|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Политическая мысль РоссииКрещение в 988 г. Древней Руси существенным образом сказалось на развитии ее политической мысли. Вместе с христианским учением на Русь стали проникать новые политические понятия, с помощью которых осмысливались актуальные вопросы общественной жизни. Предметом политических размышлений были такие проблемы, как происхождение государства, правомерность господства правящей династии, пути укрепления княжеской власти, внешней политики. Об этом свидетельствуют "Слово о законе и благодати" киевского митрополита Илариона (1049), летописный свод "Повесть временных лет" (1113), "Поучение Владимира Мономаха" (1125), свод правовых актов XI —XIII вв. "Русская правда", поэма "Слово о полку Игореве" (конец XII в.) и др. Политические идеи на Руси получают развитие в XVI в. Так, положения о независимости, централизации государства, сильной и неограниченной самодержавной власти нашли свое обоснование в теории псковского монаха Филофея "Москва — третий Рим". И. С. Пересветов в своих сочинениях рассматривал вопросы формы правления и объема полномочий верховной власти, организации общерусского войска, создания единого законодательства, реализуемого централизованной судебной системой. В области управления внутренними делами страны он предусмотрел проведение финансовой реформы, ликвидацию наместничества и некоторые мероприятия по упорядочению торговли. Удивительна дальновидность его политического мышления: в своей теоретической схеме он определил структуру и форму деятельности ведущих 1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 269. 2 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 23. С. 46. § 4. Политическая мысль России
звеньев государственного аппарата, наметив основную линию дальнейшего государственного строительства. Противоположная тенденция прослеживается в политической идеологии Ивана IV Грозного, в которой утверждается правомерность неограниченной верховной власти, обеспечивающей реализацию полнейшего "самовластья" ее носителем. Наибольшее внимание Иван IV уделял выяснению законности происхождения правящей династии, считая, что высший суд в государстве принадлежит только ему как непосредственному наместнику Бога. Весьма своеобразную интерпретацию получило в теории Ивана IV традиционное для русской политической мысли положение об ответственности властителя перед подданными. Царь не может быть преступен по самой своей природе, он бывает только грешен, а наказание греха — прерогатива Высшего суда. Нетрадиционно разрешает он и вопрос о взаимодействии духовной и светской власти. Вся доктрина Ивана IV направлена лишь на идеологическое оправдание террора. Царя интересовали не формы правления и не государственное устройство, а придание легитимности опричным грабежам и насилию. Князь Андрей Курбский отстаивал форму власти, организованную в виде сословно-представительной монархии, в которой все властные и управленческие полномочия могли реализоваться только на основании надлежащим образом принятых законов. Со второй половины XVII в. в России начинается преобразование сословно-представительной монархии в абсолютную, и ведущее место в политических трактатах стала занимать проблема верховенства церковной власти. Идеологами просвещенной абсолютной монархии выступали Прокопович и Татищев. Политические идеи нарождающейся буржуазии получили отражение в творчестве Посошкова. Существенной чертой политической идеологии просветительства было враждебное отношение к крепостному праву. В политическом трактате "Правда воли монаршей" Феофан Прокопович (1681 — 1736) наилучшей и наиболее естественной формой правления называет абсолютную монархию, которая может быть либо наследственной, либо выборной. В своих рассуждениях Прокопович сумел соединить аргументы естественно-правовой теории с догматами богословия, присовокупляя к доводам естественных законов и естественного разума" "непреложное Слово Божье". Глава 2. Исторические аспекты развития политических учений В истории русской политико-правовой мысли Прокопович первым обратился к исследованию процесса происхождения государства, исходя из предположения о наличии естественного преддоговорного состояния, которое он рисовал как эпоху войн и кровопролитий, когда ничем не сдерживаемые страсти превращали людей в "неукротимых зверей". Естественные законы (он понимает их как требования здравого разума) подсказывали людям, как избежать постоянных войн, и привели их к мысли о заключении договора об образовании государства. Эта идея была реализована людьми в силу их природных склонностей (социальность, разделение труда) не без содействия Бога ("не без смотрения Божьего"). Таким образом, высшая власть в обществе была образована путем договора, при заключении которого народ полностью отказался от своего суверенитета ("не оставляющие себе никакой свободное™") и полностью вручил его верховной власти. В отличие от Прокоповича В. Н. Татищев (1686—1750), будучи сторонником сильной исполнительной власти, считал, что выбор форм правления или избрание нового монарха должны соответствовать естественному закону и осуществляться "соглашением всех подданных". Татищев пытался внести в процесс образования государства исторические начала, утверждая, что все известные человеческие сообщества возникли исторически. И. Т. Посошков (1652 — 1726) в "Книге о скудости и богатстве" пытался выяснить причины народной скудости и существовавшего в государстве беззакония. Радикальные ответы на волновавшие общество проблемы предложил в своей политической теории А.' Н. Радищев (1749— 1802). Главное его сочинение "Путешествие из Петербурга в Москву" содержало призыв к крестьянскому восстанию против крепостничества и самодержавия. Радищев признавал за народом право на восстание в том случае, если его естественные права грубо нарушались. Социальный идеал Радищева — общество свободных и равноправных собственников. Будущее государственное устройство России он представлял в форме свободной и добровольной федерации городов с вечевыми собраниями со столицей в Нижнем Новгороде, а правосудие — в виде системы земских судов, избираемых гражданами республики. Политическая мысль в России XIX в. — это в основном идеология либерального дворянства М. М. Сперанского, Н. А. Карамзина, дворянских революционеров-декабристов М.П. Бестужева-Рюмина, П. И. Пестеля, Н. М. Муравьева, мыслителя П. Я. Чаадаева и др. § 4. Политическая мысль России
М. М. Сперанский (1772 —1839) выдвинул идею отмены крепостного права, но постепенно, сверху. В своих проектах государственных преобразований он мечтал о конституционной монархии. Законность форм осуществления власти Сперанский связывал с необходимостью разделения властей. Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно. Глава исполнительной власти — монарх — участвует в деятельности Думы, но "никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы". Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающейся высшим судебным органом — Сенатом. Три власти управляют государством, как человек — своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению. Свою политическую конценциюН. А. Карамзин (1766 — 1826) сформулировал в "Истории государства Российского", "Записке о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях". На примере анализа правления Ивана IV Карамзин подверг аргументированной критике тиранию, охарактеризовав ее как образ правления, при котором нарушаются естественные, положительные и нравственные законы. Карамзин — противник разделения властей. Всю социально-политическую систему он представлял формулой "Дворянство, Духовенство, Сенат и Синод как хранилище законов, над всеми Государь — единственный законодатель, единственный источник власти". Идеалом Карамзина был сильный монарх (не обязательно наследственный), опирающийся в своей деятельности на законы и принимающий меры к нравственному воспитанию и политическому просвещению народов своей страны. П. И. Пестель (1793 — 1826) изложил свои республиканские взгляды в работах "Конституция. Государственный завет" и "Русская правда". Государство он отождествлял с гражданским обществом. Выступая против крепостного нрава, Пестель не отрицал частную собственность вообще, провозгласив ее священной и неприкосновенной; Он был сторонником теории разделения властей. По его теории, в России предусматривались введение важнейших демократических прав и свобод, создание правовых гарантий неприкосновенности личности, учреждение новых органов правосудия, армия с небольшим сроком службы. Мысль о демократизации монархии развил Н. М. Муравьев U795 —1843). Государственное устройство России должно быть федеративным (13 держав и 2 области). Высший представительный и законодательный орган — двухпалатное Народное Вече, Глава 2. Исторические аспекты развития политических учений состоящее из Палаты народных представителей и Верховной Думы как органа, представляющего территории. Муравьев предлагал после победы восстания созвать учредительное собрание для принятия конституции. Идеи П. Я. Чаадаева (1794 — 1856) обострили споры о прошлом и будущем России. Думающая часть общества была втянута в конфликт западников и славянофилов. Западники (П. В. Анненков, И. В. Вернадский, Б. Н. Чичерин) верили в единство человеческой цивилизации и считали, что во главе ее идет Западная Европа и указывает правильный путь всему человечеству, а Россия должна учиться у Запада и пройти тот же путь развития. Славянофилы (К. С. Аксаков, Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев), напротив, утверждали, что единой общечеловеческой цивилизации и, следовательно, единого пути развития для всех не существует, что русская политическая и общественная жизнь развивалась и будет развиваться по своему собственному пути. Революционно-демократическую идеологию в России развивали В. Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н. Г. Чернышевский (1828-1889), Н. А. Добролюбов (1836-1861). По их мнению, главную движущую силу общества составляют народные массы, а сам исторический процесс есть борьба угнетенных классов со своими угнетателями. Россия же может избежать капиталистического пути развития и перейти к социализму через крестьянскую общину, которая есть прообраз будущего общества. Будущее политическое общество — это "социальная республика", где осуществляются подлинно демократические принципы свободы и равенства. Только там, где все люди равны, имеется возможность всестороннего и правильного воспитания человека. Герцен говорил, что лишь после отмены крепостного права и других правительственных реформ Россия пойдет но пути конституционных преобразований, так как свобода лица — величайшее дело, и только в ней может вырасти воля народа. Будущее России он видел в "русском крестьянском социализме", основу которого составляет община, "патриархально-коллективистский быт". По учению Чернышевского, сущность государства определяется экономическим фактором, и "каждое действие государственной власти, к какой бы сфере оно ни относилось... непременно проводит перемену в экономическом отношении". Чернышевский отвергал абсолютную монархию, а наиболее передовой формой правления считал республику. § 4. Политическая мысль России
Вопрос о новом социально-экономическом устройстве России становится основным в произведениях идеологов народничества М. А. Бакунина (1814-1876), П. Л. Лаврова (1823-1900), П. Н. Ткачева (1844-1885/86), Н. К. Михайловского (1842-1904), В. П. Воронцова (1847-1918) и др. Признавая единственный путь преобразования общества — через народную революцию, представители различных течений революционных народников по-разному оценивали степень готовности масс к революции и выдвигали самые разные способы "разжигания" революционного огня. Так, Бакунин считал, что русский народ "всегда бунтовал против эксплуататоров и всегда готов к революции". Отсюда задача революционеров состоит в том, чтобы "соединить" все его бунты в один бунт, поголовный и сокрушительный, т. е. в народную революцию. Лавров, напротив, думал, что ни народ, ни революционная интеллигенция к социальному перевороту не готовы и революции должна предшествовать длительная пропаганда социалистических идей в народе. Будущее социалистическое общество революционные народники видели таким: в обществе будет господствовать общественная (коллективная) собственность, в нем будет организовано коллективное производство и обеспечено справедливое распределение. В конце XIX в. в России возникло марксистское направление политической мысли, которое представляли Г. В. Плеханов (1856-1918), В. И. Ленин (1870-1924), П. Б. Струве (1870-1944), С. Н. Булгаков (1871 — 1944) и др< Главная задача марксистов в то время — критика идей либерального народничества, доказывание того, что страна вступила на путь прогрессивного капиталистического развития, что движущей силой социалистической революции будет не крестьянство, а пролетариат. Отцом русского марксизма является Г. В. Плеханов, который, будучи противником заговорщичества, якобинской революции, немедленного захвата власти революционной социалистической партией, не принял по принципиальным соображениям Октябрьскую революцию и разошелся с В. И. Лениным и большевиками. После 1917 г. ведущее место в духовной жизни общества занял ленинизм, постепенно превратившийся в государственную идеологию. В. И. Ленин развил марксистскую теорию учением об империализме, о социалистической революции и диктатуре пролетариата, о партии нового типа, о классовых союзниках пролетариата в борьбе за демократию и социализм, о путях строительства социализма и коммунизма. Глава 2. Исторические аспекты развития политических учений В ленинизме немало и такого, что не вытекало с необходимостью из марксизма и было порождено своеобразием условий отсталой России. Этим во многом вызвана абсолютизация в ленинизме волевого начала, революционных насильственных и ускоренных форм общественного развития. Ленинская концепция социализма основывалась на обобщении реальной практики тех революционных преобразований, которые происходили в России. Ленин создал научную теорию не только строительства, но и функционирования социализма, его перехода из одного этапа развития в другой. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |