|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Образование Восточно-Туркестанской Исламской Республики (ВТИР)Переворотом 12 апреля 1933 г. и отстранением от власти Цзинь Шужэня, окончательно запутавшегося в водовороте бурных событий, наиболее активная часть ханьских военных и чиновников в Дихуа решила ≪спасти положение≫ и сохранить в Восточном Туркестане свое господство. В результате переворота власть в крае перешла в руки генерала Шэн Шицая, занявшего на долгие годы пост дубаня (генерал-губернатора) края. 14 апреля была обнародована политическая платформа нового правительства, состоявшая из десяти пунктов. Примечательно, что уже первый пункт платформы декларировал равноправие всех национальностей. Во втором пункте говорилось о том, что выборы административных лиц в провинции должны осуществляться безотносительно к их провинциальному или национальному происхождению. Далее объявлялась свобода общественных организаций, собраний, издательской деятельности, слова. Отдельный пункт провозглашал ликвидацию незаконной и бесчеловечной политики ограничений, проводившейся Цзинем. Признавалось необходимым развивать коммуникации, улучшать условия жизни всех национальностей, проводить разработку полезных ископаемых в целях содействия независимости синьцзянской экономики, организовать помощь крестьянам. Кроме того, организаторы переворота уже 14 апреля пригласили на заседание временного комитета (первоначального политического органа пришедшей к власти группировки) представителей из уйгуров, дунган, монголов, казахов и некоторых других национальностей, по всей вероятности для того, чтобы привлечь на свою сторону хотя бы верхи неханьского населения края. Таким образом, резкий подъем национально-освободительной борьбы уйгуров Восточного Туркестана заставил ханьское руководство края пойти на уступки и обещать уйгурам равные права и определенные изменения в национальной политике. Тем временем национальное движение уйгуров Восточного Туркестана продолжало развиваться. Заметным событием в ходе этого движения явилось провозглашение в 1933 г. на юге Уйгурстана Восточно-Туркестанской Исламской Республики (ВТИР). Инициаторами создания этой республики стали мусульманско- феодальные верхи местных уйгуров, во главе с Мухаммадом Имином и Сабитом Дамоллой. Образованное в июле 1933 г. в Хотане Временное правительство ВТИР решили не признавать шэншицаевского правительства, создать в Восточном Туркестане парламентскую республику, обнародовать политическую программу, декларацию, конституцию, а также провозгласить Ходжа Нияза президентом республики. Такое решение свидетельствовало о слабости позиций инициаторов создания ВТИР: им необходимо было воспользоваться авторитетом и популярностью Ходжа Нияза в народе и дать ему пост фактически номинального главы государства. Власть же предполагалось сосредоточить в руках премьер-министра ВТИР Сабита Дамоллы, одного из уйгурских лидеров. Создавались министерства: внутренних дел, иностранных дел, военное, финансов, образования, религии, юстиции, здравоохранения и др. Министром внутренних дел был назначен Ю. Вэньшэнь из Турфана (первоначальное имя —Юнусбай), министром иностранных дел Мухаммад Касымжан (из Хотана). Военным министром стал Махмут Мухити. Кроме того, были образованы девять министерств: иностранных дел, внутренних дел, образования, юстиции, финансов, сельского хозяйства, торговли, здравоохранения и религии. Правительство ВТИР во главе с Сабит Дамоллой приняло и обнародовало ряд важнейших документов: Основной закон ВТИР, Декларацию о суверенитете и Программу республики. Были утверждены формы, описание и статус государственного герба, флага и печати ВТИР. Правительство также рассмотрело и приняло решение по банковскому делу и выпуску собственных денег. ВТИР просуществовала недолго и была ликвидирована силами Шэн Шицая в октябре 1934 г. Не следует, однако, недооценивать значения провозглашения ВТИР как определенного этапа в развитии национального движения в Восточном Туркестане. Стремление уйгуров к самоопределению представляло собой реальный факт. После ликвидации в 1934 г. сил Ма Чжунъина, который уже вторично пытался заложить в Восточном Туркестане основы будущего дунганского исламского государства, а также подавления сопротивления милитариста Чжан Пэйюаня, обосновавшегося в Кульдже (округ Или), Шэн Шицай распространил свое господство на всю территорию Восточного Туркестана. Политический курс Шэн Шицая, направленный на завоевание доверия уйгурского населения края, нашедший отражение в политической программе нового правительства Дихуа, как уже отмечалось выше, был вынужденным. В целях дальнейшего укрепления своей диктатуры Шэн Шицай предпринял ряд мер, направленных, прежде всего на предотвращение возможности возникновения новых народных волнений. Активность народных масс он стремился направить в русло официально санкционированных кампаний по борьбе против империализма, движений по изучению великих принципов правительства Дихуа и т. п. Изображая из себя борца за демократию, Шэн Шицай выступал с пространными речами, заявлениями, декларациями, в которых, как правило, всегда уделялось внимание и национальному вопросу, говорилось о необходимости бороться за равноправие всех национальностей Восточного Туркестана. В опубликованной им в августе 1934 г. Декларации из восьми пунктов говорилось о том, что национальное равенство может быть достигнуто лишь при условии изгнания сил империализма, что необходимо гарантировать свободу религии, излагались планы расширения просвещения, в том числе использования исконных языков и письменностей всех национальностей и создания национальных школ, использования исконных языков всех национальностей при составлении учебников. Специальный пункт Декларации объявлял осуществление (в будущем) местной автономии. Дополнением и развитием Декларации явились новые девять пунктов правительственной политики, опубликованные в том же месяце 1934г. Здесь, в частности, заявлялось о необходимости обеспечить все условия для того, чтобы Синьцзян навечно был китайской территорией (пункт шестой); в последнем, девятом пункте выражалась решимость абсолютного сохранения положения и прав ванов, ахунов и лам всех национальностей. Выдвигался также принцип так называемого разделения в целях объединения, согласно которому предлагалось развивать исконную культуру всех национальностей, которая должна быть сохранена на длительное время. Эта задача выдвигалась как одно из условий достижения новым правительством Дихуа цели обеспечения равноправия всех национальностей. В апреле 1935 г. внутри и внешнеполитическая доктрина Шэн Шицая была облечена в форму трех великих политических курсов, затем, в мае 1936 г.— пяти великих политических курсов и, наконец,— шести великих политических курсов (или шести великих принципов). Важной организационной мерой, предпринятой Шэн Шицаем для политической обработки широких народных масс края, явилось создание 1 августа 1934 г. «Антиимпериалистической ассоциации народных масс Синьцзяна». На многочисленных курсах ассоциации, проводивших работу на уйгурском и китайском языках, прорабатывались важнейшие политические установкиправительства Дихуа, изучались речи и доклады дубаня. Вместе с тем необходимо отметить, что в работу ассоциации включилось немало прогрессивно настроенных представителей уйгурской интеллигенции, которые стремились, используя представившиеся возможности, ознакомить широкие массы народа с основами политических знаний, с достижениями народов СССР, наладить среди коренного населения культурно-просветительную работу и т. д. Это, несомненно, способствовало росту политической сознательности масс уйгурских трудящихся и среди национальных меньшинств. Поскольку, однако, Шэн Шицай весьма опасался чрезмерного развития демократических устремлений среди уйгурского населения, им была установлена система повсеместной слежки, особенно за деятельностью курсов и школ, отделений антиимпериалистической ассоциации и т. п. Чтобы добиться дальнейшего сплочения национальностей края на базе великих принципов, набор которых пополнялся и перетасовывался в соответствии с политическими требованиями момента, Шэн Шицай начал проводить съезды представителей народных масс, а также отдельных национальностей или групп национальностей. Так, в апреле 1934 г. состоялся первый съезд представителей народных масс. В 1936 г. был созван съезд представителей казахов и кыргызов. В апреле 1937 г. состоялся съезд представителей монголов. Всю эту деятельность, однако, можно расценивать лишь как политическое лавирование, игру в демократию. Шэн Шицаю необходимо было добиться стабилизации обстановки в провинции, чтобы укрепить там свою диктатуру, и для достижения этой цели он готов был пойти и на некоторые уступки уйгурам. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |