|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
УЙГУРЫ: СКВОЗЬ ТЕРНИИ ВЕКОВУЙГУРЫ (самоназв.) — тюркоязычный народ, издревле обитающий в Восточном Туркестане, на самой окраине тюркского ареала. С 18 в. эта территория входит в состав Синьцзяна, северо-западного района Китая. Уйгуры исповедуют ислам с 10 в., они мусульмане-сунниты, хотя в быту еще сохраняются пережитки прежних религий (шаманизма, буддизма, манихейства). Современный уйгурский язык относят к юго-восточной группе тюркских языков, близок языку узбеков; оба народа отлично понимают друг друга. Внешне уйгуры очень похожи на соседей из Средней Азии (оседлых узбеков и таджиков) и резко отличаются от китайцев; антропологически они — южные европеоиды с легкой монголоидной примесью. В древности предки уйгуров были скотоводами и вместе с др. древне-тюркскими племенами кочевали в степях Центральной Азии. В 8-9 вв. основали на территории современной Монголии мощное кочевое государство — Уйгурский каганат, но после его падения расселились по всему региону. В 9 в. больше всего уйгуров оказалось в предгорьях Наньшаня, Восточного Тянь-Шаня и в бассейне р. Тарим, где основали небольшие, но сильные государства (Турфанское, Кучарское, Ганьчжоуское, княжества). Соседями уйгуров стали завоевавшие их местные жители — ираноязычные саки и тохары, Уйгуры постепенно стали перенимать у них навыки оседлой жизни и земледельческого хозяйства, например, научились строить сложные подземные галереи (керизы) для сбора и сохранения весенней воды с гор, которую в засушливые месяцы использовали для искусственного орошения полей. Так более тысячи лет назад кочевой народ изменил свою судьбу, превратившись в умелых земледельцев и искусных городских ремесленников (шелковые уйгурские ковры из Хотана ценились на Востоке наравне со знаменитыми персидскими коврами). Большим почётом в уйгурской среде всегда пользовалось торговое сословие. В древности и раннем средневековье через Восточный Туркестан проходил Великий шелковый путь, соединявший Китай с Ираном, Римом и Византией, и уйгурские купцы активно участвовали в международной торговле. Вместе с согдийцами (ираноязычным народом из Средней Азии) они фактически контролировали всю караванную торговлю на востоке Великого пути, но при этом отнюдь не ограничивались лишь коммерческими достижениями. Многовековое согдийско-уйгурское сотрудничество стало важной вехой в развитии культуры обоих народов, именно от согдийцев уйгуры восприняли письменность, которую в Центральной Азии позднее стали называть «уйгурским письмом». Зигзаги исторической судьбы позволили уйгурам наблюдать обычаи многих народов, изучить их языки, так что они научились одинаково легко общаться и с родственными тюрками, и с соседними китайцами и монголами, и с далекими арабами, иранцами, греками-византийцами. Особенно ярко роль уйгуров как международных культурных посредников проявилась в 13-14 вв., когда монгольские ханы для управления захваченными империями (Китаем, Ираном и др.) вынуждены были привлекать на службу предприимчивых и знакомых с местными языками и нравами людей. В те времена уйгуров можно было встретить в самых разных странах среди переводчиков, советников, чиновников и в аппарате управления, и на политическом и дипломатическом поприщах. В настоящее в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) КНР, несмотря на планомерную ассимиляторскую политику китайских властей, уйгуры сохраняют родной язык, этническое и религиозное своеобразие традиций и обладают ярким национальным самосознанием. ЭТНОНИМ «УЙГУР» - древнеуйгурского происхождения. Например, в древнеуйгурском эпосе «Огузнаме» (время составление датируется VII — VIII вв. н.э.) хакан (каган) уйгурских племен Огузхан, посылал своих послов на все четыре стороны света с напутствием: «Я — уйгурский каган, которому суждено быть правителем четырех частей света. От вас подчинения хочу» (Огузнаме. Перевод с древнеуйгурского языка A.M. Щербак, Москва, 2000, с. 14). Этноним «уйгур» в современной интерпретации имеет значение: тесное единение, объединиться, сплачиваться, оказывать помощь. В древних уйгурских мифах говорится, что уйгуры произошли от брака между женщиной и волком. Знаменитый тюрколог Л.Н. Гумилев пишет: «Тюрки вели свое происхождение от царевича и волчицы, а уйгуры — от волка и царевны» (А.Н. Гумилев, Древние тюрки, Москва, 1993, с. 325). ВОЛК (СИВЫЙ) как тотем уйгуров известен из легенд почти 5000 лет. Например, в возвышенности «Огуз чокка» нахии Аратурк Кумулского вилаята СУАР, при раскопках нашли расчёску для бороды с изображением волка, охотящегося на архара. Таким образом, в древности тотемом уйгуров был волк, который длительное время украшал знамя, герб вождей и хаканов уйгурских племен и каганатов. В дастане «Огузнаме» описывается, что во время военного похода на запад уйгурского кагана Огузхана, один синий волк двигался перед ним, и Огузхан говорил с ним, как с человеком. В одном из преданий говорится: «В одной из войн уйгуры, потерпев поражение, затерялись в ущелье гор. Не найдя дорогу, они были обречены на погибель. В этот момент, они вдруг увидели движущегося к горе волка. Уйгурский хан приказал нескольким воинам проследить за тем, куда пойдёт волк. Волк, дойдя до вершины горы, скрылся в пещере. Люди, следившие за ним, несколько дней ждали его выхода наружу. Волк обратно не появился. Тогда люди вошли в пещеру и после долгого пути увидели просвет в горе и вышли на противоположную сторону. Перед собой они увидели такую картину: яркий свет, прохладная чистая вода, певчие всевозможные птицы, быстроногие антилопы, которые паслись на сочных лугах. Люди были несказанно рады. Вернувшись через пещеру назад к уйгурскому народу, они рассказали всё, что с ними приключилось. Обрадованные и поражённые этим, уйгуры последовали дорогой волка, и вышли к свободному и обильному миру. Таким образом, они спаслись от гибели. С этого времени уйгуры считают волка священным животным и преклоняются перед ним. (У некоторых народов в качестве символов и тотемов выступали животные в виде тигра, льва, слона, барса, коровы и т.д. У уйгуров до принятия ими буддизма, и тем более до принятия исламской религии тотемом, символом мужественности и прекло-\ нения был волк - прим. сост.)
Уйгурские каганаты. Китайские источники упоминают о трёх уйгурских каганатах, существовавших в Центральной Азии в период раннего средневековья. Из них чёткие хронологические рамки имеют только Второй и Третий каганаты. О Первом каганате сохранилось мало сведений. Известно, что племена теле (уйгуры, сеяньто, нугу, тунло и др.) были со второй половины VI в. в подчинении у Тюркского каганата. Они часто восставали против господства тюрок, которые использовали мощный военный потенциал теле в своих завоевательных походах. В начале VII в. теле одержали победу над Западнотюркским каганатом, но уже в 605 г. каган Чулохан вновь покорил их й уничтожил почти всех предводителей теле. Тогда предводитель уйгуров увёл телеские племена в Хангайские горы, где они создали обособленную группу: «девять племен» по китайским источникам, или токуз-огузов согласно орхонским памятникам. Токуз-огузские племена сбросили иго Чулохана и образовали на западе недолго просуществовавший каганат. Власть каганата теле распространялась не только на кочевые племена, но и на города-государства Восточного Туркестана. Теле посылали туда своих чиновников для сбора налогов. Телесцы совершали набеги и на территорию суйского Китая. Однако когда в 609 г. у восточных тюрок правление принял Шиби-каган, он подчинил себе семь племён теле (уйгуров, баегу, аде, тунло, пугу и др), кочевавших в районе Хангая. Телеские племена сеяньто и некоторые другие кочевали в это время на западе и находились в зависимости от западных тюрок. В 627 г. телесцы, объединенными силами уйгуров и сеяньто, восстали, вторглись к тюркам через северную границу и разгромили отряды тюркского кагана. В этом походе особенно отличились уйгуры, преследовавшие бежавших тюрков до Монгольского Алтая. С этого времени уйгуры и сеяньто заняли главенствующее положение среди телеских племен. Наименование ведущего племени «уйгур» распространилось на весьтокуз-огузский союз племен, который стал именоваться уйгурским. Китай в период правления императора Тайцзуна (627 — 649) достиг большого могущества. Первое посольство в танский Китай уйгуры прислали в 627 г., а следующее — в 629 — 630 г., что означало признание их как самостоятельной политической силы. С этого времени уйгурское племенное объединение приобрело международный статус. Во второй четверти VII в. усиливается роль десяти уйгурских племен во главе с племенем яглакар. Вождем уйгуров был эльтебер Кутлуг Тумиду. В 641 г. Тумиду создал свое государство (Второй Уйгурский каганат) в бассейне рек Тола и Орхон и принял титул кагана. В этом же году он нанес тяжелые поражения китайским наместникам в Западном крае. Кутлуг Тумиду стремился к консолидации уйгурских племен и установлению контроля над всеми телескими племенами. В 646 г. Тумиду нанес сокрушительное поражение давним соперникам уйгуров — сеяньто и захватил их территорию. С 648 г. после ряда поражений имя сеяньто сходит с исторической арены. В середине VII в. в уйгурском государстве происходят важные события. Племянник Тумиду, будучи любовником его жены, организовал заговор, в результате которого катан был убит. Для предания заговору видимости законности заговорщики обратились к тайским властям, но те их не поддержали. Племянник был обезглавлен, а во главе государства был поставлен сын свергнутого правителя Пожун. Пожун правил с 648 по 661 г. В первые годы его правления танское влияние в Уйгурском каганате резко возросло, но уже в 657 — 658 гг. уйгуры (50 тыс.) и китайцы (30 тыс.) в качестве равноправных союзников сражались за отвоевание у западных тюрков г. Бешбалыка и захватили этот важный центр Восточного Туркестана. В 662 г. китайская армия начала наступление на телеские племена. Кочевники, используя свою традиционную тактику, заманили китайцев в незаселенные северные области. Здесь китайское войско, жестоко страдая от холода, съев всех лошадей и побросав оружие, рассредоточилось. Назад из этого похода вернулось 800 человек. В войсках телесцев были племена уйгуров, пугу, тонгра и др. В результате этого поражения Китай утратил свою власть над северными степными районами, в том числе и уйгурскими. В 679 г. происходит возрождение и усиление Восточнотюркского каганата. Военные походы тюрков нанесли жестокий удар по токуз-огузам — уйгурам. Потерпев поражение и утратив свою государственность, уйгурские племена разделились. Часть из них ушла в Ганьчжоу и Ланьчжоу (совр. провинция Ганьсу); другая часть, спровоцированная действиями китайского наместника, вынуждена была бежать в Монголию, под власть тюрков. На новых местах расселения хану Пэй-ло (742 — 746) удалось объединить девять уйгурских родов: яглакар, утуркар, тур-ламвюр, бокасыкар, авучаг, карсар, хогор-сур, ябуткар, аявир. Вскоре сюда вошли и карлуки. В 744 г. уйгуры нанесли поражение Восточно-тюркскому каганату, а в 745 г. создали свое государство: — Уйгурский каганат, третий по счету. Уйгурский каганат занимал громадную территорию от Алтая до Большого Хингана, от Саянских хребтов на север до пустыни Гоби на юге. Эта империя объединяла самые различные тюрко-язычные племена. Уйгурский каганат около 100 лет был мощной преградой на пути Китая в Центральную Азию. Сын Пэйло Моюн Чур, ставший каганом в 746 г. после смерти отца, продолжил завоевательную политику отца. Он был смелым и искусным полководцем и сумел укрепить свое государство. Сразу же после смерти Пэйло в каганате начался мятеж одного из крупнейших аристократов — Тай Бильге-тутука, которого часть населения даже провозгласила каганом. На сторону самозванца перешли огузы, татары, карлуки. Моюн Чур в течение нескольких месяцев вел сражения с противником и разгромил его. К середине VIII в. танский Китай стал терять свое былое могущество. Дворцовые распри привели к мятежам Ань Луша-ня и Ши Сымина. Император Су Цзун послал в 755 г. посольство к уйгурскому кагану с просьбой о помощи. Уйгурский каган сам возглавил свое войско и совместно с китайскими войсками уйгуры разгромили поддержавшие мятеж племена, в частности тюркские. После победы в решающем сражении на берегах Желтой реки, уйгуры вторглись в пределы Китая. В 757 г. они захватили обе столицы: Лоян, а затем и Чаньань. Старейшины города вынуждены были в качестве дани передать уйгурам огромное количество шелка, а император издал указ, где подобострастно называл сына уйгурского кагана человеком, который пришел из отдаленных стран, чтобы «спасти государство». Ему были пожалованы самые высокие китайские звания, сделаны богатейшие подарки. Было решено также, что танский двор будет ежегодно отправлять уйгурам 20 тыс. кусков шелка. Чтобы задобрить кагана, китайский император вынужден был послать ему в жены китайскую принцессу и множество подарков. Моюн Чур умер в 759 г., и на престол вступил его сын по имени Бильге Тархан. Во время его правления «уйгуры достигли вершины своего могущества». Уйгуры продолжили захватническую политику в Китае. В 762 г. они вновь захватили Лоян. Танский император был вынужден сделать уйгурам богатые подарки, присвоить им почетные титулы, и весной 763 г. они покинули Китай. К концу правления Бильге Тархана его окружение разделилось на два лагеря. Представители первого — в основном со-гдийцы — уговаривали кагана совершить вторжение в Китай. Второй лагерь возглавляли главный министр и двоюродный брат кагана Тун Мохо Таркан. Представители второго лагеря, наоборот, предостерегали от этого шага, опасаясь серьезных последствий. Каган не прислушался к совету своего министра, и тогда тот совершил государственный переворот, убил кагана и истребил многих его родственников, приближенных и согдийцев. В результате переворота каганом стал бывший министр, получивший тронное имя Кутлуг Бильге-каган и правивший целое десятилетие (779 — 789 гг.) События 789 — 791 гг. разворачивались на территории Восточного Туркестана. Уйгуры имели здесь прочные позиции, но в конце 789 г. вблизи Бешбалыка против уйгуров поднялись шато, карлуки и другие тюркские племена. В начале января 790 г. тибетцы захватили Бешбалык, но вскоре он вновь был отвоеван уйгурами. Так, переменным успехом, военные события шли до 791 г. В эти годыпроизошли серьезные этнополитические изменения в Уйгурском каганате. Племя яглакар было оттеснено от управления государством усилившимся племенем эдизов. В 795 г. скончался Кутлуг Бильге-каган, и на престол вступил бывший министр Кутлуг-сагун из племени эдизов. Он правил по 805 г., а затем каганом стал его сын Кюлюг Бильге-каган (805-808 гг.). На этом правление эдизской династии закончилось, и к власти вновь пришли яглакары. Усобица не прошла для каганата бесследно, Уйгурский каганат постепенно утратил свое могущество. Этому способствовали и стихийные бедствия. Несколько лет подряд голод и эпидемии буквально терзали население страны. «Междоусобная борьба центробежных сил за власть привела к падению этого каганата.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |