|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Функции науки в жизни обществаГлавной функцией науки всегда являлось производство научно-теоретического знания, но в процессе своего развития наука приобретала новые функции. Развитие функций науки можно проследить в процессе ее исторического становления. Изменение картины мира под воздействием развития наук выявило мировоззренческую функцию науки. В современном мире именно научное знание составляет существенную основу и ядро формирования мировоззрения. В ходе развития науки формируются культурная и технологическая функции науки. Культурная функция указывает на роль науки в общем потенциале культуры. Технологическая функция науки подчеркивает качество развития цивилизации и отражает необходимость освоения последующим поколением имеющейся технологической мощи как стартовой площадки для последующего развития. В современном мире обнаружилась новая функция науки как фактора социальной регуляции, связанной с воздействием на потребности общества, созданием условий рационального управления и жизнедеятельности. Это влечет за собой этическую и ценностную направленность современной науки (см. раздел I, гл. 7). Регулятивная функция науки осуществляется через сложившуюся в данном обществе систему образования, воспитания, подключения членов общества к исследовательской деятельности и это-су науки, и, конечно, же посредством института экспертов. Отвечая на экономические потребности общества, наука реализует себя в функции непосредственной производительной силы, направленной на умножение производительных ресурсов общества. Именно крупное машинное производство, которое возникло не без помощи науки в результате индустриального переворота XVIII-XIX веков, составило материальную базу для превращения науки в непосредственную производительную силу. Она выступает в качестве важнейшего фактора хозяйственно-культурного развития социума. Каждое новое открытие становится основой для технического изобретения. Многообразные отрасли производства начинают развиваться как непосредственные технологические применения данных различных отраслей науки. В качестве приоритетной выделяют социальную функцию науки, в рамках которой особое место занимает экологическая ориентация. Современная наука вынуждена все больше заботиться о коэволюционном (согласованном) вписывании в природу достижений научно-технического прогресса (подробно см. раздел I, гл. 7). Наука в функции социальной силы предполагает, что методы науки и данные научных исследований используются для разработки крупномасштабных планов социального и экономического развития, при решении глобальных проблем современности (истощение природных ресурсов, загрязнение атмосферы, определение масштабов экологической опасности), для оптимизации социального управления. Выделяют также проективно -конструктивную функцию науки, являющуюся неотъемлемой стороной интеллектуального поиска любого ранга. Проективно-конструктивная функция связана с созданием качественно новых технологий и их предварительной экспертизой, что в наше время чрезвычайно актуально, так как существуют такие технологии, применение которых может принести человечеству вред, равносильный самоистреблению. Таким образом, к основным функциям науки можно отнести: (а) производство научно-теоретического знания; (б) мировоззренческую и культурную функции; (в) технологическую функцию и функцию науки как непосредственной производительной силы; (г) функцию социальной регуляции общественных процессов и социальной силы; (д) проективно-конструктивную функцию. Особенно значима роль науки в образовании, в основании которого лежат научная картина мира и научно обоснованные подходы, учитывающие особенности нейрофизиологической, умственной и эмоционально-волевой сферы человека. Роль науки в образовании распространяется на все компоненты образовательного процесса: цели, средства, результаты, принципы, формы и методы. Образовательный процесс выступает в качестве «исходной территории», на которой происходит «встреча» индивида с наукой. Наука оказывает направленное воздействие на образовательный процесс и может в случае необходимости санкционировать изменение всей структуры обучения. Научно- мировоззренческие принципы присутствуют в самих воспитательных и образовательных доктринах, в составе мыслительной деятельности педагога, пронизывают все содержание учебно-образовательного процесса. Образование - это интегративный процесс, в котором присутствуют компоненты обучения, передачи и сохранения традиций, творчества, предполагающего развитие эвристической и поисковой деятельности, самореализации. Изменения в науке и технике диктуют необходимость изменений образовательной системы, опирающейся на достижения науки. Философия снабжает образовательную систему содержательными смыслами понятий «личность», «индивид», «индивидуальность», которые составляют ядро образовательного и воспитательного процессов. Понятие «индивид», обозначая принадлежность к человеческому роду и указывая на доминирование витально-инстинктивных факторов жизнедеятельности (потребность в еде, половой инстинкт, инстинкт самосохранения), используется для обозначения человека как представителя массы. Индивид деперсони-фицирован и похож на всех остальных, о нем можно сказать: «тот», «другой», «третий». Понятие «индивидуальность» подчеркивает совокупность отличительных наследуемых или приобретенных качеств человека. Понятие «личность» включает в себя два основных момента: 1) необходимые социально-психологические характеристики человека; 2) необходимость социальной самореализации человека и его целеориентированность. Процесс формирования личности предполагает формирование внутренних, глубинных установок, обращенных к высшим ценностям: истине, добру, красоте, справедливости. Для личности очень важно ощущение собственного достоинства, прав, свобод, возможность отстаивать собственную позицию, стремление к взаимопониманию. Философия исследует проблему форм и способов трансляции знания, обосновывает идею о том, что социальные качества не могут передаваться по наследству и что воспитание, обучение и образование выступают каналами трансляции важ- ных социальных качеств и моделей поведения подрастающему поколению. В настоящее время отмечаются многочисленные негативы современного образовательного процесса, потеря качества из-за вписанных в него отношений коммерциализации. Образование нельзя квалифицировать как одну из рыночных услуг, наряду с другими, так как система образования должна являться тем «социальным лифтом», который обеспечивает пополнение социальной прослойки интеллигенции и интеллектуалов наиболее талантливыми, трудолюбивыми личностями, а не наиболее богатыми индивидами. Современные исследователи предлагают выделять две общие как для образования, так и для науки, функции: (а) неогуманистической ориентации, в которой присутствуют цели, направленные на выживание человечества, моральные императивы, содержащие заботу о будущих поколениях; (б) экологическую функцию, направленную на сохранение природы и обеспечение максимально благоприятных и гармоничных экологических условий для существования человека. На вопрос о том, выживет ли человечество в техногенном мире, ученые отвечают, что это во многом зависит от того, насколько наука и образование совместными усилиями будут заботиться о нашем будущем. Литература 1. Бэкон Ф. Новый органон// Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. — М., 1978. Т2. 2. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. — М., 1980. 3. Данилов-Данильян В.И. Возможна ли «коэволюция» природы и общества? //Вопросы философии. — 1998. — №8. 4. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. - М., 1990. 5. Знание за пределами науки. — М., 1996. 6. Конт О. Дух позитивной философии. — Ростов н/Д, 2003. 7. Микешина Л.А. Философия познания: Полемические главы. М.,2002. 8. Наука //Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т.3. — М., 2001. 9. Научные и вненаучные формы мышления. — М., 1996.
10. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. Ее генезис и обоснование. — М., 1988. 11. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. — М., 1998. 12. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. — М., 2004. Учебники 1. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Е. Основы философии науки. — Ростов н/Д, 2005. 2. Лешкевич Т.Г. Философия науки. — М: Инфра-М., 2005. 3. Лешкевич Т.Г. Философия науки: Традиции и новации. — М, 2001. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |