|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 1. Идеология как общественное явлениеI. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА «ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА»
Тема 1. Идеология как общественное явление
1. Понятие идеологии и его основные интерпретации в истории общественно-политической мысли. 2. Идеология как оценочный уровень общественного сознания. 3. Роль идеологии в обществе. Концепции деидеологизации и реидеологизации. 4. Структура и функции идеологии. 5. Идеология белорусского государства и ее основные компоненты.
1. Понятие идеологии и его основные интерпретации в истории общественно-политической мысли Понятие «идеология» (от греч. idea – идея, образ и logos – мысль, слово, учение) в научном обороте появилось в конце XVIII столетия. Его ввел французский философ и экономист Антуан Дестют де Траси (1754–1836). Первоначально оно обозначало специальную научную дисциплину, предметом которой было изучение процесса появления, функционирования идей, их социальных функций. Это было время лозунга «идеи правят миром». Лозунга, в соответствии с которым нормы и принципы морали, религии, искусства в широком смысле вечны, а их развитие автономно по отношению к другим социальным процессам, в том числе материальному производству. Однако заявленные претензии на создание такой науки автор термина «идеология» не оправдал: наука идеология не была признана. Тем не менее данное понятие в последующем было взято на вооружение социологами (И.Бентам, Д.С.Милль, Г.Спенсер, Г.Тард и др.), пытавшимися выяснить всё же происхождение идей и их роль в обществе. В контексте буржуазных общественных отношений, которые характеризовали переход к государственно-монополистическому капитализму, называемому империализмом, на рубеже XIX–XX столетий меняется первоначальный смысл понятия «идеология». Оно начинает обозначать совокупность, систему идей, теорий, взглядов, идеалов, убеждений, ценностей, обосновывающих интересы определённого (господствующего) социального слоя, класса. Такой подход к пониманию идеологии можно объяснить как развитием социальных наук, так и ростом и усилением классовой борьбы, когда буржуазия и её теоретики, не имея сил разрешить возникающие социально-классовые конфликты, были вынуждены прибегать к формированию определённых идей, концепций, обосновывающих естественность данного положения или идей, теорий, идеалов, уводящих своих оппонентов от злободневных проблем. С этой целью создаётся целая индустрия по выработке и пропаганде, распространению этих идей. Классовый подход к анализу генезиса и функционирования идей можно заметить уже у французских просветителей XVIII века. В частности у К.Гельвеция, который писал, что «одни и те же взгляды кажутся истинными или ложными в зависимости от того, заинтересованы ли мы считать их теми или иными и которые определяются интересами»[1]. Наиболее полно и, как нам представляется, наиболее адекватно истине теорию идеологии разработали классики марксизма. Взяв за отправную точку идею классового противостояния, они обосновали материалистический подход в объяснении идеологии и общественного сознания в целом. То есть они показали, что все идеи, теории, воззрения, в конечном счёте, опосредованы материальными, в первую очередь экономическими, реалиями. «Даже туманные образования в мозгу людей, и те являются необходимыми продуктами, своего рода испарениями их материального жизненного процесса, который может быть установлен эмпирически и который связан с материальными предпосылками»[2]. При этом необходимо иметь в виду относительно самостоятельный характер общественного сознания, в том числе и идеологии, по отношению к материальным предпосылкам, что проявляется в преемственности идей, их влиянии на характер общественно-исторической практики. Маркс и Энгельс понимали под идеологией иллюзорное, ложное сознание господствующего класса, конструирующее мнимую реальность с целью обоснования своего права на власть. Классики марксизма писали, что «идеология – это процесс, который совершает так называемый мыслитель, хотя и с сознанием, но с сознанием ложным. Истинные движущие силы, которые побуждают его к деятельности, остаются ему неизвестными, в противном случае это не было бы идеологическим процессом. Он создает себе, следовательно, представления о ложных или кажущихся побудительных силах»[3]. Свою концепцию классики марксизма противопоставляли буржуазной идеологии в качестве теории общественного развития, опирающейся на достижения науки своего времени и хорошо обоснованной. Впоследствии В.Ленин, назвав марксизм подлинно научной идеологией, вызвал к жизни марксистско-ленинскую идеологию советского периода, которая играла роль идеологии и общественной науки одновременно. В советской марксистской традиции под идеологией понимали духовную культуру вообще, различные формы общественного сознания, определяющие образ жизни людей. К идеологии, таким образом, могла быть отнесена наука, философия, религия, мораль, эстетическое сознание, политическое и правовое. Сам характер общественного сознания (идеологической надстройки) определяется экономическими отношениями (базисом), уровнем развития производительных сил. В западном социально-гуманитарном знании второй половины ХХ века под идеологией понимают, чаще всего, форму рационализации существующих социальных практик, в том числе политических (Э.Дюркгейм, К.Манхейм и др.). Социально-политическая действительность здесь понимается как первичная, а идеология – ее оправдание, обоснование post factum. Идеи, составляющие содержание идеологии и оправдывающие существующий порядок, не подлежат оценке с точки зрения их истинности или ложности. В современной политологии идеология – это символическое оформление политики.
2. Идеология как оценочный уровень общественного сознания В отечественном социально-гуманитарном знании сложилась традиция рассмотрения идеологии как одного из уровней общественного сознания. Общественное сознание можно определить как объективированное духовное образование, представляющее собой коллективные идеальные образы, отражающие конкретное социально-историческое бытие людей. Общественное сознание имеет определенные формы (религию, философию, науку, мораль и т.п.) и уровни. Различают три уровня общественного сознания: · общественную психологию; · общественную идеологию; · общественную теорию. Общественная психология – стихийно формирующийся, дорефлективный, реактивный уровень общественного сознания, в котором преобладает чувственно-эмоциональная составляющая и который отражает и обусловливает повседневное поведение людей. Общественная идеология – это совокупность взглядов, идей, ценностей и принципов, обслуживающих оценку явлений социальной действительности, определение целей социального развития и способов их достижения. Общественная теория – высший, рациональный, системный уровень, объясняющий природу и развитие общества посредством объективного знания. Идеология, таким образом, является оценочным уровнем общественного сознания, носителем которого являются отдельные сообщества, или общество в целом.
3. Роль идеологии в обществе. Концепции деидеологизации и реидеологизации Идеология является атрибутом всякого общества. Она выражает интересы различных социальных классов, слоев, групп. Современное общество характеризуется такими особенностями, которые проблематизируют роль идеологии: остается неясным, утратила идеология свою роль в обществе или нет. К этим особенностям современного общества относятся: – омассовление, когда общество превращается в агрегацию, массу, а человек – в ее единицу, «человека-массу» (Х. Ортега-и-Гассет); – унификация приоритетов и образа жизни людей, приведение их к единой форме; – технологизация жизнедеятельности людей – широкое использование и распространение технологий, в том числе социальных; – кризис традиционных моделей социальной интеграции, когда общественные институты морали, религии, семьи и др. не могут выполнять свои прежние функции; в обществе отсутствует единая система ценностей норм и ее обоснование. Эти особенности позволяют говорить как о деидеологизации общества, так и о его реидеологизации (Д.Белл, А.Арон, Дж.Гэлбрэйт, С.Липсет и др.). Концепция деидеологизации – это система научно обоснованных взглядов об отказе от идеологии вследствие возрастающего господства технологий как главного фактора социального развития. Образ современного общества определяется научно-технической революцией. Господство научного, инструментального знания приводит к состоянию, когда социальные проблемы разрешаются при помощи технологий. Попросту говоря, у современного человека есть уже наработанные алгоритмы, программы и рецепты (например, способы получения и траты денег, отдыха, восстановления душевного комфорта и т.п.). Это обстоятельство вытесняет идеологию на периферию общественного сознания. Концепция реидеологизации – это система научно обоснованных взглядов о реставрации идеологии вследствие ущербности технократизма. У человека присутствует неискоренимое стремление к поддержке и освящению тех общественных институтов, которые обеспечивают базовые смысложизненные ориентации. Стремление к полезности, выгоде, эффективности и успеху дают только материальные блага и временное удовлетворение. При этом возникает ряд проблем, связанных с потерей идентичности человека, смысла жизни, с нарушением традиционных социальных связей, редуцированием межличностных отношений к функциональным и т.п. Эти проблемы не могут быть решены посредством технологий. Следовательно, нужно восстановить идеологию в широком ее понимании – как базовые мировоззренческие ориентиры.
4.Структура и функции идеологии Структуру идеологии образует взаимосвязь чувственно-эмоциональных и рациональных компонентов. Основными элементами идеологии являются убеждения, ценности, нормы и принципы. Идеологические убеждения – это представления людей об обществе и путях его развития, в которые люди верят. Убеждения опосредуют переход от знания к практической деятельности, формируют мотивы социального участия. Ценности – это то, что для людей значимо; предметы (вещи или идеи), в существовании которых люди заинтересованы. Ценности выступают как ориентиры деятельности, своеобразные сверхцели, которые определяют цели и пути их достижения. Так, например, ценность личности обусловливает цель построения демократического социального правового государства. Нормы – это общепризнанные правила поведения и деятельности. Они существуют в виде запретов, дозволений и обязательств (например, правовые и моральные нормы). Принципы – убеждения людей, определяющие нормы поведения и деятельности. К основным функциям идеологии относятся: · познавательная, поскольку идеология по-своему объясняет социальный мир; · прогностическая, заключающаяся в конструировании будущего общественного строя и концепции по достижению этого будущего, что выражается в создании программ партий как теоретического ядра какого-либо класса, содержащих цели, задачи, методы и средства их достижения; · коммуникативная, заключающаяся в обеспечении общения, передачи социального опыта, связи поколений; · оценочная, суть которой в оценке социальной действительности с позиции интересов субъекта данной идеологии. Одно и то же социальное явление разными субъектами воспринимается по актуальности и важности неодинаково; · интегрирующая, заключающаяся в объединении людей посредством обоснования единства их интересов; · мобилизующая, заключающаяся в организации данного слоя, класса, иной социальной общности за реализацию своих идеалов, целей, интересов на основе осознания представителями данного социального слоя их единства, единства их коренных интересов, идеалов; · воспитательная, заключающаяся в целенаправленном формировании у людей взглядов, убеждений, соответствующих миропониманию субъектов идеологии; · социально-преобразовательная, заключающаяся в ориентировании масс на преобразование общества в соответствии с теми идеалами, которые провозглашены субъектами данной идеологии.
4. Основные компоненты идеологии белорусского государства Идеология белорусского государства – это система идей, ценностей и принципов, необходимых для самопознания, саморазвития, созидания и коммуникации людей в белорусском государстве, а также в отношениях с другими государствами. Принимая участие в решении важных государственных задач, граждане Республики Беларусь имеют определенные идеи, ценности, которые служат основаниями для оценок при принятии социально-политических решений (например, на выборах или референдуме). Эти идеи и ценности составляют основания идеологии. Идеология белорусского государства включает следующие базовые компоненты: · мировоззренческие основания; · правовые основы; · приоритеты в социально-экономической сфере; · политические приоритеты. Мировоззренческие основания идеологии белорусского государства составляют приоритеты в сфере гражданского сознания, национально-культурные особенности и гуманистические ценности. Правовые основания идеологии образованы теми ценностями, которые заключены в основных правовых документах Республики Беларусь, прежде всего в Конституции. Приоритеты в социально-экономической сфере – ценности и принципы организации экономики и социальной сферы, выраженные в белорусской модели развития. Политические приоритеты – это основные принципы формирования, распределения и функционирования власти, взаимоотношений человека, общества и государства, а также ориентиры в сфере международных отношений. Исходя из того, что социальная система представляет сложный организм с множеством субъектов, каждый из которых имеет свои представления о механизме протекания социальных процессов, свои идеалы, можно утверждать, что идеология может быть как разделяющей общество силой, так и консолидирующей. Разъединяющей общество силой идеология выступает тогда, когда общество дифференцируется на большие группы людей с диаметрально противоположными экономическими интересами, а политическая власть в лице государства или не заинтересована, или не в силах найти консенсус для этих групп людей. Достижение же и стремление к реализации этих интересов приводит к борьбе этих групп, которая может принимать различные формы: борьбы идеологий, борьбы экономической и, как следствие, борьбы политической – борьбы за власть. Чтобы идеология служила делу консолидации общества и нормализации отношений в рамках международного сообщества, она должна быть силой, интегрирующей интересы всех субъектов деятельности. Исходя из данной задачи, должны строить свою деятельность государство, партии, союзы, государственные и политические деятели, все граждане. Как консолидирующий фактор идеология в этом контексте должна давать чёткие ориентиры на национальные, этнические, групповые, общечеловеческие ценности, моральные нормы, выражать общие для всех групп, слоёв населения чаяния и идеалы, формировать социально активный образ жизни, в основе которого лежали бы патриотизм, обычаи, традиции народа, особенности национального характера, самоидентификации культуры. В этом аспекте государственная идеология должна быть ориентирована на воплощение общенационального интереса и гуманистических ценностей. Как нам представляется, именно в этом случае максимально будут использованы воспитательный потенциал идеологии и её роль как важного духовного фактора развития современного белорусского общества. Дифференцируя причины разработки идеологии белорусского государства, можно сделать вывод, что таковыми являются: – определение и концептуальное обоснование выбора пути и целей социального, политического и экономического развития страны в постсоветский период; – поиски новых идеалов, ценностей в контексте ценностей мирового сообщества, норм и принципов международного права; – определение и теоретическое обоснование способов и форм становления и развития правового государства, формирования гражданского общества; – определение и теоретическое обоснование формирования новой внешней политики в новых условиях однополярного мира и приобретения Республикой Беларусь суверенитета; – определение и теоретическое обоснование новых методов управления в условиях многовекторности экономики, плюральности форм собственности и демократизации всех сфер жизнедеятельности; – разработка и обоснование мер по обеспечению национальной безопасности страны; – определение и обоснование направлений повышения эффективности экономического развития страны – модернизация и техническое перевооружение предприятий, разработка новых технологий на базе научных достижений, снижение энергоемкости производства и др.; – определение внешней и внутренней политики в условиях цивилизационных угроз и вызовов и др.
Контрольные вопросы 1. Какой смысл вкладывал в понятие идеологии Антуан Дестют де Траси? 2. Как понимали идеологию классики марксизма? 3. Какова природа идеологии согласно К.Манхейму? 4. Что представляет собой идеология как уровень общественного сознания? 5. В чем смысл концепции деидеологизации? 6. Почему возможна реидеологизация? 7. Какова структура идеологии? 8. Перечислите функции идеологии. 9. Что понимается под идеологией белорусского государства? 10. Назовите основные компоненты идеологии белорусского государства. 11. В чем причины оформления идеологии белорусского государства?
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |