|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Трансформации общественной жизни (XIX—XX вв.)Чтобы понять, как и почему в XIX веке сформировались определенные дисциплины социально-гуманитарного цикла наук, рассмотрим процесс перехода от традиционного общества к капиталистическому, который предстает как смена ценностно-рациональной деятельности целерациональной. Определяющую роль в становлении капитализма, согласно М. Веберу, сыграла рационализация социального действия. «Дух капитализма» как определенный строй мышления нашел в целерациональном действии оптимальный способ социального позиционирования: предельные формы рентабельности предприятия достигаются в результате рационального стремления к законной прибыли. Этот способ поведения ориентирован на новую шкалу ценностей: человек существует для дела, а не дело для человека. Религиозные ценности, поддерживающие единство смыслового социального пространства, отодвигаются в рамки частной жизни, а определяющей общественной ценностью становятся материальные ценности. Максимизация личной выгоды в качестве определяющей ценности обусловливает вектор институциональных изменений, социальную стратификацию, формирует принципиально иную, в сравнении с традиционным обществом, социальную среду. Традиционные общества были ориентированы на социальные блага, находящиеся в органической связи с религиозными ценностями, которые удерживали «в поле религиозного напряжения» повседневную жизнь индивида. Религиозно-моральные нормы не всегда согласуются с целесообразностью, более того, в ряде случаев они предписывают требования отказа от личных выгод и интересов. Таким образом, мораль в традиционном обществе определяет границы социальной приемлемости естественной склонности индивида быть нацеленным на личную выгоду. Капитализм придает ценность индивидуальным целям, освобождает их от отягощенности моральными обязательствами. Главной целью деятельности становится личная выгода. Целерацио-нальность становится универсальным стандартом общественной жизни, и в ее терминах индивид осуществляет смысловую самооценку своего социального бытия. Самоидентификация индивида в качестве морального существа утрачивает свою социальную значимость. Наряду с максимизацией личной выгоды, индивидуальная свобода становится второй основополагающей ценностью капиталистического общества. Взаимоотношения между индивидами наполняются новым ценностным содержанием. Индивидуальное действие ограничено мотивами частного характера, а коллективная воля, в конечном счете, сводится к формированию условий, позволяющих удовлетворить частный интерес. На смену этике долга приходит этика склонности, ограниченная рамками гражданского повиновения. Религия после «расколдования» мира окончательно утратила прежнюю доминантную роль в обществе. Эволюция ценностных оснований общественной жизни изменила статус существовавших прежде дисциплин. Теология окончательно уступила место философии. Научные знания, показавшие практическую приложимость, получили широкое социальное признание. Происшедшая секуляризация знания заложила основы его демократичности: непререкаемых авторитетов в знании больше не могло быть. Не только теология, но и философия не могла теперь быть привилегированной наукой. Возвышение роли естествознания, в силу того, что изобретения, опирающиеся на научные знания, становятся решающим фактором повышения эффективности производства, сопровождалось падением значимости философии в жизни общества. Однако если философия, как и религия, выполняла функции хранительницы не только истины, но и блага, то естествознание, ориентированное только на постижение истинного знания о природе, разорвало идущую еще от античности внутреннюю связь между истиной и благом. Данное обстоятельство способствовало разделению наук по своему предмету. Философия и гуманитарные науки обращаются к исследованию блага, а истина становится монополией естественных наук. «Дух капитализма» отвергает претензии философии на истину. В социальном пространстве образуется вакуум ценностных долгосрочных ориентации. Капиталистическая идея прогресса сводилась к повышению производительности труда и техническому совершенствованию, что усиливало роль естественных наук. Французская революция наполнила идею безграничного технологического прогресса политическим содержанием. Социальные перемены объявляются нормой, а субъектом перемен объявляется народ. Благо трансформируется в политическую ценность. Гражданские права и легитимность политической власти становятся основными векторами общественных процессов. Политические лозунги Французской революции восходят к идеям Ж.-Ж. Руссо, главный тезис которого — неравенство между людьми нелегитимно и не имеет оправдания — открывает новые горизонты социального действия, имеющие политическое содержание. Несправедливое общество должно быть заменено справедливым, в котором преодолевается неравенство между людьми, а естественная свобода воли индивида заменяется общей волей. Индивид не утрачивает свободу, он обретает ее в общей воле. Преодоление политического неравенства находит свое обоснование в идеологии (общей воле), что и зафиксировала «Декларация прав человека и гражданина» (1789): «Люди рождаются свободными и равноправными. Социальные различия могут основываться только на всеобщей пользе». Формируется тенденция к заполнению вакуума ценностных ориентации социального действия, возникшего в результате отказа от универсальных моральных и религиозных ценностей, политическим содержанием. Идея социального равенства находит свое отражение в трех идеологиях: консерватизме, либерализме и социализме. Они существенно отличаются друг от друга в видении источников социального напряжения, способов их преодоления и исторической перспективы капитализма в целом. Но их объединяла, во-первых, общая оптимистическая вера в возможность улучшить условия существования в будущем, а во-вторых, эгалитаристское (от фр. egalitarisme — равенство) мировоззрение. Общественный прогресс прерывает смысловую связь с моралью и ориентируется теперь на область политики и экономики. Всеобщее избирательное право и благосостояние становятся основными критериями социального «здоровья» общественной жизни. Либерализм наиболее последовательно и полно выразил идеологический оптимизм в отношении капитализма. Политическая доктрина либерализма руководствовалась идеей научного управления переменами. Путь к вершинам политической власти открыт для всех и каждого, единственным условием является профессиональное владение научными методами управления социальными процессами. Умение управлять не является теперь родословной привилегией, как это считалось в монархической традиции престолонаследия. Это умение приобретается в результате усвоения научно обоснованных знаний о технологиях управления. Либерализм считал, что общественные цели при капитализме могут быть достигнуты только посредством научного знания, а поэтому нужно открыть универсальные законы развития общества и общественного производства. Но задача открытия универсальных законов могла быть решена только в рамках естественнонаучной модели теоретизирования: стандарты причинной обусловленности явлений легли в основу изучения общественных процессов. Социальные науки с самого начала позиционируют себя в качестве номотетических. Можно ли на основе рациональности сформулировать универсальную общественную цель, придающую одновременно смысл и индивидуальному бытию, и обществу в целом? Эта проблема является фундаментальной для общественных наук. Либерализм эту проблему решает с позиции методологического индивидуализма. Общественное благо редуцируется к индивидуальным потребностям, которые рассматриваются в контексте полного раскрытия человеческого потенциала. Идеология либерализма, выражая беспрецедентное доверие к личности как рациональному существу, выстраивает познавательную стратегию в двух направлениях: научного обоснования экономического прогресса и условий роста индивидуальной свободы. Либерализм стремится представить доводы, оправдывающие оптимистические надежды капитализма, рассматривая общественные процессы в прогрессистской перспективе, интерпретируя благо в терминах справедливого распределения материальных благ, равных гражданских прав и отсутствия социальных привилегий. Общественная жизнь при капитализме протекает в трех относительно независимых сферах: политической, экономической и гражданской. Поэтому для управления общественными процессами стали необходимы специализированные знания, раскрывающие законы функционирования этих сторон социального организма. Именно социальная востребованность специализированного знания обусловила в XIX веке следующую дисциплинарную организацию социальных наук: экономика, политология, социология. Экономика изучает законы функционирования рынка, политология — государственные институты, социология — гражданское общество. Эти науки должны были обеспечить научное управление социальными переменами. Либерализм, таким образом, свою убежденность в возможности научного управления общественными процессами положил в основу концептуализации общественных наук. Указанные общественные науки явились, таким образом, востребованными идеологией оптимизма, т.е. идеологией либерализма. Институционализация социальных наук прошла долгий путь, охватывая, согласно современному американскому социологу И. Валлерстайну, период с 1850 по 1945 г. Во второй половине XX века капиталистическая система претерпевает структурную трансформацию. Вместо экономики реального обмена приходит денежная экономика. Промышленники уступают место локомотива экономики финансистам. В новой экономике львиная доля ВНП приходится на сферу услуг. Информационные услуги и информационные технологии оказывают значительное влияние на принятие решений в выборе направлений социальных перемен. Информация и коммуникация становятся основными переменными, организующими общественную жизнь. «Информатизация» жизни вызывает диффузию экономической, политической и социальной сторон жизни общества. Это состояние, называемое постмодерном, многие представители социально-гуманитарных наук считают концом эры социальности. Так, современный французский социолог и философ Ж. Бод-рийяр отвергает любые теоретические интерпретации настоящего в терминах классической социологии. Современная иерархия социально-гуманитарных наук в значительной мере отражает специфику социально-экономического бытия общества. Лидирующие позиции таких дисциплин, как право и экономика, обусловлены преобладанием идеологии либерализма в государственной политике многих европейских государств. В связи с расширением влияния процессов глобализации не только на характер межгосударственных отношений, но и на социальные процессы в целом, в ближайшем будущем следует, ожидать, как считают некоторые исследователи, возрастания социального статуса таких социально-гуманитарных дисциплин, как социология, социальная психология, международные отношения. Что касается философии, филологии, культурологии и педагогики, то они пока предстают в роли дисциплин-аутсайдеров. Эта тенденция, конечно же, не является единственно возможной перспективой эволюции места и роли социально-гуманитарных наук в обществе. Существуют и иные прогнозы по поводу судьбы социально-гуманитарных наук. Так, бывший президент Международной социологической ассоциации Вал-лерстайн, подвергая сомнению традиционную дисциплинарную организацию общественных наук, считает, что уже к 1970-м гг. началось размывание границ предметно-дисциплинарной структуры социально-гуманитарных наук. Это размывание «оказалось настолько сильным, — пишет он, — что многие (и я в том числе) сочли невозможным защищать как теоретическую значимость, так и саму полезность устаревших названий и разграничений». Не только понятие «социальность» утрачивает традиционную эмпирическую корреляцию, но и политика все больше становится составной частью экономики. Гибридизация экономики подвергается критике идеологами неолиберализма, которые порывают с традициями политического либерализма, считая невозможным управление социальными, политическими и экономическими процессами. Так, основатель Венской школы экономики К. Менгер (1840-1921) доказывал, что такие основополагающие институты, какденьги, государство, рынокит.п., развиваются независимо от человеческих проектов. Подвергает критике проективные устремления политологии и английский социолог Дж. Скотт, который в своей книге «Благими намерениями государства: Почему и как провалились некоторые проекты улучшения условий человеческой жизни» вскрывает теоретические основания провала идеологии либеральных реформ. Отсутствие проективных теоретических ресурсов у социологии и политологии ставит под сомнение институциональную востребованность этих наук в их традиционной форме, что наглядно проявилось в контексте глобализации. Глобализация предлагает новую историческую перспективу: национальные государства становятся достоянием истории, общественная жизнь сводится к рынку. И поэтому неолиберализм — идеологический рупор глобализации — утверждает: рынок- хорошо, государство - плохо. Минимизация роли государства в общественной жизни объявляется благом, а идентичность, представленная институтами демократии, окончательно утрачивает смысловую связь с социальным (коллективным). Социальная среда оказывается в сетях стихии рынка. Индивид договаривается с участниками экономического обмена, чтобы придать некую общественную форму своим потребно- стям. Государство больше не является центром принятия решений, свои права диктует рынок. В этой ситуации традиционная дисциплинарная организация социальных наук, представленная экономикой, политологией и социологией, выявила свою историческую ограниченность. Социальные науки для сохранения своей востребованности должны учитывать вызовы современности, которые и определили не только изменение их содержания, но и иерархию. Науки, изучающие общество, право и экономику, стали лидирующими, социология, психология, международные отношения как перспективные дисциплины, за ними следуют науки, изучающие человека. История, философия, филология, культурология, педагогика пока являются дисциплинами-аутсайдерами. Говоря о перспективе классического обществознания, Вал-лерстайн отмечает, что «...наиболее вероятна и плодотворна перспектива создания новой открытой культуры, но уже не социологии, а обществознания, которая (и это самое важное) органично встроится в эпистемологический единый мир знания». Речь идет об интеграции наук, ибо реальная ткань общественных процессов свидетельствует о размывании границ между его различными аспектами. Говоря о междисциплинар-ности, он имеет в виду единство естественных, общественных и гуманитарных наук, которое должно строиться, учитывая, что а) наука ценностно ангажирована; б) беспредпосылочной теории не может быть; в) истины не являются всеобщими и универсальными, они историчны и множественны; г) истина как и идея прогресса является абсолютизацией рациональных оснований знания. Рациональность в своей основе проективна, поэтому в любой своей форме предполагает конечную цель. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |