|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ВВЕДЕНИЕ. В 80-90-ые гг. XIX в. в русской философской мысли складываются новые тенденции
В 80-90-ые гг. XIX в. в русской философской мысли складываются новые тенденции. Во-первых, наблюдается движение в сторону систематизации всего, что было высказано предыдущими мыслителями. До этого времени цельных философских учений не создавалось. Причина не в недостатке дарования, а в том, что оно «распылялось», уходило в конкретную жизнь и злобу дня. Сколько философского раздумья и подлинного философского творчества уходило, например, в публицистику! В силу своей обремененности проблемами текущей жизни, русская мысль к кон. XIX в. коснулась всех существенных тем философии, и коснулась с той глубиной и напряженностью, которые отличают односторонние установки. Именно поэтому встает задача органического синтеза всего, что уже было высказано, в единую философскую систему. Второй тенденцией в развитии русской философии в кон. XIX в. становится ее последовательная поляризация. Если в 60-ых гг. наиболее типичным был так называемый «полупозитивизм» (сочетание наукообразной философии и идеалистической этики), то к 80-90-ым гг. эта половинчатость исчезает. Возрастают тенденции секуляризации мысли и одновременно борьбы с ней. В результате на одной стороне мы обнаруживаем философию, развивающую идеи западной мысли (кантианство, гегельянство, марксизм), а на другой - решительное возвращение к религиозной философии. Именно линия религиозной философии демонстрирует действительную оригинальность русской мысли. Она восприняла основную проблематику и систематизировала идеи предшествующих русских мыслителей. Наиболее ярким представителем русской религиозной философии, и ее основоположником является Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900 гг.). Он был очень эрудированным человеком, в области философии особенно. На его творчество оказали влияние различные учения, но как мыслитель Соловьев проявлял предельную самостоятельность; он адаптировал идеи изученных им философов к собственному мировоззрению, важнейшей чертой которого является универсализм. Синтезировав идеи предшествовавшей ему русской философской мысли, Соловьев создал первую в ее истории систему, не сводимой к какой-либо одной традиции. Построение своей философской системы Соловьев начинает с критики предшествующих учений за их отвлеченность и односторонность, в результате которых они подменяли целое частностями и заводили философскую мысль в тупик (к примеру, эмпиризм и рационализм). По мнению Соловьева, все предметы и явления существуют не отдельно друг от друга, а создают разнообразные связи, и вся Вселенная представляет собой единое целое. Настоящим предметом философии должно стать не бытие, которое относительно, а лежащий в его основе Абсолют (Сверхсущее, Бог). Бытие относительно своего абсолютного есть его другое; другими словами, Сверхсущее - это единство себя и своего отрицания. В этом ключе Соловьев разрабатывает понятие положительного всеединства, учение о котором выступило ведущей линией русского философствования. В труде «Чтения о Богочеловечестве» философ пишет: «Единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех. Ложное, отрицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы и само оказывается, таким образом, пустотою; истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия». Раскрывая динамику всеединства, Соловьев утверждает, что в абсолютном можно различить два полюса - Абсолют как таковой и абсолютное как становящееся всеединство, которое воплощается в реальной действительности. Раздробленный мир стремится через волю, представление и чувство вернуться к Всеединству, и это происходит соответственно через благо, истину и красоту. Особое место в онтологической модели Вл. Соловьева занимает учение о Софии, Премудрости божией, ставшее основой софиологического направления в русской философии. Концепция Софии Соловьева весьма темна и противоречива: она трактуется и как мировая душа, и как вечная женственность, и как тело Христово, т.е. Церковь. В конечном счете, София выступает началом, объединяющим тварный мир и Абсолют; это непосредственное воплощение Абсолюта в мире и одновременно идеальный человек. София выступает, другими словами, в образе богочеловечества, призванного преодолеть хаос тварного мира и вернуть его в состояние всеединства. Человек, таким образом, есть связующее звено между божественным и тварным миром. Гносеологическим аспектом концепции положительного всеединства является теория цельного знания. Цель познания - обретение безусловной истины - достигается, по Соловьеву, на пути синтеза религии, философии и науки, т.е. веры, мысли и опыта. Познать истину - значит вступить в область Абсолюта, внутренне соединиться с ним. Происходит это посредством интуиции - непосредственного умственного созерцания. В области нравственности положительное всеединство есть абсолютное благо, добро. Добро есть полнота бытия, оно ничем не обусловлено. Зло же объективно не существует, являясь разладом, дезорганизацией бытия, результатом эгоизма. Способом упразднения эгоизма является любовь к другому человеку, к природе, к Богу. Именно такое отношение и восстанавливает всеединство. В сфере материального бытия положительное всеединство есть абсолютная красота. В этой связи Соловьев стремится дать философское обоснование афоризма Достоевского «красота спасет мир». Красота есть одухотворение материального бытия, придание уму нравственного порядка, иными словами, чувственное воплощение истины и добра. Искусство в этом смысле выступает реальной силы, перерождающей материальную действительность и реализующей в ней идею всеединства. Вл. Соловьеву было присуще острое чувство истории, что выразилось в его постоянном внимании к историософским проблемам. Он полемизирует с Данилевским, выдвинувшим теорию культурно-исторических типов как самодостаточных социальных организмов. Соловьев отстаивает идею единой истории человечества, рассматривая ее в контексте мирового процесса. Космический процесс переходит в исторический, где воплощением всеединства становится церковь. Здесь человеческие отношения должны строиться на основе солидарности, практически воплощающей изначальную связь всего со всем. Стремясь найти средства реализации данного идеала, в 80-ых гг. Соловьев разрабатывает теократическую утопию: единство человечества будет обеспечено всемирной теократией (восстановлением церквей), где нравственная власть принадлежала бы церкви, а политическая - царю. Поиск инициирующего субъекта данного процесса приводит мыслителя к концепции «русской идеи». Развитием человечества, полагает Соловьев, управляют «три коренных силы». Первая - центростремительная - устраняет всякое многообразие подчинением одному верховному началу (Восток). Вторая - центробежная - дает свободу всем частным формам жизни и ведет к всеобщему эгоизму и анархии (Запад). Необходима третья, интегрирующая сила, которая обеспечила бы положительное содержание человеческого развития. Народ, носитель этой силы, должен быть свободен от всякой односторонности, от какой-либо частной задачи. Неудивительно, что мыслитель находит этот миссионерский народ в русском этносе. Соловьев занимался не только философией, но и литературной критикой, публицистикой; его поэтическое творчество послужило основой русского символизма. Философская система В. С. Соловьева явилась рубежной в истории русской философии. Он оказал огромное влияние на многих русских мыслителей XX в., разрабатывавших темы и мотивы, обозначенные Соловьевым. Философия Всеединства получает развитие в творчестве Л. С. Франка, П. А. Флоренского, Л. П. Карсавина, С. Н. Булгакова, Н. О. Лосского и других представителей русской религиозной философии XX века. Параллельно развивается экзистенциальная философская традиция, связанная, с одной стороны, с влиянием учений А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, а с другой - с глубокими социальными потрясениями в России, которые с новой силой поставили вопрос о ценности и смысле человеческой жизни. Ряд мыслителей свои философские построения основывают на идее неповторимости и максимальной ценности личности как таковой. Такой подход именуется персонализмом (лат. persona - «личность»). В творческом наследии И.А. Ильина (1889-1954) можно обнаружить иррационалистической антропологию. Речь идет о соотношении духовного и инстинктивного начал человека, которое приводится Ильиным в его работах «О грядущей русской культуре», «О сущности правосознания» и др. Понятие сердца у И.А. Ильина является одним из важнейших в его антропологии. Само существо человека составляет любовь: к объективно лучшему, совершенному, высшему совершенству - Богу. Человек тянется к духовному, его определяет духовная любовь. Самая сущность человека неразрывно связана с поиском духовного, а значит исследованием, открытием, напряжением духовного естества. Помимо категорий духовной любви, сердечного созерцания и созерцания сердца, носящих гносеологический характер, И.А. Ильин использует категорию «систематической интуиции», имеющую методологическое значение. В частности в «Учении о правосознании» он пишет: «...Учение о нормальном правосознании не покоится ни на исторической индукции, механически регистрирующей всякое «правосознание» и выделяющей черты, общие всем и всяким способам переживать право и государство... ни на дедукции, отправляющейся от предвзятой идеи и тяготеющей к беспредметной законченности в произвольном построении...Философия права движется, как и вся философия, путем систематической интуиции, направленной на объективно обстоящий предмет». И.А.Ильин во всех своих произведениях так или иначе болел за судьбу России, которая, по его убеждению, находилась после Октябрьской революции в тисках ненормального правового положения. Его идеалы – религиозность и нравственность определялись убеждением, что необходимо активное противодействие злу, даже если оно требует применения силы.
Основные выводы по лекции: 1. Русская философия, безусловно, является частью мировой философии и без связи с ней ее понять невозможно. Тем не менее, она обладает несомненным своеобразием, выражающемся в особом, русском, способе философствования. 2. Основными особенностями русской философии являются: антропоцентризм, социоцентризм, религиозно-этическая направленность, эссеизм. основная литература: Алексеев П. В. Философия: учебник / сост. П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М., 2010. Философия: учебник для студентов вузов / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – М., 2010.
дополнительная литература: Гулыга А.В. Русская идея. – М., 2003. Зеньковский В.В. История русской философии. В двух томах. – Л., 1991. Ильин И.А. Родина и мы. – Смоленск, 1995. Судьба России и «великая потребность человечества ко всемирному и всеобщему единению // Вопросы философии. – 2003. – № 3. Философы России XIX–XX столетий: биографии, идеи, труды. – М., 2002. ВВЕДЕНИЕ
Значительный рост в последние годы интереса образованных кругов российского общества к истории и культуре Византийской империи очевиден. Несомненно, существенную роль в усилении этого интереса сыграло широко отмеченное в 1988-1989 гг. российской и мировой научной и культурной общественностью тысячелетие крещения Руси. Внимание к судьбам Византии, более полутысячи лет назад исчезнувшей с карты мира, и к ее давним связям с Древней Русью не затухает ни в России, ни за рубежом. Имел некоторое значение также и проведенный в августе 1991 г. в Москве 18-й Всемирный конгресс византиноведческих исследований, в котором приняли участие около 700 ученых почти из 40 стран мира и на котором проблема отношений Руси и Византии была одной из самых приоритетных. Главная же причина, сделавшая модной «византийскую тему», состояла и состоит в том, что Русь снова, как и тысячелетие назад, оказаласьныне перед судьбоносным выбором дороги в будущее. Снова на самом разном уровне знаний и культуры в обществе обсуждается вопрос о якобы открывавшихся некогда перед Русью альтернативных и «упущенных» предками путях развития и о возможных глубоких и давних причинах часто поражающих Россию бедствий и крутых поворотов в ее истории. Снова, как некогда в спорах славянофилов и западников, поминается Византия - причем нередко в отрицательном смысле, с предвзятых, а еще чаще - попросту невежественных позиций. Как считает русский византивист Литаврин: «из мрака язычества вывела Русь именно Византия, самая культурная в то время страна Европы. Именно она, Византия, содействовала также Руси в обретении ею своего государственного достоинства и равноправия в семье европейских народов». Кроме того, Византия была источником славянской грамоты, ставшей главным фактором быстрого и всестороннего прогресса древнерусской культуры. Наконец, именно Византия дала нам само наименование нашей страны в принятой ныне нами форме – «Россия». Главная цель моего реферата – показать, что, несмотря на все перипетии и сложности в отношениях с Византией, все-таки, со слов Литаврина: «Весь ход развития и становления Российского государства и само его геополитическое положение обусловили ту историческую закономерность, которая сделала именно Византию «крестной матерью Древней Руси» Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |