АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема лекции № 9 Предпосылки образования Казахского ханства. Казахское ханство в XV – начале XVIII вв

Читайте также:
  1. II. Конец Золотой Орды и история образования казакского ханства
  2. III ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОЛОВОМ СОЗРЕВАНИИ
  3. X. Реформирование Петром I хозяйственной жизни страны и характерные черты социально-экономического развития России в первой четверти XVIII в.
  4. XVI – начале XVII в.
  5. XVII-XVIII вв.
  6. XVII-XVIII веков
  7. XVIII - XIX вв.
  8. XVIII в.
  9. XVIII в. Возникновение мануфактур.
  10. XVIII век – «век просвещения». Русские просветители.
  11. XVIII век: противоречивость модернизации российского государства-общества.
  12. XVIII Преобразование те карст в созерцанием

Цель лекции – рассмотреть основные аспекты истории Казахского ханства в XV – начале XVIII вв.

 

Ключевые слова – Казахское ханство, ак суйек, кара суйек, торе, жуз

 

План лекции

1. Предпосылки образования Казахского ханства.

2. Образование и усиление казахского ханства.

3. Взаимоотношения казахов с соседними государствами. Казахско-китайские взаимоотношения.

4. Освободительная война казахского народа против жунгарских захватчиков.

 

Тезисы лекции

1. Предпосылки образования Казахского ханства.

Образование государств Ак-Орда, ханства Абулхаира, Могулистана, Ногайской Орды стало значительным этапом в развитии государственности казахской народности, а наряду с ней и других народов, формировавшихся на территории этих государств. Оно способствовало развитию хозяйства в регионе, укреплению хозяйственных связей между кочевым и полукочевым скотоводческим и оседло-земледельческим населением. Благодаря этому происходило активное общение этнических групп, близких по языку, материальной и духовной культуре. Эти государства имели много общего в государственной системе: улусная организация кочевого населения, структуры правящей (ханской) власти, комплектование вооруженных сил, налоговая система.
В основном эти формы и структуры были взяты из монгольского времени, сохранились они и в Казахском ханстве.
Эти государства подготовили условия для последующего генезиса этнически однородных феодальных государств в регионе, для объединения этнических общностей – казахской, ногайской, кыргызской, отчасти узбекской, уйгурской народностей.
Необходимо было преодолеть политическую разобщенность этнически близких групп, объединив в единое государство казахские племена и роды. Решению этой задачи способствовало образование Казахского ханства.
Возникновение Казахского ханства явилось закономерным итогом социально-экономических и этнополитических процессов на обширной территории Восточного Дешт‑и‑Кыпчака, Семиречья и Туркестана (Южного Казахстана).
Конкретный ход образования казахского ханства связан с внутриполитическим состоянием двух государств: ханства Абулхаира и Могулистана, в которых усилилось экономическое могущество кочевой знати. Наиболее влиятельные вожди родов и племен Восточного Дешт-и-Кыпчака и Семиречья стремились к политической независимости или же искали покровителя среди Чингизидов, продолжавших оспаривать власть хана Абулхаира и Есен-Буги (Могулистан).
Преодоление раздробленности, политической разобщенности частей казахского народа в разных государственных объединениях связано с именами Джаныбека и Керея.
Действия первых казахских ханов направленные на создание и упрочения единого государства были поддержаны верхушкой казахских родов и племен, так как отражали интересы господствующей прослойки казахского общества.
Казахское ханство в первое время занимало территорию Западного Семиречья, долины Чу и Таласа. Оно объединяло как переместившееся из Центрального и Южного Казахстана казахские роды и племена, так и местные. Мухаммад Хайдар Дулат относит время образования Казахского ханства к 1465-1466 г.г

 

2. Образование и усиление казахского ханства.

После поражения Абулхаир хана от калмыков в Узбекском улусе произошел раскол, который привел к отделению и откочевке части его населения в соседние степи.
Сообщение об этом содержится в «Тарих-и-Рашиди» Мухаммед Хайдара Дулати, откуда оно перешло во многие другие сочинения. Вот слова самого автора «Тарих-и-Рашиди»: «В то время,- пишет он,- в Дешт-и-Кыпчаке владычествовал Абулхаир хан. Он приченял много беспокойства султанам джучидского происхождения. Джанибек хан и Керей хан бежали от него в Могулистан. Иса-Буга хан охотно принял их и предоставил им округ Чу и Козы-Баши, который составляет западную окраину Могулистана». Эти сведения Мирзы Хайдара Дулати впервые приводятся в книге В.В. Вельяминова – Зернова, «Исследование о касимовских царях и царевичах», вышедшей в свет в 1864г. После выхода этой книги в исторической литературе утвердилось мнение считать откочевку Керея и Джанибека с частью племен Узбекского улуса в западные пределы Могулистана, началом возникновения казахской государственности.
Есть и другие мнения, например, А.А. Семенов – ученый-историк, в 50-х годах ХХ века высказал мнение, что уход Керея и Джанибека в долины рек, Чу, и Козы-Баши, был лишь одним эпизодом в истории узбеков-казахов, и что перекочевка эта не охватывала весь народ, а лишь его небольшую часть. Эту точку зрения разделял и казахский ученый С.К. Ибрагимов (1929-1960гг.). Современная исследовательница средневековой истории Казахстана К.А. Пищулина, отметила, что «истоки Казахского ханства, причины его образования – не откочевка Джанибека и Керея, а ход хозяйственного, социального, политического развития населения средневекового Казахстана, в том числе этнической истории казахов», пишет, что откочевка группы племен из Восточного Дешт-и-Кыпчака в Западное Семиречье, во-первых, «сыграла большую роль для истории Юго-Восточного Казахстана и Могулистана, а во-вторых, как форма классовой борьбы она была все же важным звеном в цепи политических событий на пути образования Казахского ханства».
Сама по себе откочевка Джанибека и Керея от основной массы кочевых узбеков была лишь одной из распространенных в степи форм протеста султанов в период наибольшего ослабления власти Абулхаир хана. В то же время она явилась важным звеном в цепи событий, предшествовавших сложению казахской государственности, и сыграло существенную роль в определении названия нового политического образования. Покидать пределы своего государства их побуждали самые различные причины: династийные и междоусобные распри, отрицательные мести государя и т.д.
Одним из спорных является вопрос о начале истории собственно Казахского ханства, дате его образования. Некоторые исследователи откочевку Джанибека и Керея рассматривают, как начало возникновения Казахского ханства; некоторые ученые считают, что Казахское ханство образовалось на рубеже XV- XVI вв.; другие авторы относят оформление самостоятельного Казахского государства к еще более позднему времени - к 30-40-м годам XVI века. Некоторые историки утверждают, что собственно Казахское ханство было основано именно в 870/1465-1466 гг. согласно датировке Мухаммед Хайдара Дулати.
Образование Казахского ханства не было единовременным актом, а было сложным по характеру и продолжительным по времени многоаспектным процессом, в частности, процессы политические развивались одновременно с этническими процессами, переплетались с ними.
Ход этого процесса можно проследить последовательно-хронологически:
1. Событие (около 1459г.) – отложение Керея и Джанибека с частью племен и родов от главы кочевых узбеков Абулхаир хана и их перекочевка в западные пределы Могулистана. Важнейшие последствия – закрепление за приверженцами Керея и Джанибека имени «узбек-казаки» или просто казаки; начало традиционному союзу между потомками Урус хана и Чагатаидами Могулистана.
2. Событие (около 1468г.) – возвращение Керея, Джанибека и их приверженцев в Узбекский улус и захват там верховной власти.
Важнейшие последствия: сложение новой политической структуры, управляемой другой ветвью Джучидов; перенесение затем на новое государственное образование название казак, которое бывшие подданные Абулхаира принесли в Узбекский улус.
Основание в Могулистане ханства узбек-казахов вызвало опасения Абулхаир хана. Он собрал огромное войско и в 1468 г. пошел воевать против казахских ханов, но во время похода заболел (лихорадкой) и умер.
После смерти Абулхаир хана политический кризис в Узбекском улусе особенно обострился: начались обычные при таких условиях распри претендентов на ханский престол. Власть унаследовал его сын от жены из племени конрат – Шайх-Хайдар-хан. Джанибек и Керей вернулись в Центральный Казахстан и в союзе с другими султанами начали войну за власть против сыновей Абулхаира. Шайх-Хайдар хан потерпел поражение и погиб. Сыновья и внуки Абулхаира, во главе с Шайбани ханом, с частью племен, населявших Казахстан, уходят в начале XVI века в Среднею Азию. Оставшиеся племена во главе с сыновьями Джанибека и Керея получают название «казахи», а созданное ими государство стало называться Казахским ханством.
Таким образом, в начале 70-х годов XV века на части огромной территории Дешт-и-Кыпчака в результате захвата власти в государстве кочевых узбеков появилось политическое образование, управляемое ханами из потомков Урус-хана – Кереем и Джанибеком, приверженцы которых носили название «узбеки-казахи» или просто «казахи». Падение государства Абулхаира и образование нового ханства по обычной для рассматриваемой эпохе формуле, согласно которой в средние века государства возникали и падали с той или иной династией. Дальнейшая история Восточного Дешт-и-Кыпчака, как мы увидим, сложилась так, что новая династия, пришедшая на смену шайбанидам, правила страной более 350 лет.
Первые казахские ханы Джанибек и Керей проводили активную внешнюю политику, с целью расширения территории ханства, утверждения своей власти над присырдарьинскими городами и степными районами Дешт-и-Кыпчака.
Последние три десятилетия XV века – это время крупных политических событий, в истории Казахстана и Средней Азии. Крепло Казахское ханство, оно начало вести борьбу за владение всей территории нынешнего Казахстана. Казахстан, как страна казахов впервые возник во времена создания Казахского ханства.
Казахские ханы, вступившие в войну с шайбанидами за власть в Южном и Центральном Казахстане, обладали, реальной несомненной силой, вокруг них сплотились значительные массы кочевников, у них был плотный тыл в Семиречье.
Войны между казахскими ханами и шайбанидами шли не только за присырдарьинские города, но и за власть над кочевым и полукочевым населением региона. Они стремились укрепить политико- кономическую базу государства, за это боролись более 30 лет. В последней трети XV века и начале XVI века продолжался процесс постепенного включения племен и родов Семиречья в Казахское ханство. Казахское ханство, в отличие от предшествующих государственных образований на территории Казахстана имело, особенно к началу XV века, гораздо более широкую этническую базу, в него вошли почти все этнические группы, составлявшие казахскую народность, и почти вся территория на которой они обитали.

Возвышение Казахского ханства, связано с именем Касыма, сына Джанибека, одного из наиболее видных казахских ханов, при котором быстро шел процесс «собирания земель».
Касым родился приблизительно в 1445 году. Осенью 1513 года, когда на берегу р. Чу произошло свидание между Касымом и Чагатаидом Саид ханом, по словам их современника Мирзы Хайдара Дулати, «возраст Касым хана превышал шестьдесят лет и был близок к семидесяти». Мать его по имени Джаган-бегим приходилась родной сестрой матери Махмуд-султана, брата Шейбани хана. Как истинный сын степей, свято чтущий освященную временем традицию подчинения старшему, Касым султан, по примеру отца, был сначала во всем послушен и покорен Бурундук хану, пишет Мирза Хайдар.
Хотя Касым-султан видел, что фактически власть в ханстве и инициатива находятся в его руках, но как дальновидный политик он был осторожен, умел терпеливо выжидать там, где, казалось бы, положение позволяет ускорить решение вопроса. В 1510 году, когда Шейбаниды совершили набег на улус Касыма, он, по словам Мирзы Хайдара «еще и не принимал титул хана, хотя власть его уже была настолько велика, что никто не думал о Бурундук хане. Но он не хотел находиться поблизости от Бурундук хана, потому что, если быть вблизи и не соблюдать должного уважения, это означало бы возражать хану, а повиноваться же ему душа не лежала, поэтому он старался держаться подальше от Бурундук хана».
Мухаммед-Шайбани хан, захвативший власть и утвердившийся в Мавераннахре, стремился не допустить усиления Казахского ханства и с этой целью всячески препятствовал возвышению власти казахских ханов в Присырдарье. Далее он попытался совсем прекратить их торговые отношения с Мавераннахром, издав указ, чтобы население Туркестана не совершало никаких торговых сделок с казахскими купцами. Объявленная М. Шайбани, по существу, экономическая блокада – запрет на торговлю с казахами, а так же военные меры, естественно, вызывали подобные ответные действия со стороны казахских ханов.
Борьба за города Южного Казахстана приняла характер затяжной войны. В этих кровавых столкновениях Касым хану удалось отвоевать у М. Шайбани Туркестан, Сайрам и другие города.
В результате установившихся удачных отношений с правителями Могулистана, Касыму удалось включить в состав своего ханства основные районы Семиречья. Расширились его территориальные владения и на западе. Ногайская Орда переживала в то время тяжелый кризис, часть родов и племен откочевала под власть казахских ханов и султанов.
Таким образом, Касым хан окончательно утвердил свое господство над обширными степными районами казахской территории. Границы ханства на юге выходили на побережье Сырдарьи и включали большую часть Туркестана, на юго-востоке они охватывали предгорье и долины значительной части Семиречья, на севере и северо-востоке проходили в районе гор Улутау и Балхаша, доходя до Каркаралинских гор, на северо-западе достигли бассейна реки Жайык. Во время Касыма население Казахстана достигло около одного миллиона человек, а численность войск – до 300 тысяч.
«Касым хан сделался полным властелином во всем Дешт-и-Кыпчаке, приобрел такую известность и могущество, каких еще никто не имел после Джучи хана,» - писал тогда известный историк Мухаммед Хайдар Дулати. Касым прославился и как искусный дипломат. Он установил дипломатические связи с ногайцами, монголами, Кашгарией и умело использовал свои связи с ними в борьбе против шайбанидов.
Казахское ханство при Касым хане постепенно втягивалось в международные отношения. Одним из первых государств, вступивших в дипломатические связи с Казахским ханством, было Московское государство во времена правление Великого князя Василия III (1505-1533). История Казахского ханства периода правления Касым хана примечательна еще и тем, что именно в те годы казахи как самостоятельная этническая общность стали известны в Западной Европе: о казахах оставил свои записи австралийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, посетивший несколько раз Москву (в 1517 и 1526 г.г.).
Что касается взаимоотношений казахских правителей и Шибанидов в последние годы правления Касым хан, то они продолжали оставаться напряженными и далеко не мирными. Судя по источникам, основная борьба происходила вокруг Ташкента; правителю этого вилайета Суюнджи-Ходжа хану несколько раз приходилось сражаться с казахами. Впрочем, не только ему. По сообщению Васифи, против казахов был предпринят совместный поход шибанидских султанов во главе с Кучум ханом, который состоялся, очевидно, зимой 1516-1517 гг.
Этот объединенный поход Шибанидов в Кипчакские степи, по-видимому, последнее по времени сообщение, относящееся к периоду правления Касым хана.
Касым хан, по отзывам современников – Бинаи, Ибн Рузбихана, Бабура, Хондамира, Мирзы Хайдара, - любил хороших лошадей, был их большим знатоком, отличался военным талантом, личной отвагой и способностью вести за собой других; на основе их высказываний создается образ человека с высокими, моральными качествами, достойными подражания.
Касым хан замечал, что в последнее время участились межродовые распри. Некоторые улусы перестали считаться с другими на том основании, что их ханы и беки более родовитые и знатные. Мелкие трения зачастую перерастали в большие скандалы. Было заметно, что раздувают междоусобицы султаны и бии. Решения биев выполнялись не всегда. «Если будет так продолжаться, - думал Касым хан, - то казахов постигнет участь моголов и шайбанидов, которые разделились, рассыпались по крупицам».
И Касым хан решил издать закон, требующий от людей железной дисциплины. Этот закон был утвержден и обнародован. Закон состоит из пяти глав. В первой главе (Имущественный закон) рассматриваются проблемы судебных исков, земельных, родовых, семейных отношений, а так же выплаты выкупа и налогообложения. Во второй главе – определены сроки наказания за конкретные преступления (Уголовный закон). В третьей главе – освещены вопросы воинской службы и дисциплины. Любое нарушение наказывается в обязательном порядке в зависимости от тяжести преступления (Военный закон). Четвертая глава – посвящена вопросам дипломатической службы и ее этики (Посольский закон – обычай). В пятой говорится о проведение праздников, похорон, поминок и т.д (Закон общественности). Это был первый закон в истории казахов, созданный на основе народных традиций и народной мудрости. Этот закон – свидетельство справедливости и поэтому носит название «Светлый путь Касым хана».
Суровой зимой 1521 года в возрасте 76 лет Касым хан умер.
Перед смертью он вызвал старшего сына Мамаша и поведал ему:
- Где есть жизнь, смерть неизбежна. Я нахожусь в преклонном возрасте. После моей смерти не будоражьте народ, не терзайте его борьбой за власть. Моя мечта сделать казахскую землю независимой. Этого я достиг. Теперь осталось развиваться и процветать как другие государства, а ядра–молнии пусть стреляют по праздникам. Высоко пронеси наше знамя, повышай культуру народа! Отбившийся от стада попадает в пасть волку, отделившись, племена доступны врагу. Если хочешь сохранить единство народа, не стремись к власти, сынок, не устраивай междоусобиц! Но у меня в душе тревога за вас! После смерти Касыма, междоусобицы султанов-джучидов ослабили Казахское ханство. В междоусобной борьбе погиб приемник Касым хана Мамаш-хан.

Середина и вторая половина XVI века отмечены в истории Казахского ханства практически беспрерывными и не всегда удачными территориальными войнами с Могулистаном, Ногайской Ордой и Бухарой. К этому периоду относится ряд серьезных поражений казахских владетелей от узбеков, моголов и калмыков, следствием чего явились гибель целых султанских фамилий, потеря казахами части своих кочевий. В этот тяжелый для казахов период остро проявилась потребность в сильном и волевом лидере, который сумел бы укрепить и объединить разрозненные и ослабленные части ханства.
Именно таким лидером оказался Хак-Назар хан (1538-1580) – сын Касым хана, внук Жанибек хана. Придя к власти, Хак-Назар начал активную деятельность по объединению казахских народов. В 50-х годах возникли междоусобицы среди мангытских мурз. Часть их хотела перейти в русское подданство, часть ориентировалась на казахов. В итоге большая группа ногайских народов откололась от юрта и приняла казахское подданство. Значительно усилившись, Хак-Назар в 1568 году совершил поход против Мангытского Юрта и закрепил за собой земли Северного Приаралья. В период 1555-1558 годы войска Хак–Назара держали в постоянном напряжении правителя Ташкента, Наурыз-Ахмета. В этот же период разворачивается борьба с Сибирским ханом шайбанидов Кучумом. После ряда походов Хак-Назару удалось присоединить земли в верховьях Тобыла и Жаика. Кроме того, под его власть перешла большая часть башкуртских родов, входивших ранее в Сибирское и Казанское ханства. На северо-востоке Хакназар вел войну с войсками калмыков, они постоянно набегали на Казахское ханство. Кроме того, Хакназар мужественно выступил в схватке с могущественным Могулистаном. В итоге казахи в середине XVI века не только занимали среднее течение реки Сырдарьи, но и кочевали в Могулистане. Попытка вытеснения казахов из степей Могулистана послужила причиной казахо–могольской войны. В этой войне был разгромлен Абдурашид–хан, давний обидчик казахов и киргизов. В одном сражении было полностью истреблено войско под предводительством Абдулатиф-султана, сына Абдурашид-хана. Результатом победы Хак-Назара над Могулистаном, контролировавшим весь Восточный Туркестан и претендовавшим на Семиречье, явилось то, что государство Великих Моголов было отброшено за хребты Тянь–Шаня. В 1569 году Хак-Назар произвел нападение на ногаев. В результате победы границы Казахского ханства расширились до междуречья Волги и Урала. В состав ханства вошла часть башкирского народа. В 1577 г. Хак-Назар начинает второй поход против ногайцев с целью захватить низовья Волги и Урала. Одной из самых драматичных (трагических) страниц жизни Хак-Назар хана является его война с Ташкентской ветвью династии шайбанидов в чьих руках находились важные города Ташкент, Туркестан, Фергана. Правил данными территориями сын Наурыз–хана, Ахмет Баба. В 1579 году правитель Ташкента Баба султан, зажатый с одной стороны казахами, с другой войсками Абдаллаха Бухарского, потерпел поражение и удалился на север. Баба султан решил отомстить Хак-Назару и приказал убить прибывших для переговоров двух сыновей Хак-Назара, и вскоре, в 1580 году от рук наемного убийцы пал и сам Хак-Назар хан. Так закончился славный путь великого сына казахского народа хана Хак-Назара.
В народных преданиях имя Хак-Назар хана окружено славой. Память о нем сохранилась не только у самих казахов, которые относят образование трех казахских жузов ко времени его правления, но даже у башкир и ногаев. Несмотря на вспыхивающие постоянно войны Хак-Назару удалось объединить распадавшееся после смерти Касым хана Казахское ханство. К концу его правления границы ханства на западе проходили по Уралу (Жаику), на севере – Есилю и Нуре, на востоке – Шынгыстау, Балхашу и реке Шу. На юге казахские владения в плотную подходили к Ташкенту. Кроме казахов ему подчинялась часть башкиров и кыргызов. При нем развивались торговые и культурные связи между близкими в этническом отношении кочевым и оседлым населением Центральной Азии.
Власть Хак-Назара наследовали Шигай–хан (1580-1582) – сын Жадик султана, внук Жанибек хана, Таукель–хан (1582-1598) сын Шигай хана. Затем на престол пришел брат и наследник хан Есим (1598-1628). Время правления Есим хана было очень сложным. На юге шла постоянная борьба с бухарским ханом за обладание Ташкентом, на востоке усиливались ойратские племена, в своем Казахском ханстве происходили сепаратистские выступления султанов. Через несколько лет каракалпаки восстали и захватили Ташкент. Есим хан начал войну против каракалпаков и в 1613 году вынудил их покинуть среднее течение Сырдарьи.
В 1613 году правитель Ташкента Турсын султан провозгласил себя ханом, заключил союз с Бухарой и захватил города Туркестан, Сауран, Андижан и Шахрух. Одновременно начались набеги ойратских племен. В конце XVI века западно-могольские племена ойратов продвинулись далеко на запад по территории Казахстан. Их улусы появились на Есиле, Ертысе, Тарбагатае и Тянь-шане. Уже в начале XVII в. ойраты совершали набеги на среднеазиатские государства и кыргызские кочевья. В 1604 году ойраты потерпели поражение от казахов, но после захвата власти Турсыном совершили новый поход и сумели подчинить себе Старший жуз. Есим хан вынужден был бежать в Восточный Туркестан. Окрепнув, Турсын хан начал войну против Бухары. В 1621 г. казахи дважды одержали победу над бухарцами, но закрепить успех не сумели. В это время в Казахстан вернулся Есим хан, разгромивший в 1620 г. ойратские войска. В 1624 г. Есим отобрал у Турсына Туркестан, но свергнуть узурпатора у него не хватило сил. Временно установилось равновесие между противниками. Есим хан заключил мир с ойратами и даже организовал совместный с Турсыном поход на Андижан, пытавшийся отделиться от Казахского ханства. Однако их отношения все более обострялись. В 1627 г. Есим во главе казахских войск отправился в поход против ойратов, Турсын решил этим воспользоваться и напал на Туркестан, захватив в плен всю семью Есим хана. Когда хан возвращался с победой, Турсын устроил ему засаду в окрестностях Сайрама. В последовавшей битве ташкентцы были разгромлены. Есим хан взял Ташкент, а Турсын был убит своими приближенными. Есим ненадолго пережил своего соперника и умер осенью 1628 г. Он похоронен в Туркестане, возле мечети Ходжа Ахмета Яссави. Упорная борьба хана с ойратами, бухарцами и сепаратистами за сохранение независимости и единства Казахского ханства отразилась в народной памяти.
После смерти Есим хана в 1628 году Казахское ханство раздирали усобицы. Ташкентом и его окрестностями правил Аблай султан, казах, владевший Андыжаном. Власть перешла к сыну Есима – Жангиру (1628-1652). Еще при жизни Жангира за проявленное мужество народ назвал его «Салкам Жангир» («Внушительный»). Как свидетельствуют историки, для Жангира были характерны такие качества, как решительность, упорство, стойкость и готовность к самопожертвованию. Эти качества поставили его имя в ряд с именем его отца и спасли казахские племена от междоусобицы и внешней угрозы. Точная дата провозглашения Жангира ханом не установлена. Нет и достоверных данных о годе его рождения. По некоторым данным, он был поднят на белой кошме сразу после смерти отца в 1628 году, однако, как утверждают некоторые исследователи, Жангира, в качестве верховного правителя казахов очень долгое время не признавали. Одна из героических страниц истории Казахстана связана с борьбой Салкам Жангир султана против правителя государства Джунгария, Ерден-Батур хунтайши. В этих военных действиях Жангиру удается отстоять территорию и интересы Казахского ханства, несмотря на большой перевес армии неприятеля. В 1643 году Бату–хунтайши, собрав огромное войско из 50 тысяч воинов, захватывает земли в южных и юго-восточных частях Тань–Шаня.
Для битвы с джунгарами Жангир выбирает горное место рядом с рекой Ор. Поскольку силы были не равными, тактикой ведения боевых действий был выбран окопный метод, который очень редко использовался до этого казахами в военных сражениях. Применяя новую тактику ведения боя с использованием стрелкового оружия, умело используя естественно-географические особенности ландшафта прилегающих к ущелью местностей, по данным летописи Сибирского губернаторства России, Жангиру в двух сражениях удается ликвидировать более 10 тысяч хунтайши. К началу третьего сражения, согласно военному союзу между Казахским и Бухарским ханствами успевает прибыть правитель Самарканда Жалантос с двацатитысячной армией. Батур хунтайши, не сумев противостоять объединенным силам, пакидает поле боя. Джунгары были разбиты и в беспорядке отступили. В 1652 году джунгары, вновь выступили против казахов и кыргызов. Кыргызы были вынуждены признать свою зависимость от джунгарского хунтайши. В одной из битв в поединке погиб и Жангир хан. Казахи потерпели поражение и были вынуждены покинуть пределы Алатау, занятые джунгарскими кочевьями. В 1652 году тело погибшего на поле брани Салкам Айбынды Жангира было доставлено в столицу Казахского ханства город Туркестан и со всеми почестями похоронено в мавзолее Азрет Султана. После Жангира правил Батыр хан, сведений о котором не сохранилось.

После Батыр хана на престол взошел сын Жангира - Тауке (1680-1718), полное имя которого Таваккул-Мухаммед-Батыр хан. Время правления Тауке хана приходится на один из самых трудных периодов истории казахов. Во второй половине XVII века на западе ханства казахские ханы вели войну с Аштарханидами за господство над Присырдарьинскими городами, а на Юго-Востоке продолжалась жестокая борьба с джунгарами. Тауке хан – один из самых выдающихся государственных деятелей Казахского ханства, внесший неоценимый вклад в национальную историю. С его именем связано укрепление государственности казахов, утверждение внешне политических позиций Казахского ханства в системе международных отношений в Центрально–Азиатском регионе. При нем произошло ослабление натиска джунгар. Как пишет историк В.А. Моисеев: «Годы правления Тауке хана безусловно, занимают особое место в казахской истории. Это был «Золотой век» прекращения губительных феодальных усобиц, и мощного отпора неприятелям, век относительного господства законов, развития экономики и процветание торговли».
Тауке хан заслуженно считается основоположником обычного права казахов, поскольку именно при нем произошло окончательное оформление юридической системы казахского общества, что дало возможность консолидировать общественные ресурсы для достижения общих задач, стоящих перед всей страной. Первое серьезное изменение Тауке внес в систему властных отношений. Пытаясь установить равновесие между различными группировками, Тауке предоставил бийским советам властные дополнительные полномочия, в частности:

1. Принятие важных государственных и политических решений;

2. Исполнение судебных функций;

3. Осуществление дипломатических и миротворческих инициатив.

В совокупности бийские советы исполняли военные, политические и идеологические функции. Одновременно данная мера была направлена на ограничение политического влияния чингизидов. Как правило, Тауке хан проводил ежегодные консультации с биями по актуальным вопросам политики и хозяйства в местности Культобе.
Тауке хан стал первым, кто смог упорядочить племенные и родовые отношения. Главным принципом провозглашался консенсус. Это прослеживается по распределению голосов в бийском совете, где каждый жуз устанавливает отношения между собой с учетом возрастных категорий. Таким образом, при Тауке серьезным изменениям подверглись, прежде всего, принципы организации власти в казахском обществе.
Реформы Тауке хана коснулись так же и правовой системы. Именно при нем были внесены существенные дополнения в обычное право казахов. Свод законов под названием «Жеты Жаргы» («Семь установлений») был разработан при его непосредственном участии. Согласно народным приданиям, Тауке собрал на Культобе биев трех жузов, которые на основе старых установлений Касым хана и Есим хана разработали и приняли новый свод законов, включающий в себя семь основных разделов:
1. Земельный закон («Жер дауы»), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.
2. Семейно–брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.
3. Военный закон, регламентирующий исполнение воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.
4. Положение о судебном процессе, обговаривающее итоги судебного разбирательства.
5. Уголовный закон, устанавливающий наказание за различные виды преступлений, кроме убийств.
6. Закон о куне, устанавливающий наказание за убийства и тяжкие телесные повреждения.
7. Закон о вдовах, регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а так же обязательства по отношению к ним общины и родственников умерших.
Кроме «Жеты Жаргы» продолжали использовать в качестве источника и «Кодекс Касыма», особенно в области международного права. Своеоразными дополнениями к кодексам были положения биев «Ереже» и «Білер сөзі» - рассказы, содержащие сведения о практике суда биев - судебном прецеденте.
В «Жеты Жаргы» закреплены основные принцепы и нормы права средневекового казахского общества. Обычное право было кодифицировано, дополнено законоположениями предшественников Тауке. Некоторые исследователи считают, что корни этих установлений берут начало от «Великого Джасака» (ясы) Чингис хана, а также установлений ханов Касыма и Есима. Законы Тауке хана юридически закрепляли нормы административного, уголовного, гражданского, семейного права, а также положения о налогах, религиозных воззрений, то есть охватывали практически все стороны. Уголовно-правовые нормы предусматривали наказания за совершенные преступления: убийство, увечье, изнасилование, побои, оскорбления, неисполнение сыновьего долга, воровство, прелюбодеяния и др. Наказания отражали принцип кровной мести: кровь за кровь, увечье за увечье. Устанавливался откуп от наказаний – кун. Смертная казнь применялась в форме повешения и побивание камнями за убийство мужа женой, убийство женщиной незаконно прижитого ребенка, прелюбодеяние жены, богохульство.
Размер куна зависел от социального положения преступника и потерпевшего. Так, за убийство простого мужчины убийца мог откупиться, отдав его родственникам 1000 баранов, за женщину - 500, за убийство султана или ходжи кун взимался как за семь простых человек. Оскорбление султана или ходжи оценивалось в 9 голов баранов, рукоприкладство по отношению к ним - 27 баранов. Стоимость раба равнялась стоимости ловчего беркута или охотничьей собаки. Применялись и другие наказания: конфискация имущества - за принятие христианства; изгнание - за убийство мужа беременной женщины; предание публичному позору - за оскорбление родителей.
Существовал принцип коллективной ответственности, т.е. наряду с личной ответственностью виновного за преступление отвечали и его родственники. Совершение двух или нескольких преступлений влекло суммирование наказаний. Женщины, дети, слуги, рабы не могли быть свидетелями в суде. В области семейно-брачных отношений соблюдалось право родителей на жизнь детей. Устанавливалось наследственное право. На суде без очевидных улик требовалось от двух до семи свидетелей, в случае их отсутствия приносилась присяга. Свод законодательных уложений «Жеты Жаргы» действовал в пределах всего Казахстана.
Внешнеполитическое положение Казахского ханства в XVII-начале XVIII века было тяжелым. С запада на казахов совершали набеги волжские калмыки и яицкие казаки, с севера - сибирские казаки, за Яиком - башкиры, с юга бухарцы и хивинцы, но главная опасность исходила с востока, со стороны Джунгарского ханства. Вторжение джунгар в Казахстан шло медленно и постепенно, столкновения сменялись перемириями, в том числе и подчинениями калмыков власти казахских ханов. Но при хунтайши Батуре противоречия между джунгарами и казахами переросли в непрерывные войны. Батур совершил несколько завоевательных походов против казахов. После его смерти в Джунгарском ханстве начались смуты, но с приходом к власти хунтайши Галдан-Бошоктау (1670-1697) походы эти возобновились. А после прихода к власти хунтайши Цеван-Рабтана (1697-1727) началась полоса кровавых драматических событий. Тауке хан не смог остановить джунгаров, и в 1681 году войска Галдана перешли реку Чу. Джунгары вторглись в Ферганскую долину. В годы Тауке хана калмыкско-казахские войны следовали одна за другой; наиболее значительные из них имели место в 1711-1712, 1714, 1717 гг. В 1717 году в верховьях реки Аягуз состаялось трехдневное сражение, закончившееся поражением казахов. В 1718 году джунгары предприняли стремительный поход через Семиречье к рекам Арысь, Бугун, Чаян. Их целью было захватить ставку казахских ханов - Туркестан. Несмотря на отдельные удачи хана Тауке в мелких сражениях, казахи постепенно теряли свои кочевья по Ертысу, Тарбагатаю и в Жетысу, все дальше отступая на Восток.
Однако можно сделать вывод, что Тауке хан был сильным правителем и последним из казахских ханов, чья власть территориально распространялась на все три казахских жуза. Вскоре после смерти Тауке хана (1718г.) во всех трех жузах появились свои ханы, родословная которых очень запутана. С тех пор жузы превратились в самостоятельные ханства, которые, однако, не имели особых названий, и хан каждого жуза соответственно именовался ханом Ұлы жуза, ханом Орта жуза, ханом Кіші жуза

Вторую половину XVII и первую половину XVIII века не зря называют сгустком казахской истории. Этот период был едва ли не самым тяжелым временем в истории казахской нации и вошел в народное сознание как период великих бедствий и страданий, связанных с нашествием джунгар. Внутриполитическое положение Казахского ханства в конце XVII- начале XVIII веков было сложным. Характеризовалась политической раздробленностью и хозяйственным упадком. Производительные силы казахского общества развивались очень медленно, производственные отношения по-прежнему являлись патриархально-феодальными. Патриархальные пережитки пронизывали все поры хозяйственной и социальной жизни народа. Феодальная собственность на землю находила свое выражение в праве феодалов распоряжаться кочевьями, присваивать лучшие из них, хотя по форме землепользование было общинным. Объектом частной собственности и средством феодальной эксплуатации был также скот. Крупные феодалы, по свидетельству источников, обладали стадами в несколько десятков тысяч голов.
Верховным распорядителем всех земель в ханстве по-прежнему считается хан. В казахском ханстве имело место земельное пожалование, которое приобретало наследственное право - сойургал. Скотоводы платили налог - зякет, делали подношение мясом - согым, сыбага. Земледельцы вносили бадж, харадж (налоги). Простые люди привлекались к общественным работам - мардикар. Принимали на постой войска - каналга, а также знатных людей - жамалга. Собирался натуральный сбор для снабжений войск - тагар. Мусульманское духовенство владело вакфными землями.
Казахское общество состояло из двух основных социальных групп, различавшихся не столько по экономическим, сколько по политическим и правовым признакам. Это ак суек - белая кость, к ней относились только чингизиды - потомки Чингисхана и ходжи - потомки пророка Мухаммеда. Остальные группы принадлежали к кара суек - черной кости. Управление казахским обществом осуществлялось ханом через султанов и правителей родов (биев), которые «собирались осенью, в одно место, в середине степи для рассуждения о делах народных», как гласит один из пунктов «Жеты Жаргы». Система государственного управления была основана на обычном праве (адат). Наряду с нормами адата в системе феодального правопорядка действовали нормы мусульманского права (шариат). Составленный при Тауке хане в конце XVII века свод законов «Жеты Жаргы» юридически закрепил социальные и правовые нормы казахского общества того времени, направленные на укрепление государственной власти, а также власти феодальной верхушки.
Экономический базис казахского общества – кочевое скотоводство - в значительной степени препятствовал созданию предпосылок для развития и упрочнении государства на всей территорий ханств. Постоянные перекочевки населения сдерживали развитие контактов между отдельными племенами и родами. В силу объективных причин обусловленных природой кочевого общества, между казахскими жузами политико-экономические связи были слабы.
В конце XVII - начале XVIII века Казахское ханство, объединенное под началом видного государственного деятеля, полководца Тауке хана (1680-1718), занимало важное место в системе международных отношений в Центральной Азии. Тауке хану удалось добиться временного прекращения родоплеменных раздоров и восстановить территориальное единство казахской государственности. Однако, смерть хана Тауке, усилила действия центробежных сил, а его наследник султан Каип не обладал качествами, необходимыми для государственного деятеля и был не в состоянии сохранить единство трех жузов. У каждого жуза появились свои ханы: в Старшем жузе - Болат хан, в Среднем жузе - (Шахмухамед) Семеке хан, в Младшем жузе - Абулхаир хан (1718-1748), а в Ташкенте ханом стал Жолбарыс. Так начался процесс распада казахского ханства.
Еще более тяжелым было внешнеполитическое положение Казахского ханства. С запада на казахов совершали набеги волжские калмыки, с северо - сибирские казаки, между ними действовали башкиры, с юга существовала постоянная угроза от среднеазиатских государств. Об этой сложной исторической эпохе Ч.Уалиханов писал: «Джунгары, волжские калмыки, яицкие казаки башкиры с разных сторон громили улусы казахов, угоняли скот и уводили в плен целыми семействами». В первой четверти XVIII века наибольшая угроза для казахов нависла со стороны Джунгарского ханства, достигшего в 20-х годах наибольшего упрочнения своего потенциала, политического веса в Центрально-Азиатском регионе. Стратегическая цель джунгарских правителей была - подчинение огромных просторов Казахстана. Отсутствие устойчивых политических и экономических связей между жузами, междоусобица казахской феодальной верхушки обрекали народ на величайшие бедствия и лишения.

 

 

3. Взаимоотношения казахов с соседними государствами. Казахско-китайские взаимоотношения.

Политическая жизнь казахских степей после распада государства Абулхаира характеризовалась попытками шайбанидов вернуться к власти, борьбой за присырдарьинские города. Мухаммед Шайбани, бежав в Туркестанский вилайет, начал собирать здесь своих сторонников, заручился поддержкой тимуридов Мавераннахра. Однако уже в 1470 г. в присырдарьинских степях появились казахские отряды. Старший сын Жанибека Махмуд занял Созак, а другой его сын Еренши - Сауран. Здесь Еренши столкнулся с войсками Мухаммеда Шайбани, который в последовавшей битве был разгромлен и вынужден был бежать в Бухару. В 1472 г. Шайбани заключает союз с Муса мырзой, правителем Мангытского Йурта, получил военную помощь тимуридов и начал новый поход на Сырдарью. Ему сдалась небольшая крепость Аркук, которую он сделал своей главной опорой в борьбе за присырдарьинские города. Вначале Мухаммеду Шайбани и Муса мырзе сопутствовал успех. Муса обещал даже провозгласить Мухаммеда ханом всего Дешт-и-Кыпчака. Союзникам удалось взять Сыгнак, но на этом их успех закончился. Из Западного Жетысу на помощь казахским отрядам прибыла большая армия под командованием султана Мурундыка -сына Керея. Встреча союзников с казахами произошла у перевала Сагунлык в Каратауских горах. Войска Мусы и Мухаммеда Шайбани были наголову разбиты, а несостоявшийся хан бежал в Мангастау. Таким образом, в 60-70 гг. XV в. были уничтожены последние следы государства Абулхаира и на политической карте Евразии появились три новых государства, населенных казахами. Степи от Едиля до Нуры и Есиля, Приаралья и Мангыстау занимало Мангытское государство, населенное родами мангыт, алшын, тама, керей, найман, кыпшак. Территории севернее Нуры, долины То-была, Есиля и Ертиса входили в состав Сибирского ханства, главной опорой которого были кереи, найманы, уаки и кыпчаки. Наконец, Жетысу, долины Сырдарьи и Сарысу составляли территорию Казахского ханства, населенного аргынами, дулатами, канглы и жалаирами.
Борьба за сырдарьинские города. Молодое Казахское ханство с начала своего образования повело борьбу за объединение всех казахских племен и присоединение присырдарьинских городов. Со смертью Муса мырзы большая часть ногайцев присоединилась к Казахскому ханству и его территория вышла на западе к Едилю.
После смерти Керея в 1474 г. ханом стал его сын Мурундык (1474-1511). При его правлении были проведены значительные меры по централизации государственной власти, укреплению позиции ханства в западных и южных районах Казахстана.
С начала 80-х годов начинается новый период войн с Мухаммедом Шайбани за присырдарьинские города. Эта борьба была осложнена вмешательством могульских ханов, пытавшихся овладеть Ферганой и средним течением Сырдарьи. Юнус хану в 1482-1485 гг. удалось овладеть Сайрамом и Ташкентом и вплотную приблизиться к владениям Мурындыка и Мухаммеда Шайбани. Последнему удалось на короткое время овладеть Сыгнаком. Казахи осадили Отрар, Туркестан, Аркук, вынудив Шайбани вновь бежать, на этот раз в Хорезм.
Могульский хан Султан Махмуд, правивший в Сайраме и Ташкенте, пытался расширить свое влияние в Туркестане и с этой целью в начале 90-х годов овладел Отраром и призвал в качестве союзника Мухаммеда Шайбани. Получив этот важный в стратегическом отношении город Шайбани смог овладеть Саураном и Туркестаном. В Сауране был посажен брат Мухаммеда Махмуд султан.
Казахские султаны, встревоженные союзом моголов с озбе-ками, вновь двинули войска в долину Сырдарьи. В последовавших двух битвах могулы были разбиты, а население Саурана, подняв восстание против озбекского гарнизона, открыло ворота перед казахами, выдав Махмуд султана со всем его окружением. Мурындык хан пытался с ходу овладеть Отраром, но это ему не удалось. Отрар, как и Туркестан, остался в руках Шайбани. Таким образом, к концу XV в. долина Сырдарьи оказалась разделенной между тремя государствами - Озбекским, Казахским и Могульским.
Хан Косым. Опираясь на присырдарьинские города, Мурындык хану удалось объединить кочевые роды Жетысу, Центрального и Западного Казахстана. Конец XV-начало XVI вв.- время возвышения Казахского ханства, связанное с именем султана, а в последствии хана Касыма (1511-1518).
Как сообщают источники, "между казахскими ханами и султанами не было никого, кто был бы так могущественен, как Касым хан, и что никто не думал о Мурындыке". Еще при господстве Мурындык хана вся полнота власти в Казахском ханстве находилась в руках Касыма. В год наступления Мухаммеда Шайбани в казахскую степь в 1510 г. под началом Касыма насчитывалось 200 тыс. воинов. В "Тарихи Рашиди" есть очень интересные сведения об этих событиях: "Мойын Мир Хасан, который являлся одним из эмиров Касым хана, услышав, что Шайбани совершил вторжение, собрав своих людей, выступил против этого сборища, и распустив слух, что движется Касым хан, сам издали выказывал себя, дабы подтвердить этот слух. Войны Шахибек хана (Шайбани -авт.) были совершенно уверены, что перед ними сам Касым хан, и побросав все, что они захватили и привезли с собой, в панике и смятении возвратились к Шахибек хану и доставили весть о приближении Касым хана. В одно мгновение Шахибек хан приказал бить в барабаны отбытия и двинулся, никого не дожидаясь, кто отстал, тот остался, кто успел, тот ушел. Разбитые и рассеянные в конце зимы они добрались до Самарканда".
Между Мурындыком и Касымом шла острая борьба за власть, которая завершилась к началу второго десятилетия XVI в. победой Касыма. В 1511 г. Мурындык, лишенный авторитета, был изгнан и полновластным ханом стал Касым. С этого времени верховная власть надолго перешла к потомкам Жанибек хана.
Первое десятилетие XVI в. было временем ожесточенной борьбы с Мухаммедом Шайбани, ставшим правителем Мавераннахра. Он предпринял несколько походов на казахские земли (1503-1504,1505-1506,1509-1510 гг.). Однако всякий раз ему приходилось отступать на юг. В конце 1510г. Мухаммед Шайбани был убит в сражении с иранским шахом и Касым поспешил воспользоваться этим случаем.
В 1513 г. казахские войска подошли к Сайраму. Правитель города Катта бек перешел на сторону Касыма и сдал ему город без боя. Касым пытался овладеть и Ташкентом, однако в бою с озбе-ками был ранен и отошел в степи. Так, за казахами были окончательно закреплены присырдарьинские города.
Удачно складывались отношения Касым хана с могульскими правителями. Основные районы Могулистана - Жетысу и При-тяньшанье были уже давно для них потеряны, так как входили в состав Казахского ханства. Могульские ханы фактически имели власть только в Юго-Западном Могулистане и постоянно искали союза с казахским ханом.
Расширились территориальные владения хана Касыма на западе. Мангытский Йурт переживал в то время тяжелый кризис. Мурзы, управители родов боролись между собой за власть. Часть родов и племен Мангытского Йурта откочевала под власть казахских ханов и султанов.
Таким образом, во втором десятилетии XVI в. Касым хан окончательно утвердился, распространив свое господство над обширными степными пространствами казахской территории. На юге границы ханства выходили на правобережье Сырдарьи, включая часть городов Туркестана, на юго-востоке охватывали предгорья и долины значительной части Жетысу, на северо-востоке проходили в районе гор Улытау и озера Балхаш, доходя до отрогов Каркаралы, на северо-западе достигали бассейна реки Жаик.
Число подданных хана Касыма современники определяют миллионом человек. Казахское ханство постепенно втягивалось в международные отношения того времени. Одним из первых государств, вступивших в дипломатические связи с Казахским ханством, было Московское государство. При Касым хане казахи, как самостоятельный этнос, стали известны и в Западной Европе. Возвышение ханства в первой четверти XVI в. нельзя, конечно, объяснить лишь личными качествами хана Касыма, оно происходило, прежде всего, в результате внутренних социально-экономических и этнических процессов, этому способствовала и политическая обстановка в регионе в целом.

В Китае с 1640 г. власть перешла к маньчжурской династии. Воинственные маньчжуры не ограничились захватом Китая. При господстве маньчжуров китайцы вели, активную внешнюю политику на территории Восточного Туркестана, Монголии и Джунгарии, цель которой заключалась в присоединении этих территорий к Империи, что успешно было достигнуто к середине XVIII в. С 50-х гг. 18 века казахам на себе пришлось испытывать все прелести соседства с восточной империей.

Казахско-китайские отношения начинают складываться после 1755 года, когда Китай, уничтожив Джунгарию, вышел к границам Казахстана. В тот период казахские вожди под предводительством Абылая старались поддержать джунгаров, они не выдали Амурсану, последнего хана калмыков, и даже вынуждены были вступить в войну против китайских войск (1756 год). Казахские правители рассчитывали сохранить это государство, являющееся своеобразным буфером между Казахстаном и Китаем.

Падение джунгарского государства коренным образом изменило Политическую ситуацию в регионе. Средний и Старший казахские жузы оказались лицом к лицу с огромной агрессивной Цинской империей, вынашивавшей захватнические планы и в отношении Казахстана. Весной 1756 г. к Абылаю была направлена грамота с категорическим требованием выдать Амурсану, мнение сейма казахских предводителей разделилось, однако, Абылай занял решительную позицию и отказал Китаю.

Летом 1756 г. на территорию Казахстана вторглась ци некая армия во главе с генералами Хадахой и Дарданом. Первые столкновения казахов и китайцев состоялись в мае 1756 г. в районе Чаган Обо. После кровопролитных сражений казахи постепенно отступали на запад.

Следующее крупное сражение произошло в Каркаралинских горах на берегу р. Жарлы. В этом сражении было убито 500 казахов. Преследуя отступавших, китайская армия достигла берегов Нуры и продолжала свое движение на запад. Всего в течение лета состоялось одиннадцать сражений. й

Осенью 1756 г. Абылай собрал войска в Баянаульских горах и в ходе очередного сражения к западу от Баянаула в верховьях р. Шидерты, цинские войска понесли огромные потери; Место сражения было названо казахами «Шуршыт кырылган», т.е. «место истребления шуршутов» (маньчжуро-китайцев). В октябре у г. Нияз состоялась битва китайцев с отрядами Богенбай батыра. Многочисленные столкновения с казахскими отрядами и их упорное сопротивление сорвали первоначальные планы цинов соединить две свои армии до наступления холодов. Цинские власти были вынуждены отозвать войска из Казахстана из-за больших потерь, нехватки продовольствия и наступившей суровой зимы. По ориентировочным данным (из китайских и русских архивов), из 20-тысячной китайской армии, направлявшейся на запад, вернулось не более 3 тысяч.

Но в конце 1756 г. военные действия вновь возобновились и были перенесены на территорию Джунгарии. Летом 1757 г. цинские войска через Тарбагатайские горы вторглись в казахские земли и здесь, в районе Аягуза, состоялось последнее сражение казахов с китайцаш. Казахские правители начали понимать бесперспективность борьбы за возрождение Джунгарии. Султаны Абылай, Абульфейз и Кажаберген батыр провели переговоры с китайцами и изъявили желание наладить политические и.экономические- связи с Цинской империей. В сентябре 1757 г. в Пекин было направлено посольство во главе с Канжигером и Омиртаем. Во время аудиенции у императора казахские послы, о одной стороны, объяснили свои действия против Китая 1756-1757 гг. ошибкой, р другой, объявили Алтай и Тарбагатай своими законными кочевьями и настаивали на передаче его каз&хам. Казахи стремились вернуть пастбища, особенно богатые земли в долинах верховьев Иртыша и Или, и на Тарбагатае. Цины же претендовали на все земли,, принадлежавшие ранее Джунгарии. В конце 50-х гг. эти проблемы решались в основном дипломатическим путем.

Дальнейшие отношения Казахстана с Китаем были связаны с двумя основными проблемами: территориальная проблема и торговля. В 60-70-х гг. XVIII в. казахи вели упорную борьбу за освободившиеся от джунгаров свои земли.

В XVIII веке казахам приходилось защищать не только свою территорию, но и независимость. Захват джунгарами лрисырдарьинских городов в 1723-1725 годах принудил многие племена признать сюзеренство Джунгарии (Старший и отчасти Средний жузы). Только смерть Галдан Церена в 1745 освободила казахов от опеки Джунгарии. В дальнейшем казахам самим пришлось исполнять ту же роль в Центральной Азии, именно этим объясняются походы казахов в Киргизию, Коканд, Алтай, Хиву и т.д. Вместе с тем шансы казахов в укреплении своего государства были ограничены.

Социально-экономические отношения оставались традиционными. Несмотря на ряд благоприятных моментов централизованная власть не стала господствующей. Власть родовых вождей и аксакалов оставалась действенной, и она сильно мешала политической централизации казахского общества.

Россия, используя просьбу Абулхаира о присоединении Младшего жуза, активно укреплялась на границе с Казахским ханством. После смерти Абылая Россия начала готовить новые подходы в своей восточной политике, нацеленной на полную ликвидацию независимости казахов. Китай, наоборот, вел политику невмешательства во внутренние дела казахов, ограничиваясь видимыми обещаниями.

 

4. Освободительная война казахского народа против жунгарских захватчиков.

Джунгарское ханство(1635-1758). Феодальное государство ойратов в Джунгарии (часть территории современного Северо-Западного Китая). В период Монгольсокй империи ойраты входили в состав левого крыла войск Чингис хана (зуунгар; отсюда - Джунгария, джунгары). Сложилось ханство в 1635 году в результате объединения ойратских княжеств - правителя Чоросского княжества Хара-Хулой и его сына Батуром хунтайши.
При Батуре хунтайши (правил в 1635-1660 гг.) внутреннее положение ойратского ханства окрепло. В 1640 году в Джунгарии по инициативе Батура хунтайши состоялся съезд ханов, князей и представителей ламаистской церкви всех ойратских, монгольских и калмыкских земель. Этот съезд утвердил так называемый Монголо-ойратские законы («Цааджийн-би-чиг» - «Степное уложение»), имевшие целью объединить силы для отражения внешней угрозы (главным образом со стороны маньчжурских завоевателей, развивавших экспансию против Монголии и Китая), и демонстрирующие их мощь и величие. С первых десятилетий XVII века соотношение сил между Казахским ханством, раздираемым междоусобицами, и Джунгарским ханством, объединенным в единый союз, складывалось не в пользу первого.
Усиление джунгарской агрессии. Вторжение джунгар в Казахстан шло медленно и постепенно, столкновения сменялись перемириями, в том числе и подчинением калмыков власти казахских ханов. Например, Тауекель называл себя ханом «казахским и калмыкским». При хунтайши Батуре противоречия между джунгарами и казахами переросли в непрерывные войны. Батур совершил несколько завоевательных походов против казахов. После его смерти в Джунгарском ханстве начались смуты, но с приходом к власти хунтайши Галдан-Бошоктау (1670-1697 гг.) походы эти возобновились. А после прихода к власти хунтайши Цеван-Рабтана (1697-1727 гг.) началась полоса кровавых драматических событий. Походы джунгарских войск 1711, 1715, 1717, 1718, 1719 гг. показали пагубность родоплеменных распрей, внутри феодальных раздоров перед лицом нараставшей из года в год агрессивной угрозы.
Наиболее крупное нашествие джунгар на Казахское ханство началось в 1710 году. Эта угроза способствовала тому, что осенью 1710 года в районе Каракумов Тауке ханом был созван курултай представителей казахских жузов. Основным вопросом на курултае был вопрос о создании единого ополчения против джунгар. Сторонниками объединения ополчений родов и жузов были батыры Канжыгалы Богембай, Шакшак Жанибек, Тамма Есет. Среди них выделялся Богембай-батыр, он был избран предводителем казахского ополчения. Объединение усилий всех казахских жузов имело свои результаты. Отряды народного ополчения дали отпор джунгарам, отбросили их на Восток и возвратили утраченные кочевья. Но раздробленность жузов все же брала верх. Это вело к несогласованности действий, соперничеству группировок. И уже в 1713 году джунгары вновь вторглись в Казахское ханство, то же произошло и в 1716 году. В 1717 году в верховьях реки Аягуз состаялось трехдневное сражение, закончившееся поражением казахов. В 1718 году джунгары предприняли стремительный поход через Семиречье к рекам Арысь, Бугун, Чаян. Их целью было захватить ставку казахских ханов - Туркестан.
Годы Великого бедствия. В 1722 году после смерти цинского богдыхана Канси (Юнь-чжена), длительное время воевавшего с ойратами, на границе с Китаем установилось некоторое затишье, что дало возможность Цеван-Рабтану нанести новый мощный удар по Казахстану, и весной 1723 году был осуществлен спланированный завоевательный поход, который вошел в историю казахского народа как «Годы Великого бедствия».
В 1723 году ситуация в казахско-джунгарских отношениях резко изменилась к худшему. Джунгары обезопасили себя с востока и, воспользовавшись раздробленностью казахов, двинулись всей своей мощью на них. Весной 1723 году с 70 тыс. войском джунгары через горы Каратау вторглись в долину р. Талас. Казахи в это время не ждали нападения, они готовились к откачевке с зимних пастбищ. Основательно подготовленное джунгарское войско во главе с бахадуром Хуно Дабо и военоначальником Амурсаной, наступая через Алатау, наголову истребили мужчин и женщин, а девушек увели в плен. Население Старшего и Среднего жузов, оставив скот и имущество, отправилось скитаться в Самарканд и Ходжент; Младшего жуза в Хиву и Бухару. Джунгары оставили после себя только груды мертвых тел невинных людей. В 1724-1725 гг. джунгары захватили Туркестан и Ташкент, разрушая эти города, погибло две трети всего народа. Успех этого крупного натиска джунгаров объясняется не только внезапностью, но и военной подготовкой. Безусловно, джунгары удачно выбрали момент, когда казахи находились еще в своих зимних стоянках и не смогли быстро сформировать ополчение. Джунгарская армия была хорошо вооруженной и опытной в боевых сражениях. Армия была укомплектована не только ружьями, но и пушками, за плечами калмыкских войнов был опыт многолетней войны против китайских войск.
Трагические события, вошедшие в историю как «Годы Великого бедствия», принесли страдания, голод, разрушение материальных ценностей, нанесли невосполнимый урон развитию производительных сил: тысячи мужчин, женщин и детей были угнаны в плен. Многие казахские племена под напором джунгаров вынуждены были покинуть веками насиженные места. «Годы Великого бедствия» - «Ақтабан шұбырынды, Алқакөл сұлама», что означает «Брели, пока не забелели подошвы, упав без сил, лежали вокруг озера». Тогда и родилась старинная казахская песня-плач (жоқтау) «Елимай» («О, народ мой!»), как символ народной скорби об этой трагедии.
Основная причина столь тяжелой катастрофы заключалась в следующем. Казахское ханство, несмотря на угрозу потери независимости, долго оставалось раздробленным государством. Внутриполитическое положение ханства в конце XVII - начале XVIII вв. было сложным. Реформы Тауке хана, направленные на централизацию власти, проведенные в конце XVII века, и закрепленные в решениях казахского курултая 1710 года были хороши только тогда, когда в обществе имелась сильная, авторитетная фигура хана, способного в ответственный момент брать в свои руки бразды правления. К сожалению, после смерти Тауке, в системе верховной власти, в кругу чингизидов не оказалось сильной личности. Попытки Кайып-хана и Абулхаира организовать сопротивление против джунгар не давали результатов. Вероятно, между обоими правителями были некоторые противоречия и несогласованность. В обществе преобладали центробежные силы и действия

Болантинское сражение. Поражение 1723 года не сломило казахский народ, в обществе стало нарастать сопротивление против агрессора. Судьба казахского народа могла быть еще трагичнее, если бы не нашлись в казахской степи силы, способные не только остановить, но и изгнать завоевателя. Дело спасения страны взял на себя сам народ, выдвинув из своей среды выдающихся организаторов и предводителей - Богенбая, Кабанбая, Тайлака, Саурыка, Жаныбека, Малайсары, Утегена и многих других. В отражении джунгарской агрессии первостепенную важность сыграло осознание родоплеменной знатью и верхами политического руководства необходимости единения во имя свободы нации и независимости государства. Не последнюю роль в этом нелегком процессе политической мобилизации сил сыграли такие общественные и политические деятели, как Толе би, Казыбек би, Айтеке би.
В 1726 году стала активно проводиться политика по объединению усилий всех трех жузов для отпора джунгарам. В 1726 году в местности Ордабасы (юго-западнее Шымкента) состоялась историческое собрание представителей всех трех жузов, которые приняли решение о необходимости объединения всех казахов и организации народного ополчения. Главой и предводителем ополчения был избран правитель Младшего жуза Абулхаир-хан, который способствовал консолидации антиджунгарских сил в казахском обществе. После этого собрания ополчение трех казахских жузов соединились и в 1726 году нанесли джунгарским войскам на берегу небольшой речки Буланты, к западу от реки Сарысу, первое за всю войну серьезное поражение. Местность, где произошло это сражение, получила название «Калмак-кырылган» - «Место, где были истреблены калмыки». Одержанная победа подняла дух народа, заставила его поверить в свои силы, в возможность победить завоевателей. Казахское ополчение перехватило инициативу и перешло в контрнаступление.
Анракайская битва. Выдающимся событием в освободительной борьбе казахского народа против джунгарских агрессоров стала Анракайская битва. Она произошла в 1729 году в местности Анракай, около 120 км. на юго-восток от южной оконечности озера Балхаш у озера Алаколь, известного у казахов под названием «ит ишпес Алаколь» (озеро Алаколь, воду которого не станет пить собака, т.е. плохая, горько-соленая). Сражением руководил хан Абулхаир. Битва началась с поединка батыров. Вот как его описывает Шакарим Кудайберды-улы: «Придя на поле брани, Сабалак (прозвище Аблая) видит: казахи и калмаки стоят на холмах друг против друга, а посередине перед войсками один лишь сын джунгарского хунтайши, зять самого Галдана Церена, батыр Чарыш - казахских батыров на поединок вызывает. Абильмансур (имя Аблая), спросив разрешения у хана выйти на поединок и получив его благословения, разогнал коня и, издав клич: «Аблай! Аблай!», налетел и сразил Чарыша. Одним махом отрубив ему голову, он с криком «Враг сражен!» увлек за собой казахских воинов. Калмаки дрогнули, побежали и были рассеяны казахами. В память о поединке с Чарышем народ присвоил ему имя Аблай». В Аныракайской битве, театр военных действий которой занимал около 200 километров, казахи одержали победу. Это место получило название «Место стонов и рыданий врага». Однако закрепить успех победы в Анракайской битве казахам помешали разногласия между Абулхаиром, Абулмамбетом и Семеке. Причиной разногласия стала внезапная смерть Болат хана. Возник спор, кому же быть старшим ханом трех жузов. Обиженный, что ему не достался трон ханства, главнокомандующий объединенными силами казахов Абулхаир откочевал к западным границам Казахстана. Хан Среднего жуза Семеке тоже покинул район сражения. Это свело на нет успех Анракайской победы казахов. После ухода ополчения Младшего и Среднего жузов, оставшийся один на один с джунгарами Жолбарыс хан был вынужден пойти на позорное перемирие. Тем самым, был нанесен непоправимый удар общему делу окончательного освобождения казахских земель от джунгарских завоевателей.

Последствия джунгарского вторжения в Казахстан были трагическими. Опустели города, пришли в упадок торговля и ремесла. Оказались нарушенными традиционные циклы и маршруты перекочевок, деформирована структура экономических связей между кочевыми скотоводческими районами Казахстана и земледельческими, ремесленными центрами Средней Азии. На некоторое время часть населения Старшего жуза оказалась в зависимости от джунгарских феодалов, что еще больше ослабило экономические и политические связи казахских жузов, усилило процесс политической раздробленности в Казахстане. Были нарушены этнические границы, вызванные перемещениями племен и народов, что резко осложнило международные отношения в этом регионе Азии.
В то же время, пусть и незавершенная победа над столь грозным противником, как джунгары, пробудила в казахском народе чувство национальной гордости, значимости, единства. Окончательно угроза нападений джунгар на казахские земли была снята лишь во второй половине XVIII века, когда в 1757 году джунгары потерпели сокрушительное поражение от Китая. В том же, 1757 году, казахское войско под предводительством Абылая нанесло джунгарам завершающий удар.

Об исторических событий тех лет идет речь в книге Н.А. Назарбаева «В потоке истории». Автор делает неоспоримый вывод, что народ должен быть един и в мирное время, и в годы суровых испытаний.

 

 

Вопросы для контроля:

1. Назовите имена казахских ханов, с которыми связаны законы -новые редакции обычного права казахов

2. К какому из сословий – ак суйек или кара суйек относились бии?

3. При каком хане институт биев стал играть важную роль в системе управления Казахским ханством?


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.015 сек.)