АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 1.Общая характеристика русской философии XIX-XX вв

Читайте также:
  1. I.1.9. Место и роль философии в культуре.
  2. II. Вопросительное предложение
  3. II. Принципы средневековой философии.
  4. II.12. Панорама философии ХХ века
  5. III. Материалистическое направление в русской философии
  6. III. Предмет, метод и функции философии.
  7. III. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКО-РИМСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
  8. III.2. Преступление: общая характеристика
  9. III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
  10. V. Характерные черты философии русского «религиозно-философского» ренессанса.
  11. VII. Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности (А.К. Маркова)
  12. X. примерный перечень вопросов к итоговой аттестации

Первые опыты русского философствования восходят к древнекиевской эпохе и связаны с принятием христианства на Руси. Философские воззрения обнаруживаются в таких литературных памятниках, как "Слово о полку Игореве", "Повесть Временных лет", в сочинениях русских государственных и церковных деятелей. Тем не менее вплоть до XIX в. невозможно говорить о специфической национальной русской философии. Даже XVIII век - век Ломоносова и Радищева - во многом остается подготовительным, так как русская мысль следовала еще за мыслью европейской, еще искала себя.

Можно сказать, что до XIX века философия в России имела место, но это была не собственно русская философия. Однако именно в подготовительный период были заложены истоки своеобразной русской философии, ее основные понятийные структуры, способы и модели рассуждения, ключевая проблематика, что и позволило русской философии достигнуть в XIX - XX вв. высочайшего расцвета.

Специфичность русской философии раскрывается в присущих ей особенных чертах.

1. Во-первых, смыслообразующей проблемой русской философии изначально выступает судьба России и человечества. Эта проблема формулируется следующим образом: каков путь России и русского народа в мире, тот ли, что и путь народов Запада, или это совершенно особый путь? Очевидно, что данный вопрос абсолютно актуален и в настоящее время. Эта особенность русской философии будет представлена на примере дискуссии славянофилов и западников.

2. Второй существенной чертой русской философии следует признать ее принципиальный онтологизм. Большинство русских мыслителей не принимают характерную для западной философии субъект-объектную установку; они не противопоставляют человеческое Я, сознание, Бытию, а рассматривают его как находящееся внутри бытия. Отсюда рождается космизм как характерная черта русской философии.

Основателем русского космизма является оригинальный и своеобразный мыслитель – Николай Федорович Федоров (1828-1903 гг.). Несколько слов о его незаурядной личности. Проработав 14 лет сельским учителем, в 1868 г. оказывается в Москве, где с 1874 г. работает в библиотеке Румянцевского музея. Занимая скромную должность дежурного по читальному залу, он постепенно заслуживает огромный авторитет у многочисленных посетителей этой библиотеки – виднейших ученых, писателей, философов. Федоров был лично знаком с Л. Н. Толстым, Вл. Соловьевым. Его личность производила на всех неизгладимое впечатление. Возраст его определялся трудно, словно он на протяжении десятков лет застыл в облике «старца». При этом Федоров поражал избытком жизненной энергии и ума. Про его редкую ученость ходили легенды. По свидетельствам очевидцев он знал содержание едва ли не всех книг Румянцевского музея. Федоров вел аскетический образ жизни и все свое жалование раздавал нуждающимся – понятно, почему при жизни его сочинения не были опубликованы. Они были изданы его учениками и последователями под общим названием «Философия общего дела» (1906, 1913 гг.). Весь пафос федоровского учения сводится к одной мысли – о преодолении силы смерти. Мыслитель решительно непримирим в отношении к смерти, он видит в ней источник всего зла. А почему, собственно, человечество должно мириться со злом, со смертью – слепой природной силой? Сам Христос, совершив воскресение, призвал человечество к борьбе со смертью. Необходимо изменить отношение к природе: не эксплуатировать и не повиноваться ее слепой силе, а регулировать естественные процессы. Федоров мечтает об управлении «всемирной силой тяготения», «регуляции слепых движений планет и всей солнечной системы», об «управлении всеми молекулами и атомами мира». Все его фантастические построения относительно «регуляции природы» имеют в виду победу над смертью. Цель мирового процесса - построение Царства Божия – достижима лишь при совместной деятельности всех людей: живущих и некогда живших. Без участия даже одного разумного существа спасение мира будет невозможно. Поэтому необходимо воскресение всех прежде живших поколений. Таким образом, реализация задач, стоящих перед миром, является «общим делом» всего человечества, осознающего свою целостность, всеединство. Федоров призывал жить «не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех». В этом заключается принцип нравственного общества, реализующего «общее дело». Какой же народ способен начать всеобщее дело построения нравственного общества на планете? Безусловно, православный. В этом особая, великая историческая роль России. Учение Федорова оказало влияние не только на русскую философскую традицию (Вл. Соловьев назвал его «учителем и отцом духовным»), но и на аксиологические (ценностные) приоритеты русского искусства (Достоевский, Л. Толстой, Хлебников и др.).

В целом космизм нельзя назвать просто направлением русской философии. Его основные идеи – органическое единство всего существующего и признание за человеком (человечеством) созидательной роли по гармонизации Вселенной – в той или иной степени оказываются внутренне присущими учениям практически всех русских мыслителей. Феномен космизма выражает одну из важнейших отличительных черт русской философии – то, что мы назвали ее «принципиальным онтологизмом». Русская философская мысль, в том числе и нерелигиозной ориентации, исходит из того, что сознание не просто достигает бытия, но от бытия, собственно, всегда проистекает, поскольку по самой своей природе находится внутри бытия.

Второе рождение космизма обнаруживается в творчестве Вернадского, Чижевского, Циолковского и др. Естественнонаучный космизм, оформившийся уже в начале XX в., рассматривает все сущее в прямой или опосредованной связи с физическим космосом, а деятельность человека как космическую (в первую очередь планетарную) силу, играющую значительную роль в преобразовании мироздания. Так, по мысли Владимир Иванович Вернадского (1863-1945 гг.), жизнь на земле возникла и эволюционирует под влиянием космической энергии. Благодаря ее усвоению вещество биосферы движется к стадии ноосферы, когда главной космической силой станет человеческий разум. Речь здесь может идти только о человечестве как едином целом. Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935гг.) провозглашал космический пантеизм, понимая атомы как неуничтожимые элементы материи, обладающие чувствительностью и зачатками духовности. Мыслящие существа являются неизбежным продуктом процессов развития космоса. Разумная жизнь на земле - частный случай присущего материи стремления к прогрессивным изменениям. Критерием высшей степени развития цивилизации, по Циолклвскому, является способность трансформировать структуру Вселенной.

3. Третья черта русской философии заключается в ее пронизанности религиозным содержанием. Религиозность русской философии находится в тесной связи с этической заостренностью всех вопросов.

4. Четвертой отличительной чертой русской философии можно считать ее жанровую специфику: тяготение к живому, образному слову, публицистичность и тесное переплетение с художественной литературой. Одной из своеобразных черт русской философской (и не только философской) мысли является ее стремление выразиться не в терминологическом наукоподобном языке, а в живом, образном слове. Потому существенный объем русской философии представлен в виде публицистики (статьи, письма, Дневники, очерки…) и художественной литературе. Авторы художественных произведений зачастую заслуживают именоваться не писателями, но мыслителями. Русская художественная литература очень философична и, наверное, поэтому она составляет важную часть мировой литературы. Она пропитана напряженным вниманием к человеку, его внутренней, духовной жизни. Именно в передаче экзистенциальных человеческих переживаний добились русские писатели удивительной тонкости и даже гениальности. Их волнует прежде всего тема самоопределения человека, поиска им самого себя. Поэтому ключевым моментом в творчестве русских писателей является раскрытие морально-нравственных оснований человеческого бытия. Нравственные искания великих русских писателей имеют религиозный характер - именно в этом заключается причина удивительной сопряженности их сознания русскому сознанию вообще. Наиболее значительными фигурами среди русских писателей-мыслителей являются Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский.

 


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)