АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Современные интерпретации идеологии

Читайте также:
  1. IV. Современные методы синтеза неорганических материалов с заданной структурой
  2. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ.
  3. Белорусская модель социально ориентированной рыночной экономики – элемент идеологии белорусского государства
  4. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства.
  5. Белорусская экономическая модель в контексте идеологии белорусского государства.
  6. Белорусская экономическая модель как составляющая идеологии белорусского государства.
  7. Белорусская экономическая модель, как компонент идеологии белорусского государства
  8. В области идеологии.
  9. В Югославии, России, большинстве республик, образовавшихся на месте бывшего СССР, национальные идеологии начинают доминировать в политической жизни общества.
  10. Валютный рынок: понятие, виды, современные тенденции развития
  11. Введение. Современные идеи равенства и психологические основы истории
  12. Взаимоотношения идеологии с философией и наукой

Современные политические идеологии начинают формироваться в Новое время. Их зарождение уходит в эпоху Возрождения и связано с ликвидацией религиозной монополии на духовное господство. В этот период начинается распад универсальной христианской традиции, происходит секуляризация общественного и индивидуального сознания. Но развитие буржуазного общества и современного государства нуждалось в духовной легитимации. На смену религии приходят идеологии, которые начинают выражать и защищать социальные интересы вне религиозных установок. Идеологии становятся квазирелигиями, своеобразными символами светской веры.

Многие исследователи видят в идеологии не только социально значимые, теоретически оформленные взгляды, но и верования. Английский историк и социолог А. Тойнби полагал, что либерализм, социализм, национализм - это и особый тип верований, своеобразные светские религии. Понимание идеологии как эрзац-религии связывают с особенностями массового сознания. По сравнению с идеологами-теоретиками, массы действительно не располагают необходимыми теоретическими знаниями и культурными навыками, и им трудно усваивать идеологию иначе, чем веру. Идеология выступает как специфическая разновидность убеждений, имеющих силу веры. Поэтому так сложно отказаться от старых идеологических принципов. Обращая внимание на сложность идеологической переориентации, А. Герцен писал, что казнить верования не так легко, как кажется, трудно расставаться с мыслями, с которыми выросли, сложились, которые нас лелеяли и утешали [10, с. 24-25].

Для многих политиков, государственных деятелей, ученых идеология как понятие и философская категория обозначает систему идей, взглядов, представлений о развитии общества и человека, его ценностных ориентациях, побуждающих осуществлять свои действия для достижения поставленных задач. Идеи и идеалы завершают, рационализируют действия, придают им осознанный характер, а социальное поведение человека формируется на основании его взглядов в виде соответствующих положений и норм. Словом, идеология выступает как одна из форм мировоззрения людей [15, с. 56-57].

Мировой опыт показывает, что от идеологической работы не отказывалось ни одно государство, поскольку для созидания, осуществления преобразований в стране всегда нужны люди, приверженные выдвигаемой концепции, идеалу, мировоззрению.

В классическом варианте идеология дает населению представление о направлении движения общества, о смысле существования государства, его политики во всех сферах. Только при наличии вразумительного представления, по какому пути идет власть, может быть сформулирована конкретная суть, образ ближайшей перспективы не только желаемой, но и практически реальной, осуществимой цели. Таким образом, идеология становится движущей силой общественного развития, выступает как инструмент политической мобилизации общества. В этом заключается ее концептуальный, прикладной аспект.

Одна из ключевых задач современной идеологии белорусского государства - формирование гражданственности. Каждое государство в процессе становления нарабатывает свои модели гражданственности. Каждое государство в процессе становления вырабатывает свои модели гражданственности, составляющие основу формирования гражданского самосознания. Ядро формирования гражданского самосознания - идеология государства как репрезентативная социокультурная программа гражданственности [1, с. 84].

Идеология государства связана с легитимностью власти. Идеи, находящие поддержку у населения, укрепляют ее и, соответственно, увеличивают эффективность общественных и государственных преобразований.

Идеология нужна не только государству, но и населению. Будучи не просто совокупностью определенных идей, а системой воззрений на мир, государство и человека, она определяет позитивную или негативную ценностную ориентацию и линию поведения. Ее отсутствие ведет к утрате координат, позволяющих ориентироваться в обществе. В такой ситуации для отдельного индивида реалии становятся неопределенными, размытыми, лишенными смысла и перспективы.

В научных кругах, в изданиях политического характера, в лексиконе отдельных государственных деятелей понятия «государственная идеология» и «идеология государства» активно употребляются. Однако однозначного мнения относительно их трактовки не существует не только у представителей государственной элиты, но и у ученых [5, с. 61].

По своей сути идеология государства - это система сформировавшихся идей, представлений, выражающая интересы определенных социальных слоев, классов, общественных движений, политических партий и, в итоге, общества в целом. В ней формируются цели и задачи определяется модель общественно-политического и социально-экономического развития. Несомненно и то, что государственная идеология строится на исторических традициях, экономических, общественных и нравственных устоях с учетом существующих реалий.

В частности, в нашей стране она базируется на общечеловеческих, христианских ценностях, гражданственности, этноконфессиональном согласии, дружбе и сотрудничестве. Белорусская идеологическая доктрина направлена на экономическое процветание страны, создание условий стабильной и комфортной жизни, повышение благосостояния народа. Реальный смысл идеологии белорусского государства, ее правовые основы заложены в Конституции Республики Беларусь.

Государственная же идеология выступает в качестве элемента функционирования государства и политической системы. Она предполагает формирование общих принципов существования государства и его политик с учетом мнения граждан, высказываемого на референдумах.

Сегодня уже очевидно, что государство не было бы государством, если бы не имело пропагандистских структур и не владело способами и методами воздействия на массовое сознание для сохранения и укрепления избранной же ими идеологии.

Что касается определения понятия идеологии как философской категории, ее сути, то она четко и емко сформулирована Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко: «Идеология - это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых актах, побуждающих людей в своих действиях стремиться к целям, которые мы перед собой поставим».

Подводя итог исследованию современных интерпретаций идеологии, можно сделать вывод, что идеология - это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также о средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых действиях, побуждающих людей стремиться к поставленным целям.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)