АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 2. Западники и славянофилы

Читайте также:
  1. II. Вопросительное предложение
  2. VII. Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности (А.К. Маркова)
  3. X. примерный перечень вопросов к итоговой аттестации
  4. Аграрный вопрос
  5. Болгарский вопрос. Соборы на Западе на Востоке. Окончательное разделение 1054 года
  6. Более подробно вопрос об объектах экологических общественных отношений рассмотрен в главе II учебника. 1 страница
  7. Более подробно вопрос об объектах экологических общественных отношений рассмотрен в главе II учебника. 1 страница
  8. Более подробно вопрос об объектах экологических общественных отношений рассмотрен в главе II учебника. 1 страница
  9. Более подробно вопрос об объектах экологических общественных отношений рассмотрен в главе II учебника. 10 страница
  10. Более подробно вопрос об объектах экологических общественных отношений рассмотрен в главе II учебника. 10 страница
  11. Более подробно вопрос об объектах экологических общественных отношений рассмотрен в главе II учебника. 11 страница
  12. Более подробно вопрос об объектах экологических общественных отношений рассмотрен в главе II учебника. 11 страница

 

Начиная с XVII в., русская общественная мысль ставит и предлагает решения проблемы исторического пути России и отношения ее к западной цивилизации. В эпоху Петра I Россия делает решительный шаг навстречу Западу и весь XVIII в. движется в этом направлении. Отечественная война 1812 г. и заграничные походы российской армии открывают новый этап в развитии общественной мысли России. Огромное количество русских людей во время этих походов непосредственно прикоснулось к европейской жизни. Очень многое в Европе импонировало русским людям, поэтому актуализируется вопрос о заимствовании европейских традиций. С другой стороны, на фоне роста национального самосознания с новой силой вспыхивает тема русской "самобытности". Таким образом, в начале XIX и. основная проблема русской философии - отношение "России - Запад" - поднимается на новый, теоретический уровень. Началом активного обсуждения философско-исторической и социально- философской проблематики русской общественностью послужило "Философское письмо" П.Я.Чаадаева (1794-1856гг.), опубликованное в 1836 г. в журнале "Телескоп". В своем "Письме" автор пессимистично высказывается о России, прошлое которой "...пусто, настоящее - невыносимо, а будущего у нее нет". Анализируя русскую историю, Чаадаев приходит к выводу, что в то время как европейские народы созидают Царствие Божие на Земле, русский народ прозибает в застое. Он как будто лишен божественного Провидения и вовсе был бы незаметен в мире, если б не занимал таких безбрежных пространств. В итоге Чаадаев пишет: "Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы не внесли в историю человеческих идей ни одной мысли, мы ни в чем не содействовали движению вперед человеческого разума..."

"Письмо" Чаадаева буквально шокировало общественность. Журнал "Телескоп", в котором оно было опубликовано, по распоряжению Николая I закрыт, сам Чаадаев объявлен сумасшедшим и ему было запрещено писать и публиковаться. Герцен назвал чаадаевское письмо "выстрелом, грянувшим в темную ночь", который к 40-ым гг. XIX в.разделил мыслящих на славянофилов и западников. И те, и другие критиковали пессимизм Чаадаева, но с противоположных позиций.

Яркими представителями славянофильства были А.С.Хомяков (1804-1860), И.В.Киреевский (1806-1856), К.С.Аксаков (1817-1860) и др. Славянофилы заявляли о России как специфическом типе культуры, отличном от западноевропейского. А. С. Хомяков специфичность русской культуры обосновывал, исходя из понятия соборности, которое означает церковную общность людей, объединенных единой верой. Соборность, в противоположность индивидуализму, означает цельность человеческого духа и представляет собой "единство во множестве". Чтобы стать соборным, общество должно объединиться на основе не вещественных интересов, а христианской любви, сочетающей свободу каждого с единством всех. Русское православие, утверждает Хомяков, есть та форма христианского вероисповедания, которая сохранила соборный дух. А материальным аналогом соборности является русская община, объединяющая людей не внешней - правовой - свободой, а внутренней, основанной на моральном единении. Сохранение общинности, древнего патриархального быта способно высветить потенциальные возможности русского духа по отношению к европейскому. Ни одна страна, заключает Хомяков, не в силах возглавить процесс воссоединения, соборности человечества, кроме России, да и сама она должна еще "очиститься" от крепостного права преклонения перед Западом.

Иван Васильевич Киреевской (1806-1856), вслед за Хомяковым, противопоставляет русскую культуру европейской. Европейская цивилизация базируется на частной собственности, поэтому в ней силы эгоизма преобладают над силами солидарности. Расчетливость рассудка посеяла в душе раздвоение между запросами сердца, жаждущего веры, и требованиями холодного разума. Причем рассудок побеждает интуицию и веру, что, по мнению Киреевского, ведет к духовной гибели западной цивилизации. Односторонне рассудочному человеку он противопоставляет русского - носителя "общинного духа". Соединяя веру и разум, русская мысль создает ту "цельность духа", на которой и должна строиться "цельность бытия".

Диаметрально противоположную точку зрения на русскую историю и место России в мировой культуре высказывали западники, делившиеся на либеральное направление, представленное Кавелиным, С.Соловьевым, Чичериным, и радикальное (Белинский, Герцен, Чернышевский). Представители первого направления предлагали путем реформ сделать русское общество более свободным. Главенствующую роль в истории России они отдавали не общине, а государственной власти.

Радикальные западники средство завоевания свободы видели в революционных преобразованиях. Будучи атеистами, они развивали мысль о союзе философии и естествознания. Разочаровавшись в буржуазной Европе, Герцен и Чернышевский видели социальный идеал в социализме, основанном на обобществлении труда. Они полагали, что Россия сможет миновать капитализм и через социальную революцию перейти в социализм.

В целом западники признают различность исторических судеб России и Запада, но считают, что все общества движутся в одном направлении. Общая цель человечества связана с реализацией идеи свободы личности – ее всестороннего, нравственного и интеллектуального, развития.

В середине 1860-ых гг. в связи с началом масштабных реформ славянофильство и западничество сходят на нет. Два этих направления в своем споре задали проблемное поле русской философии XIX-XX вв., определили основные направления философских поисков. Идеи славянофильства получили развитие в русской религиозной философии. А идеи западников, прежде всего радикальных, и прежде всего Герцена, выступили философско-мировоззренческой основой народничества. Отсюда же пролегает прямой путь и к русскому марксизму.

Во второй половине XIX в. В общественной мысли России значительное внимание приобретают идеи материализма. Это обстоятельство сыграло важную роль в активизации философских диспутов, поскольку требовалось дать серьезный ответ на теоретические и практические установки материализма. Однако значимой философской новизной и оригинальностью учения русских материалистов в целом не обладали, т.к. представляли собой заимствование идей западноевропейской философской мысли.

 


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)