|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Историческая взаимосвязь и преемственность политических явленийВ политической мысли прошлого сконцентрирован громадный политико-правовой опыт прошлых поколений. Их идеи и достижения дошли до нас и получили новое развитие, оказывают заметное влияние на современные политические и правовые воззрения и практику. Идея преемственности политики имеет очень давнюю историю. Уже древние отстаивали самостоятельность данного феномена. Политика — особая реальность, действующая по собственным законам. Платон первым (а затем Аристотель и позднее По-либий) сформулировал циклическую теорию политических режимов, сменяющих друг друга в строгой последовательности. Аристотель обозначил около двадцати форм правления, следующих друг за другом в историческом развитии. Монтескье почти полностью заимствовал у древних тезис о разложении и перерождении политических структур, анализировал причины возникновения исторических и политических систем, взаимосвязи формы правления и законодательства. К. Маркс и Ф. Энгельс считали политику вторичной, зависимой от экономики. Так, Ф. Энгельс писал: "Экономическая сторона отношений является в истории более фундаментальной, чем сторона политическая "'. Большое влияние на развитие современного социологического подхода к политике оказали Г. Спенсер и Э. Дюркгейм. Так, Г. Спенсер видел сущность эволюции общества в переходе от го- 1 Энгельс Ф. Анти-Дюринг. М., 1958. С. 149-150. S 5. Историческая взаимосвязь и преемственность политических явлений 41 могенности к гетерогенности, в развитии тенденции роста внутренней дифференциации и одновременно совершенствования процесса интеграции, открыл прямую связь политического строя с характером международных отношений и внешней политикой. Дюркгейм классифицировал социальные факторы, определяющие поведение личности (материальные и духовные). Представители европейской политической традиции М. Ве-бер, Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс концентрировали внимание на источниках и результатах значительных социоэкономических и политических изменений, на изучении таких проблем, как "класс", "элита", "бюрократия". С середины XX в. в американской политической науке распространяется бихевиористский подход. Суть его заключается в том, что объектом исследования становятся реальные действия (поведение) людей, политические системы, политическая власть и борьба за ее распределение и перераспределение, политические взаимоотношения индивида и общества. Истон, Алмонд и др. разрабатывают фундаментальную теорию государственного управления, выясняют, как политическая система из традиционной становится современной. Появляется интерес к идеям ненасилия, демократии, становления нового мирового порядка, спасения природы, научно-технической революции в лоне технократического сознания политики, политической модернизации современных обществ, взаимосвязи и взаимозависимости субъектов мировой политики, политической интеграции. Теория договорного происхождения государства тоже появилась в глубине веков. В Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. В трудах мыслителей XVII —XVIII вв. Г. Греция, Б. Спинозы, А. Радищева, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо и др. эта теория получила полное развитие. Теория впервые показала, что государство возникает (пусть в силу объективных причин) как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. Это фактически первый созданный людьми общественно-политический институт, оказывавший и оказывающий огромное воздействие на жизнь и деятельность индивидов, групп, классов, всего общества. Договорная теория положила начало учению о народном суверенитете, ° подотчетности перед народом всех государственно-властных структур, их сменяемости. Идея правового государства встречается в трудах Аристотеля, Цицерона. Основы концепции правового государства раз- Глава 2. Исторические аспекты развития политических учений рабатывали во второй половине XVII в. Дж. Локк и его современники. Сам термин "правовое государство" введен в научный оборот в первой трети XIX в. (К.Т. Велькер, Р. фон Моль, И. Кант и др.). Правовое государство противопоставлялось абсолютной монархии, где правовые нормы либо действовали ограниченно (сословное общество), либо применялись по воле одного человека. Понятие правового государства включает в себя либерально-демократические идеи универсальности права, равенства всех, включая политические институты, перед законом. У современной концепции правового государства много сторонников. Концепция разделения властей в классическом виде была сформулирована в XVII —XVIII вв. Наибольший вклад в ее разработку внесли такие политические мыслители, как Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье, Дж. Мэдисон. Смысл идеи разделения властей состоит в том, чтобы ограничить возможность сосредоточения государственной власти в руках одного лица или института, защитить права и свободы граждан. В современной юридической и политической практике представления о демократическом и правовом государстве неотделимы от принципа разделения властей. Современная дискуссия о разделении властей идет вокруг политической власти, реально осуществляемой основными институтами политической системы. Идея разделения властей закреплена в Конституции Российской Федерации. Теория суверенитета. Термин "суверен" ("носитель суверенитета") в государственно-правовом смысле введен в научный оборот французским ученым XVI в. Ж. Боденом. Попытки ограничения суверенитета одной личности предпринимались постоянно (например, Великая хартия вольностей), но лишь в эпоху буржуазных революций они привели к возникновению конституционных монархий. Носителем верховной власти остается один человек, но его права в осуществлении власти уже ограничены писаным сводом основных законов (конституцией) либо исторической традицией. Борьба против верховной власти одной личности ведет к расширенному толкованию понятия суверенитета. Суверенитет как верховную власть следует отличать от суверенитета государства как независимого субъекта мировой политики. Принцип суверенного равенства государств закреплен в Уставе ООН и является одним из общих принципов современного международного нрава. § 5. Историческая взаимосвязь и преемственность политических явлений 43 Теория демократии имеет давнюю историю, причем многие мыслители древности, в том числе Платон и Аристотель, рассматривали демократию как не самую лучшую форму государственной власти. Переосмысление демократических ценностей связано с Великой французской революцией 1789 — 1794 гг., когда демократию стали понимать как вполне определенное направление мысли, политики и социально-политическое движение. К. Маркс и Ф. Энгельс начали создавать свою теорию научного коммунизма с идеи "завоевания демократии революционным пролетариатом". Они утверждали, что демократия относится ко всем остальным государственным формам как к своему Ветхому завету. При демократии "не человек существует для закона, а закон существует для человека"1. Основы теории демократии заложены в трудах французского мыслителя А. Токвиля (1805 —1859). В рамках теории демократии сложилось современное учение о правовом государстве, гражданском обществе, правах и свободах человека. В настоящее время неодолимое движение масс к демократии стало важнейшей характерной чертой и особенностью развития мирового политического процесса. Теорию политического плюрализма разрабатывают Э. Дюр-кгейм, М. Дюверже, Р. Даль, Р. Дарендорф. Основу их взглядов составляют положения о том, что в современном обществе классы как таковые исчезли, а вместо них существуют различные взаимодействующие социальные слои, интересы которых не являются антагонистическими, они вполне примиримы. В этих условиях государство выполняет функцию согласования интересов различных групп, выступает арбитром между конкурирующими политическими силами, призвано не допустить преобладания одних над другими. Идейный плюрализм, или плюрализм мнений, — результат различного отражения объективной действительности в сознании разных индивидов, вечная естественная форма человеческого разномыслия, без которого невозможно само поступательное развитие человечества. Суть политического плюрализма состоит в объективной обусловленности различных интересов и позиций классов и социальных групп, а значит, в многообразии их форм выражения в политической сфере. Социалистическая идея является достижением всего человечества. Ее формирование и развитие шли в контексте исторического процесса. Коммунистические идеи, концепции утопического со- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 221. Глава 2. Исторические аспекты развития политических учений циализма имеют тысячелетнюю традицию. Их элементы наличествуют в раннем христианстве, в народных социально-религиозных учениях, ересях, произведениях устного народного творчества. От представителей утопического социализма идут теоретические и практические взгляды на переустройство общества в XX в. Социализм — одно из крупных политических течений XIX и.XX вв. Он проявляется в трех основных измерениях: 1) как идея, теоретическая концепция; 2) как политическая деятельность какого-либо движения или партийной организации; 3) как реализованная общественная и политическая структура — социалистическая система. Следует различать по меньшей мере семь основных направлений социалистической теории: 1) западная социал-демократия (демократический социализм); 2) советский ортодоксальный марксизм-ленинизм; 3) китайский социализм; 4) реформистские концепции (Югославия, "Пражская весна", еврокоммунизм); 5) социализм в странах "третьего мира" как концепция стратегии постколониального развития, образования национальной общности, модернизации политических институтов; 6) неомарксистские течения "новых левых", западных интеллектуалов, сторонников критической теории (югославская группа "Праксис", последователи Грамши, экзистенциализм, критическая социология и неоанархистские, а также неолиберальные течения в студенческом движении и помимо него)1; 7) новый социализм, цель которого путем эволюционного развития, реформ, рациональной организации жизни и эффективного управления, утверждения широкой демократии, подлинного народовластия, законности, правопорядка, политического плюрализма, на основе многообразия форм собственности, которые будут находиться в процессе исторической трансформации, добиваться нового качества жизни2. Важным этапом социалистической мысли, попыткой дать ответы на новые вопросы, поставленные ходом истории в первой половине XIX в., является марксизм. К. Маркс и Ф. Энгельс, опираясь на широкий пласт культуры, синтезировали, сблизили и углубили предшествовавшие исследования. Они соединили диалектическую философию Гегеля, английскую политическую экономию (Смит, Рикардо), французский социализм (Сен-Симон, Фурье, Прудон, Бланки, Блан) и исторические работы того времени (Тьери, Гизо). Цель их общей теории — дать научное объяснение действительности и социальной истории, отразить политичес- 1 Политология: Краткий тематический словарь. Вып. 2. М., 1993. С. 79 — 84. 2 Почему новый социализм. М., 1997. С. 9 — 10. § 5. Историческая взаимосвязь и преемственность политических явлений 45 кую практику и руководство ею. Стержнем марксистского понимания политики выступают учение о классовой борьбе, ориентация на преимущественно насильственную реализацию классовых целей. В свое время К. Маркс высказал фундаментальную мысль: новое общество обязательно вырастает из старого естественным путем, если этого естественного пути нет, то не будет и нового общества; социализм постепенно вырастает из капитализма. Разумеется, отдельные положения Марксова учения сегодня требуют уточнения. Однако было бы неправильным отрицать его значение в развитии общественной мысли, пытаться замалчивать его научную значимость. М. Вебер, А. Цукерман отмечали, что "ни одна школа, ни одно, направление, ни одна теория не могут претендовать на господствующее положение, на истину в конечной инстанции. Все они "смертны", преходящи, относительны, но в то же время ни одна из принятых парадигм не является столь слабой, чтобы это не давало основания отрицать полезность того или иного теоретического подхода или заставляла сторонников другого подхода отказаться от теории, в рамках которой они работают"1. В наше время — время социальных преобразований — как никогда остро чувствуется потребность в глубоком понимании закономерностей развития политической жизни общества. Введение в политический анализ. Реферат-дайджест. М., 1995. С. 7. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |