу­чайно. Язык не просто элемент любой национальной культуры. Он всегда средоточие всех иных культурных форм жизнедеятель­ности и творчества людей. По сути язык представляет собой "кро­веносную систему" национальной культуры. Следовательно, без осмысленной планомерной заботы о национальных языках невоз­можны оздоровление национальных отношений и рост нацио­нальных культур. Задача государства в этой деликатной сфере заключается не в подмене усилий самих национальных общнос­тей, а в оказании им посильной помощи, в частности в норматив­ном упорядочении языковых отношений, прежде всего в сфере обращения массовой информации.

Связывая языковые отношения с правами человека, федераль ный законодатель ввел категорию "языкового суверенитета

' Федеральный законодатель именует их национально-культурными авт м

миями, т. е. связывает национально-культурную автономию в ее традицио! ^

понимании лишь с одной из форм ее проявления (ст. 1 Федерального за j
о
национально-культурной автономии // Российская газета. 1996. / hi


ц 5 Современная национальная политика в РФ 219

которым он понимает совокупность прав народов и личности на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу вы­бора и использования языка общения1. Государство берет на себя обязательство по гарантированию языкового суверенитета каждо­го российского народа независимо от его численности и правового положения, каждого индивида независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой, национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии, места проживания.

Русский язык как основное средство межнационального об­щения российских народов является государственным языком Российской Федерации. В то же время республики в составе Рос­сийской Федерации вправе вводить на своих территориях наряду с русским языком собственные государственные языки. Статус вторых государственных языков получают в республиках языки титульных народов, давших имя своим республикам. Закрепле­ние данного права за республиками логично, поскольку они фак­тически и юридически являются внутрироссийскими национальны­ми государствами.

В местах компактного проживания населения, не имеющего своих национально-государственных и национально-территориаль­ных образований или живущего за их пределами, наряду с рус­ским языком и государственными языками республик в составе Российской Федерации в официальных сферах общения может использоваться язык населения данных местностей.

Важным способом государственной поддержки национальных языков служат государственные программы по их сохранению и развитию. Так, Правительством Российской Федерации разрабо­тана и утверждена федеральная целевая программа "Русский язык", предусматривающая развитие русского языка как государствен­ного языка страны, как национального языка русского народа, как мирового языка2. Правда, от принятия каких-то решений до их воплощения в жизнь часто проходит немало времени. И дело здесь не только в неповоротливости государственных учреждений, но и в степени готовности общества к отстаиванию тех или иных реше­нии, к участию в их реализации. Без активного участия самих гРаждан в осуществлении программ сохранения и развития наци-°нальных языков эти программы останутся на бумаге.

Гр---------------------------------

. м- ст- 2 Закона РСФСР о языках народов РСФСР // Ведомости Съезда ^Родных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 50. ^.: Российская газета. 1996. 8 авг.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)