АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Введение. Для того чтобы ученые, которые в нашем со­временном мире играют огромную общественную роль, не превращались в класс ученых невежд

Читайте также:
  1. I Введение
  2. I ВВЕДЕНИЕ.
  3. I. ВВЕДЕНИЕ
  4. I. ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ
  5. В Конституции (Введение), в Уставе КПК, других партийных до-
  6. Введение
  7. ВВЕДЕНИЕ
  8. ВВЕДЕНИЕ
  9. ВВЕДЕНИЕ
  10. ВВЕДЕНИЕ
  11. Введение

Для того чтобы ученые, которые в нашем со­временном мире играют огромную общественную роль, не превращались в класс ученых невежд, их образование не должно строиться только на узкопрофессиональном подходе к явлениям, а должно уделять подобающее внимание философ­ским вопросам и месту науки во всей области че­ловеческой мысли.

Филипп Франк, австрийский физик и философ

Согласно решению коллегии ВАК и правительства РФ, начи­ная с 2005 г. для аспирантов всех специальностей вводится в каче­стве обязательного кандидатский экзамен по дисциплине «Исто­рия и философия науки».

Авторский коллектив данного учебного пособия осознал всю сложность подготовки к этому экзамену, обусловленную следую­щими факторами. Во-первых, в обычных курсах вузовской под­готовки по философии проблемы философии науки практически не изучаются. Поэтому в пособии большое внимание уделяется ка­тегориально-понятийному аппарату; анализу истории идей, свя­занных с основными проблемами философии науки; знакомству с трудами ведущих отечественных и зарубежных философов на­уки. Во-вторых, экзамен имеет сложную трехсоставную структу­ру, включающую: (а) общие проблемы философии науки, кото­рая является специфической формой познания, особенным типом интеллектуальной деятельности, зародившейся в евро­пейской культуре; этот компонент кандидатского экзамена яв­ляется обязательным для аспирантов и соискателей всех специ­альностей; (б) общие философские проблемы конкретных социально-гуманитарных и естественных наук (истории, пси­хологии, физики, математики и т.д.); (в) историю науки, кото-


рая, в свою очередь, делится на историю науки вообще и исто­рию отдельных наук.

Авторы пособия ставили вполне определенные цели: во-первых, помочь аспирантам и соискателям подготовиться к кандидатскому экзамену по истории и философии науки; во-вторых, ознакомить молодых ученых всех специальностей с ос­новными проблемами философии современной науки; в-тре­тьих, что особенно важно, строго соотнести содержание разделов и глав пособия с официальной Программой-мини­мумом по курсу «История и философия науки». Поэтому сда­ющие кандидатский экзамен смогут найти в пособии ответы практически на все вопросы Программы, касающиеся как об­щих проблем философии науки, так и философских проблем социально-гуманитарных и, частично, естественных наук.

Оригинальность данного пособия заключается в том, что ав­торский коллектив представил в одном учебном пособии со­держание (а) общих проблем философии науки; (б) философ­ских проблем социально-гуманитарных наук; (в) генезиса и истории науки как таковой. Это делает пособие уникальным, ибо, во-первых, содержание первого раздела позволяет аспиран­там всех специальностей подготовиться к тем обязательным компонентам экзамена, которые относятся к общим проблемам философии науки и истории науки; во-вторых, содержание второ­го раздела дает возможность аспирантам и соискателям, специа­лизирующимся в области социально-гуманитарных дисциплин (фи­лософы, культурологи, социологи, политологи, психологи, филологи, педагоги и т.д.), освоить обязательный для них второй компонент экзамена, куда входит знание общих философских про­блем социально-гуманитарных наук. Это, кстати, избавит их от необходимости покупать дополнительно еще один учебник по философским проблемам этих наук. Следует также учесть, что философия науки формировалась первоначально как филосо­фия естественных наук, а потому содержание первого раздела может быть использовано аспирантами и соискателями «есте­ственниками» для освоения общих философских проблем своих наук.


Учитывая, что в истории мировой философии никогда не су­ществовало единой, всеми безоговорочно принимаемой концеп­ции «философии науки», авторы пособия попытались предста­вить панораму идей и взглядов ведущих отечественных и зарубежных специалистов по тем проблемам, которые посто­янно воспроизводятся в различных направлениях философии науки.

Проблемы философии науки не могут быть ни поставлены, ни решены вне обращения к идеям и концепциям самой науки, истории ее самопознания. Это обусловило необходимость по­стоянного обращения к размышлениям самих ученых по пово­ду проблем науки и их философского осмысления. Так, авторов пособия волновал вопрос, который в свое время задавал А. Эй­нштейн, а впоследствии австрийский физик и философ Филипп Франк (1884-1996): нужна ли философия науки аспирантам и соискателям, т.е. будущим ученым? По-видимому, наиболее че­стный ответ на этот вопрос могут дать сами ученые, ибо фило­софия науки — это не только то, что думают философы о науке, но и то, что думают ученые о философии и о самих себе.

Размышляя об ученых и тех ценностных ориентациях, кото­рые привели их в науку, А. Эйнштейн честно писал, что в «хра­ме науки» «различны пребывающие там люди и приведшие их туда духовные силы». Одни занимаются наукой «с гордым чув­ством своего интеллектуального превосходства; для них наука является тем подходящим спортом, который должен им дать полноту жизни и удовлетворение честолюбия». Другие прихо­дят в науку только с утилитарными, связанными с наживой це­лями. Наконец, есть такие ученые, «душевное состояние» кото­рых «подобно религиозности и влюбленности», а потому ежедневные неистощимое терпение и настойчивость в научной работе проистекают у них «не из какого-то намерения или про­грамм, а из непосредственной потребности». Эти ученые, по мнению Эйнштейна, удостоены «милости ангела». Небезынте­ресно отметить, что аналогичные суждения высказывал и Ф. Бэ­кон. Определяя истинную конечную цель науки, которая, по его


мнению, состоит в том, чтобы «данный от Бога дар разума направ­лять на помощь человеческому роду», Бэкон сетовал, что многие от­клоняются от этой цели. «Одни люди стремятся к знанию в силу врож­денного и беспредельного любопытства, другие — ради удовольствия, третьи — чтобы одержать верх в состязании и спорте, большинство — ради материальной выгоды и лишь немногие — для того, чтобы дан­ный от Бога дар разума направлять на пользу человеческому роду».

По-видимому, потребность ученых в глубоком осмыслении философских проблем науки не может быть одинаковой. Сегод­ня ученые разделились на тех, кто отвергает ценность филосо­фии науки, и тех, кто признает ее культурную значимость. Луи де Бройль, пытаясь понять причины негативного отношения к философии науки, пришел к выводу, что ученые часто смотрят «с некоторой подозрительностью на философские спекуляции, которым не хватает точных формулировок и которые тщетно бьются над неразрешимыми проблемами», философы же не про­являют интереса к достижениям специальных наук, потому что их результаты кажутся «им имеющими слишком ограниченный характер». «Очень часто мы слышим от преподавателей той или иной науки, что студенты, посвятившие себя серьезному иссле­дованию в области науки, не интересуются не относящимися к их занятиям философскими проблемами», — писал Ф. Франк. Такую позицию занимают не только западноевропейские, но и отечественные ученые. Не секрет, что во многих вузах нашей страны (особенно технических) сложилось пренебрежительное отношение к философии. Конечно, виноваты в этом часто сами преподаватели философии, догматизирующие ее принципы и идеи. Но те ученые-естественники, которым посчастливилось «встретиться» с «настоящей» философией, как это было, напри­мер, с Эйнштейном, на которого оказали большое влияние идеи австрийского физика и философа Э. Маха (1838-1916), призна­вали важность союза философии и науки, сами занимались фи­лософскими проблемами своей науки. Общеизвестно, что чет­вертый том сочинений Эйнштейна посвящен рассмотрению философских проблем физики. Общение же со студентами при-


вело его к выводу, что «самые способные студенты», с которы­ми он встречался в своей преподавательской деятельности, «глу­боко интересовались теорией познания», «любили спорить об аксиомах и методах науки и своим упорством в защите своих мнений доказывали, что эти вопросы были важны для них».

В своей книге «Философия науки. Связь между наукой и фи­лософией» Ф. Франк обосновывает мысль, что утрата (еще в XIX веке) звена той цепи, которая должна связывать науку с фило­софией (а этим звеном и является философия науки), принесла вред и философам, и ученым, а также обществу и культуре в це­лом. В обществе произошло разделение на «физиков» и «лири­ков», приведшее к глубокому разрыву между громадными науч­ными достижениями и «непониманием человеческих проблем». Обеспокоенность по поводу такого культурного разрыва выс­казывал задолго до Ф. Франка создатель волновой теории мате­рии Луи де Бройль. Негативные для общества последствия раз­рыва между гуманитарной и естественнонаучной культурами стали темой размышления Ч. Сноу в работе «Две культуры».

В нашей стране начиная с 50-х гг. XX века велись серьез­ные разработки в области философии науки, но к концу 80-х гг. интерес научной и философской элиты к такого рода ис­следованиям стал ослабевать. Введенный для аспирантов и со­искателей курс «Философия науки» является одной из первых попыток побудить ученых осмысливать научные проблемы не только в дисциплинарно-научном, но и философско-мировоз-зренческом контекстах. Задача эта, конечно, не легкая, если учесть сложившуюся за последние десятилетия прошлого века традицию негативного отношения «специалистов» к философии вообще и философии науки в частности.

Данное пособие, как и любое другое, имеет один существен­ный недостаток: в нем излагаются определенная сумма знаний, итоги рассуждений ученых и философов науки без полного ана­лиза приводимой ими аргументации. Это бесспорно обедняет содержание такого сложного предмета, каким является фило­софия науки. И хотя освободиться от подобного недостатка в


рамках пособия полностью невозможно, авторы все же попы­тались во многих его разделах изложить основные аргументы отдельных философов науки по поводу рассматриваемых ими проблем. Кроме того, в конце каждой главы дается список ори­гинальных трудов специалистов в области философии науки, что позволит аспирантам в случае возникшего интереса к проблеме глубже прояснить ее содержание и смысл.

И в заключение снова обратимся к идеям Ф. Франка. «Инте­рес к философскому аспекту науки, обнаруженный творчески­ми и одаренными богатым воображением умами, понятен,— пи­сал он, — если мы вспомним, что коренные изменения в науке всегда сопровождались более интенсивным углублением в ее философские основания». Авторы пособия на конкретном ма­териале истории науки, истории философии, истории филосо­фии науки попытались показать, что коренные изменения, про­исходящие в науке, всегда были связаны с существенными изменениями в философии и наоборот.

Авторский коллектив: доктор философских наук, профессор

В.П.Кохановский (раздел I, глава 4, § 1—3; глава 5, § 3 в соавтор-

стве); доктор философских наук, профессор Т.Г. Лешкевич (раз­дел I, глава 3; глава 4, § 4, 5; глава 5, § 1, 2, 4; § 3 в соавторстве; раздел II, глава 2); доктор философских наук, профессор Д. В. Ма-гяш (раздел II, глава 6); доктор философских наук профессор Т. П. Матяш (Введение, раздел I, главы 2, § 5, 6, 7, 8; § 1, 2 в соав­торстве; раздел II, глава 4); доктор философских наук, профессор Е. Е.Несмеянов (раздел I, глава 1; раздел II, главы 1, 3); доктор философских наук, доцент А.Б.Тазаян (раздел II, главы 5, 7); док­тор философских наук, доцент М.В.Финько (раздел I, глава 8, § 1,2 в соавторстве, § 3).

к


Раздел I

Основы философии

науки


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)