АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Покрытие складками и оболочками нулевой гауссовой кривизны. 11.2.1. Конструкции

Читайте также:
  1. Алгоритм проверки нулевой гипотезы
  2. Анализ технологичности конструкции изделия
  3. Арочные конструкции
  4. Б) – конструкции жилого дома со связевым каркасом (серия ИИ – 04)
  5. Базовые конструкции алгоритмов
  6. Балочные конструкции
  7. В чем заключается уход за кожей и слизистыми оболочками у новорожденного и ребенка грудного возраста?
  8. Вводные конструкции
  9. Виды обработки деталей. Технологичность конструкции машин и деталей. Применяемые виды обработки деталей машин
  10. Вставьте определенный, неопределенный или нулевой артикль. Выполните это упражнение письменно. В случае сомнений обратитесь к правилам.
  11. Группировка одежды по конструкции
  12. Дробление. Назначение и классификация процессов дробления. Конструкции аппаратов дробления

Покрытия складками и оболочками нулевой гауссовой кривизны применяют для перекрытия пролетов от 12 до 60м. Наиболее распространены конструкции пролетами от 12 до 36 м. (в сборном варианте - до 24-30 м). При пролетах 24 м и более такие кон­струкции для повышения жесткости и трещи но сто и кости проектируют предварительно напряженными, размещая напряженную арматуру в бортовых элементах оболочек или ендовах складчатого покрытия.

Конструкция оболочки или складки содержит собственно оболочку (тонкостен­ную, ломаную или изогнутую плиту), работа которой под нагрузкой аналогична работе балки с криволинейным {треугольным, трапецеидальным) сечением, бортовые продоль­ные элементы и диафрагмы. Бортовые элементы работают па восприятие основных рас­тягивающих усилий в пролете. В железобетонных пространственных конструкциях именно в бортовых элементах размещена основная арматура. Назначение диафрагм -обеспечить неизменяемость поперечного сечения конструкции - избежать ее "распрям­ления" под нагрузкой (поперечного распора). Различают длинные (цилиндрические, ко­ноидальные) оболочки и короткие. Короткие - изогнуты в направлении свободного про­лета, работают как свод, в связи с чем ее форма соответствует кривой давления в своде.

Геометрические параметры и их соотношения в конструкциях длинных оболочек и складок детально исследованы, установлены также границы изменения расхода мате­риалов на конструкцию при изменении пролета (табл. 11.1).

Архитектурно-строительные задачи - устройство верхнего света, выбор разрезки конструкции на сборные элементы, а также архитектурно-функциональные задачи -увязка формы покрытия с формой плана - решают в покрытиях оболочками и складка­ми различно, что требует их индивидуального рассмотрения.

Складчатые конструкции (рис.П.2) применяют чаще, чем оболочки в связи с большей технологичностью формы. Применяют треугольную, трапецеидальную и ше-довую форму складок в монолитном и сборном вариантах. Сборные складки монтируют из плоских, 2, У-образных или трапецеидальных элементов. Последний тип сечения сборных элементов наиболее предпочтителен, так как при одинаковой высоте обладает большим моментом инерции.

Преимуществом У-образных и трапецеидальных изделий является также возмож­ность устройства вдоль стыка верхних плит складки вставок из плоских плит, расширя­ющих покрытие, либо продольных фонарей. Применение таких вставок обеспечивает сокращение расхода материалов и труда на устройство кровли, возможность скрытого размещения инженерных систем (воздуховоды, электропроводка и пр.), уменьшение об­разования снежных мешков на покрытии, но сопровождается увеличением расхода кон­струкционных материалов.

Неизменяемость формы складчатой конструкции обеспечивают различно: плос­кими поперечными стенками - диафрагмами, фермами, арками, рамами, затяжками, Г-, Т- или У-образными колоннами.

Наряду с основным типом покрытия, состоящего из параллельных складок еди­ного очертания, применяют покрытия веерными или встречными складками. Парал­лельные и встречные складки применяют в покрытиях залов с прямоугольным планом, веерные - с трапецеидальным или криволинейным.

Многоскладчатые покрытия часто выполняют с консольным свесом за грань на­ружных стен. Консольный свес формирует активный профиль венчания здания и слу­жит стационарным солнцезащитным средством, как, например, в здании Курского вок­зала в Москве.

Конструкцию складок применяют не только для покрытий, но и для стен общест­венных зданий, главным образом - для высоких стен в целях обеспечения их жесткости и устойчивости.

Совместное применение складчатых конструкций для стен и покрытий может осуществляться с шарнирным или жестким сопряжением между ними. В последнем случае образуется пространственная распорная рамная конструкция. Наиболее извест­ным примером применения такой конструкции является здание залов заседаний ком­плекса ЮНЕСКО в Париже (архитекторы М.Брейер и Б.Зерфюсс, инженер П.-Л. Нер-ви), перекрытое двухпролетной складчатой рамой.

Покрытия длинными цилиндрическими оболочками проектируют одно- и много­волновыми, одно- и многопролетными, сборными и монолитными (рис.11.3.).

В много пролетных оболочках на опорах применяются единые для смежных про­летов диафрагмы жесткости, в многоволновых - единые бортовые элементы.

 

Таблица 1Ы. Основные характеристики железобетонных конструкций складок и длинных цилиндрических оболочек.

 

Температурно-деформационные швы в многоволновых или много складчатых многопролетных покрытиях устраивают по длине покрытия на парных колоннах между парными диафрагмами жесткости, по ширине покрытия — между парными бортовыми элементами.

В покрытиях многоволновыми оболочками могут быть применены диафрагмы жесткости различного типа, из балок-стенок постоянной или переменной высоты, арок с затяжками или сегментных ферм. Последние наиболее экономичны, в связи с чем их широко применяют в многоволновых покрытиях промышленных зданий. В обществен­ных зданиях при отсутствии подвесных потолков по архитектурным требованиям чаще используют диафрагмы рамного или балочного типа. Фонари верхнего света устраива­ют вдоль шелыги свода, усиливая контур фонарного проема в оболочке ребрами и до­полнительным армированием. Систему многоволнового покрытия залов с прямоуголь­ной формой плана выполняют из цилиндрических оболочек. При трапецеидальной фор­ме прибегают к веерной системе многоволнового свода-оболочки с формой поверхнос­ти покрытия из длинных усеченных коноидов.

Форму покрытия часто выявляют на фасаде здания, как и при складчатых конст­рукциях, консолируя часть оболочки за грань наружных стен. Вместо глухой диафраг­мы в плоскости наружных стен в этих случаях размещают

 

 

затяжку, устраивая между ней и оболочкой светопроемы для верхнебокового освещения, а консоль используют в каче­стве солнцезащитного козырька над светопроемами в наружной стене.

В сборных конструкциях оболочек применяют разрезку на криволинейные или плоские элементы (рис.11. 3).

11.2.2. Ком поз иции

Как любая новая конструкция, тонкостенные складчатые и оболочковые конст­рукции сначала отпугивают зодчего, а затем начинают достаточно широко, но не всегда осмысленно применяться. Находки и ошибки в этой области легко проследить, сопос­тавив два примера - вышеупомянутое здание залов заседаний ЮНЕСКО в Париже (ар­хитекторы М.Брейер, Б.Зерфюсс, инженер П.-Л.Нерви) и концертный зал префектуры Гумма в г.Таказаки в Японии (архитектор А.Рейнольде). Оба здания перекрыты склад­чатыми пространственными рамами: первое - двухпролетной со складками, располо­женными осями вдоль залов, во втором - однопролетной, с расположением осей скла­док поперек зала (рис. 11.4. и П.5.).

 

 

 

В композиции здания конференц-залов ЮНЕСКО решающая роль принадлежит двухпролетной складчатой железобетонной раме, пространственной конструкции, кото­рая образует несущие наружные стены и покрытие залов. Таким образом, складчатая ра­ма совмещает функции несушей и ограждающей конструкции здания, формирует его фасады и интерьеры. Хотя ко времени строительства комплекса ЮНЕСКО складчатые конструкции были хорошо изучены и применялись не один десяток лет, они оставались несвободны от ряда архитектурно-ком позиционных недостатков: форма складок сугубо жестка и геометрична, а их масштаб, обычно совпадающий с масштабом объемной фор­мы здания в целом, в интерьере оказывается излишне крупным. Нерви преодолел эти недостатки, применив несущую конструкцию в виде двухпролетной рамы с монолитной диафрагмой жесткости. Диафрагма жесткости, располагающаяся со стороны сжатого сечения складок, меняет свое расположение зеркально по отношению к эпюре момен­тов в раме. Благодаря этому, Нерви получил предусмотренный композиционный эффект. Диафрагма, в связи с ее переменным положением, позволила в большом конференц-за­ле уменьшать и менять глубину складок, что очень оживляет форму, лишая ее сухой ге­ометричности.

В малом зале, размещенном во внешней зоне меньшего пролета рамы, сжатая зо­на конструкции покрытия полностью проходит по низу. Соответственно в интерьере- ма­лого зала, масштабу которого размеры складок не соответствуют, они не выявлены, но криволинейная поверхность диафрагмы, образующей потолок зала, придает индивиду­альный характер его интерьеру.

Принципиально иначе решил концертный зал А.Рейнольде. Однопролетная складчатая рама придает внешнему облику здания (особенно его боковым фасадам) крупный масштаб и монументальность. Однако, в интерьере зала они выглядят излиш­не громоздкими, грубыми, немасштабными. Одновременно они существенно ухудшили акустические качества зала, приводя к неравномерной интенсивности звуковой энергии в пространстве зала.

В отличие от рассмотренных примеров совместного применения складок для стен и покрытий, гораздо чаще их применяют только либо для покрытий, либо для стен. Примеры складчатых покрытий с параллельными, веерными и встречными складками для общественных зданий даны на рис.П.6. Часто складчатую конструкцию выносят за грань наружных стен, создавая выразительное завершение здания (здание Курского вок­зала в Москве). Но если в последнем случае за грань несущих стен продолжены кон-сольно те же параллельные складки, которыми перекрыт интерьер, то в общественной пристройке к телевизионной башне в Берлине складчатое покрытие из параллельных складок выходит за грань наружных стен четырьмя треугольными в плане, веерными приподнятыми вверх или опущенными вниз консолями, что придает динамизм компо­зиции в целом.

Складчатые стены применяют в композициях высоких объектов, чтобы наиболее экономично обеспечить устойчивость высоких, не раскрепленных перекрытиями стен, и одновременно придать зданию выразительную объемную форму. Наиболее известны­ми в связи с этим стали храмы с высокими складчатыми железобетонными стенами в гг. Алжире и Руайане (инженер Р.Саржер).

Применение стальных складчатых конструкций в крупных общественных здани­ях началось с 1970гг., и здесь ведущая роль принадлежит архитектуре советскою пави­льона на всемирной выставке Эксло-70 в Осаке - рис. 11.7. В основу композиции был по­ложен символ развернутого знамени. Здание имело криволинейную форму плана и переменную высоту - от 20 до 100 м (вершина древка знамени). В плоскости главного сада была применена каркасно-связевая система, облицованная красными металли кими панелями, устойчивость которой из плоскости поддерживалась складчатым крытием, переходящим в противоположную стену из стальных складок переменной бины (инженер А.Кондратьев).

Дальнейшее применение стальных складчатых конструкций в крупных общест­венных зданиях падает на 1980-1990гг. и связано с развитием архитектуры стиля хай-тек, ориентированного на выявление эстетических качеств металлических конструк­ций. Наиболее известным примером применения стальной складчатой конструкции в архитектуре крупного общественного здания стиля хай-тек стал Конгресс-холл в Бер­лине. Архитектурная композиция здания - крупномасштабна, фермы - диафрагмы жест­кости складчатого покрытия выполнены с присущим хай-теку нарочитым преувеличе­нием габаритов (рис. 11.7.).

Длинные цилиндрические железобетонные ободочки системы "Цейс-Дивидаг" изобретены инженерами Бауерсфельдом и Дишингером в 1920гг. и впервые применены для покрытия здания рынка в Будапеште в 1927г. Однако их архитектурно-композици­онные особенности не выявлены на фасаде здания. Более успешным в архитектурно-композиционном отношении стало применение многоволновых длинных и коротких оболочек в консольных козырьках стадионов в Мадриде, Картахене, Боготе (рис. 11.§., а-в), а в зданиях - при консолировании выноса покрытия за грань наружного ограждения -. 118 г чЛ

Достаточно широко многоволновые покрытия длинными цилиндрическими ше-довыми и коноидальными оболочками применялись в строительстве одноэтажных про­мышленных зданий. Однако, несмотря на более пластичную форму, чем у складчатых конструкций, их весьма редко применяют в проектировании крупных общественных зданий. Во всяком случае, современная архитектурно-строительная практика еще не да­ла с их применением примеров таких значительных архитектурных решений, которые возникли на основе эстетических возможностей складчатых конструкций. В то же вре­мя их эстетический потенциал не менее значителен, что можно видеть по разнообраз­ным нереализованным проектным решениям (рис.11.9., 11.10).

П. 3. Распорные конструкции

Среди распорных конструкций покрытий жесткими оболочками двоякой кривиз­ны наибольшее распространение получили своды, купола, пологие оболочки положи­тельной и отрицательной гауссовой кривизны и различные сочетания названных форм в комбинированную конструкцию. При этом только своды и купола имеют многовеко­вую историю. Остальные созданы в 20в.

II.3.1. Своды

II.3.1.1. Конструкция

Своды применяют преимущественно для покрытий прямоугольных в плане по­мещений. Эти конструкции представляют собой современную интерпретацию класси­ческих каменных сводов (рис. 11.11.). С переходом к железобетону, армоцементу, метал­лу - материалам, прочность которых существенно выше, чем у каменной кладки, оказа-

лось возможным значительно увеличить величины перекрываемых пролетов при тонко­стенной несущей конструкции. Однако при больших пролетах и нагрузках в работаю­щей преимущественно на сжатие тонкостенной

 

конструкции свода, возможна местная потеря устойчивости. Поэтому тонкостенные своды редко проектируют гладкими. Для повышения устойчивости своду придают специальную профилировку (волнистую, складчатую) в направлении, перпендикулярном пролету.

Впервые волнистый железобетонный свод, как это часто бывает, был применен для производственного здания-ангара в Орли в 1916г. Автор - инженер Фрейсинэ при­менил высокую параболическую форму свода с трапецеидальным сечением его волн-арок, перекрыв пролет в 80 м, а между отдельными волнами разместил светопроемы. В гражданских зданиях применение волнистых сводов и с характерной для них малой стрелой подъема началось в 1940 гг..

Уникальным остался отечественный опыт возведения тонкостенных кирпичных сводов (в 1/4 кирпича) двоякой кривизны, применявшихся в 1940-1945гг. для перекры­тия пролетов свыше 20 м в зданиях различного назначения (конструкции инженера А.И.Рабиновича).

Во второй половине 20 в. сформировались современные геометрические параме­тры тонкостенных сводов из бетона, армоцемента, деревянных или металлических кон­струкций. Ширина волны (складки) составляет менее 1/4 пролета свода. Волнистый (складчатый, бочарный) свод имеет аналогичные аркам условия статической работы и одинаковые расчетно-конструктивные схемы. Очертание свода проектируют по дуге ок­ружности, цепной линии или параболе. Последняя является предпочтительной, особен­но при больших пролетах. Стрела подъема свода - 1/5 - 1/10 пролета.Это обстоятельство отличает современные конструкции сводов от традиционных каменных, стрела подъема которых близка к 1/2. Сечение волн железобетонных сводов - криволинейное • по ок­ружности (бочарный евод), по параболе, складчатое с треугольными или трапецеидаль­ными складками. При очень больших пролетах свода - 150 м и более - для повышения его устойчивости применяют двойные волнистые оболочки, раскрепленные диафрагма­ми (рис.II.12.)

Распор от сводов так же, как и в арочных покрытиях, передают на фундаменты, затяжки, контрфорсы, несущие конструкции смежных помещений, обстраивающие зал, перекрытый сводом (рис.П.13.).

Повторяемость элементов волнистого свода способствует индустриальное™ его возведения с использованием сборных элементов, как для конструкции свода, так и для инвентарной опалубки. Разработаны типовые конструкции сборно-монолитных волни­стых и складчатых сводов для пролегав 18-36 м.

Сборные конструкции волнистых сводов монтируют из отдельных плоских или криволинейных плит 3x6 м с укрупнительной сборкой на месте строительства в волну свода либо из укрупненных фрагментов волн - панелей оболочек (панелей-складок). В уникальных зданиях сборно-монолитные своды применены для пролетов до 95 м.

Сборные волны-оболочки соединяют друг с другом сваркой по закладным дета­лям или арматурными выпусками, расположенными с шагом, равным ширине волны и замоноличиванием швов.

Передача нагрузки от сборного волнистого свода на опорные конструкции осу­ществляется через специальные опорные балки, тип сечения которых назначают в зави­симости от величины пролета - сплошное при пролетах до 24 м, сквозное или коробча­тое - при пролетах большей величины.

Грань опорного элемента, примыкающую к своду, располагают в плоскости, пер­пендикулярной касательной к поверхности свода у опоры. Волнистые сборные своды выполняют по возможности с максимальной заводской готовностью, включая заводское утепление и гидроизоляцию сборных элементов.

Деформационные швы по длине свода устраивают через 40-50 м и заполняют их упругими прокладками. Примыкающие к шву волны усиливают поперечными диафраг­мами, а край волны - продольным ребром. Для исключения протечек кровли по шву сты­ки волн поднимают над кровлей специальными стенками, перекрывают стальным на­шел ьником-компенсатором.

В сводах пролетом более 40м свободу температурно-влажностных деформаций обеспечивают за счет свободных горизонтальных перемещений одной из опор свода.

В местах примыкания свода к торцовым стенам здания или пересечения этих стен с устройством карнизного свеса между сводом и стеной предусматривают зазор в 50 мм, заполненный упругими прокладками (рис.11.14.).

Геометрическая форма волнистого свода обеспечивает естественную организа­цию наружного водоотвода. Однако при сборной конструкции свода опорный элемент может создавать преграду водостоку. Во избежание застоя воды и протечек по стыку свода с опорным элементом устраивают забутку между волнами.

 

Рис. 11.14. Волнистые своды из сборных элементов:

А - варианты конструкций сборных панелей-оболочек; Б - детали покрытия; а - примыкание к парапету; б -

к карнизу; в - к торцовой стене; г, д - деформационные швы; 1 - бортовой элемент; 2 - связи: 3 - затяжка; 4 -

шов скольжения; 5 - нащелышк - компенсатор.и

Естественное освещение залов проектируют верхним или верхнебоковым. Уст­ройства верхнего света могут быть запроектированы с применением продольных или поперечных фонарей или отдельных светопроемов.

При устройстве в сборно-монолитном (складчатом) своде продольных фонарей панели-оболочки, расположенные в его зоне, заменяют горизонтальными железобетон­ными опорными рамами фонаря или стекложелезобетонными панелями.

Поперечные фонари монтируют между установленными с разрывом на ширину фонаря смежными волнами свода. При этом примыкающие к фонарю волны должны быть усилены на восприятие кручения от краевой нагрузки фонарем и связаны между Собой распорками или раскосами. В складчатых сводах светопроемы устраивают в бо­ковых наклонных стенках.

При устройстве световых проемов в монолитных волнистых сводах ослабление сечения компенсируют контурными и промежуточными (при длинных фонарях) арми­рованными ребрами. Ширину проема назначают не более 0,4 ширины волны.

Отдельные мелкие проемы (с наибольшим размером до! 5 толшин оболочки сво­да) могут свободно располагаться по поверхности свода. Форму проема следует назна­чать круглой или равносторонней многоугольной.

Боковое освещение наиболее удачно решается при опирании свода на отдельные опоры с устройством между ними витражей. В случаях, когда свод опирается непосред­ственно на фундамент, для бокового освещения в своде устраивают распалубки.

Волнистые и складчатые своды чаще всего применяют в архитектурной компози­ции прямоугольных в плане зданий: выставок, плавательных бассейнов, теннисных кор­тов, а также крытых рынков и производственных зданий.

П.3.1.2. Композиция

Классическим примером удачного композиционного решения общественного здания с покрытием волнистым сводом в течение десятилетий служит выставочный па­вильон в Турине, построенный в 1948-1949гг. по проекту П.-Л.Нерви (рис. 11.15.).

Зал перекрыт очень пологим (стрела подъема меньше 1/5) сборно-монолитным сводом. Оставляемой опалубкой свода и основным средством архитектурных членений в интерьере зала служат армоцементные У-образные элементы (ширина • 2,5м, длина -4,5м, высота - 1,45м, толщина - 5см), снабженные поперечными ребрами жесткости. Расположенные в боковых стенках волн светопроемы свода дают равномерное естест­венное освещение по всей ширине (95,1м.) зала. Широко используя однотипные сбор­ные элементы, П.-Л.Нерви никогда не допускает монотонности. Так и в Туринском зале он прибегает к двойному масштабу архитектурных членений. Большая часть поверхно­сти свода имеет мелкие членения, но в нижней зоне ребра свода собраны в пучки по три ребра, переходящие в общую наклонную (проходящую по касательной к кривой свода) опору. Использован и контраст освещенности между пронизанной светом центральной зоной и малой освещенностью зоны наклонных опор. Композиция зала решена очень удачно в архитектурном и конструктивном отношении. Зал поднят над землей - установ­лен на перекрытии высокого (5 м) первого этажа. Это дает возможность залу главенст­вовать в объемной композиции здания и скрыть затяжки свода в перекрытии. Боковая обстройка зала двумя этажами вспомогательных помещений позволила частично раз­грузить свод и исключить из интерьера зала наименее выгодные участки возле опор сво-

Наряду с большепролетными сооружениями, покрытия которых в новейших тон­костенных конструкциях повторяют историческую форму цилиндрических сводов, вто­рое рождение в новых конструкциях и материалах переживают более сложные формы классических сводов - крестовые и сомкнутые.

Событиями стали архитектурные решения двух объектов различных олимпиад -ледового стадиона в Гренобле арх. А. Гюшар и спортивно-концертного комплекса в Ере­ване (рис.И.16). Оба сооружения имеют квадратный план и покрыты тонкостенными стрельчатыми крестовыми железобетонными сводами. Но на этом сходство объектов кончается. Крытый каток в Гренобле имеет в плане размеры 100x100 м и пролет покры­тия - 91 м. Для повышения жесткости конструкции лотки свода выполнены из двойных волнистых оболочек толщиной по 6 см каждая. Вся конструкция оперта на четыре точ­ки, причем на каждую из них оперты по две двухслойных оболочки. Распор покрытия воспринимает связывающая фундаменты опор затяжка. В зданиях такого большого про­лета остро стоит проблема устройства верхнего света. В Гренобле она решена совсем не тривиально. В конструкции крестового свода здесь не предусмотрены общие жесткие ребра по линии сопряжения лотков, обеспечивающих их совместную работу. Напротив, каждый из лотков работает самостоятельно, по линии их возможного сопряжения пре­дусмотрен разрыв, заполненный свегопрозрачными конструкциями верхнего света. В Ереванском здании верхний свет обеспечивают зенитные фонари; гладкие одинарные оболочки лотков объединены по линиям пересечения жесткими ребрами.

Систему тонкостенных крестовых сводов применяют как в виде одиночной, так и в комплексной форме. Характерный пример - комплекс из трех тонкостенных крестовых железобетонных сводов покрытия прямоугольного в плане здания аэровокза­ла в Сан-Луисе архитекторов Ямасаки и Лейнвебера.

 

Уникальным, как по форме сооружения, так и по его габаритам, является здание Центра науки и техники, построенное в Париже в 1959г. по проекту инженера Н.Эскил-лана. Оно имеет план равностороннего треугольника и перекрыто трехлотковым сомк­нутым волнистым сводом, опертым на три точки. Распор свода воспринимают предна-пряженные затяжки, связывающие его три пяты и размещенные под полом, а вертикаль­ные нагрузки - скальное основание (рис.11.18.). Конструкция волнистого свода - двой­ная, состоит из двух тонкостенных железобетонных оболочек, раскрепленных диафраг­мами. Приведенная толщина этой грандиозной конструкции - всего 13см на 1 кв.м пло­щади пола. К недостаткам композиции можно отнести отсутствие верхнего света. Гран­диозные витражи по трем сторонам здания дают крайне неравномерное естественное освещение интерьера. В композиционном отношении известным недостатком является отсутствие масштабности - в грандиозных витражах и своде отсутствуют сомасштаб-ные человеку членения. К сожалению, после постройки на искусственных платформах нового многофункционального района Дефанс, расположенное на его территории зда­ние Центра частично ушло под верхнюю платформу и его объем визуально полностью не воспринимается (рис.11.18.).

II.3.2. Купола 11.3.2,1, Конструкция

Купола, наряду со сводами, являются второй древней конструкцией, переживши второе рождение в 20в.

Замена каменных конструкций куполов тонкостенными железобетонными или стальными радикально изменила все геометрические параметры купола: предельны пролет, стрелу подъема, отношение толщины купола к пролету.

Со 2 в. нашей эры до 20 в. предельной величиной пролета купола оставална 42 м (Пантеон в Риме). Но уже на первом этапе внедрения железобетонных конструк­ций был построен купол пролетом 65 м (1913 г. - Зал столетия во Вроцлаве), а в серед» не века - 100 м (1959 г. - Большой олимпийский дворец спорта в Риме), разработаны проекты железобетонных куполов пролетом 150 м, осуществлены стальные купола с пролетом около 200 м, например, покрытие стадиона в Хьюстоне диаметром 193 м (1964 г.) Наконец, с применением пленочно-тентовых конструкций удалось возвести ку­пол диаметром 400 м (Зал Миллениум в Лондоне - 2000 г.).

Резко изменилось отношение толщины оболочки купола к его диаметру благода­ря высокой прочности новых материалов. Если в каменных куполах это соотношение колебалось в пределах 1/10 • 1/12, то в пространственных тонкостенных железобетон­ных оболочках с пролетом до 150 м оно составляет 1/600- 1/800, и вес современных ку­польных

конструкций составляет 3-4% от веса исторических каменных куполов. Малая массивность новых купольных конструкций сильно сказалась на их внешнем облике. Каменные купола проектировались с очень большой стрелой подъема, чтобы умень­шить величину распора и обеспечить устойчивость каменной кладки. В современных конструкциях в связи с их малой массой величина распора пропорционально сущест­венно меньше, а монолитность бетона (как и "сплошность" стальных стержней) практически исключает случайное обрушение конструкции при возведении. Соответст­венно отличительной особенностью современных куполов является их весьма пологая форма. Это не только представляет собой новое эстетическое явление, но и меняет экономичность перекрываемых зданий. Благодаря пологости купола резко сокращается размер подкупольного пространства, соответственно уменьшается стоимость объекта, приведенный расход материалов покрытия на 1 кв.м. пола перекрываемого зала и экс­плуатационные расходы. В то же время и сейчас в соответствии с композиционными и функциональными требованиями (например, для здания планетария) купол может быть запроектирован с высокой стрелой подъема.

 

Современные формы купольных оболочек весьма разнообразны. Помимо тради­ционных форм гладких куполов с поверхностями тела вращения - фрагменты сферы, эл­липсоида, параболоида или коноида в практику вошли купона со своеобразной формой поверхности (волнистой или складчатой, иногда называемой зонтичной). Так же как и в волнистых сводах, такое усложнение поверхности купола может быть продиктовано конструктивными, функциональными или композиционными требованиями. Л именно - требованиями повышения устойчивости тонкой, сжатой оболочки, лучшей организа­ции естественного освещения подкупольного пространств или необходимостью при­дать зданию индивидуальный выразительный облик. Традиционно верхний свет в под-купольном пространстве дает фонарная надстройка над его верхним кольцом. Но воз­можно предусмотреть устройство верхнего света через венок распалубок над нижним кольцом (рис.11.19.)

Купола проектируют из железобетона, металла, дерева или пластмасс. При этом наибольшее распространение получили стальные и железобетонные купола.

Уникальные конструкции тонкостенных гладких и ребристых пологих (с отноше­нием стрелы к диаметру 1/7) деревянных куполов пролетом 28 и 33 м были возведены в СССР в начале 30-х гг. К сожалению, они применялись в промышленных сооружени­ях: для покрытия газгольдеров, вращающихся печей и пр., мало привлекающих внима­ние архитектурной общественности. Поэтому этот опыт не был в должной мере оценен и воспринят последующим поколением специалистов. Основная конструктивная форма современных куполов - тонкостенные оболочки (гладкие или Граненые), ребристые, ре­бристо-кольцевые с решетчатыми связями и сетчатые. Последние три формы характер­ны для стальных конструкций. Железобетонные купола проектируют монолитными или сборными. Купола-оболочки содержат собственно оболочку, опорное растянутое кольцо и (при устройстве верхнего света) верхнее сжатое.

Купола-оболочки чаще всего проектируют гладкими монолитными. В случае не­обходимости применить сборно-монолитную конструкцию купол собирают из плоских или цилиндрических плит. Ребристые крупноразмерные цилиндрические плиты имеют длину на половину пролета и трапецеидальную форму в плане. Опорные кольца таких куполов - из сборных железобетонных или стальных прокатных замоноличиваемых профилей.

Сборные конструкции купола из плоских плит получают членением поверхнос­ти по меридианам и параллелям с образованием по высоте купола нескольких ярусов трапециевидных плит. Поскольку купол при этом членится на значительное число не­больших плит, их проектируют плоскими, при этом поверхность купола после сборки представляет собой многогранник, вписанный в проектную криволинейную поверх­ность.

Для безопалубочного монтажа применяют конструкции сборных куполов так на­зываемой навесной сборки. Купол членен на кольцевые и меридиональные ярусы. Пли­ты имеют плоскую форму и ребристую

конструкцию. Каждая из плит располагается в двух ярусах, что позволяет вести навесной монтаж (рис. 11.20.) за счет защемления плит.

Ребристые купола содержат установленные по радиусам криволинейные или пря­молинейные ребра, нижнее и верхнее кольца. При прямолинейных ребрах образуется купол конической формы, при криволинейных - в виде полуарок - сферических или па-раболоидных (рис.11.21.6). Оригинально решение ребристого купола собора в г.Брази-лиа (архитектор О.Нимейер, инженер Ж.Кардозу), ребра которого имеют вогнутую фор­му (рис. 11.21.а). При этом сжатое кольцо размещено в месте максимального выгиба ре­бер. Поверхность купола между ребрами заполнена тонированным армированным стек­лом, а нижнее опорное кольцо лежит практически на земле. При этом пол храма распо­ложен ниже уровня земли. Таким образом, над уровнем поверхности земли возвышает­ся только купол

Собора.

 

Ребристо-кольцевые сборные купола применяют при пролетах до 70 м, они со­стоят из ребер-пол у арок, горизонтальных кольцевых балок, криволинейных плит и опорных колец (нижнего и верхнего). Сборные элементы заполнения ячеек ребристо-кольцевых куполов могут быть выполнены со сплошной плитой, плитой со световым отверстием, или бет плиты - со светопрозрачным заполнением между ребрами. В по­следнем случае для обеспечения устойчивости конструкции ребра через шаг объединяют связями.

Сборные элементы соединяют с опорным кольцом и между собой сваркой за­кладных деталей (арматурных выпусков) и замоноличиванием швов.

Металлические купола проектируют ребристыми, ребристо-кольцевыми или сет­чатыми. При этом в ребристых куполах (в отличие от железобетонных) не менее, чем в двух секторах устанавливают связи жесткости по наружным поясам ребер, а для устрой­ства кровли по ребрам устанавливают прогоны.

Ребристо-кольцевые купола содержат помимо радиальных ребер горизонтальные кольца, работающие не только на изгиб от кровли, но и на продольные усилия, как эле­мент пространственной фермы. Еще большую жесткость несущей системе придает ус­тановка диагональных стержней в каждой трапецеидальной ячейке купола (купол Шведлера).

Сетчатые купола имеют каркас из пространственной стержневой системы с тре­угольными ячейками.

Разновидности сетчатых куполов определяются схемой построения сеток на сфе­рической поверхности купола (рис.11.22.).

 

 

Широкую известность получили металлические конструкции так называемого геодезического купола Б.Фуллера. По геометрии они представляют собой сборную кон­струкцию из серии однотипных стержневых или плоскостных многогранников. Назва­ние геодезической эта конструкция получила в связи с тем, что в ней узлы сопряжения сборных элементов располагаются на горизонталях сферической поверхности, в то вре­мя как сам купол представляет собой многогранник, вписанный в сферу.

Наименее трудоемкой является конструкция сетчатых пластинчато-стержневых (панельных) куполов. Их собирают из отдельных алюминиевых изогнутых панелей из листов толщиной 2-4 мм. Отбортованные ребра панелей совместно с дополнительными стержневыми элементами образуют каркас купола. Панели объединяют на болтах. Са­мостоятельный вариант пластинчато-сетчатой конструкции купола разработан МАрхИ (проф.Туполев М.С.). При всей легкости сетчатых купольных конструкций им присущ общий недостаток - большая стрела подъема, приблизительно равная половине диамет­ра купола. Помимо экономических недостатков большая стрела подъема способствует ухудшению пространственной акустики в перекрываемом зале из-за фокусировки отра­женных звуковых волн. В этом отношении акустические преимущества пологих желе­зобетонных куполов, поверхность которых имеет очень большой радиус кривизны, пре­вышающий в 2-3 раза высоту зала, бесспорна.

Волнистые и складчатые купола. Волнистые железобетонные и складчатые купо­ла проектируют монолитными или сборно-монолитными ич сопряженных сегментов оболочек-волн (коноидальпых, синусоидальных, параболоидных). Пролеты таких купо­лов - 60-80м. Элементы складчатых куполов из складки прямолинейной, выпуклой или вогнутой формы выполняют в стальных или железобетонных конструкциях.

При большем, чем в гладких куполах, расходе материалов, волнистая (складча­тая) конструкция обладает рядом преимуществ: благодаря открытым наружным торцам волн обеспечивается полноценное естественное верхнебоковое освещение внутренних пространств, а выразительная объемная форма конструкции обогащает композицию фа­садов и интерьера здания. Торцы волн-оболочек могут выходить за пределы опорного кольца, иметь вертикальную или наклонную плоскость среза. Консольный вынос волн часто служит стационарным солнцезащитным устройством для проемов или витражей в наружных стенах.

Характерный пример сборно-монолитной складчатой железобетонной конструк­ции купола с распалубками - покрытие Даниловского рынка в Москве, складчатой ме­таллической конструкции купола - покрытие здания цирка на ул. Вернадского там же.

Естественное освещение залов, перекрытых куполами, в соответствии с назначе­нием зала, проектируют верхним или верхнебоковым. В сборных ребристых куполах проемы устраивают в центральной части сборных элементов заполнения. Боковое осве­щение предусматривают через витражи, вмонтированные между колоннами, поддержи­вающими опорное кольцо, через проемы в торцах волн или складок волнистых куполов, либо в распалубках.

11 .3.2.2. Композиция

Внедрение конструкций нового типа как элемента интерьерной конструкции началось в 1880 г.г.,. В этот период начинается строительство новых типов крупных отечественных зданий - банков, почтамтов, универмагов, и возникает необходимость перекрывать без промежуточных опор внутренние атриумные пространства светпрозрачными покрытиями. В качестве несущих конструкций таких покрытий применяют своды (цилиндрические и сомкнутые) и ребристые купола из стальных полуарок. В разработке таких конструкций принимают участие выдающиеся инженеры того времени: Г.Эйфель (универмаг "О бон Марше" в Париже), В.Шухов (Верхние торговые ряды - ГУМ в Москве). Характерно, что Шухов первым отказывается от дополнительных украшаю­щих наслоений на несущие конструкции, считая эстетически самодостаточной вырази­тельность стекло-металлических покрытий. Это становится очевидным при сопоставле­нии сомкнутого металлического свода ГУМа с украшенным золочением, цветными эма­левыми накладками и металлическими завитками ребристого купола покрытия атриума универмага "Лафайет" в Париже (рис. 11.23.).

Однако уже в первой четверти 20в. стальные и железобетонные купола определя­ют не только решение интерьера, но и архитектуру сооружений в целом. В первую оче­редь купола возводят над сооружениями, для которых круглая форма плана и купольное покрытие функционально необходимы (цирки, планетарии), а также для тех, которым круглая форма плана и купол экономически и образно предпочтительны – представительные залы

общественных собраний, крытые рынки, выставочные и спортивные залы

и т.п.

При этом первые крупные купольные сооружения возводят из монолитного же­лезобетона. Таким стал Зал столетия во Вроцлаве, возведенный в 1914г. по проекту М.Берга в честь столетия победы над Наполеоном. Это грандиозное сооружение с реб­ристо-кольцевым железобетонным куполом пролетом 65м. и ступенчатой фонарной об­стройкой состоит из двух фрагментов - собственно купола и воспринимающей его рас­пор структуры. Именно в этой части сила исторических реминисценций восторжество­вала. Для восприятия распора М.Берг прибег к весьма архаичной конструктивной сис­теме - передаче его на четыре полукупола, окружающих основной (см.Минерву Меди­ку 4 в. Н.э в Риме или собор Св.Виталия в Равенне - 4 в.). Поэтому при выразительном интерьере внешний объем Зала столетия излишне приземист и приземлен.

По окончании Первой мировой войны строительство железобетонных купольных сооружений возникает уже на новой конструктивно-композиционной основе - это, как правило, тонкостенные гладкие купола, распор которых воспринимает растянутое ниж­нее кольцо, уложенное на стены или каркас субструктуры. Однако эти купола пролетом 25-30 м проектируют еще с высокой стрелой подъема по функциональным соображени-ям (планетарии Москвы, Йены, Берлина и других городов), либо из градостроительных соображений (крытый рынок в Лейпциге). Последнее сооружение является самым зна­чительным в архитектурном отношении среди купольных сооружений, построенных между двумя мировыми войнами, наряду с гладким монолитным куполом покрытия Но­восибирского оперного театра.

Архитектурное решение здания Лейпцигского рынка - прямоугольный зал разме­ром 75x225 м с покрытием из трех одинаковых восьмигранных тонкостенных куполов на квадратных фрагментах плана.

Конструкции куполов Лейпцигского рынка, разработаны одним из ведущих кон­структоров в области железобетона Ф.Дишингером и представляют собой новый шаг в проектировании тонкостенных пространственных конструкций. Лейпцигские купола -тонкостенные (толщина оболочки 9 см) высокие (30 м) граненые конструкции из вось­ми сопряженных эллипсоидных оболочек, усиленных ребрами по линиям сопряжений и дополнительными продольными ребрами жесткости по оси каждой из составляющих оболочек. Нижнее кольцо купола опирается на наклонные пологие железобетонные ар­ки, распор которых в свою очередь воспринимают конструкции перекрытия подвала. Естественное освещение рыночного зала верхнее - через зенитные фонари над верхни­ми кольцами купола, и боковые - через ленточные проемы по периметру стен.

Купол Новосибирского оперного театра - монолитный, гладкий, с поверхностью вращения, пролетом 55,5 м и толщиной оболочки - 8 см, возведен в 1934 г. по проекту архитектора Т.Барта, инженеров П.Пастернака и В.Матерна. Купол вошел необходимым композиционным элементом в симметричное неоклассическое решение фасада здания театра и в панораму центра города.

После Второй мировой войны с конца 1950 гг. в процессе оживления строитель­ства крупных общественных зданий расширяется применение жестких тонкостенных оболочек и их разнообразие, особенно купольных. Здесь ведущая роль принадлежит творчеству выдающихся инженеров - П.-Л.Нерви и Р.Саржеру.

П.-Л.Нерви совместно с архитектором А.Вителлоцци запроектировали Большой и Малый Олимпийские дворцы спорта в Риме (рис. 11.26 и 11.27). В обоих зданиях при­менены покрытия зрелищно-спортивных залов диаметром 60 и 100 м железобетонными сборно-монолитными ребристыми тонкостенными куполами, возведенными по остав­ляемой опалубке из армоцементных пространственных элементов (армоцементные элементы послужили оставляемой опалубкой в рассмотренных выше конструкциях покрытий зданий в Ости выставочного зала в Турине того же автора). Точность формова­ния армоцементных изделий позволила создать чистую диагонально-кессонированную внутреннюю поверхность куполов, составляющую одну из самых привлекательных черт интерьера залов. Купол членен ромбовидными и треугольными кессонами, разме­ры которых нарастают к внешнему контуру, у которого ребра кессонов по три объеди­няются в своеобразную веерную опору. В результате "веера" опирают по внешнему кон­туру на "точку", освобождая пространство между ними для многочисленных проемов бокового естественного освещения. Таким образом, создается иллюзия "парящего в воз­духе" легкого купола. В то же время веерное объединение ребер позволяет уменьшить количество ниже расположенных опор. В Малом дворце - это У-образные наклонные опоры, наклон которых совпадает с касательной к поверхности купола. Опоры располо­жены снаружи и придают тектоническую выразительность композиции здания в целом. Распор купола они передают расположенному ниже уровня земли преднапряженному железобетонному кольцу фундамента.

 

 

 

В Большом дворце наклонные опоры купола расположены внутри кольцевого фойе, охватывающего круглый зал. Они играют ведущую роль в композиции фойе, на­ряду с кессонированной криволинейной поверхностью его покрытия. Она представляет собой нижнюю поверхность несущей конструкции трибун - оболочки, отформованной также в оставляемой опалубке из армоцементных элементов.

Учитывая большую роль наклонных опор в композиции интерьер.!, Нереи придал им индивидуальную изыскан но-граненую форму.

К сожалению, внешний облик Большого дворца менее выразите/.'-•«. чем Малого из-за выполнения его наружных стен в виде тривиального витража.

Р. Саржеру во Франции и ее бывших колониях - Алжире и Тунисе - принадлежит авторство многочисленных уникальных сооружений. Их композиции основаны па выра­зительности разнообразных пространственных конструкций - складчатых, купольных, из оболочек отрицательной кривизны, висячих систем.

Одним из первых он применил волнистый купол диаметром 50 м для покрытия здания рынка к Руайане (рис. 11.28). Круглое в плане здание рынка покрыто пологим монолитным волнистым куполом из 13 сопряженных железобетонных оболочек парабо-лоидноготипа, опертых по внешнему контуру на 12 низких опор, связанных под землей опорным фундаментным кольцом. Наружные края волн оболочек образуют большой консольный свес над витражом фасада, создавая активный силуэт здания, красивую све­тотень и солнце защиту фасадов. Как и в римских дворцах спорта в вершине купола ус­троен фонарь верхнего света. Дополнительное естественное освещение дают устроен­ные вдоль осей каждой из 13 составляющих оболочек купола длинные щелевидные све-топроемы. Боковое естественное освещение обеспечивают витражные наружные сте­ны.

Как и Малому дворцу (Палаццетто) в Риме, зданию рынка в Руайане присуща ис­ключительная композиционная целостность внешнего объема и интерьера, достигнутые творческим подходом к конструктивному структурированию архитектурного решения.

Однако не всегда использование новых конструкций приводит к композицион­ным находкам. Выше это обстоятельство было проанализировано на примерах примене­ния складчатых рам в покрытиях залов ЮНЕСКО в Париже и концертного зала префек­туры Гумма в Японии. Но такая неудача может встретиться и в рамках творчества одно­го автора, что доказывает проект здания рынка в Нантерре Р. Саржера. Саржера увлек­ла техническая идея скомпоновать из параболоидкых оболочек двоякой кривизны (ана­логичных примененным в Руайане) не купольное, а кольцевое сооружение с открытым круглым атриумом. Это позволило увеличить диаметр сооружения до 80 м, располо­жить опоры 16 составляющих покрытия оболочек по периметру внутреннего двора, со­единив их фундаментным кольцом, консолировать оболочки (вынос консоли 25 м) и подвесить к их фасадному краю каркас витража наружных стеклянных стен. В связи с переменной кривизной оболочек к фасадной поверхности они подходят плоским краем. Поэтому внешний облик здания рынка получил банальную форму стеклянного цилинд­ра с плоским железобетонным карнизом. Богатая пластическая форма покрытия раскры­та только в интерьере и внутреннем дворе рынка. Таким образом, решая, несомненно, интересную техническую задачу, авторы проекта проиграли в композиции (рис. 11.29).

Композиционные темы волнистых кольцевых, купольных и зонтичных конструк­ций привлекли заинтересованное внимание архитекторов разных стран мира. Они при­меняются в объектах разного назначения и крупности от покрытия ресторана в Баку до крытого рынка на 1000 мест в г. Сумы.

Кольцевое отапливаемое пространство рынка в Сумах имеет покрытие из конои-дальных сборных железобетонных оболочек, сильно консолированных за поверхность фасада. Атриумное неотапливаемое пространство покрыто неутепленной висящей кон­струкцией из радиальных вантовых ферм, несущих пригружающую железобетонную воронкообразную оболочку. Опорный контур покрытии атриума лежит на часто расстав­ленных колоннах.

Наиболее яркой творческой интерпретацией идеи волнистого железобетонного купола в 1980е г.г. стал проект складчатого сборного купола пролетом 72 м с распалуб­ками для покрытия Даниловского рынка в Москве. Он представляет собой один из многочисленных вариантов сборных пространственных тонкостенных комбинированных оболочек, разработанных, исследованных и внедренных учеными МНИИТЭП под руко­водством д.т.н. Э.З. Жуковского (рис. 11.28).

Для композиции купольных круглых зданий существенную роль играет место расположения его растянутого нижнего кольца. При его расположении па или ниже уровня 1смли (собор и Бразилиа, Палаццето в Риме, рынок в Руайане) композиция принимает целостность и тектоничность, при этом решающую роль играет форма купола.

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.039 сек.)