АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 7. Политическое общество Беларуси в контексте идеологии белорусского государства

Читайте также:
  1. I.2.1 Традиционное общество и мифологическое сознание
  2. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 1 страница
  3. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 10 страница
  4. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 11 страница
  5. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 12 страница
  6. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 13 страница
  7. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 14 страница
  8. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 2 страница
  9. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 3 страница
  10. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 4 страница
  11. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 5 страница
  12. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 6 страница

 

1. Понятие и структура политического общества. Человек, гражданское общество и государство.

2. Искусство ведения политики: основные типы политической рациональности.

3. Особенности современного политического общества Беларуси.

4. Основные принципы социально-политического развития белорусского общества и государства.

 

1. Понятие и структура политического общества. Человек, гражданское общество и государство

Общество, рассматриваемое в аспекте ведения жизненно важных общезначимых дел при участии различных социальных сил, выступает как политическое общество. По сути, политическое общество представляет собой единство людей, стремящихся к общему благу. Политическое общество имеет ряд особенностей, образующих его специфику. К ним относятся:

· гетерогенность; поскольку в политическом процессе принимают участие различные социальные группы, обладающие своими представлениями об общем благе, политическое общество представляет собой изначально разнородную реальность;

· стремление к единству задает основную направленность политического общества. Несмотря на первичную разнородность, социальные силы для успешного взаимодействия принимают минимум установлений (таких, например, как иерархия власти, юридические законы моральные правила и др.). Оба указанных признака политического общества обусловливают его единство (по согласию в отношении оптимальных условий сосуществования) во множественности (по происхождению сообществ и содержанию взглядов);

· созидание общего блага является основным занятием политического общества. Главная трудность заключается в том, что содержание общего блага как некой общезначимой предельной цели проблематично в силу разнородности политического общества. Тем не менее, динамика политического общества обусловлена процессом практического определения путей развития. Цели развития общества формируются по мере необходимости разрешения тех или иных проблем жизнедеятельности. Предельная естественная цель политического общества может быть, как правило, рационально определена только в качестве утопической (например, создание «свободного общества свободных людей» или «достижение как можно большего счастья для наибольшего числа людей» и т.п.). Таким образом, предельная цель общественного развития определяется в самом политическом процессе. Следует, тем не менее, отметить, что в соответствии с традицией новоевропейского гуманизма целью общественного развития является человек, совершенствование его личности и достижение личностной свободы. Но самим человеком как частью политического общества общее благо должно быть понято в соответствии с требованиями общественного единства. Это предполагает самовоспитание ряда гражданских и моральных качеств, таких как гражданская совесть, чувство законности, способность политического здравомыслия, стойкость, последовательность, справедливость и др.;

· рациональная организация общественной жизни. Политическое общество представляет собой упорядоченное целое, определенную организованность. В политическом процессе субъекты опираются не только на базовые социально-политические структуры (например, на различие гражданского общества и государства), но также используют различные способы разумного оформления политики, и, значит, пользуются некой рациональностью – политической рациональностью. Существует два основных вида политической рациональности – техническая и моральная, о которых речь пойдет ниже. Исходя из предлагаемого взгляда, в аспекте рационализации политики основной проблемой является проблема целей и средств, их выбора и соответствия. Цели и средства политического общества должны определяться в соответствии с правильным пониманием функционального соотношения его основных частей.

Основными составляющими политического общества являются человек, гражданское общество и государство.

1. Человек – основной субъект политических отношений. В данном случае мы не имеем в виду человека во всем многообразии и непостижимости его целостного существа. Человек мыслится здесь в политическом измерении, подобно аристотелевому пониманию, как общественное существо (zoon politikon), достойнейшим занятием которого является участие в политической жизни в широком ее понимании. В этом смысле деятельность человека подчинена соответствующим требованиям к нему как существу рациональному, обладающему способностью выбора, свободой воли, являющейся, в свою очередь, продолжением его благой воли в отношении развития общества.

2. Мы предпочитаем различать политическое и гражданское общество. Гражданское общество рассматривается здесь как часть политического общества, принципиально отличная от другой его части – государства. Гражданское общество следует понимать как все сообщества, участвующие непосредственно или косвенно в политической жизни. Гражданское общество неоднородно, его отличает плюрализм. В качестве составляющих гражданского общества могут рассматриваться семья, отдельные группы и сообщества, порожденные инициативой граждан, такие как профессиональные союзы, общественные организации, политические партии и движения и т.п. Гражданское общество представляет собой сферу проявления и реализации специфических интересов указанных социальных групп. Оно выступает политическим пространством, в котором формируются и осуществляются политические взгляды, предпочтения, идеалы общественного развития. Оно образует материю, «живую ткань» политического общества.

3. Государство представляет собой специализированный орган социального целого, отвечающий за упорядоченность общественных дел. В этом смысле оно является важнейшей частью политического общества. Сущность государства нужно усматривать в рациональной организации общественного порядка: государство рационально в квадрате, поскольку регламентирует управление общественной жизнью. По существу государство – обособленная устойчивая структура власти, без которой невозможно цивилизованное существование. Государство обладает правом использовать власть в отношении граждан в целях поддержания минимума порядка и урегулирования отношений между различными лицами и социальными группами. Следует помнить, что государство – это не группа людей, а механизм, существующий в виде связанных друг с другом учреждений. Конечно, без человека как носителя способностей, необходимых для выполнения определенных функций, государственная машина не существует. В качестве части политического общества государство является институтом, в который входят эксперты в области общественного управления и благосостояния. Назначение государства строго инструментально: оно находится на службе политического общества и не обладает в этом смысле самодовлеющим характером.

Следует указать на правильное понимание соотношения составляющих политического общества с точки зрения политической цели.

Целью политического общества является оптимизация созидания общего блага. Эта цель, таким образом, в отношении к цели общего блага имеет характер средства. Общее благо может быть представлено как благо общественное и личностное. Внутренняя направленность человека предполагает его стремление к личностному благу, т.е. благу-для-себя как личности, общества – к благу общественному, т.е. благу-для-всех, благу общества как целого. Исходя из требования оптимизации созидания общего блага, в плане политической активности предполагается, что отдельный человек должен заботиться об общественном благе, а общество о благе личности. Понимание человеком того, что он существует также и для общества – основная предпосылка политической активности. С этой точки зрения он должен развивать в себе личностные и гражданские качества, являющиеся необходимым условием политического участия.

Поскольку человек в указанном ранее смысле является целью для общества, он также является целью и для государства. Основное предназначение государства, таким образом, – создание необходимых условий для реализации и развития человека. В этом проявляется производный характер государства и его служебная роль.

Для человека государство является необходимым способом организации цивилизованной жизни и установлением, которому доверена власть и которое несет ответственность за необходимый минимум порядка в обществе. Человек, таким образом, должен признавать в государстве основной инструмент политической жизни и главное условие общественного развития.

 

2. Искусство ведения политики: основные типы политической рациональности

Природа человека требует упорядоченности жизни, в том числе и в политической сфере.

В общем смысле политическая рациональность проявляется в процессе организации и регламентации жизнедеятельности человека, предполагающей постановку определенных целей и выбор средств их достижения.

Политическая рациональность в широком ее понимании служит упорядочению коллективной жизнедеятельности людей с учетом общих ориентиров и оптимизации управления обществом. В этом смысле основными продуктами рационализации политической жизни являются право (поскольку оно содержит необходимый минимум общеобязательных правил) и государство (поскольку оно – специализированное установление, ответственное за правовой порядок). Однако прежде всего нас интересует само существо политической деятельности как имеющей определенную направленность. Телеологическое осмысление политики позволяет рассмотреть эту проблему как связанную, главным образом, с двумя моментами – определением целей политической жизни и выбором средств.

Политическая практика требует прагматичности. Однако всякая ориентация на успех должна учитывать ближайшие и отдаленные результаты. Соответственно этому политическая деятельность может быть рассмотрена в двух аспектах – тактическом и стратегическом. В тактическом аспекте деятельность направлена на достижение ближайшего конкретного результата, видимого эффекта. Поэтому важнейшей здесь выступает техническая сторона определения целей и средств. Стратегический аспект заставляет учитывать отдаленные последствия деятельности с учетом того блага, в процесс достижения которого встроена наша деятельность. Здесь неизбежна актуализация проблемы стратегического определения ситуации. Политика сама по себе не содержит оснований для адекватной оценки стратегических последствий деятельности: точно предсказать будущее фактически невозможно. Но существует способ минимизации негативных для человека последствий его деятельности. Эту функцию в культуре выполняет мораль. По механизму реализации моральные ценности не связаны порядком прагматического существования и служат предполагаемой перспективе общего блага. Совершая моральный поступок, человек признает благо-для-другого или общее благо и как бы встраивает свое действие в ряд аналогичных поступков, который впоследствии возвратит ему благо в качестве части общего блага. Моральное действие стремится устранить негативные последствия для общества как целого. Стратегический аспект политической деятельности, в конечном счете, предполагает моральную рациональность, а тактический – техническую рациональность.

При определении целей политической жизни мы должны учитывать три основных требования:

1) всякая цель должна соответствовать признанной ценности общественного развития как сверхцели, в отношении которой любая политическая цель выступает как средство. Таким образом, нужно принимать во внимание иерархический порядок ориентиров;

2) всякая цель должна отвечать интересу разрешения конкретной социально-политической проблемы;

3) всякая цель должна быть реально достижима, т.е. не должна носить утопического характера.

В отношении к средствам главным требованием является их соответствие цели:

1) всякое средство должно соответствовать стратегически определенному характеру цели: благие цели должны достигаться благими средствами;

2) всякое средство должно быть эффективным способом достижения цели.

Таким образом, идеальный тип политической рациональности предполагает учет как технического, так и морального аспекта, что практически осуществить крайне трудно, и в политике чаще всего приходится выбирать из двух зол.

Типичным примером реализации технической рациональности в политике является учение Н.Макиавелли, основанное на принципе стремления к успеху любыми средствами, а также утвердившемся убеждении в том, что те, кто безоговорочно принимает правила, попадают во власть тех, кто не придает этим правилам особого значения. Преимущества технической рациональности с позиции силы, могущества и эффективности очевидны: она обеспечивает наличный статус государя, государства и нации. Однако ее существенный недостаток обнаруживается в том, что благие последствия такой деятельности с точки зрения государя, ограниченной временем его жизни, могут вовсе не оказаться таковыми в отдаленной исторической перспективе. При этом нужно предполагать, что историческая справедливость имеет свою логику осуществления и должна будет восторжествовать.

Путь реализации моральной рациональности в политике был указан еще Аристотелем, Августином и другими мыслителями. Попытки осуществления этого пути в наиболее чистом виде представлены политикой религиозных (например, христианских) сообществ. Последние усматривают в качестве наиболее соответствующих человеческой природе моральные отношения в обществе: основу отношения людей друг к другу образуют заповеди. Приоритет моральной рациональности в политике сохраняет также современная демократия, поскольку она основана на естественном праве человека – ценностях свободы, достоинства, справедливости и т.п., которые не могут быть поняты только как политические, но имеют морально-этическую природу. Цели политической жизни определяются исходя из заданной этими ценностями перспективы. Это осуществление и гарантия политических свобод, прав человеческой личности, социальной справедливости и др. Средствами достижения данных целей должны быть не внешние, принудительные средства, а, исходя из гуманистической традиции, такие, которые соответствуют достоинству человека как духовно-нравственного существа. Такими средствами являются позитивная созидающая свобода человека, личностные качества (добродетели) и т.п.

Недостатки моральной рациональности так же очевидны, как и технической. Первая опасность – эскапизм. Излишняя морализация, морализм в политике может вести к отказу от участия в жизни общества, отстранению личности от происходящего, бегству от реальности. Вторая опасность – это неспособность в полной мере осознать важность прагматического аспекта ситуации и, как следствие, – неадекватная реакция на вызов конкретно-политического изменения среды, что может поставить под угрозу само существование политического субъекта. Одна из основных проблем, связанная с выбором типа рациональности, может быть сформулирована примерно так: что лучше, борьба с несправедливостью дурными средствами (обманом, предательством и т.п.) либо полный отказ от политической жизни и замкнутость в собственном духовно-нравственном мире? Первая позиция принципиально несовместима с моральными принципами, а вторая означает отказ от ответственности за происходящее, в которое человек так или иначе вовлечен. Выбирать поэтому приходится между явным злом, с одной стороны, и признанием собственного бессилия – с другой. Хотя в чистом виде такого рода выбор характерен для регрессивных обществ, где политика приобретает варварские черты, в большей или меньшей степени с данной проблемой можно столкнуться при любом политическом режиме.

Таким образом, политическая рациональность в телеологической перспективе требует, во-первых, соответствия целей и средств политики гуманистическим ценностям, а во вторых – выработки эффективных механизмов разрешения социально-политических проблем. Искусство соотнесения морального и технического аспектов политической деятельности, умение привести их в соответствие отличает только подлинный политический реализм.

 

3.Особенности современного политического общества Беларуси

1. Белорусское политическое общество автономно. Его независимость и самоуправление основаны на государственном суверенитете Республики Беларусь и проявляются в самостоятельном осуществлении внутренней и внешней политики. Безусловно, суверенитет ни в коем случае не означает изоляцию, или полную независимость от объективных условий политического окружения. Современные международные политические процессы требуют четкого определения позиции Беларуси и поддержания ею своего статуса, что фактически достигнуто на межгосударственном уровне. Сегодня осуществляется диалог и поиск новых форм взаимовыгодного сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья. В частности, обсуждаются вопросы союза Беларуси и России.

2. Достаточно очевидной является активная роль государства во всех сферах общественной жизни, о чем свидетельствует и сам факт активного обсуждения вопросов идеологии белорусского государства. Существует объективная тенденция к усилению государственной власти. Это придает устойчивость и даже стабильность политической жизни общества и формирует ее определенный режим.

3. Государственная власть в Беларуси персонифицирована Президентом Республики Беларусь. В условиях высокой роли государства в политической жизни общества Президент является лицом не только государства, но и белорусской политики вообще. Президент занимает доминирующее положение в системе органов государственного управления и власти. В Конституции Республики Беларусь фактически обосновывается статус института президентства в качестве самостоятельной ветви власти (ст.84 Конституции). Президент как глава государства обладает сегодня рядом функций исполнительного, законодательного, арбитражного и контрольного характера. Так, например, глава государства определяет структуру правительства и преобразует всю систему исполнительной власти, издает декреты, имеющие силу закона, координирует действия различных ветвей власти и отдельных государственных органов, влияет на принятие решений в Парламенте – национальном собрании Республики Беларусь. Он активно выступает с магистральными и частными инициативами в государственной и общественной жизни.

4. Гражданское общество в Беларуси находится в стадии формирования. Оно представлено, главным образом, профессиональными союзами, общественными организациями (например, БРСМ), рядом политических партий. Особенности политической активности этих объединений во многом обусловлены лидирующей ролью государства. Так, например, специфичны способы формирования гражданских объединений: Белорусский республиканский союз молодежи формировался по инициативе «сверху». Уровень активности политических партий остается достаточно низким, о чем свидетельствует их непопулярность. По оценкам Института социально-политических исследований при администрации Президента Республики Беларусь из 18 политических партий в конце 2002 года наиболее высокий рейтинг сохраняли: Белорусская партия женщин «Надежда» (8,4% опрошенных), Коммунистическая партия Беларуси (6,3%) и Аграрная партия (4,7%). У большей части респондентов убеждения не совпадают ни с одной из партийных доктрин (61,5%). Среди государственных и общественных структур наибольшим доверием пользуются государственные – Президент (57,9%), армия (23,6%), Конституционный суд (11,2%) и местные органы власти (8,7%). Из негосударственных объединений в значительной степени доверяют только Православной церкви (27,4%).

5. Недостаточный уровень развития политической культуры. Об этом свидетельствует нереализованность, инертность политического сознания. Это объясняется, отчасти традиционно сложившейся моделью политического реагирования на усиление государственной власти, отчасти – отсутствием достаточных условий для полноценной, максимально активной политической рефлексии и деятельности. Этому соответствует невысокая политическая осведомленность большей части людей, неопределенность представлений об основных направлениях и мерах государственной политики, процессах, происходящих в гражданском обществе. В последние несколько лет есть тенденция к росту политического интереса и информированности. Так, например, на вопрос об оценке политических партий не смогли ответить в 1998 году – 27,6%, в 2000 году – 2,3%, а в 2002 – 3,5% респондентов.

 

4. Основные принципы социально-политического развития белорусского общества и государства

В статье 1 Конституции Республики Беларусь сказано:

«Республика Беларусь является унитарным демократическим социальным правовым государством».

Это положение может рассматриваться как отражающее основные принципы организации и направленности социально-политического развития белорусского государства и общества.

Унитарный характер государства отражает его национально-территориальные особенности: Республика Беларусь обладает единой неделимой территорией, принадлежащей единой нации. В соответствии с цивилизованным пониманием нации как социально-политической общности белорусскую нацию образуют все граждане Беларуси, а не только белорусы по этнической принадлежности. Унитарный характер белорусского государства выражает принцип необходимого минимума гражданского согласия в белорусском обществе – стремление людей к совместному созиданию и развитию в соответствии с установлениями, которые они определили.

Демократическим называется государство, в котором реализуется принцип народовластия. Хотя при любой модели демократии власть неизбежно отчуждается от народа, построение демократического государства предполагает соблюдение соответствующих принципов и совершенствование демократических процедур. Демократическое управление не приемлет сущностного отделения народа от правителей. Существующее в практике политического управления это отделение является чисто техническим. Народ свободен в принятии политических решений, основными из которых являются:

· определение основного строя общественно-политической жизни;

· избрание своих представителей в органы управления, т.е. наделение их властными полномочиями;

· осуществление контроля над управляющей деятельностью.

Подлинную демократию следует отличать как от охлократии – власти толпы, непросвещенного большинства, так и от популистского образа правления, когда люди, наделенные властными полномочиями, стараются соответствовать настроениям народа или обосновывают свою позицию ссылкой на народный голос.

Социальным называется государство, которое обязывает себя заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. В социальном государстве реализуется принцип справедливости (см. тему «Белорусская модель социально-экономического развития»).

Правовое государство предполагает соблюдение принципа приоритета права, т.е. требует, главным образом, законности и уважения прав и свобод человека. Формирование правового государства в той или иной мере сопряжено с наличием необходимых для этого условий. Среди них имеет значение высокий уровень развития экономики, политической культуры, духовного потенциала общества. Правовое государство – политическое оформление гражданского обществасферы общественной жизни, где действуют развитые демократические институты, имеют место самоуправление, инициатива и активность граждан и их организаций. Эта сфера ограждена законами от произвольной регламентации ее со стороны властных органов. В таком государстве соблюдаются права и свободы человека и общества; право приоритетно по отношению к государству; признается и соблюдается независимость суда как защитника гражданина в его отношениях с государством. Население характеризуется определенной способностью к саморегулированию, готовностью к диалогу и сотрудничеству. Гражданское общество представляет собой общество равноправных людей, свободно проявляющих свою индивидуальность и творческую инициативу. В правовом государстве реализуется принцип разделения властей. Именно эта, изобретенная цивилизованным человечеством, система сдержек и противовесов позволяет обществу защищать себя от попыток злоупотребления властью.

 

Контрольные вопросы

1. Перечислите особенности политического общества.

2. Какова структура политического общества?

3. Какую роль в общественно-политической жизни выполняет государство?

4. Что такое политическая рациональность?

5. В чем заключается техническая рационализация политики?

6. В чем специфика моральной рационализации политики?

7. Охарактеризуйте современное политическое общество Беларуси.

8. Как определяется белорусское государство в ст.1 Конституции Республики Беларусь?

9. Какое государство называют унитарным?

10. Каковы особенности демократического правового государства?

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.017 сек.)