АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правовое государство в историко-правовой мысли

Читайте также:
  1. Cоциальная поддержка лиц, имеющих особые заслуги перед государством
  2. VI.1. Правовое регулирование брака и семейных отношений
  3. Авторское право - правовое положение авторов и созданных их творческим трудом произведений литературы, науки и искусства.
  4. Акционерное общество как юридическое лицо: порядок образования, правовое положение
  5. Анализ взаимодействия общества и природы, человека и среды его обитания является давней традицией в истории научной и философской мысли.
  6. Афинское государство в V в. до н. э.
  7. Б) Правовое разрешение конфликтов
  8. Беспристрастное государство
  9. Билет № 10 Философские взгляды Платона. «Государство»
  10. БУРЖУАЗНОЕ (КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ) ГОСУДАРСТВО
  11. Буржуазное (капиталистическое) государство
  12. ВВЕДЕНИЕ. КРАТКИЙ КУРС ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВОМ

Зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого и ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются еще в рассуждениях передовых для своего времени людей: мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран.

Так, еще в знаменитых диалогах Платона «Государство», «Политик» проводилась мысль о том, что там, где «закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью» неизбежна «близкая гибель государства». Только там, заключал Платон, «где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».

Выражая свое отношение к гос.власти, праву и закону, Аристотель постоянно проводил мысль о том, что «не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву, стремление же к насильственному подчинению, конечно противоречит идее права». Там, где отсутствует «власть закона», делал вывод Аристотель, там нет места и (какой-либо) форме гос.строя».

По мнению Цицерона, государство – не «любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом», а как «соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Государство, с точки зрения соотношения с правом, есть не что иное, как «общий правопорядок». Являлся глубоко убежденным и последовательным сторонником естественного права. Права и свободы человеку принадлежат по природе.

Локк предлагает разграничить публично-властные полномочия между отдельными частями власти и установить нормативно-закрепленные принципы иерархического взаимодействия этих частей с взаимным контролем, которые впоследствии легли в основу развития английского парламентелизма.

Монтескье помимо разделения властей и установления сдержек и противовесов предлагает наделить каждую власть специальными полномочиями, оговоренными основным законом, чтобы предупредить как сосредоточение всей полноты власти в руках одного лица или органа, так и злоупотребление самой властью.

Философские основы теории правового государства создавались и развивались Кантом, многократно указывавшим на необходимость для государства опираться на право, строго согласовывать свои действия с правом, постоянно ориентироваться на право. Государство, по Канту, выступает в качестве объединения множества людей, подчиненных правовым законам, где действует принцип, согласно которому законодатель не может решить относительно народа того, что народ не может решить относительно себя. Если же государство уклоняется от данного принципа, от соблюдения прав и свобод и не обеспечивает охрану законов, то оно рискует потерять уважение и доверие своих граждан, побуждает их к занятию по отношению к себе позиции отчужденности.

Гнайст обосновал законченную схему правового государства, в которой он отводил решающую роль не только формальным качествам (наличие разделения властей, как признака преодоления отчуждения общества от государства), но и самоорганизации общества и прежде всего развитой системы местного самоуправления. Такое государство характеризует: -устойчивая система общественного самоуправления, основанная на прочных национальных традициях; - наличие независимой административной юстиции, которая выверяет все решения и действия правительственной власти; - нравственная и политическая зрелость гос.власти и общества; - конституционное закрепление полномочий по всем трем властям; - конституционное закрепление основных прав граждан с возможностью судебного истолкования каждой из статей конституции; - гарантированность всех основных форм гос.деятельности и полная возможность оспаривания этой деятельности любым гражданином; - ответственность должностных лиц перед законом и народом.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.)